Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Что мешает применить аналогию налогового законодательства там, где она уместна?

Аналогия закона – это применение к общественным отношениям, по которым отсутствуют нормы законодательства, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения (ст. 1 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь"). В Гражданском кодексе РБ (ст. 5) четко установлено, что если отношения, которые указаны в ст. 1 названного кодекса, прямо не урегулированы актами законодательства или соглашением сторон, то к ним, поскольку это не противоречит их существу, применяется норма гражданского законодательства, регулирующая сходные отношения (аналогия закона). Предоставленное право достаточно часто используют на практике (см., например, постановление апелляционной инстанции Хозяйственного суда Витебской области от 29.04.2009 (дело № 112-17/2009/65а)).
В то же время применение актов налогового законодательства по аналогии недопустимо (п. 7 ст. 3 Общей части Налогового кодекса РБ (далее – НК)). При этом в налоговом законодательстве немало белых пятен, которые разъясняются многочисленными письмами МНС РБ. Порой эти разъяснения выходят за рамки норм НК. Кроме того, они просто не могут заменить законодательный акт. В этой ситуации правомерен вопрос:

 

Что мешает применить аналогию налогового законодательства там, где она уместна?

 

Специалист МНС:
– В сфере налогового законодательства применение институтов аналогии закона и права невозможно. Это вытекает из особенностей налоговых правоотношений.
НК устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) (ст. 1 НК).
Властные отношения, складывающиеся в налоговой сфере, предполагают подчиненность одного субъекта другому, отсутствие независимости сторон налоговых отношений. Поэтому применение института аналогии закона неизбежно приведет к ущемлению прав плательщика, когда он в любом случае будет обязан уплатить налог или исполнить обязанность, что недопустимо.
Специалист инспекции МНС:
– Применение аналогии закона и права в налоговом законодательстве приведет к тому, что в любой спорной ситуации у сотрудников налоговых органов найдется возможность трактовать белые пятна законодательства в свою пользу.
Ирина Петровна, аудитор:
– Вопрос не праздный. Взять хотя бы налог на недвижимость или налог на землю. По этим налогам вообще вместо упрощения в последние годы такого наворотили… Вот и пишет МНС разъяснения. Но главное, что и в них не всё разъясняют либо разъясняют применительно к конкретной ситуации. Бухгалтеру невольно приходится применять правило аналогии, когда в организации возникает такая же ситуация, как и в разъяснении МНС. Понятно, что эти письма не являются нормативными документами. Но как поступить бухгалтеру, если в законодательстве многие вопросы не разъяснены?
Владимир Иванович, бухгалтер:
– НК – это основополагающий документ. Всем понятно, что разъяснить в нем все вопросы просто невозможно. А как порой поступать? Столкнулся с такой ситуацией: реализуем автомобиль, ввезенный ранее из Литвы. Законодательством (Указ Президента РБ от 24.11.2005 № 546) установлено, что при реализации таких автомобилей налоговую базу определяют так, как и при реализации товаров, на которые установлены регулируемые розничные цены. НДС, уплаченный при приобретении таких товаров, к вычету не принимают. Логично было бы так поступать и при реализации автомобиля. Однако ни в НК, ни в Указе № 546 это не прописано. Принимать НДС к вычету как-то страшновато, а не принимать – нет оснований. Было бы сказано в НК, что можно применить аналогию закона и права, – все бы стало на свои места.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.