МНС разъясняет вопросы обложения НДС вознаграждения экспедитора при организации и (или) обеспечении международных перевозок грузов.
Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.02.2022 № 2-1-9/Ба-00190
«О налогообложении НДС вознаграждения экспедитора»
(Извлечение)
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь с учетом позиции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 18.02.2022 по вопросу налогообложения НДС вознаграждения экспедитора при организации и (или) обеспечении международных перевозок грузов, включающих промежуточные перевозки по территории одного государства, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) к экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке в размере ноль (0) процентов, относятся транспортно-экспедиционные услуги, которые обязуется выполнить и (или) организовать выполнение экспедитор на основании договора транспортной экспедиции с клиентом, если такие услуги связаны с организацией и (или) обеспечением международной перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта по маршрутам: за пределы либо за пределами Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитом через территорию Республики Беларусь.
Экспортируемые транспортные услуги облагаются НДС по ставке в размере ноль (0) процентов при оформлении их международными транспортными или товарно-транспортными документами либо иными международными документами (пункт 2 статьи 126 НК).
Налоговая база по транспортно-экспедиционным услугам определяется как сумма, полученная (подлежащая к получению) в виде вознаграждения экспедитора по договору транспортной экспедиции (пункт 30 статьи 120 НК).
Справочно.
Согласно статье 755 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) по договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить или организовать выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены:
· обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и маршрутом, избранными экспедитором или клиентом;
· обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Статьей 758 ГК также установлено, что, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, а согласно статье 18 Закона Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон) экспедитор при исполнении договора транспортной экспедиции также может вступать в отношения с третьими лицами от своего имени или от имени клиента.
Права экспедитора определены статьей 23 Закона, согласно которой экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут и последовательность перевозки груза несколькими видами транспорта, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции.
Как правило, согласование условий, сроков и стоимости каждой конкретной международной перевозки груза осуществляется путем подписания клиентом и экспедитором заявки, которая является неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции и содержит информацию, необходимую для организации и (или) обеспечения международной перевозки груза (свойства груза, маршрут следования, последовательность перевозки груза несколькими видами транспорта, промежуточные пункты выгрузки, перегруза и другие).
Технологический процесс организации и (или) обеспечения международной перевозки груза клиента включает в себя различные операции по обслуживанию всей логистической цепочки доставки груза из пункта отгрузки в пункт назначения, в том числе с использованием технологий временного размещения грузов (выгрузки, перегруза, консолидации, расконсолидации) на различных этапах международной перевозки, смены видов транспортного средства на территории одного или нескольких иностранных государств, согласованные с клиентом.
Такие операции выполняются или организуются экспедитором в рамках одного договора транспортной экспедиции (заявки), являются неотъемлемой частью технологического процесса организации международной перевозки груза, указанного в данном договоре (заявке), и не могут рассматриваться как отдельно оказанные услуги.
С учетом сложившейся мировой практики в ходе организации и (или) обеспечения доставки груза клиента экспедитором могут использоваться различные варианты стыковок между видами транспорта и отдельными частями международного маршрута. Расположение мест передачи груза с одного транспортного средства на другое также может находиться как на территории одного государства, так и на территории нескольких государств, через которые следует груз.
При таких вариантах международный транспортный документ может оформляться только на часть маршрута в соответствии с международными нормативными актами.
Промежуточная перевозка груза по территории иностранного государства, являющаяся составляющей общего маршрута (логистической цепочки) по организации международной перевозки груза, может оформляться в соответствии с нормами законодательства государства, по территории которого следует груз.
На основании изложенного Министерство транспорта и коммуникаций полагает нецелесообразным разделение технологического процесса, связанного с организацией и (или) обеспечением международной перевозки груза, на отдельные составляющие, а также разделение вознаграждения экспедитора для отдельных логистических составляющих, входящих в общий маршрут по организации и (или) обеспечению международной перевозки груза, согласованный с клиентом.
Ситуация 1
По заявке клиента – резидента Российской Федерации экспедитором организована и обеспечена международная перевозка груза по международному маршруту Китай – Российская Федерация (с частичным оказанием услуг на территории Российской Федерации) несколькими видами транспорта:
· морской транспорт (Китай – граница Евразийского экономического союза) с оформлением международного коносамента;
· железнодорожный транспорт (граница Евразийского экономического союза – Российская Федерация (ж/д станция Ховрино) с оформлением железнодорожной транспортной накладной по форме, установленной законодательством Российской Федерации;
· автомобильный транспорт (Российская Федерация: Ховрино – Российская Федерация: Подольск (конечный пункт назначения, указанный в заявке Клиента) с оформлением транспортной накладной по форме, установленной законодательством Российской Федерации.
Между клиентом и экспедитором оформлен единый первичный учетный документ – акт сдачи-приемки работ (услуг) с указанием маршрута экспедирования груза, реквизитов транспортных документов.
В ситуации 1 в соответствии с актом сдачи-приемки работ (услуг) экспедитором в полном объеме выполнены (оказаны) транспортно-экспедиционные услуги по организации и (или) обеспечению доставки груза по согласованному с клиентом международному маршруту с использованием нескольких видов транспорта. В качестве международного транспортного документа выступает международный коносамент, что также соответствует нормам пункта 2 статьи 126 НК.
Относительно промежуточных перевозок груза железнодорожным и автомобильным транспортом по территории Российской Федерации, являющихся составляющими общего маршрута (логистической цепочки) по организации международной перевозки груза, расчет отдельного вознаграждения экспедитора договором транспортной экспедиции (заявкой) не предусмотрен.
Оборот по реализации транспортно-экспедиционных услуг по организации международной перевозки груза по согласованному с клиентом по маршруту Китай – Российская Федерация облагается по ставке НДС в размере ноль (0) процентов.
Ситуация 2
По заявке клиента – резидента Республики Беларусь экспедитором организована международная перевозка груза по маршруту Китай – Республика Беларусь (г. Витебск) (с частичным оказанием услуг на территории Республики Беларусь) несколькими видами транспорта:
· железнодорожный транспорт (Китай – Минск (станция Колядичи) с оформлением международной СМГС, содержащей пункт разгрузки г. Витебск;
· автомобильный транспорт (станция Колядичи – г. Витебск) по первоначальной международной СМГС накладной без оформления товарно-транспортной накладной формы ТТН-1.
Между клиентом и экспедитором оформлен единый первичный учетный документ – акт сдачи-приемки работ (услуг) с указанием маршрута экспедирования груза, реквизитов транспортных документов.
Справочно.
Без оформления товарно-транспортной накладной допускается выполнение автомобильной перевозки грузов, поступивших из-за пределов Республики Беларусь, до пункта разгрузки, указанного в транспортных документах грузоотправителя (пункт 23 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970).
В ситуации 2 оборот по реализации услуг перевозчика по перевозке груза по маршруту станция Колядичи – г. Витебск, не являющемуся международным маршрутом, облагается НДС по ставке 20 процентов.
Оборот по реализации транспортно-экспедиционных услуг по организации и обеспечению международной перевозки груза по согласованному с клиентом маршруту Китай – Республика Беларусь облагается по ставке НДС в размере ноль (0) процентов.
Ситуация 3
По заявке клиента – резидента Германии экспедитором организована международная автомобильная перевозка груза по маршруту Германия – Бельгия.
Экспедитором привлечен польский перевозчик, выполнивший перевозку по указанному маршруту с оформлением транспортного национального документа, то есть без оформления международной CMR-накладной, ввиду отсутствия требований по ее заполнению в соответствии с нормами законодательства Европейского союза.
В ситуации 3 оборот по реализации транспортно-экспедиционных услуг по организации и обеспечению международной перевозки груза по согласованному с клиентом маршруту Германия – Бельгия облагается по ставке НДС в размере 20 процентов.
Разъяснение опубликовано на сайте МНС 3 декабря 2025 г.







.jpg)




