16

Комментарий (Новации ценообразования в строительстве)

Сергей Большаков, экономист

Совершенствование ценообразования в строительстве

Основной целью комментируемого Указа № 361 (далее – Указ № 361) является необходимость совершенствования ценообразования в строительстве и внедрения в практику строительства неизменных договорных (контрактных) цен.
Напоминаем, что в Республике Беларусь либерализация ценообразования началась с 1 марта 2011 г. с принятием Указа Президента РБ от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее – Указ № 72).
Либерализация ценообразования в строительной отрасли начинается фактически с 1 января 2012 г. (с момента вступления в силу Указа № 361).

Расширены права Минстройархитектуры в сфере регулирования цен

Указом № 361 внесены, в частности, изменения в Указ № 72, которые расширили права Минстройархитектуры в сфере регулирования цен. Напомним, что в Указе № 72 определены перечни товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируют Совет Министров, государственные органы (организации), в т.ч. и Минстройархитектуры. Сравнение перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые поручено регулировать Минстройархитектуры до вступления в силу Указа № 361 и после этой даты, рассмотрим в таблице.
 
 
Таким образом, с 20 сентября 2011 г. Минстройархитектуры будет дополнительно регулировать цены на жилье, за исключением финансируемого с использованием средств иностранных инвесторов.
Кроме того, в сферу регулирования данным министерством попали цены на строительные материалы, изделия, конструкции и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов, финансируемых за счет средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства и областных исполкомов, Минского горисполкома.

Действующий порядок ценообразования при строительстве жилья в сельхозпредприятиях отменяется

Нормами Указа № 361 с 1 января 2012 г. отменяется действующий порядок формирования стоимости строительства (реконструкции) жилых домов (квартир), реконструкции объектов под жилые помещения в сельскохозяйственных организациях.

Для этого Указом № 361 внесены изменения в подп. 1.2 п. 1 Указа Президента РБ от 30.08.2005 № 405 "О некоторых мерах по строительству жилых домов (квартир) в сельскохозяйственных организациях".

Порядок ценообразования стоимости строительства объектов будет изменен

Напоминаем, что в настоящее время порядок ценообразования в строительстве имеет ряд особенностей по сравнению с общим порядком ценообразования.

Так, с 1 января 2008 г. сметную стоимость строительства объектов определяют в ценах на эту дату с индексацией в действующий уровень цен по индексам цен в строительстве, утверждаемым в установленном порядке (подп. 1.6 п. 1 Указа Президента РБ от 16.11.2006 № 676 "О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования" (далее – Указ № 676)).

В этих целях была разработана нормативно-справочная база для составления сметной документации и определения сметной стоимости при новом строительстве, реконструкции, ремонте, реставрации зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, благоустройстве территорий в базисных ценах на 1 января 2006 г.

Расчет затрат, учтенных в ресурсно-сметных нормах по состоянию на 1 января 2006 г., осуществлялся расчетным методом исходя из затрат, учтенных в ресурсно-сметных нормах 2000 г.
С 1 января 2012 г. в связи с принятием Указа № 361 данный порядок формирования стоимости строительства отменяется, также будут отменены нормативные правовые акты, его регулирующие.
 
Справочно: до 20 ноября 2011 г. Совет Министров приведет законодательство в соответствие с нормами Указа № 361.
 
Важно! Указ № 361 распространяется исключительно на порядок формирования стоимости строительства объектов и не распространяется на иные аспекты строительной деятельности, например на порядок формирования цен на строительные материалы.

Этапы разработки проектно-сметной документации и определения стоимости строительства

Исходя из норм подп. 1.1 п. 1 Указа № 361 весь процесс разработки проектно-сметной документации и определения стоимости строительства (расчетов в строительстве) разбит условно на 4 этапа.

1-й этап. Сметная документация на строительство объектов (далее – сметная документация) независимо от источников финансирования разрабатывается на основании:

– нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утверждаемых в порядке, определяемом Советом Министров.

Полагаем, что до 20 ноября 2011 г. будет принят соответствующий нормативный правовой акт, которым будет утвержден порядок определения названных нормативов;

– укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта, стоимости объектов-аналогов.

Строительным организациям предоставлено право применять эти 2 варианта одновременно или по отдельности. На практике второй метод дополняется первым по мере производственной необходимости.

2-й этап. Сметная стоимость строительства объекта будет определяться на дату начала выполнения строительных, специальных, монтажных работ, устанавливаемую заказчиком (застройщиком) с учетом нормативной продолжительности строительства, определяемой в проектной документации.

Для отражения в сметной документации изменения стоимости строительства объекта с даты начала разработки сметной документации до завершения нормативного срока строительства используют прогнозные индексы цен в строительстве, утверждаемые Минэкономики.

Напомним, что Минэкономики совместно с Минстройархитектуры ежегодно разрабатывает и утверждает прогнозный индекс цен в строительстве на 2-летний (3-летний) период (подп. 4.2 п. 4 Указа № 676).

3-й этап. На основании сметной документации будет формироваться неизменная договорная (контрактная) цена на строительство объекта (в т.ч. этапов работ по строительству).

Данный порядок будет определен до 20 ноября 2011 г. Советом Министров.

4-й этап. Корректировка неизменной договорной (контрактной) цены будет производиться исключительно в случаях, предусмотренных Советом Министров.

Полагаем, что до 20 ноября 2011 г. Правительством или уполномоченным органом государственного управления будет утвержден соответствующий перечень случаев корректировки неизменной договорной (контрактной) цены.

В данном случае превышение (снижение) фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной договорной (контрактной) цене на строительство объекта при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией относят на финансовые результаты деятельности подрядчика, кроме случаев снижения фактической стоимости подрядных работ при строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство с государственной поддержкой, когда подрядчик возвращает заказчику денежные средства, не использованные на цели строительства.
 
Важно! Нормы Указа № 361 будут касаться тех объектов, задание на проектирование которых будет получено после 1 января 2012 г. независимо от источников финансирования.
 
И в заключение отметим, что Указом № 361 также предусмотрена в заключаемом с заказчиком договоре строительного подряда возможность возложения на подрядчика функции по обеспечению разработки строительного проекта.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 33 сентябрь 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Можно ли с 14 октября продолжить ведение старой книги кассира до ее использования?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Налоги

9

Об установлении ставок акцизов на отдельные подакцизные товары

9

Комментарий (С 1 сентября изменились ставки акцизов на алкоголь и табак)

11

О некоторых вопросах бытового обслуживания населения в сельской местности в 2011–2012 годах

13

Государственное регулирование

15

О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь

15

Комментарий (Новации ценообразования в строительстве)

16

Об утверждении Инструкции о порядке приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты, включенных в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции № 33/77/17)

19

события. подробности

28

Автоматизация государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования

28

Тарифы и цены

29

О внесении дополнения и изменения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 27 апреля 2011 г. № 65

29

Труд и социальная защита

30

О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 122 (Постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 12.08.2011 № 78)

30

Комментарий (Либерализация порядка оплаты труда руководителей завершена)

35

Комментарии

38

Согласование покупки иностранной валюты для медицинских целей

38

Правила оформления листка нетрудоспособности должны знать и врач, и бухгалтер

39

С 14 октября надо применять новые правила по использованию кассового оборудования

42

Установлен порядок определения сумм превышения налога на прибыль по итогам 2011 года высокоэффективных производств

45

С 1 апреля для получения освобождения от таможенного НДС ввезенный товар должен быть экспортирован

46

мнение эксперта

51

Реализация алкогольных напитков крепостью свыше 28 %: порядок исчисления и вычета НДС изменен

51

события. подробности

54

Сближение валютных курсов

54

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

55

перечень документов, посвященных одному вопросу

56

Учет иностранной валюты и обязательств, выраженных в иностранной валюте

56

К сведению читателей

62

ВОПРОС – ОТВЕТ

63

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

72

Внереализационные доходы: в от­дельных случаях нужно исчислить НДС

72

мнения специалистов

77

Использование автомобиля для нужд нанимателя: можно ли стоимость топлива учитывать в составе затрат?

77

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

80

Назначение пособий по временной нетрудоспособности: рассмотрим конкретную ситуацию

80

события. подробности

82

Санитарные меры в Таможенном союзе: о некоторых вопросах проведения экспертиз

82

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

83

Нужны ли организациям калькуляция, прейскурант и другие документы при ценообразовании?

83

Книжная лавка

85

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ

88

О рабочем времени в IV квартале 2011 года

88

события. подробности

90

Новации в исчислении налога на прибыль в 2012 году

90

"ДЕСЯТЫЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС НА ЗВАНИЕ "ЛУЧШИЙ ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР ГОДА"

91

Завершился II тур "Десятого республиканского конкурса на звание "Лучший главный бухгалтер года"

91

приглашаем на работу

94

РЕКЛАМА

94

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 3 по 9 сентября 2011 года

96