Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Аренда строительного оборудования у резидента РФ: какие налоги следует уплатить?

Владимир Васильев, экономист

При осуществлении деятельности у белорусских организаций довольно часто возникают вопросы об обложении выплачиваемых  нерезидентам РБ доходов налогом на добавленную стоимость и налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы). Иногда проблемы появляются и в применении на практике норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Указанные вопросы рассмотрены в статье на примере аренды строительного оборудования, ввезенного из России.

Рассмотрим практическую ситуацию.

Ситуация

Белорусская организация осуществляет деятельность в области строительства. В процессе осуществления строительных работ возникла необходимость аренды строительного оборудования у резидента РФ на период строительства, которое планируется ввезти в ноябре 2012 г. По условиям договора арендная плата будет перечисляться резиденту РФ ежемесячно.

В связи с этим возникли следующие вопросы:

1. Необходимо ли уплачивать НДС при ввозе арендованного оборудования?

2. Возникает ли у белорусской организации (арендатора) обязанность по исчислению и уплате НДС при выплате арендных платежей?

3. Подлежит ли удержанию налог на доходы с сумм арендной платы и можно ли применить нормы международного соглашения?

При ввозе оборудования из России НДС не уплачивают

Вначале напомним, что Россия и Беларусь находятся в Таможенном союзе (далее – ТС).

Взимание косвенных налогов при перемещении товаров в ТС регулирует Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе, подписанное в г. Москве 25.01.2008 (далее – Соглашение). По общему правилу плательщиком косвенных налогов является импортер – собственник товаров.
 
Справочно: при импорте товаров на территорию одного государства – участника ТС с территории другого государства – участника ТС косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками). Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства – участника ТС товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию (ст. 3 Соглашения).
 
Процедурные моменты Соглашения регулирует Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе (далее – Протокол по товарам).

Справочно: Протокол по товарам утвержден решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 11.12.2009 № 26 "О международных договорах и иных нормативных актах по реализации основных положений Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года" (вступил в силу с 1 июля 2010 г.).
 
Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров рассмотрен в ст. 2 Протокола по товарам, в которой сказано, что взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства – члена ТС с территории другого государства – члена ТС, если иное не установлено настоящим Протоколом, осуществляется налоговым органом государства – члена ТС, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, с учетом особенностей, установленных Протоколом по товарам.

Таким образом, важным критерием при взимании НДС при импорте на территорию одного государства – члена ТС с территории другого государства – члена ТС для налоговых органов по месту постановки на учет налогоплательщика – импортера товаров является необходимость (по общему правилу) наличия права собственности у последнего.

Для целей Протокола по товарам собственником товаров признают лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).

Поскольку в случае, когда белорусскаяорганизация берет в аренду без права выкупа оборудование у резидента РФ (собственника данного оборудования) и ввозит его на территорию Республики Беларусь с ежемесячной оплатой сумм арендной платы резиденту РФ за пользование оборудованием, у белорусской организации – арендатора не возникает обязанности по уплате НДС при ввозе объекта аренды на территорию Республики Беларусь, поскольку она не является собственником данного товара.
 
Д-т 001 "Арендованные основные средства"
– на стоимость арендованного оборудования, указанную в договоре аренды*.
__________________________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
 
ПРИ ВЫПЛАТЕ АРЕНДНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ СЛЕДУЕТ ИСЧИСЛИТЬ НДС

Для рассмотрения вопроса обложения НДС арендных платежей следует обратиться к Протоколу о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе (далее – Протокол по работам, услугам).
 
Справочно: Протокол по работам, услугам подписан в г. Санкт-Петербурге 11 декабря 2009 г. и вступил в силу с 1 июля 2010 г.
 
В нем определено, что вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу и к транспортным средствам, являются "движимым имуществом". Исходя из того, что речь идет о ввозе объекта аренды, для целей применения Протокола по работам, услугам такой объект будет относиться к движимому имуществу.

При аренде движимого имущества, за исключением транспортных средств, местом реализации признают территорию государства – члена ТС, налогоплательщиком которого является арендатор (подп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола по работам, услугам).

Теперь обратимся к нормам Налогового кодекса РБ (далее – НК). При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в РБ через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возложена на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации, приобретающие данные товары (работы, услуги), имущественные права (п. 1 ст. 92 НК).

Следовательно, при аренде организацией – резидентом РБ объекта движимого имущества у иностранной организации – арендодателя (резидента РФ), не состоящей на учете в налоговых органах РБ, местом реализации в отношении оплаты арендной платы признается территория Республики Беларусь.

Соответственно у белорусской организации при перечислении арендных платежей по такому объекту возникает обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС с отражением оборота по стр. 13 "Налоговая база и суммы НДС, подлежащие уплате при приобретении объектов у иностранных организаций" налоговой декларации (расчета) по НДС.
 
Д-т 25, 26 – К-т 60 – 750 000 руб. (условно)
– на сумму арендных платежей;

Д-т 18 – К-т 68 – 150 000 руб. (750 000 × 20 %)
– исчислен НДС от суммы арендного платежа.

Справочно: форма налоговой декларации (расчета) по НДС приведена в приложении 1 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – постановление № 82).

УПЛАЧЕННЫЕ В БЮДЖЕТ СУММЫ НДС ПРИ ВЫПЛАТЕ АРЕНДНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ МОЖНО ПРИНЯТЬ К ВЫЧЕТУ

Порядок вычета сумм НДС, уплаченных при приобретении объектов у нерезидентов на территории Республики Беларусь, установлен п. 14 ст. 107 НК. В соответствии с ним суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ, подлежат вычету в отчетном периоде, следующем за периодом их исчисления, в порядке, установленном для вычета НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам.
 
Справочно: суммы НДС, уплаченные за приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права за иностранную валюту, подлежат вычету исходя из официального курса иностранной валюты, установленного Нацбанком на день оплаты этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.
 
Таким образом, отраженный по стр. 13 налоговой декларации (расчета) по НДС и уплаченный в бюджет НДС при выплате арендных платежей резиденту РФ подлежит вычету по налоговой декларации (расчету) по НДС, которая будет подана в следующем отчетном периоде.

Д-т 68 – К-т 18 – 150 000 руб.
– НДС по арендному платежу принят к вычету в месяце, следующем за месяцем исчисления.
 
НАЛОГ НА ДОХОДЫ С СУММЫ АРЕНДНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПОДЛЕЖИТ УПЛАТЕ…

…по ставке 15 % по национальному законодательству

Напомним, что объектом обложения налогом на доходы признают полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь доходы в виде роялти, к которым относится в т.ч. вознаграждение за использование имущества на территории Республики Беларусь либо предоставление права пользования таким имуществом, кроме платежей по аренде международных (континентальных и межконтинентальных) каналов и сетей электросвязи (подп. 1.3 п. 1 ст. 146 НК).

Ставка налогообложения составляет по этому виду дохода 15 %. Налоговой базой является общая сумма доходов за вычетом документально подтвержденных затрат в сумме возмещения стоимости такого имущества, приходящейся на начисленную сумму дохода, затрат по его страхованию, выплате банку, правительству иностранного государства или Постоянному Комитету Союзного государства процентов за кредит, полученный на приобретение имущества (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 147, п. 1 ст. 149 НК).

Вместе с тем затраты иностранной организации могут быть учтены при исчислении налога на доходы, если к дате начисления (выплаты) доходов в распоряжении налогового агента, удерживающего данный налог, имеются представленные этой иностранной организацией документально подтвержденные сведения о таких затратах (п. 2 ст. 147 НК).

В ином случае налог на доходы исчисляют со всей суммы доходов иностранной организации.

…по ставке 10 % в соответствии с международным соглашением об избежании двойного налогообложения

Вначале рассмотрим нормы национального законодательства.

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства. Если нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами РБ, то применяют нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (пп. 1, 2 ст. 5 НК).

Для целей применения положений действующих для Республики Беларусь международных договоров РБ по вопросам налогообложения иностранная организация, являющаяся фактическим владельцем дохода (резидент РФ), должна представить по форме и в порядке, установленным МНС, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым Республика Беларусь имеет действующий для нее международный договор по вопросам налогообложения (далее – подтверждение).

При этом подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства (ст. 151 НК).

Справочно: форма и порядок заполнения подтверждения установлены Инструкцией о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, утвержденной постановлением № 82 (далее – Инструкция).
 
От норм национального законодательства перейдем к рассмотрению Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество, подписанного 21.04.1995 (далее – Соглашение-1995).

В нем установлено, что доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве. Однако такие доходы от авторских прав и лицензий могут облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства. Налог не может превышать 10 % валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий (пп. 1, 2 ст. 11 Соглашения-1995).

Термин "доходы от авторских прав и лицензий" включает платежи, полученные в качестве вознаграждения за использование или предоставление права использования промышленного, коммерческого или научного оборудования (п. 3 ст. 11 Соглашения-1995).

Из приведенных положений Соглашения-1995 следует, что доходы российской организации от сдачи в аренду белорусской организации строительного оборудования облагают налогом на доходы по ставке 10 % в Республике Беларусь, что меньше установленной НК ставки в размере 15 %.

Необходимо учесть, что подтверждение статуса налогового резидента РФ для целей применения Соглашения-1995 осуществляется только Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы РФ по централизованной обработке данных.

Д-т 60 – К-т 68 – 75 000 руб. (750 000 × 10 %)
– начислен налог на доходы по ставке 10 % при представлении арендодателем необходимых документов.
 
При непредставлении соответствующего документа, подтверждающего постоянное местопребывание резидента России, нормы Соглашения-1995 применены быть не могут. В связи с этим налог на доходы подлежит удержанию и перечислению в бюджет в установленном порядке при условии неосуществления данной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, расположенное на территории Республики Беларусь.

Д-т 60 – К-т 68 – 112 500 руб. (750 000 руб. × 15 %)
– начислен налог на доходы при отсутствии документов, позволяющих применить ставку налога на доходы в размере 10 %.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.