Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий (Исчисление косвенных налогов в 2013 г.: изменения в Налоговом кодексе РБ)

Ирина Ефимова, экономист

В Налоговый кодекс РБ (далее – НК) внесен ряд изменений и дополнений, которые направлены на дальнейшее упрощение порядка исчисления и уплаты косвенных налогов, решение проблемных вопросов налогообложения с учетом результатов его практического применения.
Основные корректировки НК включают в себя реализацию направлений налоговой политики на 2013 г., а также предложения органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству, и состоят в следующем.

 

Общая часть НК
Во-первых, уточнена терминология НК в отношении имущественных прав. Реализацией этих прав будут признавать не только их передачу, но и передачу права на их использование.
Внесение данного уточнения обусловлено следующим: реализацией имущественных прав признается передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения имущественных прав или формы сделки (ст. 31 НК). В связи с этим реализацию имущественных прав признают объектом обложения НДС, прибыль от реализации имущественных прав облагают налогом на прибыль, доходы в виде роялти признают объектом обложения налогом на доходы, а выручку от реализации имущественных прав включают в валовую выручку, облагаемую налогом при упрощенной системе налогообложения.
Законодательные нормы ст. 983 Гражданского кодекса РБ предусматривают, что правообладатель исключительного права на объект интеллектуальной собственности может передать это право другому лицу полностью или частично, разрешить другому лицу использовать объект интеллектуальной собственности и имеет возможность распорядиться им иным образом.
Автору или иному правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение (воспроизводить произведение, распространять оригинал или экземпляры произведения посредством продажи или иной передачи права собственности, осуществлять публичный показ оригинала или экземпляров произведения, публичное исполнение произведения, передачу произведения в эфир, переводить произведение на другой язык и т.д. (ст. 16 Закона РБ от 17.05.2011 № 262-З "Об авторском праве и смежных правах").
Во-вторых, внесены изменения в ст. 33 НК, направленные на установление мировой практики порядка налогообложения инжиниринговых, дизайнерских услуг, услуг авторского и технического надзора за строительством, непосредственно связанных с недвижимым имуществом.
Данная новация позволит исключить необходимость обложения НДС в Беларуси услуг по проектированию, дизайну, надзору при строительстве (реконструкции, ремонте) недвижимого имущества за рубежом в том случае, когда они будут оказываться белорусским субпроектировщиком белорусскому генпроектировщику, что, в свою очередь, исключит двойное налогообложение таких услуг.
 
Справочно: в настоящее время субпроектные работы, выполняемые белорусскими организациями для генпроектировщика в рамках договора с заказчиком-нерезидентом, облагают НДС в РБ, а проектные работы, выполняемые для нерезидента белорусским генпроектировщиком, не признают объектом обложения НДС. В настоящее время заказчик-нерезидент производит удержание НДС со всей суммы проектных работ (и субпроектировщика, и генпроектировщика), что приводит к двойному налогообложению и удорожанию стоимости работ, выполенных резидентами РБ.
 
В-третьих, в ст. 33 НК дано определение категории "транспортные средства", что позволяет четко установить место реализации вознаграждения лизингодателя, получаемого от операций по сдаче в лизинг транспортных средств нерезидентам. Данная формулировка позволит также относить к транспортным средствам суда внутреннего плавания, суда смешанного типа "река – море".
Приведенные определения "транспортное средство" и "единица железнодорожного подвижного состава" соответствуют терминам, содержащимся в Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 710.
Налог на добавленную стоимость (гл. 12 НК)
1. Отдельные положения гл. 12 НК приведены в соответствие с нормами указов Президента РБ:
от 17.01.2012 № 36 "О внесении изменений и дополнения в указы Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005 г. № 546 и от 4 апреля 2009 г. № 175";
от 17.01.2012 № 38 "О функционировании магазинов беспошлинной торговли";
от 24.02.2012 № 107 "Об освобождении от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь некоторых категорий товаров";
от 25.04.2012 № 202 "О мерах по развитию перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования";
от 24.05.2012 № 241 "О некоторых вопросах создания и деятельности ювелирного холдинга";
от 04.07.2012 № 294 "О порядке распоряжения государственным имуществом";
Декрета Президента РБ от 23.02.2012 № 2 "О внесении дополнений и изменений внекоторые декреты Президента Республики Беларусь".
2. Глава 12 дополнена ст. 92, устанавливающей особенности налогообложения для плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения, уплачивающих НДС. Данной категории плательщиков предоставлена возможность в 2013 г. и последующих годах осуществлять уплату налога с применением принципа "по оплате".
3. В состав объектов обложения НДС предусмотрено включение оборотов по прочему выбытию товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли в магазинах беспошлинной торговли, а также определен момент фактической реализации при прочем выбытии таких товаров.
4. Дополнительно внесена норма, определяющая порядок применения ставки НДС в размере 20 % при прочем выбытии товаров, а также ставки НДС в размере 0 % при реализации производителями товаров владельцу магазина беспошлинной торговли для последующей их реализации в указанных магазинах.
5. В гл. 12 внесено дополнение о том, что объектом обложения НДС не признается безвозмездная передача государственного имущества.
6. С 1 января 2013 г. объектом налогообложения не будет признаваться как стоимость работ (услуг), приобретенных (оплаченных) плательщиком для своих работников, так и стоимость работ (услуг), приобретенных (оплаченных) плательщиком для пенсионеров (бывших работников), которые на дату увольнения имели право на пенсию по возрасту на общих основаниях.
 
Внимание! В отношении указанных расходов будет применяться ограничение прававычета, установленное подп. 19.9 п. 19 ст. 107 НКв части непринятия к вычету НДС уплаченных (подлежащих уплате) при приобретении и (или) ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, непризнаваемых объектами обложения НДС в соответствии с подп. 2.12, 2.16, 2.23 п. 2 ст. 93 НК.
 
7. Подпункт 1.14 п. 1 ст. 94 НК приведен в соответствие с терминологией Указа Президента РБ от 25.04.2012 № 202 "О мерах по развитию перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования".
8. С 1 января 2013 г. исключены налоговые льготы по НДС по следующим направлениям:
а) по оказанию услуг связи физическим лицам (внесены соответствующие корректировки в подп. 1.21 п. 1 ст. 94 НК);
б) оказанию юридической помощи адвокатами, юридическими консультациями и адвокатскими бюро.
 
Справочно: адвокаты вправе осуществлять адвокатскую деятельность в адвокатском образовании в форме юридической консультации или адвокатского бюро либо индивидуально (п. 2 ст. 29 Закона РБ от 30.12.2011 № 334-З "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь").
Юридические консультации образуются территориальными коллегиями адвокатов и не являются юридическими лицами. Коллегии адвокатов и адвокатские бюро освобождены от всех налогов, а также от представления налоговых деклараций (ст. 63 и 329 НК). Адвокаты, осуществляющие свою деятельность индивидуально, не являются индивидуальными предпринимателями и как физические лица не исчисляют НДС.
 
Учитывая изложенное, с 1 января 2013 г. освобождение от исчисления НДС, которое было предусмотрено в настоящее время подп. 1.22 п. 1 ст. 94 НК, исключено;
в) оказанию услуг по привлечению и (или) доверительному управлению денежными средствами, имуществом организаций и физических лиц, ценными бумагами, форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными аналогичными финансовыми инструментами срочного рынка, денежными средствами, переданными для приобретения ценных бумаг, форвардных и фьючерсных контрактов, опционов и иных аналогичных финансовых инструментов срочного рынка (подп. 1.38 п. 1 ст. 94 НК).
 
Справочно: деятельность доверительного управляющего аналогична деятельности комиссионера, вознаграждение которого в настоящее время облагается в общеустановленном порядке НДС по ставке 20 %. По этой причине с 1 января 2013 г. данная налоговая льгота по НДС отменена;
 
г) оборотам ломбардов по совершению операций по предоставлению физическим лицам краткосрочных займов под залог имущества;
9. Введена дополнительная норма, предусматривающая освобождение от НДС товаров, произведенных обучающимися в процессе обучения (подп. 1.29 п. 1 ст. 94 НК).
 
Справочно: учащиеся во время производственного обучения производят продукцию (работы, услуги), так как это условие оговорено в Положении об организации производственного обучения учащихся, осваивающих содержание образовательных программ профессионально-технического образования, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 14.07.2011 № 953 "О некоторых вопросах профессионально-технического образования".
 
10. Дополнительно предусмотрено освобождение от НДС услуг по представлению информации из регистра стоимости земельных участков физическим лицам (подп. 1.30 п. 1 ст. 94 НК).
 
Справочно: необходимость внесения данной нормы обусловлено Кодексом РБ от 23.07.2008 № 425-З "О земле", согласно которому регистр стоимости земельных участков, как и единый государственный регистр недвижимого имущества, является составной частью государственного земельного кадастра для создания единообразных подходов при реализации государственной политики в области управления недвижимым имуществом.
 
11. Скорректирована редакция подп. 1.37.1 п. 1 ст. 94 НК по следующим позициям:
а) в части применения банками освобождения от НДС при управлении (обслуживании) кредитами, которые были выданы не этими, а другими банками.
 
Справочно: изменение редакции названного подпункта обусловлено нормой Указа Президента РБ от 21.06.2011 № 261 "О создании открытогоакционерного общества "Банк развития Республики Беларусь", где определено, что Банк развития вправе при осуществлении своей деятельности привлекать банки для обслуживания кредитов (включая кредиты, по которым право требования перешло от банков к Банку развития при приобретении активов);
 
б) внесена дополнительная норма, предусматривающая освобождение операций с электронными деньгами от НДС, как и любых иных банковских операций.
 
Справочно: вопросы обращения электронных денег на территории Республики Беларусь регламентируются Правилами осуществления операций с электронными деньгами, утвержденными постановлением Правления Нацбанка РБ от 26.11.2003 № 201. Эмиссию электронных денег на территории республики вправе осуществлять только банки РБ и небанковские кредитно-финансовые организации РБ (пп. 5 и 9 названных Правил).
 
12. Внесены корректировки в подп. 1.42 п. 1 ст. 94 НК в части возможности применения льготы по НДС при реализации застройщиком, гаражным кооперативом, кооперативом, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок, вновь построенных на территории Республики Беларусь автомобильных стоянок, только в виде передачи машино-места (как части автомобильной стоянки).
13. Внесены редакционные изменения в ст. 96 в части отмены льготы по НДС при ввозе транспортных средств и ввозе ветеринарных средств. Дополнительно в ст. 96 НК внесены изменения, предусматривающие ограничение по пользованию и распоряжению (путем взыскания сумм НДС в случае нецелевого использования) в отношении следующих ввозимых товаров:
– технических средств, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и (или) реабилитации инвалидов;
– товаров, получаемых в качестве международной технической помощи;
– оборудования и приборов для научно-исследовательских целей;
– технологического оборудования, предназначенного для реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних государственных займов (кредитов), ввозимого резидентами Парка высоких технологий, а также предназначенного для объектов, связанных с реализацией инвестиционных проектов, реализуемых в рамках заключенных инвестиционных договоров между инвестором и Республикой Беларусь;
– иных товаров.
 
Внимание! Иные товары будут освобождать от НДС и снимать с таможенного контроля при условии их выпуска в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления и они не будут рассматриваться в качестве условно выпущенных.
 
14. Внесены изменения в редакцию ст. 98, 100, 102, 106 и 107 НК в связи с переходом с 1 января 2013 г. на обложение НДС по принципу начисления.
15. Внесена дополнительная норма в подп. 1.2.2 п. 1 ст. 102 НК, согласно которой для подтверждения отнесения товаров к продовольственным, в отношении которых может применяться ставка НДС в размере 10 %, необходимо включение данной группы в Перечень, утверждаемый Президентом. Вопросы отнесения отдельных товаров к продовольственным товарам находятся в компетенции Минсельхозпрода.
16. С 2013 г. исключена ставка НДС в размере 0,5 %, применяемая в настоящее время при налогообложении ввозимых на территорию Республики Беларусь из государств – членов Таможенного союза обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней для производственных нужд.
17. С 1 января 2013 г. положения ст. 102 НКдополнены нормами, предусматривающими возможность применения нулевой ставки НДС в отношении следующих оборотов по реализации:
– бункерного топлива для заправки воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные полеты, международные воздушные перевозки;
– услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Республики Беларусь и воздушном пространстве Республики Беларусь, по обслуживанию, включая аэронавигационное обслуживание воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки и (или) международные полеты, по перечню таких услуг, утверждаемому Советом Министров.
18. Внесены дополнения в ст. 102 НК в целях однозначного определения периода, за который может быть произведен возврат сумм НДС, в частности: при получении документов после отражения оборотов по реализации в налоговой декларации (расчете) по НДС обороты по реализации товаров с применением ставки НДС в размере 0 % отражаются (с одновременным уменьшением ранее отраженных оборотов по этим товарам) в налоговой декларации (расчете) того отчетного периода, срок представления которой следует после получения документов, либо того отчетного периода, в котором получены документы, но не более 3 лет со дня наступления срока уплаты НДС в связи с отсутствием документов, подтверждающих вывоз товаров.
 
Справочно: срок исковой давности для возврата налогов из бюджета установлен ст. 60 НК, соглано которой заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога может быть подано плательщиком не позднее 3 лет со дня уплаты указанной суммы. В соответствии с порядком, действующим до 2011 г., корректировку сумм НДС производили в декларации за тот период, когда был исчислен налог, а возврат налога осуществляли в том случае, если не истекла исковая давность.
С 2011 г. порядок отражения оборотов с нулевой ставкой был изменен. Если подтверждающие документы плательщик получает по истечении 180-дневного срока, то корректировку оборотов и уменьшение исчисленной суммы НДС производят в декларации текущего налогового периода.
 
19. Законодательно закреплено положениеоб обложении НДС комиссионного вознаграждения в п. 4 ст. 102 НК для организаций при реализации ими билетов на международные маршруты по ставке 20 % (в Российской Федерации и в Республике Казахстан данные посреднические услуги также облагаются в общеустановленном порядке).
20. Внесены дополнения в п. 7 ст. 102 НК в части упрощения порядка применения нулевой ставки НДС при реализации экспортируемых товаров в Российскую Федерацию и Республику Казахстан. Так, в налоговый органнеобходимо будет представлять не полный пакет документов, как в настоящее время, а только таможенную декларацию, заверенную таможенным органом государства – члена Таможенного союза.
 
Справочно: в соответствии со ст. 21 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны и ст. 18 Соглашения о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада таможенные органы Российской Федерации, Республики Казахстан обязаны заверить копии таможенных деклараций, согласно которым товары, экспортированные с территории Республики Беларусь, помещены при ввозе на территорию Российской Федерации, Республики Казахстан под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада. Такие таможенные декларации (вместо заявления о ввозе товаров) белорусский экспортер представляет в налоговый орган в качестве документа, обосновывающего применение нулевой ставки НДС по товарам, экспортированным в Российскую Федерацию и Республику Казахстан.
 
Вышеназванное дополнение п. 7 ст. 102 НК позволит при реализации экспортируемых в Российскую Федерацию и Республику Казахстан товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны либо под таможенную процедуру свободного склада, что упростит порядок применения нулевой ставки НДС.
21. Положения ст. 102 НК дополнены нормами, предусматривающими возможность применения нулевой ставки НДС при реализации товаров по системе Tax Free. Условия, порядок и сроки возврата НДС при приобретении товаров по вышеуказанной схеме определены ст. 102-1 НК.
Внимание! Возврат НДС иностранному гражданину возможно будет производить через специального оператора системы Tax Free по стоимости товара, по которому производится возврат НДС, превышающей 800 тыс. руб. по одному кассовому чеку, при условии подтверждения вывоза такого товара за пределы территории Таможенного союза.
 
В перечень товаров, по которым не производится возврат НДС по системе Tax Free, будут включены следующие позиции:
– товары, освобожденные от НДС;
– товары, облагаемые НДС по ставке 10 %;
– подакцизные товары.
Для магазинов Tax Free в части оборотов по реализации товаров, по которым производят возврат НДС иностранным гражданам, будет установлена ставка НДС в размере 0 %.
22. Внесены корректировки в пп. 2 и 3 ст. 106 НК в части исключения обязанности определения налоговых вычетов по НДС по оборотам по реализации работ, услуг, имущественных прав, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, и подлежащих отнесению на затраты.
23. С 1 января 2013 г. исключено требование поступления выручки от реализации товаров (работ, услуг), облагаемой по нулевой ставке НДС, на счета в белорусских банках для принятия к вычету в полном объеме сумм НДС, относящихся к таким оборотам по реализации.
 
Справочно: контроль за поступлением валютной выручки на счета экспортеров в Республике Беларусь осуществляется в рамках Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций".
 
В связи с переходом с 1 января 2013 г. на исчисление НДС по методу начисления в п. 3 ст. 107 НК дается определение понятия "сумма НДС, предъявленная при приобретении товаров, работ, услуг, имущественных прав".
24. Статья 107 НК дополнена нормой, определяющей перечень документов, на основании которых суммы "ввозного" НДС принимаются к вычету по товарам, ввозимым из России или Казахстана.
25. В ст. 107 НК включены положения о первичных учетных документах, созданных в электронном виде. Это предоставит право плательщикам использовать при исчислении налогов ТТН-1 и ТН-2 установленного образца не только на бумажном носителе, полученные через АСБД, но и созданные в соответствии с установленным порядком в электронном виде.
26. С 1 января 2013 г. переработчику будет предоставлено право принимать к вычету "ввозной" НДС в полном объеме под нулевую ставку либо зачитывать его в пределах суммы налога, исчисленной по реализации в случае, если экспорт не подтвержден либо продукт переработки реализован заказчиком на территории Республики Беларусь.
 
Внимание! В настоящее время белорусские предприятия выполняют для заказчиков – резидентов РФ работы по переработке давальческого сырья, которое ввозится с уплатой НДС из стран дальнего зарубежья. Продукт переработки вывозится в Россию, в связи с чем белорусская организация применяет нулевую ставку НДС в части работ по давальческой переработке.
Уплаченный при ввозе товаров НДС принимается к вычету их собственником. В рассматриваемом случае переработчик не является собственником ввезенного сырья, однако "ввозной" НДС в бюджет республики уплачивается им. В действующих условиях белорусская организация не имеет права принять к вычету уплаченный ею при ввозе товара НДС. Законом предоставлено право переработчику принимать к вычету "ввозной" НДС в полном объеме под нулевую ставку НДС либо засчитывать его в пределах сумм налога, исчисленной от реализации.
Глава 13 "Акцизы"
1. С 1 января 2013 г. внесены дополнения в ст. 122 и 123 НК, которые обусловлены необходимостью предоставления плательщику права относить суммы акцизов на стоимость приобретенных (ввезенных) подакцизных товаров не в момент уплаты соответствующих сумм акцизов, а в момент списания приобретенных (ввезенных) подакцизных товаров.
2. Приложение 1 к НК изложено в новой редакции, что обусловлено необходимостью индексации ставок акцизов на подакцизные товары.
3. Подп. 1.3 п. 1 ст. 113 НК конкретизирован на предмет непризнания объектом налогообложения дальнейшей реализации товаров, которые ввозятся на территорию Республики Беларусь, по которым установлены твердые ставки акцизов, и подакцизных товаров, которые освобождены от акцизов в соответствии с законодательством.
 
Справочно: положения Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе позволяют применить освобождение от акцизов при вывозе подакцизной продукции в государства – члены Таможенного союза на основании товарообменных (бартерных) договоров. В связи с этим соответствующее уточнение внесено в подп. 1.5 п. 1 ст. 114 НК.
 
4. Законодательно закреплен механизм подтверждения вывоза подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, за пределы территории Республики Беларусь для применения освобождения от акцизов. По этой причине в пп. 2 и 3 ст. 114 НК внесены соответствующие корректировки.
5. В связи с переходом с 1 января 2013 г. на налогообложение акцизов по принципу начисления соответствующие изменения внесены в ст. 118 НК.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.