Что мешает применить аналогию налогового законодательства там, где она уместна?

Аналогия закона – это применение к общественным отношениям, по которым отсутствуют нормы законодательства, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения (ст. 1 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь"). В Гражданском кодексе РБ (ст. 5) четко установлено, что если отношения, которые указаны в ст. 1 названного кодекса, прямо не урегулированы актами законодательства или соглашением сторон, то к ним, поскольку это не противоречит их существу, применяется норма гражданского законодательства, регулирующая сходные отношения (аналогия закона). Предоставленное право достаточно часто используют на практике (см., например, постановление апелляционной инстанции Хозяйственного суда Витебской области от 29.04.2009 (дело № 112-17/2009/65а)).
В то же время применение актов налогового законодательства по аналогии недопустимо (п. 7 ст. 3 Общей части Налогового кодекса РБ (далее – НК)). При этом в налоговом законодательстве немало белых пятен, которые разъясняются многочисленными письмами МНС РБ. Порой эти разъяснения выходят за рамки норм НК. Кроме того, они просто не могут заменить законодательный акт. В этой ситуации правомерен вопрос:

 

Что мешает применить аналогию налогового законодательства там, где она уместна?

 


Специалист МНС:
– В сфере налогового законодательства применение институтов аналогии закона и права невозможно. Это вытекает из особенностей налоговых правоотношений.


НК устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) (ст. 1 НК).

Властные отношения, складывающиеся в налоговой сфере, предполагают подчиненность одного субъекта другому, отсутствие независимости сторон налоговых отношений. Поэтому применение института аналогии закона неизбежно приведет к ущемлению прав плательщика, когда он в любом случае будет обязан уплатить налог или исполнить обязанность, что недопустимо.

Специалист инспекции МНС:
– Применение аналогии закона и права в налоговом законодательстве приведет к тому, что в любой спорной ситуации у сотрудников налоговых органов найдется возможность трактовать белые пятна законодательства в свою пользу.

Ирина Петровна, аудитор:
– Вопрос не праздный. Взять хотя бы налог на недвижимость или налог на землю. По этим налогам вообще вместо упрощения в последние годы такого наворотили… Вот и пишет МНС разъяснения. Но главное, что и в них не всё разъясняют либо разъясняют применительно к конкретной ситуации. Бухгалтеру невольно приходится применять правило аналогии, когда в организации возникает такая же ситуация, как и в разъяснении МНС. Понятно, что эти письма не являются нормативными документами. Но как поступить бухгалтеру, если в законодательстве многие вопросы не разъяснены?

Владимир Иванович, бухгалтер:
– НК – это основополагающий документ. Всем понятно, что разъяснить в нем все вопросы просто невозможно. А как порой поступать? Столкнулся с такой ситуацией: реализуем автомобиль, ввезенный ранее из Литвы. Законодательством (Указ Президента РБ от 24.11.2005 № 546) установлено, что при реализации таких автомобилей налоговую базу определяют так, как и при реализации товаров, на которые установлены регулируемые розничные цены. НДС, уплаченный при приобретении таких товаров, к вычету не принимают. Логично было бы так поступать и при реализации автомобиля. Однако ни в НК, ни в Указе № 546 это не прописано. Принимать НДС к вычету как-то страшновато, а не принимать – нет оснований. Было бы сказано в НК, что можно применить аналогию закона и права, – все бы стало на свои места.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 23 июнь 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Что мешает применить аналогию налогового законодательства там, где она уместна?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Бухгалтерский учет

10

О внесении дополнений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 199

10

Государственное регулирование

11

О некоторых вопросах стимулирования развития высокоэффективных производств

11

О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 596

14

Тарифы и цены

20

О внесении изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 5 марта 2008 г. № 52

20

О ценах на социально значимые товары и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь

20

Комментарий (На отдельные социально значимые товары установлены новые предельные максимальные отпускные цены)

28

Минэкономики РБ разъясняет

31

Письмо Минэкономики РБ от 03.06.2011 № 18-03-03/1158

31

МНС РБ разъясняет

32

ИМНС РБ разъясняет

32

О вычетах сумм НДС в связи с отменой бланка отчета по отпуску нефтепродуктов, сжиженного автомобильного газа, товаров и оказанию услуг по электронным картам формы НТУ – АЗС  

32

О рассмотрении запроса

33

события. подробности

35

Новые размеры отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры РБ

35

Комментарии

37

Особенности применения ставки НДС в размере 10 % в 2011 году

37

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

42

перечень документов, посвященных одному вопросу

43

Осуществляя торговлю через интернет-магазины, не забывайте правильно оформить документы

43

ВОПРОС – ОТВЕТ

48

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

56

В переходный период 2010–2011 года него­сударственные организации, применяющие метод учета выручки "по оплате", не должны производить отчисления в инно­вационный фонд Минстройархитектуры РБ

56

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

58

Алгоритм составления раздела II, частей II–IV налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд в 2011 году (Окончание)

58

РЕКЛАМА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

65

мнения специалистов

67

Несчастный случай на производстве: сколько пособий по временной нетрудоспособности может получить работающий по совместительству в нескольких организациях?

67

У ВАС ПРОВЕРКА

70

Проверьте правильность применения освобождения от акцизов при экспорте

70

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

79

Перечень учреждений образования Республики Беларусь: обучение в них позволяет получить социальный налоговый вычет (Продолжение)

79

события. подробности

87

Проект Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности": какие изменения ждут бухгалтеров в следующем году?

87

статистическая информация

88

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 ию­ня 2011 года

88

Об индексе потребительских цен за май 2011 года

89

О направлении комментария о порядке индексации доходов населения за май 2011 года

89

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

89

Конкурс на звание "Лучший главный бухгалтер года"

90

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

94

события. подробности

94

Начало большой приватизации

94

РЕКЛАМА

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 11 по 17 июня 2011 года

96