Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий (Права и обязанности плательщиков: новации 2013 г.)

Наталья Рощина, экономист

Закон РБ от 26.10.2012 № 431-З "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь" с 1 января 2013 г. расширил и конкретизировал права и обязанности плательщиков налогов, сборов (пошлин), а также уточнил отдельные термины, применяемые в Налоговом кодексе РБ (далее – НК). Рассмотрим наиболее значимые изменения.

Налоговые органы надо будет информировать о закрытии счета, открытого для филиала, или о прекращении ведения им отдельного баланса
В 2013 г. у плательщиков расширились права. В новом году они могут получать:
– в налоговом органе на основании заявления копию представленной ими ранее налоговой декларации (расчета);
– от налоговых органов на основании заявления информацию о реквизитах, необходимых для заполнения платежных инструкций в целях исполнения налогового обязательства, уплаты пеней.
Налоговые органы должны будут представлять такую информацию по заявлению плательщика (иного обязанного лица) в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления.
С другой стороны, не обошлось без возложения на плательщиков дополнительных обязанностей.
Так, с 2013 г. плательщики должны:
1) информировать налоговый орган не только о создании или ликвидации филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации РБ (делать это по-прежнему придется в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его создания или ликвидации, причем в отношении любого подразделения, а не только того, которое исполняет или должно исполнять налоговые обязательства юридического лица, т.е. подразделения с учетным номером плательщика (далее – УНП)), но и о возникновении обстоятельства, в связи с которым прекращается обязанность обособленного подразделения юридического лица РБ, которому присвоен УНП, по исполнению налоговых обязательств этого юридического лица.
Под таким обстоятельством исходя из содержания п. 3 ст. 13 НК нужно понимать:
– утрату должностными лицами подразделения права распоряжаться денежными средствами на счете, открытом юридическим лицом для совершения подразделением хозяйственных и финансовых операций, или закрытие юридическим лицом такого счета;
– прекращение ведения подразделением отдельного баланса для учета активов, пассивов и хозяйственных операций.
Об одном из указанных обстоятельств со следующего года нужно будет сообщать в налоговый орган не позднее 10 рабочих дней со дня его возникновения;
2) представлять в налоговый орган по месту постановки на учет промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы в течение 2 рабочих дней со дня их утверждения в соответствии с законодательством.
 
Важно! После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами (ст. 59 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК)).
Ликвидационный баланс подписывают члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) и утверждает собственник имущества (учредители, участники) либо орган коммерческой организации, уполномоченный на то уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора). Данная норма определена п. 13 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования".
 
За неисполнение соответствующих обязанностей должностные лица организаций будут привлекаться к административной ответственности по ст. 13.8 "Непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений" Кодекса Республики Беларусь об административныхправонарушениях в виде штрафа в размере 2 базовых величин с увеличением его на 1 базовую величину за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 базовых величин в общей сложности. Правда, ответственность не будет наступать в случае непредставления в установленный срок указанных сведений и документов, если просрочка их представления составит не более 1 рабочего дня;
3) сообщать об открытии, закрытии, переоформлении счета "депо" организации (индивидуального предпринимателя) в налоговый орган по месту их постановки на учет в течение 1 рабочего дня соответственно после открытия, закрытия, переоформления такого счета.
Данная обязанность касается юридических лиц, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг и осуществляющих депозитарную деятельность.
Кроме того, отправляясь совершать юридически значимое действие, облагаемое государственной пошлиной, патентной пошлиной или консульским сбором и намереваясь при этом воспользоваться льготами по их уплате (такие льготы определены в ст. 245, 257 и 263 НК), плательщик должен будет захватить с собой документы, подтверждающие право на соответствующие льготы (такая обязанность с 2013 г. предусмотрена в подп. 1.10 п. 1 ст. 22 НК).
Отметим, что конкретный перечень таких документов не установлен, поэтому плательщику придется исходить из характера и содержания конкретной льготы.
Уточнены определения ряда терминов, значимых для правильного применения налогового законодательства
Существенное уточнение внесено в ст. 31 НК. В настоящее время эта статья определяет понятие "реализация имущественных прав" как передачу таких прав, не поясняя, какие именно операции имеются в виду, в частности, применительно к реализации имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. С 2013 г. передачей имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности будет признаваться:
1) передача данных прав правообладателем полностью или частично другому лицу по договору, предусматривающему передачу (уступку) исключительных прав на такие объекты (пп. 1 и 2 ст. 984 ГК);
2) предоставление правообладателем (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) либо лицензиатом сублицензиату разрешения использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности (речь идет о ситуациях заключения лицензионных и сублицензионных договоров независимо от вида соответствующей лицензии – исключительная или неисключительная) (ст. 985 ГК).
Данное определение актуально для всех налогов, уплачиваемых в связи с реализацией имущественных прав (налог на добавленную стоимость, на прибыль, налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции).
Комментируемым Законом уточнено также содержащееся в ст. 32 НК определение места реализации товаров. Так, сделан акцент на то, что таким местом признается территория Республики Беларусь, если товар находится на территории Республики Беларусь и не отгружается и не транспортируется покупателю (получателю, указанному покупателем) и (или) товар в момент начала отгрузки или транспортировки покупателю (получателю, указанному покупателем) находится на территории Республики Беларусь. Это соответствует подходу, ранее применявшемуся на практике. То есть, если транспортировка товара за пределы Республики Беларусь осуществлена первоначально в целях его хранения на территории другого государства и уже с территории этого государства осуществляется отгрузка товара покупателю (указанному им лицу), то местом реализации товара Республика Беларусь не признается.
Иностранные организации не будут подлежать постановке на учет в случае приобретения ими недвижимости, передаваемой на баланс белорусской организации
В вопросах постановки на учет плательщиков предусмотрен ряд упрощений.
Так, иностранные организации не будут подлежать постановке на учет в налоговом органе при приобретении ими права собственности, иных прав на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Беларусь (подп. 2.3 п. 2 ст. 66 НК), если ими приобретаются права на имущество, которое при государственной регистрации возникновения права собственности, иных прав на недвижимое имущество, сделок с недвижимым имуществом передается иностранной организацией в хозяйственное ведение белорусской организации или в качестве вклада в ее уставный фонд.
В 2013 г. организации, постановка на учет которых осуществлялась не одновременно с их государственной регистрацией (это религиозные организации, организационные структуры республиканских государственно-общественных объединений, фондов, политических партий и других общественных объединений, их союзов (ассоциаций), наделенные правами юридического лица, хозяйственные группы, иностранные организации), могут не подавать в налоговый орган отдельное заявление об изменении места нахождения организации (в 2012 г. такая обязанность предусмотрена п. 12 ст. 66 НК). Достаточно направить в налоговый орган по прежнему месту нахождения сообщение об изменении места нахождения организации в соответствии с подп. 1.9.5 п. 1 ст. 22 НК. Налоговый орган в течение 2 рабочих дней со дня получения такого сообщения снимет организацию с учета по прежнему месту нахождения и обеспечит ее постановку на учет по новому месту нахождения.
 
Важно! Согласно указанному подпункту НК об изменении места нахождения этих организаций нужно сообщать в налоговый орган в срок не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения.
 
Также с 2013 г. не надо будет подавать в налоговый орган отдельное заявление о принятии организацией решения о ликвидации своего филиала или иного обособленного подразделения, имеющего учетный номер плательщика (в 2012 г. это предусмотрено п. 14 ст. 66 НК). Достаточно будет сообщить налоговому органу о ликвидации обособленного подразделения.
 
Важно! Сделать это нужно не позднее10 рабочих дней со дня ликвидации подразделения (подп. 9.4 п. 9 ст. 22 НК).
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.