Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Aлгоритм формирования системы обращения с отходами, образованными в офисе

Сергей Юрча, главный специалист сектора разрешительной деятельности управления обращения с отходами Минприроды РБ

В последние годы в Республике Беларусь уделяют большое внимание вопросам минимизации воздействия деятельности человека, в т.ч. производственной и экономической, на окружающую среду. В частности, разработана основная нормативная правовая и техническая документация по обращению с отходами.
Однако если сомнений в важности упорядочения и регулирования обращения с отходами на крупном производственном предприятии не возникает, то необходимость такого регулирования у организаций, деятельность которых не связана с каким-либо производством, вызывает большое количество вопросов. В то же время законодательство в части обращения с отходами практически не разграничивает требования к субъектам хозяйствования вне зависимости от осуществления производственной деятельности, величины штата сотрудников и т.п.
Данный материал будет полезен тем субъектам хозяйствования, у которых нет возможности иметь в штатном расписании должность эколога, однако в ходе осуществления экономической деятельности возникла необходимость организации системы обращения с отходами.

 

Термины, применяемые при обращении с отходами

Первоначально дадим определение некоторым из применяемых терминов:
отходы производства – это отходы, образованные в процессе осуществления юридическими лицами и ИП экономической деятельности (производства продукции, выполнения работ, оказания услуг) (ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее – Закон));
обращение с отходами – это деятельность, которая связана с образованием отходов, их сбором, разделением по видам, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием.
Таким образом, отходы, образованные в результате осуществления экономической деятельности, признают отходами производства.
Рассмотрим порядок формирования системы обращения с отходами на конкретных примерах.
Собственник отходов – арендодатель
Ситуация 1
Организация осуществляет свою деятельность в арендованном офисном помещении.
Самый простой и довольно распространенный на сегодняшний день случай – это передача права собственности на все образованные отходы, а соответственно и необходимость организации системы обращения с ними арендодателю.
 
Справочно: при аренде зданий, сооружений и иных объектов собственники передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов либо уполномоченные ими лица вправе разработать Инструкцию по обращению с отходами, которая включает порядок обращения с отходами производства, образующимися у арендатора (п. 5 Инструкции о порядке разработки и утверждения Инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция № 45)).
 
В этом случае в договор аренды необходимо включить:
– пункт о переходе к арендодателю права собственности на все образующиеся у арендатора отходы производства с момента их образования;
– порядок возмещения арендодателю всех расходов, связанных с обращением с отходами.
 
Важно! Если в договоре аренды предусмотрено, что к арендодателю переходит право собственности на все отходы, образованные у арендатора с момента их образования, то у арендатора нет обязанности по формированию системы обращения с отходами.
При оформлении договорных отношений таким образом между арендодателем и арендатором может возникнуть недопонимание по вопросу возмещения экологического налога за захоронение отходов.
В расходы арендодателя, связанные с обращением с отходами, входит экологический налог за захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения. При этом не признают объектом налогообложения захоронение данных отходов в объеме 50 т в год и менее (подп. 1.3 п. 1, п. 2 ст. 205 Налогового кодекса РБ).
Арендатор, у которого, по его оценкам, образовано менее 50 т в год указанных отходов, может опротестовать необходимость возмещения затрат арендодателю на уплату экологического налога за захоронение. Однако если арендодатель выполняет обязательства по обращению с отходами производства для большого количества арендаторов, то вывозимое им количество отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, на захоронение превысит 50 т. Данное количество является совокупным, затраты на уплату экологического налога за захоронение возникают из общего количества отходов от всех арендаторов, и требования по возмещению таких затрат обоснованны.
Кроме этого, арендодатель обязан:
– создавать места временного хранения отходов, а также иные условия производителям отходов для выполнения ими требований, установленных Законом (п. 4 ст. 17 Закона);
– осуществлять разделение отходов по видам, если производитель отходов не сделал этого. Обязанность возникает в связи с переходом к арендодателю права собственности на отходы (п. 1 ст. 24 Закона).
Арендодатель осуществляет только временное хранение и вывоз отходов на захоронение. В этом случае собственник отходов – арендатор
Ситуация 2
Договором аренды предусмотрено, что арендодатель взял на себя лишь часть обязательств, связанных с обращением с отходами.
Так, договором определено, что отходы, образующиеся у арендатора и подлежащие вывозу на захоронение, с момента передачи их на временное хранение признаются собственностью арендодателя, который осуществляет их временное хранение и вывоз на захоронение.
 
Важно! Если договор аренды заключен с таким условием, нужно понимать, что к арендодателю переходит право собственности только на отходы, подлежащие захоронению, и в момент их передачи на временное хранение. Поэтому в данной ситуации арендатора признают собственником отходов с момента их образования.
 
При формировании системы обращения с отходами следует отталкиваться от требований, изложенных в Законе.
1. Установите перечень должностных лиц, ответственных за обращение с отходами.
Первоначально необходимо установить перечень должностных лиц, ответственных за обращение с отходами. Их назначают внутренним приказом по организации, а также указывают в Инструкции по обращению с отходами (подп. 1.2 п. 1 ст. 17 Закона).
Возможно назначение не одного ответственного работника, а нескольких, например заместителя директора по общим вопросам – ответственным за общую координацию деятельности по обращению с отходами, начальника административно-хозяйственного отдела – за ведение учета отходов и т.п. 
2. Проведите инвентаризацию отходов.
Далее необходимо классифицировать отходы и определить их количество. Классификацию отходов осуществляют в ходе проведения инвентаризации.
Юридические лица, осуществляющие обращение с отходами, обязаны проводить инвентаризацию не реже 1 раза в год и не ранее 1 июля отчетного года (подп. 1.6 п. 1 ст. 17, п. 2 ст. 35 Закона).
Проведение инвентаризации включает подготовку следующих документов:
приказа о проведении инвентаризации (с указанием ответственных лиц за ее проведение в целом по организации либо по структурным подразделениям);
материалов о проведении инвентаризации, в которых отражают источники образования отходов, наименование образующихся отходов, результаты взвешиваний (замеров) количества отходов, расчеты нормативов образования и т.п.;
актов инвентаризации, в которых обобщают и систематизируют данные, полученные в ходе инвентаризации.
Порядок проведения инвентаризации изложен в Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 29.02.2008 № 17.
2.1. Определите виды отходов и класс их опасности.
Виды отходов и степень их опасности определяют в соответствии с Классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85 (далее – Классификатор отходов).
При организации деятельности в офисе могут образовываться следующие основные виды отходов:
отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (неопасные отходы, код 9120400 по Классификатору отходов). Данные отходы подлежат вывозу на захоронение на объекты захоронения отходов;
отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (4-й класс опасности, код 1870601). Эти отходы являются вторичными материальными ресурсами и подлежат передаче заготовительным организациям либо непосредственно на целлюлозно-бумажные комбинаты для использования в качестве вторичного сырья;
ртутные лампы отработанные (1-й класс опасности, код 3532603) или люминесцентные трубки отработанные (1-й класс опасности, код 3532604) в зависимости от типа используемых осветительных приборов. Такие отходы подлежат передаче на обезвреживание специализированной организации, имеющей лицензию Минприроды на право осуществления деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду в части обезвреживания отходов. Допускают также передачу данных отходов организациям, оказывающим услуги по удалению отходов, т.е. сбору и транспортировке на специализированные объекты.
2.2. Рассчитайте количество отходов.
Рекомендации по расчету количественных показателей отходов следующие:
1. Количество образования отходов, подобных отходам жизнедеятельности, можно рассчитать по правилам определения нормативов образования коммунальных отходов, утвержденных постановлением Минжилкомхоза и Минприроды РБ от 27.06.2003 № 18/27.
Пример 1
Рекомендуемые нормативы образования коммунальных отходов для парикмахерских – 0,52 кг на одного сотрудника в сутки. Таким образом, если количество работников парикмахерской 20 человек, то количество образующихся за рабочий день отходов составит 10,4 кг (0,52 кг × 20 человек).
 
Количество образования данного вида отходов (при отсутствии установленных нормативов их образования) определяют также на основании результатов замеров в ходе инвентаризации. Расчет количества отходов, образующихся за рабочий день, аналогичен приведенному в примере, только вместо рекомендуемого норматива применяют значение, полученное в результате замеров.
2. Расчет количества образующихся люминесцентных трубок отработанных (аналогично и ртутных ламп отработанных) производят по формуле:
 
 
 
где Ол.т – количество образующихся люминесцентных трубок отработанных, шт.;
Кл.т – количество установленных люминесцентных трубок в помещениях организации, шт.;
Чл.т – среднее время работы одной люминесцентной трубки, ч;
С – число рабочих смен в году;
Нл.т – нормативный срок службы одной люминесцентной трубки, ч (в соответствии с ГОСТ 6825-91 "Лампы люминесцентные трубчатые для общего освещения" составляет в среднем около 12 000 ч).
3. Количество образующихся отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства зависит от осуществляемого организацией вида деятельности, поэтому их определяют на основании результатов замеров в ходе инвентаризации. Так, если в ходе инвентаризации отходов производстваустановлено, что один работник образует 0,5 кг отходов бумаги и картона за один рабочий день, то при количестве работников одного профиля 20 человек за рабочий день будет образовано 10 кг макулатуры.
Для определения годового количества образования отходов необходимо количество отходов за рабочий день умножить на число рабочих дней в году.
2.3. При классификации отходов обратите внимание на 2 аспекта.
Поскольку у субъектов хозяйствования возможно образование других отходов производства, при их классификации необходимо обратить внимание на следующие моменты:
1. При отнесении отхода к той или иной позиции и коду Классификатора отходов нужно учитывать наличие установленного Классификатором отходов класса опасности. Отсутствие класса опасности влечет необходимость его установления собственником отходов (п. 2 ст. 16 Закона).
Пример 2
Отходы пленки можно отнести к позиции "пластмассовая пленка" (код 5712000) с неустановленным Классификатором отходов классом опасности. В то же время отходы пленки можно отнести к позициям Классификатора отходов с установленным классом опасности ("полиэтилен (пленка, обрезки)", "поливинилхлорид – пищевая пленка" и т.п.).
 
2. Следует проверить наличие зарегистрированных объектов по использованию или обезвреживанию того или иного отхода. Перечень таких объектов размещен на сайте www.minpriroda.by, раздел "Справочная информация".
Данная рекомендация связана с тем, что:
– законодательством определена приоритетность использования отходов по отношению к их обезвреживанию или захоронению при условии соблюдения требований об охране окружающей среды и с учетом экономической эффективности;
– передача отходов на использование позволяет не только избежать необходимости уплаты экологического налога за захоронение отходов, но и в некоторых случаях получить определенную прибыль от сдачи вторичного сырья.
Руководствуясь этими рекомендациями при проведении инвентаризации и классификации отходов, не следует пренебрегать различными свойствами и характеристиками образующихся отходов. Их необходимо использовать только при наличии нескольких относительно равноценных вариантов по отнесению отхода к тем или иным позициям и коду Классификатора отходов.
3. Разработайте Инструкцию по обращению с отходами.
Следующий за инвентаризацией отходов производства шаг – разработка Инструкции по обращению с отходами производства, содержание и порядок разработки которой изложены в Инструкции № 45 (подп. 1.3 п. 1ст. 17 Закона).
Остановимся на некоторых особенностях разработки Инструкции по обращению с отходами.
1. Данные в разделе "Образование отходов производства", а также в приложении "Образующиеся отходы производства" формируют на основании результатов инвентаризации отходов производства, в разделе "Ответственные за организацию обращения с отходами" – исходя из приказа о назначении ответственных.
2. Приложение "Карта-схема источников образования отходов производства" должно содержать общий план организации с указанием на нем мест образования всех отходов, отмеченных в приложении "Образующиеся отходы производства".
3. В разделе "Учет отходов производства" описывают общий порядок учета отходов (ниже рассмотрим его подробнее).
4. Заполнение раздела "Сбор и хранение отходов производства" требует пояснений. По условиям договора аренды временное хранение вывозимых на захоронение отходов производства (в приведенном примере – это отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения) осуществляет арендодатель. Такой факт необходимо отразить в рассматриваемом разделе инструкции.
В то же время временное хранение передаваемых на использование и обезвреживание отходов (т.е. отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, а также люминесцентных трубок отработанных) производит арендатор. Это должно быть также отражено в Инструкции по обращению с отходами.
Порядок хранения отходов бумаги и картона определен в ГОСТ 10700-97 "Макулатура бумажная и картонная. Технические условия". Так, их хранят в отдельном складском помещении либо в специально отведенном месте (например, в шкафу и т.п.) в определенной организацией таре (например, картонных коробках и т.п.) при условии защищенности от атмосферных осадков и почвенной влаги.
Требования к хранению люминесцентных трубок отработанных установлены в Положении о порядке учета, хранения и сбора ртути, ртутьсодержащих отходов, утвержденном МЧС 03.08.1998, Минприроды 03.08.1998, Минэкономики 31.07.1998 и приказом Минздрава РБ от 31.07.1998 № 263.
Люминесцентные трубки отработанные следует хранить в специальных кладовых, закрепленных за ответственным лицом, при условиях, исключающих их повреждение и деформацию (например, в коробках из-под новых).
Указанные места временного хранения отходов должны быть отмечены на общем плане организации в приложении "Карта-схема мест хранения отходов производства".
5. Важно правильно сформировать приложение "Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения". В нем следует указать допустимое количество накопления отходов производства и обоснование этого количества, а также периодичность вывоза отходов производства и обоснование установления такой периодичности.
Рассмотрим варианты обоснования.
Предположим, что объем отведенного для временного хранения отходов бумаги и картона шкафа позволяет накопить в нем 500 кг таких отходов. Это и будет допустимым количеством накопления отходов производства. Периодичность вывоза устанавливают исходя из времени, за которое заполняется отведенный шкаф (т.е. если заполнение места временного хранения отходов происходит, например, за 2 месяца, то периодичность вывоза составляет 1 раз в 2 месяца).
Предположим, что объем кузова автомобиля, в котором осуществляют перевозку люминесцентных трубок отработанных, позволяет загрузить в него 50 трубок. Это и будет допустимым количеством накопления отходов производства. Периодичность вывоза устанавливают исходя из времени, за которое в организации накапливается 50 люминесцентных трубок отработанных, вне зависимости от объема места временного хранения отходов (т.е. если накопление 50 люминесцентных трубок отработанных происходит за один год, то периодичность вывоза составляет 1 раз в год).
6. Раздел "Использование и обезвреживание отходов производства" должен содержать полный перечень передаваемых на использование или обезвреживание отходов производства, а также перечень субъектов хозяйствования, которым отходы передают с целью их последующего использования или обезвреживания. Чаще всего данные этого раздела представляются в табл. 1.
 
 
7. Раздел "Захоронение отходов производства" должен содержать информацию о том, что вывоз отходов на захоронение осуществляет арендодатель в соответствии с договором аренды.
8. Некоторые особенности перевозки отходов, которые необходимо отметить в разделе "Перевозка отходов производства", будут изложены ниже.
4. Организуйте учет отходов производства.
Юридические лица, осуществляющие обращение с отходами производства, обязаны вести их учет (подп. 1.6 п. 1 ст. 17 Закона).
Правила ведения учета отходов утверждены постановлением Минприроды РБ от 26.11.2001 № 27.
Учет отходов предполагает ведение 2 книг: первичного (ПОД-9) и общего (ПОД-10) учета отходов. Их формы утверждены постановлением Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33 "Об утверждении форм учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды" (далее – Инструкция № 33).
Заполнять книги учета отходов и отражать в них полноценные и достоверные сведения о количестве всех отходов, указанных в Инструкции по обращению с отходами производства, нужно постоянно. При проверке субъекта хозяйствования контролирующим органом могут быть соотнесены сведения книг учета отходов с иными документами (данными бухгалтерского учета, товарно-транспортными накладными, нормами расхода сырья и материалов и т.п.), поэтому необходимо, чтобы содержащиеся в различной учетной и технологической документации сведения соответствовали друг другу.
Книгу учета отходов по форме ПОД-9 применяют для ведения учета отходов производства в местах их образования. Учет отходов ведут на основании фактического объема отходов, который определяют путем взвешивания или замера. Для каждого наименования отхода отводят отдельный лист, а при необходимости заводят отдельную книгу (гл. 10 Инструкции № 33).
Пример 3
Для отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства рационально вносить записи в книгу учета отходов по форме ПОД-9 при передаче работником организации в место временного хранения урны или коробки, применяемой для накопления отходов бумаги и картона (в книгу вносят данные об ориентировочной массе одной коробки).
Для люминесцентных трубок отработанных вносят данные о количестве замененных отработанных люминесцентных трубок при выполнении работ по замене отработанных трубок на новые.
 
Для ведения учета образования отходов в целом от всех источников в организации используют книгу общего учета отходов по форме ПОД-10. Ее заполняют ежемесячно на основании данных книги учета отходов по форме ПОД-9. При этом для каждого календарного месяца отводят отдельный лист, а для каждого наименования отхода – отдельную строку. Дату заполнения книги по форме ПОД-10 указывают в Инструкции по обращению с отходами производства (гл. 11 Инструкции № 33).
На основании сведений книг учета отходов субъекты хозяйствования, осуществляющие обращение с отходами, не позднее 15 января года, следующего за отчетным, направляют в РУП "БелНИЦ "Экология" государственную статистическую отчетность по форме 1-отходы (Минприроды) (подп. 1.7 п. 1 ст. 17 Закона).
Форма отчетности, а также указания по ее заполнению утверждены постановлением Белстата от 29.09.2011 № 277.
Если у юридического лица образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, отходы бумаги и картона, отходы упаковки, отработанные люминесцентные трубки, отработанные ртутные лампы при общем объеме 50 т и менее в год, данную статистическую форму не составляют.
5. Учтите особенности отчуждения и перевозки отходов.
Следующий важный вопрос, который должен быть отражен в Инструкции по обращению с отходами, – это перевозка отходов.
Отходы перевозят с использованием транспортных средств, обеспечивающих предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество в соответствии с Законом, гражданским законодательством и законодательством о транспорте, а опасные отходы, классифицированные как опасные грузы, – в соответствии с законодательством о перевозке опасных грузов. При перевозке отходов оформляют сопроводительный паспорт перевозки отходов производства (пп. 1, 2 ст. 26 Закона).
Форма паспорта и инструкция по его оформлению утверждены постановлением Минприроды РБ от 09.12.2008 № 112.
В сопроводительных паспортах указывают основные сведения о перевозимых отходах производства, а именно: производителя, собственника, получателя и перевозчика, наименование, код в соответствии с Классификатором отходов, степень и класс их опасности.
Кроме этого, при отчуждении отходов производства может возникнуть необходимость регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в т.ч. ИП, осуществляющему обращение с отходами (п. 4 ст. 3 Закона).
Регистрации подлежат сделки по передаче только опасных отходов, указанных в перечне, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 23.10.2009 № 1391. Из рассматриваемых в данном материале видов отходов регистрации подлежат сделки по передаче или отчуждению люминесцентных трубок отработанных.
Порядок регистрации сделок утвержден постановлением Совета Министров РБ от 17.01.2008 № 61 (далее – Положение № 61).
Не требуется регистрация сделок об отчуждении тех или иных опасных отходов в случае отчуждения их юридическому лицу и ИП, имеющему лицензию на право осуществления деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду в части использования, отчуждаемых отходов 1-го – 3-го класса опасности, обезвреживания либо захоронения отчуждаемых отходов (п. 4 Положения № 61).
Например, регистрации не подлежит сделка по отчуждению субъектом хозяйствования люминесцентных трубок отработанных организации, имеющей указанное выше специальное разрешение (лицензию). Если же отработанные люминесцентные трубки отчуждают организации-посреднику (т.е. организации, оказывающей услуги по удалению отходов), то сделка должна быть зарегистрирована в установленном порядке. Ответственность за регистрацию сделки лежит на юридическом или физическом лице, которое принимает отходы в собственность. Организация, отчуждающая отходы, должна представить документ, свидетельствующий об образовании у нее отходов или приобретении права собственности на отчуждаемые опасные отходы (п. 36 перечня административных процедур, осуществляемых Минприроды, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1379).
По мнению автора, таким документом является Инструкция по обращению с отходами.
Если организация осуществляет хранение и вывоз отходов на захоронение, необходимо разработать дополнительные документы
Ситуация 3
Помещение, в котором организация осуществляет деятельность, находится в собственности или арендодатель по условиям договора аренды не взял на себя обязательства по обращению с отходами.
 
Важно! В данной ситуации организация является производителем и собственником отходов с момента их образования до момента отчуждения с целью использования, обезвреживания, захоронения или хранения.
 
В этом случае организации необходимо разработать всю документацию, рассмотренную в предыдущем примере, т.е. провести инвентаризацию, разработать Инструкцию по обращению с отходами, организовать учет отходов, оформить сопроводительные паспорта при перевозке отходов производства.
В то же время появление новых обязательств (а именно передача отходов на захоронение) приводит к необходимости рассмотрения 2 новых документов в части обращения с отходами:
1) норматива образования отходов производства, устанавливаемого для отходов, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах их захоронения (подп. 3.1 п. 3 ст. 17, ст. 33 Закона).
Порядок согласования и утверждения нормативов установлен постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104.
На стадии согласования нормативов территориальные органы Минприроды проверяют соответствие нормативов образования отходов производства сведениям, полученным при инвентаризации отходов производства, технологическим регламентам, удельным нормам расходов сырья и материалов, а также иной нормативно-технической документации, так как недостатки при разработке нормативов приводят к ошибкам в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства;
2) разрешения на хранение и захоронение отходов производства (подп. 1.4 п. 1 ст. 17, ст. 25 Закона).
Выдачу разрешений производят территориальные органы Минприроды по месту нахождения объектов хранения отходов и объектов захоронения отходов, в т.ч.:
– Минский городской комитет природныхресурсов и охраны окружающей среды – в случае хранения, захоронения отходов производства в г. Минске;
– областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случаях, если среди отходов производства, заявляемых к хранению, захоронению на территории области, имеются отходы 1-го – 3-го класса опасности или суммарное количество отходов производства, подлежащих хранению, захоронению на территории области, составляет свыше 100 т в год;
– районные, городские инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случае хранения, захоронения отходов производства на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за исключением случаев, предусмотренных в предыдущем абзаце.
Пример 4
Субъект хозяйствования зарегистрирован в г. Заславле, но он планирует вывозить отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, на один из действующих в Минске полигонов твердых коммунальных отходов. В этом случае за разрешением на хранение и захоронение отходов производства необходимо обратиться в Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Для получения разрешений заявитель представляет следующие документы:
– заявку на хранение и (или) захоронение отходов производства по установленным формам;
– расчет годового количества образования отходов производства на основании нормативов образования отходов производства;
– акт инвентаризации отходов производства;
– копию инструкции по обращению с отходами.
Таким образом, для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства субъекту хозяйствования необходимо иметь в наличии фактически всю основную документацию в части обращения с отходами.
В случаях, когда организация осуществляет вывоз отходов на захоронение, Инструкцию по обращению с отходами необходимо дополнить разделом "Захоронение отходов производства". Основная информация в данном разделе – это перечень вывозимых на захоронение отходов, который можно представить в виде табл. 2:
 
 
От редакции:
На страницах журнала "Главный Бухгалтер", 2011, № 42, вы сможете:
– ознакомиться с рекомендациями по разработке Инструкции по обращению с отходами, с примерами заполнения разделов (с. 14);
– узнать о контрольных мероприятиях, проводимых органами Минприроды, и мерах ответственности за нарушение законодательства при захоронении отходов (с. 33–42);
– рассмотреть особенности таможенного законодательства в отношении отходов (с. 43);
– найти ответы на актуальные вопросы, возникающие в сфере обращения с отходами (с. 48).
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.