Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Проект Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности": какие изменения ждут бухгалтеров в следующем году?

Владимир Васильев, экономист

Минфин РБ разрабатывает проект Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности". Основными целями являются изменение законодательства в части закрепления применения МСФО в Республике Беларусь, упрощение ведения бухучета и отчетности. Более подробно эти идеи изложены в данном материале.

Проект Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – проект  Закона) разработан для целей сближения национального законодательства с международными стандартами финансовой отчетности (далее – МСФО). Это необходимо для создания благоприятной информационной среды инвесторам, адаптации национальной учетной системы к общемировым тенденциям глобализации экономики.
В проекте Закона предусмотрено законодательное закрепление применения МСФО на территории Республики Беларусь.
Для обеспечения терминологического единства в него включены такие базовые понятия МСФО, как "учетная оценка", "профессиональное суждение", "пользователи отчетности", "экономические выгоды", а также уточнены определения понятий "активы", "обязательства", "собственный капитал", "доходы", "расходы", "бухгалтерская (финансовая) отчетность", "учетная политика".
Требования МСФО планируют ввести в законодательство РБ 2 способами:
1) обязательное применение МСФО общественно значимыми организациями, к которым отнесены Нацбанк РБ, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, открытые акционерные общества, ценные бумаги которых допущены к обращению через организаторов торговли ценными бумагами;
2) использование МСФО в качестве основы для разработки нормативных правовых актов по бухучету и отчетности.
В проекте Закона предусмотрено принятие МСФО и их разъяснений в порядке, установленном Советом Министров и Нацбанком РБ. Определены общие требования к представлению и публикации консолидированной и индивидуальной отчетности, составленной в соответствии с МСФО.
Преобразование системы нормативных правовых актов о бухучете и отчетности в Республике Беларусь на основе МСФО предусмотрено реализовать посредством введения в иерархию нормативных правовых актов положений (стандартов) по бухучету и отчетности с закреплением в них принципов формирования и общих требований к раскрытию информации в отчетности. В связи с этим будет внесено дополнение в Закон РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь". Конкретные методики получения этой информации и детальное определение ее содержания будут прописаны в инструкциях по бухучету и отчетности.
Принятие положений (стандартов) по бухучету и отчетности в качестве нормативных правовых актов в Республике Беларусь позволит в полной мере передать смысл и идеи, заложенные в МСФО, будет способствовать постепенному переходу от детального регулирования процесса ведения бухучета к усилению требований к содержанию бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – отчетность).
Приведенный в проекте Закона состав консолидированной и индивидуальной отчетности полностью соответствует МСФО (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении собственного капитала, отчет о движении денежных средств, примечания к отчетности). Для микроорганизаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций) предусмотрен сокращенный состав отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, примечания к отчетности).
Применение МСФО требует наличия высококвалифицированных бухгалтеров, способных применять профессиональное суждение. Поэтому в проекте Закона расширены полномочия главных бухгалтеров и повышены требования к ним. Предусмотрена национальная сертификация специалистов, претендующих на должность главного бухгалтера общественно значимой организации (за исключением Нацбанка РБ, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, квалификационные требования к главным бухгалтерам которых определяет Нацбанк РБ).
В проекте Закона предложено сократить требования к оформлению первичных учетных документов. Формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров РБ, будут утверждать уполномоченные госорганы, определенные в данном перечне. При необходимости организация будет иметь право применять утвержденные республиканскими органами госуправления по согласованию с Минфином РБ формы первичных учетных документов либо разработать их самостоятельно применительно к специфике своей деятельности.
Работа над проектом Закона пока не завершена, поэтому еще возможны изменения и дополнения.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.