КГК РБ РАЗЪЯСНЯЕТ: С 1 октября проверяемые субъекты смогут воспользоваться рядом дополнительных гарантий (Комментарий к Указу Президента РБ от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»)

08 августа 2012

Комментируемый Указ № 332 внес изменения и дополнения в Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510). Нововведения вступят в силу с 1 октября 2012 г. Исключением является норма о планировании проверок по системе (вертикали) государственного органа, которая будет введена в действие с 1 января 2013 г. с учетом сроков формирования координационных планов контрольной (надзорной) деятельности, а также данных Правительству и Высшему Хозяйственному Суду поручений, исполнение которых должно начаться со дня официального опубликования этого Указа.

Указ № 332 предоставляет проверяемым организациям дополнительные возможности более активно участвовать в процессе проверки и защищать свои права и законные интересы. Итак,  с 1 октября:

1) в контрольной работе приоритетными будут  профилактические методы контроля.

Указ № 332 предусматривает ряд «непроверочных» форм работы контролирующих и надзорных органов в виде мониторингов, семинаров, круглых столов, выступлений, встреч с субъектами хозяйствования, в ходе которых последние смогут получить информацию о типичных нарушениях, разъяснения практических вопросов осуществления экономической деятельности;

2) периодичность плановых проверок  будет исчисляться не со дня, а с года окончания предыдущей плановой проверки (включая этот год).

При отсутствии предыдущей плановой проверки плановая проверка может быть назначена после истечения срока, предусмотренного в п. 4 Указа № 510 («мораторный период»);

3) для добросовестных субъектов предусмотрены специальные гарантии.

Плановые проверки в отношении добросовестных субъектов независимо от отнесения их к группам риска должны проводиться не чаще одного раза в 5 календарных лет не только одним и тем же контролирующим (надзорным) органом, но и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями) при условии, что сферы контроля (надзора) у этих органов (подразделений) совпадают.

Субъект считается добросовестным, если он отвечает в совокупности следующим условиям:

– добросовестно исполняет обязательства перед бюджетом;

– не имеет  фактов нарушений законодательства;

4) проверяемые субъекты хозяйствования получат дополнительные гарантии от незаконного вмешательства в их деятельность.

Указ № 332 определил последствия признания проверки незаконной: результаты такой проверки являются недействительными, а если проверка не завершена, она подлежит прекращению. Меры реагирования по такой проверке не могут быть приняты. Исключением будет случай, когда в ходе проверки установлены факты, указывающие на признаки преступления.

Жалобу о признании проверки незаконной можно подать до 24:00 последнего дня срока обжалования независимо от режима работы контролирующего (надзорного) органа. Если последний день срока подачи жалобы придется на нерабочий день, то днем окончания срока будет считаться ближайший, следующий за ним рабочий день.

Татьяна Чухлей, заместитель начальника управления подготовки и экспертизы проектов законодательных актов Комитета государственного контроля РБ

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup