Что надо учитывать организации, осуществляющей обращение с отходами

1. Организация планирует осуществлять закупку макулатуры и отходов полиэтиленовой пленки от юридических лиц (преимущественно торговых организаций) с последующей их реализацией. Отходы будут транспортироваться на склад, там сортироваться, прессоваться и отгружаться.
1.1. Надо ли организации получать лицензию на право осуществления деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, и регистрировать объект по использованию отходов?

Не надо.

К лицензируемым Минприроды видам деятельности, связанным с воздействием на окружающую среду, относится в т.ч. использование отходов 1–3-го классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов (п. 14 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450).

Для большинства видов отходов бумаги и картона классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, установлен 4-й класс опасности, для полиэтиленовой пленки (и большинства иных видов отходов пластмасс) – 3-й класс опасности.

В то же время приобретение в собственность, временное хранение, последующая реализация (отчуждение) отходов и иные описанные в вопросе виды деятельности не подпадают под определения «использование отходов», «обезвреживание отходов», «захоронение отходов», указанные в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон № 271-З).

Следовательно, организация, планирующая производить закупку отходов бумаги (картона) и полиэтиленовой пленки, не должна получать лицензию на право осуществления деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду.

Отметим, что некоторые из описанных в вопросе операций (прессование, сортировка (разделение по видам)) относятся к понятию «подготовка к использованию» согласно Закону № 271-З. Однако данные виды деятельности не являются лицензируемыми Минприроды.

От редакции:

Использование отходов – применение отходов для производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг (п. 6 ст. 1 Закона № 271-З);

обезвреживание отходов – деятельность, направленная на обработку, сжигание или уничтожение отходов иным способом, в т.ч. приводящая к уменьшению объема отходов и (или) ликвидации их опасных свойств (за исключением деятельности по захоронению отходов), не связанная с их использованием (п. 12 ст. 1 Закона № 271-З);

захоронение отходов – изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц (далее – имущество), не предусматривающая возможности их дальнейшего использования (п. 4 ст. 1 Закона № 271-З).

1.2. Надо ли организации регистрировать склад как объект по использованию отходов?

Не надо.

Порядок регистрации объектов по использованию отходов, а также порядок учета объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов регулирует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 «О некоторых вопросах в области обращения с отходами» (далее – постановление № 1104), которым утверждены соответствующие Положения.

Однако ранее мы уже сказали, что описанные в вопросе виды деятельности не подпадают под определения «использование отходов», «обезвреживание отходов», «захоронение отходов», указанные в ст. 1 Закона № 271-З.

Следовательно, организации не надо регистрировать используемый склад ни в качестве объекта по использованию отходов, ни в качестве объекта обезвреживания, хранения и захоронения отходов.

1.3. Необходимо ли организации составлять и согласовывать инструкцию по обращению с отходами? 

Необходимо.

Обращение с отходами – это деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием, использованием отходов и (или) подготовкой их к использованию (п. 13 ст. 1 Закона № 271-З).

В рассматриваемом вопросе организация осуществляет обращение с отходами – принимает в собственность, отчуждает, осуществляет временное хранение, перевозку, учет и т.д.

Следовательно, ей необходимо разработать и утвердить инструкцию по обращению с отходами производства, а также обеспечить ее соблюдение, поскольку эта обязанность предусмотрена для всех субъектов хозяйствования, осуществляющих обращение с отходами (подп. 1.3 п. 1 ст. 17 Закона № 271-З).

Справочно: порядок разработки такой инструкции определен постановлением Минприроды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45, а порядок согласования – Положением о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденным постановлением № 1104.

2. Предприятие закупает у разных юридических лиц вторичное сырье для собственного производства. Эти отходы доставляются на склад предприятия собственным транспортом.

Надо ли на перевозку таких отходов оформлять сопроводительные паспорта перевозки отходов?

Надо.

Если предприятие приобретает отходы, которые по происхождению относятся к отходам производства (согласно определению в соответствии со ст. 1 Закона № 271-З), то перевозка таких отходов допускается только при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства (п. 2 ст. 26 Закона № 271-З).

Эта обязанность не распространяется лишь на перевозку отходов производства:

  • относящихся к коммунальным отходам и вывозимых на захоронение (в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг) юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сбор и вывоз таких отходов, относящихся к коммунальным отходам;
  • производитель которых одновременно является их собственником, получателем и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим перевозку таких отходов.

 

С учетом того что предприятие не подпадает под перечисленные исключения, оно должно каждый случай перевозки отходов оформлять сопроводительным паспортом.

Справочно: форма сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и Инструкция о порядке его оформления утверждены постановлением Минприроды Республики Беларусь от 09.12.2008 № 112.

3. Организация в качестве нового вида деятельности начала закупать у разных субъектов хозяйствования (в т.ч. осуществляющих торговлю) отходы полиэтиленовой пленки, которую впоследствии будет реализовывать двум белорусским предприятиям как вторичное сырье.

Предусмотрены ли в отношении таких отходов какие-либо особенности законодательства?

Предусмотрены. Требуется регистрация сделок по приобретению отходов полиэтиленовой пленки.

Отходы полиэтиленовой пленки, как и другие виды отходов полиэтилена, включены в Перечень опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, подлежат регистрации, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2009 № 1391.

Это означает, что организации в рассматриваемом случае необходимо производить регистрацию всех сделок по приобретению отходов полиэтиленовой пленки:

  • в территориальном органе Минприроды по месту своей регистрации;
  • в соответствии с требованиями Положения о порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, утвержденного постановлением Правительства Республики Беларусь от 17.01.2008 № 61.

 

Для этого организация должна представить в адрес территориального органа Минприроды пакет документов, предусмотренный подп. 6.25 п. 6 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156. Этот пакет включает:

  1. заявление;
  2. копию договора, составленного в письменной форме и подписанного лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами (т.е. рассматриваемой организацией и субъектом хозяйствования, передающим ей отходы полиэтиленовой пленки);
  3. документ субъекта хозяйствования, осуществляющего обращение с отходами, который передает опасные отходы на определенный срок, отчуждает опасные отходы, свидетельствующий об образовании у него опасных отходов или о приобретении им права собственности на передаваемые, отчуждаемые опасные отходы (в данном случае автор полагает оптимальным представление копии инструкций по обращению с отходами производства тех организаций, которые отчуждают отходы в адрес рассматриваемого юридического лица);
  4. для рассматриваемой ситуации – копии договоров между рассматриваемой организацией и предприятиями, которые будут осуществлять использование отходов полиэтиленовой пленки.

 

Важно! Сделки о передаче опасных отходов на определенный срок, сделки об отчуждении опасных отходов, не зарегистрированные в территориальном органе Минприроды, считаются ничтожными, и к ним применяются последствия их недействительности, установленные гражданским законодательством.

Более того, ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) в адрес государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов» необходимо представлять отчет о заготовке и поставке вторичного сырья, отходов товаров, в котором должна отражаться соответствующая информация об отходах, собираемых от физических лиц в магазинах.

Справочно: форма данного отчета и указания по его заполнению утверждены приказом Минжилкомхоза Республики Беларусь от 27.11.2015 № 87.

От редакции:

Такой отчет необходимо представлять оператору и в ситуации, изложенной в первом вопросе.

 4. Организация осуществляет сбор отходов товаров и отходов упаковки.

Следует ли организации в отношении таких отходов вести книгу учета отходов (ПОД-9) и книгу общего учета отходов (ПОД-10)?

Это обязанность организации.

Организация должна вести учет отходов в книгах учета отходов (ПОД-9 и ПОД-10) в соответствии с установленным в организации порядком ведения учета отходов.

Обоснуем наш вывод.

Обязанность ведения учета отходов юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, предусмотрена:

  • подп. 1.6 п. 1 ст. 17 Закона № 271-З;
  • подп. 1.1, 1.2 п. 1 постановления Минприроды Республики Беларусь от 20.06.2014 № 27 «О некоторых вопросах учета используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, иных видов вредного воздействия на окружающую среду и признании утратившими силу постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. № 33 и от 31 декабря 2010 г. № 62».

 

Такой учет отходов должен вестись в соответствии с требованиями, определенными Инструкцией по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, разработанной и утвержденной организацией в порядке, определенном постановлением Минприроды Республики Беларусь от 11.10.2013 № 52 (далее – Инструкция № 52).

Справочно: Инструкция № 52 предусматривает для организаций, оказывающих своей деятельностью вредное воздействие на окружающую среду, обязанность разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственного экологического контроля.

Раздел «Учет и отчетность в области охраны окружающей среды» инструкции по осуществлению производственного экологического контроля должен содержать перечень учетной документации и государственной статистической отчетности, ведение и представление которой в соответствии со спецификой хозяйственной и иной деятельности осуществляет природопользователь в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов. Этот раздел оформляют в виде приложения к инструкции по осуществлению производственного экологического контроля (п. 9 Инструкции № 52).

Вышеизложенное требование распространяется и на учетную документацию по обращению с отходами.

В отношении обращения с отходами такими формами учетной документации являются книги ПОД-9 и ПОД-10. Рекомендуемые их формы утверждены Техническим кодексом установившейся практики 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды».

Они являются примерными и могут быть откорректированы с учетом особенностей сферы деятельности организации.

Важно! В случае ведения учета отходов по формам учетной документации, отличным от ТКП 17.02-12-2014, данные формы должны быть утверждены распорядительным документом организации и указаны в разделе «Учет и отчетность в области охраны окружающей среды» инструкции по осуществлению производственного экологического контроля.

Сергей Юрча, начальник управления ВМР ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов»
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Тэги: 

Читайте также

Рубрики
Наверх
http://www.gb.by/aktual/gosudarstvennoe-regulirovanie/chto-nado-uchityvat-organizatsii-osushch

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.