Действия вновь созданной организации: советы и предостережения

05 ноября 2020

Любая созданная коммерческая организация имеет своей целью получение прибыли. В связи с этим она формирует и по возможности решает различные задачи в области организационных аспектов функционирования,  бухгалтерского, налогового и управленческого учета, ценовой политики и т.д. Следует помнить, что коммерческие организации могут осуществлять деятельность от своего имени и у них появляются различного рода расходы и обязательства только после государственной регистрации.

Рассмотрим основные действия вновь созданной организации.

 

Юридическое лицо считается зарегистрированным с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре ‒ для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (абз. 2 части третьей п. 23 Положения о государственной регистрации).

 

Документ: Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее соответственно – Декрет № 1 и Положение о регистрации).

 

Назначение руководителя

Коммерческие и некоммерческие организации, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, обязаны представить в регистрирующий орган по месту нахождения организации уведомление о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) по форме, установленной Минюстом, в течение 10 рабочих дней со дня такого назначения (замены) (п. 22 Положения о регистрации).

 

Постановка на учет

В настоящее время регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах ФСЗН, регистрацию в БРУСП «Белгосстрах» (п. 25 Положения о регистрации).

Письмом № 10-15/14 уточнено, что налоговым органам для осуществления возложенных на них функций необходимы следующие представляемые плательщиком документы, истребование которых допускается законодательством:

‒ подтверждающие государственную регистрацию юридического лица (свидетельство о государственной регистрации);

‒ подтверждающие полномочия представителя юридического лица (руководителя, главного бухгалтера, иного уполномоченного лица), а также документы, удостоверяющие их личность;

‒ необходимые для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин), предоставления налоговых вычетов.

 

Документ: письмо МНС Республики Беларусь от 12.02.2010 № 10-15/14 «Об учетных делах плательщиков» (далее – письмо № 10-15/14).

 

Нормативными правовыми актами не определен перечень документов, подлежащих представлению в ФСЗН и БРУСП «Белгосстрах». По сложившейся практике обычно представляются:

‒ в ФСЗН: копии учредительных документов (устава и (или) учредительного договора), свидетельства о государственной регистрации, приказов о назначении руководителя и главного бухгалтера организации, приказа о сроках выплаты заработной платы;

‒ в БРУСП «Белгосстрах»: сведения о руководителе и главном бухгалтере организации и копия приказа о сроках выплаты заработной платы.

В органы статистики, как правило, дополнительные документы не представляются.

Для получения возможности представления налоговых деклараций и отчетной информации в ФСЗН в электронном формате, выставления и подписания электронных счетов-фактур по НДС, иного использования электронных документов организации должны получить ключ электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП). С этой целью они регистрируются в качестве подписчика у Республиканского унитарного предприятия «Национальный центр электронных услуг». Более подробная информация о порядке получения ЭЦП и прейскуранте тарифов на электронные услуги размещены на сайте по адресу: https://nces.by/pki/price.

 

Открытие счетов в банках

Для осуществления расчетов в безналичной форме с контрагентами и в других ситуациях организации открывают счета в банках (ст. 231 БК).

 

Документ: Банковский кодекс Республики Беларусь (далее – БК).

 

Организации для открытия текущих (расчетных) банковских счетов представляют в банк:

‒ заявление на открытие текущего (расчетного) банковского счета;

‒ копию (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора  ‒ для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющую штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, ‒ для юридического лица (подп. 2.3 п. 2 Декрета № 1).

Другие документы для открытия текущих (расчетных) банковских счетов юридическими лицами в банк не представляются.

 

Постановка бухгалтерского и налогового учета

В зависимости от объемов предстоящей деятельности создаваемые организации определяют порядок ведения бухгалтерского и налогового учета. Если по масштабам своей деятельности организация предполагает выйти за параметры микроорганизации, она обязана организовать постановку и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Законом  № 57-З.

 

Документ: Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее ‒ Закон № 57-З).

 

В иных случаях, рассматривая для старта свою коммерческую организацию как субъект малого предпринимательства, организации имеют право выбора варианта ведения учета.

 

Справочно:  к субъектам малого предпринимательства относятся:

  • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
  • микроорганизации ‒ зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
  • малые организации ‒ зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно (ст. 3 Закона № 148-З).

Аналогичные нормы в отношении критерия «субъект малого предпринимательства» содержатся в п. 1 Указа № 255.

 

Документ: Указ Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» (далее ‒ Указ № 255).

 

Следовательно, если микроорганизация примет решение вести учет только для целей налогового учета, то она может выбрать вариант ведения книги учета доходов и расходов либо вести бухгалтерский учет в соответствии с нормами Закона № 57-З. В случае выбора микроорганизацией варианта ведения бухгалтерского учета также есть возможность ведения его непосредственно руководителем этой организации. В этом случае он должен отвечать требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру (п. 2 ст. 7, п. 3 ст. 8 Закона № 57-З):

1) наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 3 лет;

2) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

Не менее важным для вновь созданной организации является выбор программного продукта в целях автоматизации бухгалтерского и налогового учета (1-С Бухгалтерия, Нива, Гедымин и др.). Как правило, такие программные продукты приобретаются по лицензионному договору, что регулируется ст. 985 ГК, и в целях бухгалтерского учета рассматриваются как нематериальные активы (подп. 7.1 п. 7 Инструкции № 25).

 

Документ: Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее ‒ ГК).

Документ: Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25 (далее – Инструкция № 25).

 

В дальнейшем стоимость программного продукта подлежит амортизации в соответствии с требованиями Инструкции № 37/18/6.

 

Документ: Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее ‒ Инструкция № 37/18/6).

 

В бухгалтерском учете операции по приобретению и использованию программного продукта отражаются следующими записями (см. табл. 1):

Таблица 1

Дебет счета

Кредит счета

Содержание хозяйственной операции

60

51

 Произведена оплата программного продукта

08

60

Отражено получение программного продукта от поставщика (без учета «входного» НДС)

18

60

Отражена сумма «входного» НДС

04

08

Принят к учету программный продукт

26, 44

05

Отражено начисление амортизации по программному продукту на общехозяйственные затраты (расходы на реализацию)

90-5

26, 44

Отражено по окончании месяца списание общехозяйственных затрат (расходов на реализацию) в состав управленческих расходов

 

Изготовление печати

Традиционно в нашей стране обязательным атрибутом коммерческой организации являлась печать. Однако в связи с принятием Декрета № 7, вступившим в силу с 08.01.2020, у них появилось право не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь (подп. 3.11 п. 3 Декрета № 7).

    

Документ: Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7).

 

Следовательно, в случае изготовления организацией печати она несет расходы, которые признаются управленческими расходами.

В бухгалтерском учете операции по приобретению и выдаче печати отражаются следующими записями (см. табл. 2):

Таблица 2

Дебет счета

Кредит счета

Содержание хозяйственной операции

60

51

Отражена оплата печати ее изготовителю

10

60

Отражено получение печати у ее изготовителя без учета «входного» НДС

18

60

Отражена сумма «входного» НДС

26, 44

10

Отражено списание стоимости печати на общехозяйственные затраты (расходы на реализацию)

90-5

26, 44

Отражено по окончании месяца списание общехозяйственных затрат (расходов на реализацию) в состав управленческих расходов

 

Затратами, учитываемыми при налогообложении прибыли, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (п. 1 ст. 169 НК).

 

Документ: Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).

 

Следовательно, затраты, по приобретению программного продукта, печати учитываются при налогообложении прибыли в составе затрат по производству и реализации.

Валентина Лемеш, доцент, канд. экон. наук

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup