Проект Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности": какие изменения ждут бухгалтеров в следующем году?

Владимир Васильев, экономист

Минфин РБ разрабатывает проект Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности". Основными целями являются изменение законодательства в части закрепления применения МСФО в Республике Беларусь, упрощение ведения бухучета и отчетности. Более подробно эти идеи изложены в данном материале.

Проект Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – проект  Закона) разработан для целей сближения национального законодательства с международными стандартами финансовой отчетности (далее – МСФО). Это необходимо для создания благоприятной информационной среды инвесторам, адаптации национальной учетной системы к общемировым тенденциям глобализации экономики.

В проекте Закона предусмотрено законодательное закрепление применения МСФО на территории Республики Беларусь.
Для обеспечения терминологического единства в него включены такие базовые понятия МСФО, как "учетная оценка", "профессиональное суждение", "пользователи отчетности", "экономические выгоды", а также уточнены определения понятий "активы", "обязательства", "собственный капитал", "доходы", "расходы", "бухгалтерская (финансовая) отчетность", "учетная политика".
Требования МСФО планируют ввести в законодательство РБ 2 способами:

1) обязательное применение МСФО общественно значимыми организациями, к которым отнесены Нацбанк РБ, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, открытые акционерные общества, ценные бумаги которых допущены к обращению через организаторов торговли ценными бумагами;

2) использование МСФО в качестве основы для разработки нормативных правовых актов по бухучету и отчетности.

В проекте Закона предусмотрено принятие МСФО и их разъяснений в порядке, установленном Советом Министров и Нацбанком РБ. Определены общие требования к представлению и публикации консолидированной и индивидуальной отчетности, составленной в соответствии с МСФО.

Преобразование системы нормативных правовых актов о бухучете и отчетности в Республике Беларусь на основе МСФО предусмотрено реализовать посредством введения в иерархию нормативных правовых актов положений (стандартов) по бухучету и отчетности с закреплением в них принципов формирования и общих требований к раскрытию информации в отчетности. В связи с этим будет внесено дополнение в Закон РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь". Конкретные методики получения этой информации и детальное определение ее содержания будут прописаны в инструкциях по бухучету и отчетности.

Принятие положений (стандартов) по бухучету и отчетности в качестве нормативных правовых актов в Республике Беларусь позволит в полной мере передать смысл и идеи, заложенные в МСФО, будет способствовать постепенному переходу от детального регулирования процесса ведения бухучета к усилению требований к содержанию бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – отчетность).

Приведенный в проекте Закона состав консолидированной и индивидуальной отчетности полностью соответствует МСФО (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении собственного капитала, отчет о движении денежных средств, примечания к отчетности). Для микроорганизаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций) предусмотрен сокращенный состав отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, примечания к отчетности).

Применение МСФО требует наличия высококвалифицированных бухгалтеров, способных применять профессиональное суждение. Поэтому в проекте Закона расширены полномочия главных бухгалтеров и повышены требования к ним. Предусмотрена национальная сертификация специалистов, претендующих на должность главного бухгалтера общественно значимой организации (за исключением Нацбанка РБ, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, квалификационные требования к главным бухгалтерам которых определяет Нацбанк РБ).

В проекте Закона предложено сократить требования к оформлению первичных учетных документов. Формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров РБ, будут утверждать уполномоченные госорганы, определенные в данном перечне. При необходимости организация будет иметь право применять утвержденные республиканскими органами госуправления по согласованию с Минфином РБ формы первичных учетных документов либо разработать их самостоятельно применительно к специфике своей деятельности.

Работа над проектом Закона пока не завершена, поэтому еще возможны изменения и дополнения.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 23 июнь 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Что мешает применить аналогию налогового законодательства там, где она уместна?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Бухгалтерский учет

10

О внесении дополнений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 199

10

Государственное регулирование

11

О некоторых вопросах стимулирования развития высокоэффективных производств

11

О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 596

14

Тарифы и цены

20

О внесении изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 5 марта 2008 г. № 52

20

О ценах на социально значимые товары и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь

20

Комментарий (На отдельные социально значимые товары установлены новые предельные максимальные отпускные цены)

28

Минэкономики РБ разъясняет

31

Письмо Минэкономики РБ от 03.06.2011 № 18-03-03/1158

31

МНС РБ разъясняет

32

ИМНС РБ разъясняет

32

О вычетах сумм НДС в связи с отменой бланка отчета по отпуску нефтепродуктов, сжиженного автомобильного газа, товаров и оказанию услуг по электронным картам формы НТУ – АЗС  

32

О рассмотрении запроса

33

события. подробности

35

Новые размеры отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры РБ

35

Комментарии

37

Особенности применения ставки НДС в размере 10 % в 2011 году

37

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

42

перечень документов, посвященных одному вопросу

43

Осуществляя торговлю через интернет-магазины, не забывайте правильно оформить документы

43

ВОПРОС – ОТВЕТ

48

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

56

В переходный период 2010–2011 года него­сударственные организации, применяющие метод учета выручки "по оплате", не должны производить отчисления в инно­вационный фонд Минстройархитектуры РБ

56

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

58

Алгоритм составления раздела II, частей II–IV налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд в 2011 году (Окончание)

58

РЕКЛАМА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

65

мнения специалистов

67

Несчастный случай на производстве: сколько пособий по временной нетрудоспособности может получить работающий по совместительству в нескольких организациях?

67

У ВАС ПРОВЕРКА

70

Проверьте правильность применения освобождения от акцизов при экспорте

70

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

79

Перечень учреждений образования Республики Беларусь: обучение в них позволяет получить социальный налоговый вычет (Продолжение)

79

события. подробности

87

Проект Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности": какие изменения ждут бухгалтеров в следующем году?

87

статистическая информация

88

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 ию­ня 2011 года

88

Об индексе потребительских цен за май 2011 года

89

О направлении комментария о порядке индексации доходов населения за май 2011 года

89

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

89

Конкурс на звание "Лучший главный бухгалтер года"

90

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

94

события. подробности

94

Начало большой приватизации

94

РЕКЛАМА

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 11 по 17 июня 2011 года

96