AA

Особенности взыскания задолженности по ввозному НДС и иным таможенным платежам

Мы продолжаем публикацию ответов на вопросы, поступившие в рамках круглого стола по заявленной теме |*|.

* Первая часть ответов специалиста ГТК по указанной теме

Их подготовила Людмила Владимировна Дрозд, эксперт по вопросам обеспечения исполнения налогового обязательства в таможенной сфере, действующий специалист ГТК Республики Беларусь.

Окончание. Начало см.: «ГБ», 2020, № 27, с. 20–24.

У организации, имеющей задолженность по ввозному НДС и таможенной пошлине, отсутствуют денежные средства для ее погашения.

Таможенный орган принял решение взыскать задолженность с таможенного представителя организации, который несет вместе с ней солидарную обязанность по уплате таможенных платежей.

В какие сроки таможенный орган примет меры по взысканию таможенных платежей с таможенного представителя?

По истечении 2 месяцев со дня принятия в отношении организации решения о взыскании таможенных платежей.

Обоснуем наш ответ.

Обязанность по уплате таможенных платежей возлагается на организациюдекларанта (далее – декларант) либо на таможенного представителя, совершающего таможенные операции от ее имени и по ее поручению.

При совершении таможенных операций таможенный представитель несет солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с декларантом. Исключение – случаи, предусмотренные п. 5 ст. 405 ТК ЕАЭС*.
_____________
* Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).

Решение о взыскании, принятое в отношении таможенного представителя, несущего с декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных платежей, будет направлено ему таможенным органом по истечении 2 месяцев со дня принятия в отношении декларанта решения о взыскании.

Таможенный представитель обязан выполнить требование по уплате в течение 10 рабочих дней со дня получения им решения о взыскании (п. 4 Положения № 406*).
_____________
* Положение о порядке и сроках направления плательщику, а также лицу (лицам), несущему (несущим) с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, порядке и сроках выполнения предусмотренных в этом решении требований, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2019 № 406 (далее – Положение № 406).

Справочно: решение о взыскании направляется плательщику либо лицу (лицам), несущему (несущим) с таким плательщиком солидарную обязанность |*| по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, заказным почтовым отправлением с уведомлением о получении либо вручается под роспись уполномоченным представителям указанных лиц или плательщику (п. 5 Положения № 406).

* Практика погашения таможенной задолженности лицами, несущими с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных платежей

 

Организации за неуплату таможенных платежей начислили пени, которые составили внушительную сумму.

Как законно уменьшить сумму пеней?

Организация может уменьшить размер подлежащих уплате пеней, начисленных на таможенные платежи, в порядке, определенном подп. 5.3 п. 5 Декрета № 7*, причем самостоятельно.
_____________
* Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7).

Указанная норма предусматривает уменьшение в 2 раза суммы пеней, начисленных на таможенные платежи, в случае если организация произведет уплату таких платежей, пеней:

– либо до принятия таможенными органами решения о взыскании сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, утилизационного сбора или решения по акту таможенной проверки;

– либо до истечения 10 рабочих дней со дня получения организацией указанных решений.
Решение о взыскании направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о получении либо вручается под роспись организации (п. 5 Положения № 406).

Течение срока, определенного периодом времени, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено его начало, а исчисляемого часами, – с часа, следующего за часом наступления события, которым определено его начало (п. 3 ст. 4 ТК ЕАЭС).

Таким образом, организация может определить период, в течение которого она должна произвести уплату таможенных платежей, пеней с целью уменьшения размера пеней, предусмотренного нормой подп. 5.3 п. 5 Декрета № 7.

Также организация как плательщик может самостоятельно рассчитать сумму пеней на основании п. 4 ст. 55 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) и произвести их уплату, уменьшив полученную сумму в 2 раза.

В случае если уплата пеней будет произведена при выполнении условий, определенных Декретом № 7, в полном объеме, организация вправе подать в таможенный орган заявление о возврате излишне уплаченной суммы пеней |*|.

* Подробная информация об уменьшении суммы пени в 2 раза

 

Может ли организация, уплатившая пени в размере, уменьшенном в 2 раза в соответствии с подп. 5.3 п. 5 Декрета № 7, подать ходатайство и получить освобождение от уплаченной суммы пеней в порядке, определенном Указом № 340*?
_____________
* Положение о порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 23.07.2015 № 340 (далее – Положение № 340 и Указ № 340).

Нет, не может.

Ходатайство должно содержать просьбу о полном или частичном освобождении заявителя от административного взыскания и (или) уплаты пеней (абз. 6 части первой п. 2 Положения № 340).

Отметим, что размер пени рассчитывается в соответствии с НК. Положения подп. 5.3 п. 5 Декрета № 7, касающиеся уменьшения рассчитанного размера пени в 2 раза, подлежат применению непосредственно при уплате таких пеней.

Заявитель не имеет права подать ходатайство в отношении уплаченных (взысканных) пеней (их части) (абз. 2 части третьей п. 3 Положения № 340).

Следовательно, при уплате пеней, в т.ч. с учетом положений подп. 5.3 п. 5 Декрета № 7, организация утрачивает право подать ходатайство в отношении таких пеней.

 

Когда таможенная задолженность признается безнадежным долгом?

Если принятие мер по взысканию таможенных платежей не может привести к погашению задолженности из-за отсутствия у организации – плательщика таможенных платежей имущества и денежных средств, такая задолженность признается безнадежным долгом.

Обоснуем наш ответ.

Суммы платежей, взимаемых таможенными органами, взыскание которых оказалось невозможным, признаются безнадежными к взысканию и списываются в порядке и по основаниям, которые устанавливаются законодательством государства – члена ЕАЭС, таможенный орган которого осуществлял взыскание этих сумм |*|.

* Порядок отражения штрафов и пеней в бухгалтерском и налоговом учете

Право на определение порядка и оснований для признания платежей, взимаемых таможенными органами, безнадежным долгом и их списание определено ст. 70 и п. 6 ст. 77 ТК ЕАЭС.

Так, в Республике Беларусь порядок признания задолженности безнадежным долгом и ее списания определен Положением № 329*.
_____________
* Положение о порядке признания задолженности организаций и физических лиц по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, задолженности по пеням, административным взысканиям безнадежным долгом и ее списания, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 13.06.2008 № 329 (далее – Положение № 329).

Решение о признании задолженности организации безнадежным долгом и ее списании принимается таможней, осуществляющей взыскание:

– по задолженности по обязательным платежам, образовавшейся в связи со ввозом товаров на территорию Республики Беларусь (кроме задолженности по обязательным платежам, взимаемым налоговыми органами);

– на основании документов, указанных в п. 2 Положения № 329.

После принятия решения таможенный орган производит закрытие соответствующих лицевых счетов организации, если их ведение предусмотрено законодательством, с указанием номера и даты принятия данного решения (п. 7 Положения № 329).

 

Организация с целью помещения иностранных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов представила банковскую гарантию. Однако таможенный орган отказал в принятии банковской гарантии по причине несоответствия подписей должностных лиц банка на представленной банковской гарантии образцам подписей, имеющимся в таможенном органе.

Правомерен ли такой отказ?

Отказ таможенного органа правомерен.

Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимают банковские гарантии, выданные банками, филиалами банков и структурными подразделениями банков от имени банков, небанковскими кредитнофинансовыми организациями, включенными в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей (далее – реестр). Указанный реестр ведет ГТК (ст. 110 Закона № 129-З*).
_____________
* Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон № 129-З).

При включении в реестр банк должен представить в ГТК, в частности, нотариально заверенные карточки с указанием должностей, фамилий, собственных имен, отчеств (при наличии) должностных лиц банка, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, с образцами их подписей и оттиском печати банка в количестве, определяемом ГТК (подп. 4.4 п. 4 ст. 111 Закона № 129-З).

После включения банка в реестр карточки рассылаются ГТК в таможенные органы.

В случае изменения состава должностных лиц, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, банк представляет в ГТК новые карточки с образцами подписей всех должностных лиц, которым предоставлено право подписи на банковской гарантии.

Если банк при смене должностных лиц, имеющих право подписи на банковских гарантиях, своевременно не представит в ГТК обновленные карточки с образцами подписей всех должностных лиц, которым предоставлено право подписи, у таможенных органов есть основания отказать субъектам хозяйствования в принятии банковской гарантии такого банка (подп. 1.2 п. 1 постановления ГТК от 23.04.2014 № 15 «О некоторых вопросах включения в реестр банков и небанковских кредитнофинансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей») |*|.

* Оформление беспроцентной отсрочки уплаты ввозной таможенной пошлины

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup