Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Проверьте правильность применения освобождения от акцизов при экспорте

Андрей Недоступ, аудитор

Цель статьи: помочь организациям – плательщикам акцизов подготовиться к налоговой проверке в части применения освобождения от акцизов при вывозе произведенной подакцизной продукции за пределы Республики Беларусь (в т.ч. в государства – члены Таможенного союза).
Задача: помочь избежать штрафов, пеней.

 

Организация относится к плательщикам акцизов, если производит и реализует подакцизную продукцию.
А это значит, что такая организация – объект налогового контроля и ее когда-нибудь обязательно проверят, причем за 2009 г. – с учетом требований Закона РБ от 19.12.1991 № 1321-XII "Об акцизах" (далее – Закон об акцизах), а за 2010 и 2011 гг. – гл. 13 Налогового кодекса РБ (далее – НК РБ).
 
Справочно: объектами обложения акцизами признают подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 113 НК РБ). Перечень подакцизных товаров приведен в ст. 111 НК РБ.
 
Отметим, что объектом пристального внимания всех контролирующих органов являются вопросы освобождения от налогов. И акцизы здесь не составляют исключения.
Далее сквозь призму проверки рассмотрим наиболее применяемое освобождение от акцизов в части вывоза произведенной подакцизной продукции за пределы Республики Беларусь.
Налоговый контроль применения освобождения от акцизов при экспорте подакцизных товаров налоговые органы осуществляют в 2 этапа:
1) при приеме налоговых деклараций по акцизам (камеральная проверка);
2) непосредственно у плательщика (выездная проверка).
Итак, от акцизов освобождают реализацию (передачу) подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены Таможенного союза при условии подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории Республики Беларусь (подп. 1.5 п. 1 ст. 114 НК РБ).
 
Справочно: перечень документов, подтверждающих факт вывоза подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь, приведен:
в 2011 г.:
– в п. 2 ст. 114 НК РБ – при реализации произведенной подакцизной продукции за пределы республики, кроме государств – членов Таможенного союза;
– п. 3 – при реализации произведенной подакцизной продукции за пределы республики в государства – члены Таможенного союза;
2010 г.:
– в п. 2 ст. 114 НК РБ – при реализации произведенной подакцизной продукции за пределы республики, кроме государств – членов Таможенного союза;
– п. 2 ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе, принятого решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 11.12.2009 № 26 (далее – Протокол), – при реализации произведенной подакцизной продукции за пределы Республики Беларусь в государства – члены Таможенного союза;
2009 г.:
– в ст. 3 Закона об акцизах – при реализации за пределы республики, кроме вывоза подакцизных товаров в государства, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление;
– п. 2 разд. II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, являющегося приложением к Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, подписанного в г. Астане 15.09.2004 (далее – Положение РФ), при реализации произведенной подакцизной продукции в Российскую Федерацию.
Что проверяют
Итак, если организация – производитель подакцизной продукции отгрузила произведенную подакцизную продукцию за пределы Республики Беларусь (т.е. имеет освобождаемый от акцизов оборот), то специалисты налогового органа проверят:
1) наличие документов, подтверждающих факт вывоза подакцизной продукции;
2) сроки получения документов, подтверждающих факт вывоза подакцизной продукции;
3) декларации (расчеты) по акцизам с целью своевременности и правильности отражения освобождаемых оборотов, а также налоговых вычетов по акцизам.
Проверьте наличие документов, подтверждающих факт вывоза подакцизной продукции
2009 г.
При экспорте товаров за пределы Республики Беларусь, кроме Российской Федерации, в 2009 г. факт вывоза подакцизной продукции плательщик должен был подтвердить посредством представления в налоговый орган по месту постановки на учет копий следующих документов:
– контракта (договора) плательщика с нерезидентом РБ, на основании которого осуществлялась реализация подакцизных товаров;
– заверенного маркой таможенного контроля свидетельства о помещении подакцизных товаров под соответствующий таможенный режим с отметкой таможенного органа РБ "Товар вывезен" и указанием даты выдачи подтверждения или заверенного маркой таможенного контроля специального реестра вывезенных подакцизных товаров с отметкой таможенного органа РБ "Товар вывезен" и указанием даты выдачи подтверждения.
При наличии оригиналов указанных документов организация всегда подтвердит свое право на освобождение от акцизов.
 
Важно! Такое освобождение может быть применено и в случае отсутствия копии свидетельства о помещении подакцизных товаров под соответствующий таможенный режим или специального реестра вывезенных подакцизных товаров, если в налоговый орган были представлены сведения таможенных органов РБ о фактическом вывозе товаров в целях постоянного размещения за пределами Республики Беларусь.
 
Если организация вывозила подакцизную продукцию в Россию, то для обоснования применения освобождения от уплаты (возмещения) акцизов в 2009 г. и первой половине 2010 г. она должна была представить в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией следующие документы, заверенные подписью руководителя и главного бухгалтера:
– договоры (их копии), на основании которых осуществляют реализацию товаров;
– выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика;
– третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной стороны на территорию государства другой стороны, с отметкой налогового органа другой стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства);
– копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара.
При вывозе подакцизной продукции в Россию важнейшим документом для подтверждения освобождения от акцизов является выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика.
При этом проверяющие будут обращать внимание на следующие моменты:
– оплата должна быть получена именно от покупателя подакцизной продукции;
– оплата должна быть получена именно на счет налогоплательщика.
В случае если договором предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик должен был представить в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров. В случае внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик должен был представить в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров, полученных по указанным операциям, на территорию Республики Беларусь и их принятие на учет.
То есть если во время проверки будет установлено, что оплата фактически получена не была или получена с нарушением указанных выше условий, то организация не имела права применять освобождение от акцизов.
2010 г.
Для подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы республики (кроме вывоза подакцизных товаров в Российскую Федерацию, а с началом действия Таможенного союза – и Республику Казахстан) плательщик должен был представить в налоговый орган по месту постановки на учет копию:
– контракта плательщика, заключенного с нерезидентом РБ, на основании которого осуществляется реализация (передача) подакцизных товаров;
– заверенного маркой таможенного контроля свидетельства о помещении подакцизных товаров под соответствующий таможенный режим с отметкой таможенного органа РБ "Товар вывезен" и указанием даты выдачи подтверждения или заверенного маркой таможенного контроля специального реестра вывезенных подакцизных товаров с отметкой таможенного органа РБ "Товар вывезен" и указанием даты выдачи подтверждения.
Из этого следует, что перечень документов по сравнению с 2009 г. не изменился. Этого нельзя сказать о документах, подтверждающих факт ввоза подакцизной продукции в государства – члены Таможенного союза.
 
Важно! Подтверждение обоснованности применения освобождения от акцизов по товарам, вывезенным с территории Республики Беларусь на территорию Республики Казахстан в условиях таможенного оформления и таможенного контроля (т.е. до 6 июля 2010 г.), плательщику следовало производить в порядке, установленном ст. 114 НК РБ (п. 6 письма МНС РБ от 18.08.2010 № 4-2-14/1752) (описан выше).
 
В условиях действия Таможенного союза в 2010 г. организации при реализации подакцизных товаров, вывезенных с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации и Республики Казахстан, могли применить освобождение от уплаты акцизов (возмещение уплаченных сумм акцизов) при представлении в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией следующих документов (их копий):
1) договоров (контрактов) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее – договоры (контракты)), на основании которых осуществляется экспорт товаров; в случае лизинга товаров или товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) – договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) на изготовление товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;
2) выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера;
3) заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее – заявление).
 
Важно! Если организация не представила в налоговый орган указанное заявление, она все равно могла претендовать на освобождение от акцизов при наличии в налоговом органе подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства – члена Таможенного союза факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов). При наличии такого подтверждения налоговый орган вправе принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по акцизам в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории одного государства – члена Таможенного союза на территорию другого государства – члена Таможенного союза;
4) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства – члена Таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства – члена Таможенного союза на территорию другого государства – члена Таможенного союза.
 
Важно! Документы, названные в пп. 2 и 4, не следовало представлять, если плательщиком был представлен реестр таких документов с указанием наименований документов, их номеров и дат, стоимости товаров и сумм поступившей выручки. Реестр должен быть заверен печатью и подписью руководителя (уполномоченного им лица) организации, печатью (при ее наличии) и подписью индивидуального предпринимателя (уполномоченного им лица) (п. 1 письма МНС РБ от 18.08.2010 № 4-2-14/1752).
 
Если договором (контрактом) был предусмотрен расчет наличными денежными средствами и такой расчет не противоречил законодательству государства – члена Таможенногосоюза, с территорий которого экспортировались товары, налогоплательщик должен был представить в налоговый орган выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров.
При осуществлении внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, предоставлении товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) налогоплательщик-экспортер должен был представить в налоговый орган документы, подтверждающие импорт товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных (приобретенных) им по указанным операциям.
Соответственно налоговые органы проверят наличие указанных документов у плательщика, применившего освобождение от уплаты акцизов.
2011 г.
С целью применения освобождения от акцизов организация – плательщик акцизов для подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь (кроме государств – членов Таможенного союза) должна иметь:
– контракт, заключенный с нерезидентом РБ, на основании которого осуществляют реализацию (передачу) подакцизных товаров;
– копию заверенной личной номерной печатью должностного лица таможенного органа декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске подакцизных товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой с отметкой таможенного органа РБ "Товар вывезен" и указанием даты выдачи подтверждения или заверенный личной номерной печатью должностного лица таможенного органа специальный реестр вывезенных подакцизных товаров с отметкой таможенного органа РБ "Товар вывезен" и указанием даты выдачи подтверждения (представляют в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам плательщики, не осуществляющие декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа).
Напомним, что до 2011 г. плательщик акцизов должен был представить в налоговый орган по месту постановки на учет еще и копию контракта, заключенного с нерезидентом РБ, на основании которого осуществляется реализация (передача) подакцизных товаров.
При осуществлении таможенного декларирования товаров в виде электронного документа организация должна представлять в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам информацию о подтверждении вывоза подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь в виде реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, выпущенные в соответствии с заявленной таможенной процедурой, с указанием даты и номера разрешения на убытие товара за пределы Республики Беларусь.
 
Справочно: форма реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, вывезенные за пределы Республики Беларусь, является приложением к налоговой декларации (расчету) по акцизам. Порядок заполнения такого реестра изложен в п. 25 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82.
 
Указанные выше документы и будут объектом проверки.
Обороты по реализации иностранным организациям и физическим лицам подакцизных товаров, вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены Таможенного союза, освобождают от акцизов при наличии у плательщика следующих документов:
– договора (контракта), на основании которого осуществляют реализацию подакцизных товаров;
– транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию другого государства – члена Таможенного союза, при перемещении подакцизных товаров по системе магистральных трубопроводов – актов приема-сдачи товаров;
– заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленного по форме, утвержденной международным договором РБ, с отметкой налогового органа государства – члена Таможенного союза, на территорию которого ввезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств). Заявление о ввозе товаров плательщик представляет в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам.
Форма заявления о ввозе товаров приведена в приложении 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов с отметкой налогового органа государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств).
В налоговый орган организация – резидент РБ должна представить только 2 документа:
– налоговую декларацию (расчет) по акцизам;
– заявление о ввозе товаров.
Все другие документы должны быть в наличии у плательщика на момент проверки.
Таким образом, при отсутствии документов, подтверждающих право на освобождение от акцизов при экспорте подакцизной продукции плательщику по результатам проверки будут доначислены акцизы, пени и к нему будет применена административная ответственность по ст. 13.6 КоАП РБ.
Проверьте, соблюдены ли сроки получения документов, подтверждающих факт вывоза подакцизной продукции
При реализации подакцизной продукции за пределы Республики Беларусь (кроме Российской Федерации, а в последующем и Республики Казахстан) для получения документов, являющихся основанием для освобождения от акцизов, отведен срок в 60 дней:
– в 2009–2010 гг. – с даты отгрузки подакцизных товаров, включая произведенные из давальческого сырья;
– 2011 г. – с даты оформления декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (для плательщиков, осуществляющих декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, – с даты внесения в информационную систему таможенных органов сведений о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой).
При реализации подакцизной продукции в 2009 г. за пределы Республики Беларусь в Российскую Федерацию до действия Таможенного союза (1 июля 2010 г.) для получения документов, являющихся основанием освобождения от акцизов, отведен срок в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров (п. 3 разд. II Положения РФ).
При реализации подакцизной продукции за пределы Республики Беларусь в государства – члены Таможенного союза для получения документов, являющихся основанием для освобождения от акцизов, отведен срок в течение 180 дней с даты отгрузки (передачи) товаров (п. 3 ст. 1 Протокола по товарам).
 
Важно! Дату отгрузки (передачи) товаров надо определять в соответствии со ст. 118 НК РБ (п. 3 письма МНС РБ от 18.08.2010 № 4-2-14/1752). Днем отгрузки товаров признают дату их отпуска со склада, осуществленного в установленном порядке. Днем отгрузки подакцизных товаров на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров считают дату отгрузки подакцизных товаров комиссионером (поверенным) покупателю (подп. 1.1 п. 1 ст. 118 НК РБ).
 
С 1 января 2011 г. срок для сбора подтверждающих освобождение от акцизов документов увеличен с 60 до 180 дней (Указ Президента РБ от 14.04.2011 № 142 "О некоторых вопросах взимания налога на добавленную стоимость и акцизов").
Так, для применения освобождения от акцизов при реализации (передаче) подакцизных товаров, помещенных под таможенные процедуры экспорта, реэкспорта, документальное подтверждение вывоза товаров, включая произведенные из давальческого сырья и материалов, за пределы Республики Беларусь (кроме вывоза в государства – члены Таможенного союза) производят в порядке, установленном Особенной частью НК РБ, не позднее 180 дней с даты оформления декларации с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой; для плательщиков, декларирующих товары в виде электронного документа, – с даты внесения в информационную систему таможенных органов сведений о выпуске в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Напомним, что в течение отведенных сроков для представления документов, являющихся основанием для освобождения от акцизов, обороты по реализации подакцизной продукции в налоговых декларациях (расчетах) по акцизам не отражают.
При выяснении вопроса о правомерности применения плательщиком освобождения от уплаты акцизов налоговые органы обязательно проверят, соблюдал ли плательщик сроки, установленные для представления подтверждающих это освобождение документов.
То есть у плательщика обороты по этим подакцизным товарам должны быть отражены:
– при наличии документов, подтверждающих фактический вывоз подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь, – в налоговой декларации (расчете) по акцизам того налогового периода, срок представления которой следует после получения соответствующего документального подтверждения, либо того налогового периода, в котором получены документы;
– при отсутствии документов, подтверждающих фактический вывоз подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь, – до представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) по акцизам за тот налоговый период, в котором истек установленный срок (обороты по этим подакцизным товарам отражают в налоговой декларации (расчете) по акцизам того налогового периода, в котором истек установленный срок).
Если акцизы были исчислены в связи с отсутствием документов, то плательщикам дано право подать в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (расчет) по акцизам при условии получения этих документов с применением освобождения от акцизов. Уточненная налоговая декларация (расчет) должна быть представлена за тот отчетный период, за который было осуществлено исчисление акцизов в связи с отсутствием документов.
Отражение в налоговых декларациях (расчетах) по акцизам оборотов по реализации подакцизных товаров, вывезенных из Республики Беларусь в государства – члены Таможенного союза, аналогично отражению в налоговых декларациях (расчетах) по акцизам оборотов по реализации подакцизных товаров в другие государства. Различие состоит только в сроках по получению документов, являющихся основанием для освобождения от акцизов (180 и 60 дней, а также 90 дней при реализации подакцизной продукции в Российской Федерации до начала действия Таможенного союза).
При установлении в ходе проверки несоблюдения предусмотренных сроков и отсутствия подтверждающих освобождение от акцизов документов плательщик будет лишен права на освобождение от уплаты акцизов. То есть ему по результатам проверки будут доначислены акцизы и пени. Также к нему будет применена административная ответственность по ст. 13.6 КоАП РБ.
Проверьте правильность заполнения налоговых деклараций (расчетов) по акцизам
Налоговые декларации (расчеты) по акцизам налоговый орган проверяет фактически дважды: первый раз при их приеме, а затем уже с учетом фактических данных проведенной проверки. Отметим, что форма такой декларации утверждается МНС РБ ежегодно.
2009 г.
Налоговую декларацию (расчет) по акцизам по подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Республики Беларусь, по форме согласно приложению 2 к Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов)по акцизам по подакцизным товарам, утвержденной постановлением МНС РБ от 05.02.2007 № 23, следовало заполнить отдельно от реализации других подакцизных товаров при наступлении даты фактической реализации подакцизных товаров, вывезенных за пределы Республики Беларусь, и подтверждении факта их вывоза.
Исходя из формы налоговой декларации (расчета) по акцизам по подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Республики Беларусь, она состояла:
– из разд. I "Обороты по вывезенным подакцизным товарам, освобожденным от обложения акцизами, за пределы территории Республики Беларусь, кроме вывоза в Российскую Федерацию";
– разд. II "Обороты по вывезенным в Российскую Федерацию подакцизным товарам, освобожденным от обложения акцизами";
– разд. III "Обороты по вывезенным подакцизным товарам за пределы территории Республики Беларусь, кроме вывоза в Российскую Федерацию, по которым освобождение не предоставляется";
– разд. IV "Обороты по вывезенным подакцизным товарам в Российскую Федерацию, по которым освобождение не предоставляется";
– разд. V "Суммы акцизов, уплаченные при приобретении и ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, использованных в производстве товаров, указанных в разделе III";
– разд. VI "Суммы акцизов, уплаченные при приобретении и ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, использованных в производстве товаров, указанных в разделе IV";
– разд. VII "Суммы акцизов, подлежащие отнесению в состав расходов по внереализационным операциям или уплате в бюджет по товарам, указанным в разделе III";
– разд. VIII "Суммы акцизов, подлежащие отнесению в состав расходов по внереализационным операциям или уплате в бюджет по товарам, указанным в разделе IV".
Налоговая декларация будет считаться правильно заполненной, если в ней отражены:
– в разд. I и II в гр. 5 – суммы акцизов, подлежащие зачету (возврату) по каждому виду товаров, на который установлена твердая (специфическая) ставка акцизов, со знаком "–" (минус);
– разд. III и IV в гр. 5 – исчисленные суммы акцизов по каждому виду подакцизных товаров, на который установлена твердая (специфическая) ставка акцизов, но факт вывоза этих товаров документально не подтвержден.
Раздел IV должен быть заполнен в налоговой декларации (расчете) по акцизам за тот отчетный период, на который приходится день, следующий за днем истечения установленного срока представления в налоговый орган документов, обосновывающих освобождение от уплаты акцизов (возмещения уплаченных сумм акцизов). При наличии у плательщика информации о невозможности получения документов, обосновывающих освобождение от уплаты акцизов (возмещение уплаченных сумм акцизов), разд. IV заполняют в любой налоговой декларации (расчете) по акцизам по подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Республики Беларусь, за любой отчетный период, предшествующий отчетному периоду, на который приходится указанный день;
– разд. V в гр. 3 – суммы акцизов, на которые уменьшается исчисленная сумма акцизов по вывезенным подакцизным товарам, указанная в гр. 5 разд. III;
– разд. VII в гр. 5 – суммы акцизов, подлежащие уплате в бюджет по каждому виду подакцизных товаров, определенные как результат со знаком "+" от разницы между исчисленной суммой акцизов по документально не подтвержденному в течение 60 дней с даты отгрузки факту вывоза подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь (кроме вывоза в Российскую Федерацию) и суммой акцизов, уплаченной при приобретении и ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь, использованных в производстве вывезенных товаров.
В итоговом разделе по стр. 9 в гр. 5 сумма акцизов, подлежащая уплате в бюджет, должна быть рассчитана путем сложения показателей гр. 5 разд. VII, гр. 5 разд. VIII, гр. 5 разд. I, гр. 5 разд. II.
2010 г.
Форма налоговой декларации (расчета) по акцизам за 2010 г. утверждена постановлением МНС РБ от 31.12.2009 № 87 (далее – постановление № 87) и приведена в приложении 3 к этому постановлению. Порядок заполнения данной декларации приведен в гл. 4 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок, утвержденной постановлением № 87.
Налоговая декларация (расчет) по акцизам включает в себя:
– часть I "Расчет акцизов, взимаемых налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь";
– часть II "Расчет акцизов по реализованным подакцизным товарам".
Как видим, в 2010 г. отдельной налоговой декларации (расчета) по акцизам по товарам, вывезенным за пределы Республики Беларусь, уже по сравнению с 2009 г. не предусмотрено.
Налоговая декларация будет считаться правильно заполненной, если
– часть II налоговой декларации (расчета) по акцизам будет заполнена на каждую группу реализованных подакцизных товаров, классифицируемых кодами 14 01–14 08, 14 10, 14 11 справочника за налоговый период (месяц), в котором наступил момент фактической реализации подакцизных товаров (по вывезенным подакцизным товарам за пределы Республики Беларусь – с учетом подтверждения фактического вывоза этих подакцизных товаров).
Внутри каждой группы подакцизных товаров показатели налоговой декларации (расчета) по акцизам заполняют с разбивкой по видам подакцизных товаров.
Справочник групп подакцизных товаров приведен в приложении 29 к постановлению № 87;
– в стр. 2 гр. 7 указаны начисленные суммы акцизов по соответствующей группе подакцизных товаров, реализованных за пределы территории Республики Беларусь, по которым освобождение не предоставляют:
в стр. 2.1 отражают виды подакцизного товара, на который установлена твердая ставка акцизов, вывезенного за пределы территории Республики Беларусь, кроме вывоза на территорию государств – членов Таможенного союза, факт вывоза которого документально не подтвержден;
в стр. 2.2 указывают виды подакцизного товара, на который установлена твердая ставка акцизов, вывезенного на территорию государств – членов Таможенного союза, факт вывоза которого документально не подтвержден;
– в стр. 3 отражены обороты по реализации соответствующей группы подакцизных товаров, освобождаемых от обложения акцизами:
в стр. 3.1 – количество (объем) в единицах измерения видов подакцизных товаров, вывезенных за пределы территории Республики Беларусь, кроме вывоза на территорию государств – членов Таможенного союза;
в стр. 3.2 – количество (объем) в единицах измерения видов подакцизных товаров, вывезенных на территорию государств – членов Таможенного союза;
– в стр. 6 гр. 7 указана сумма акцизов, уменьшающая исчисленную сумму акцизов по соответствующей группе подакцизных товаров, так называемые налоговые вычеты по акцизам, при реализации без подтверждения освобождения от акцизов при вывозе:
в стр. 6.3 – сумма акцизов по каждому виду подакцизных товаров, уплаченная при ввозе (приобретении) подакцизных товаров, использованных в производстве подакцизных товаров, реализуемых за пределы территории Республики Беларусь, кроме вывоза на территорию государств – членов Таможенного союза, по которым освобождение не предоставляется, указанных в стр. 2.1 по видам подакцизной продукции;
в стр. 6.4 – сумма акцизов по каждому виду подакцизных товаров, уплаченная при ввозе (приобретении) подакцизных товаров, использованных в производстве подакцизных товаров, реализуемых на территорию государств – членов Таможенного союза, по которым освобождение не предоставляется, указанных в стр. 2.2 по видам подакцизной продукции;
– в стр. 8 гр. 7 указана сумма акцизов, подлежащая зачету (возврату) по соответствующей группе подакцизных товаров, в т.ч. и по реализации, по которой применяют освобождение от акцизов при вывозе:
в стр. 8.1 – сумма акцизов, подлежащая зачету (возврату) по каждому виду подакцизных товаров, использованных в производстве подакцизных товаров, вывезенных за пределы территории Республики Беларусь, кроме вывоза на территорию государств – членов Таможенного союза, указанных в стр. 3.1 по видам подакцизной продукции. Данная сумма акцизов подлежит отражению с минусом;
в стр. 8.2 – сумма акцизов, подлежащая зачету (возврату) по каждому виду подакцизных товаров, использованных в производстве подакцизных товаров, вывезенных на территорию государств – членов Таможенного союза, указанных в стр. 3.2 по видам подакцизной продукции. Эта сумма акцизов подлежит отражению с минусом.
Результат о сумме уплаты или возврата акцизов за отчетный период должен быть получен путем суммирования данных гр. 5 с учетом минусов в стр. 12.
2011 г.
Постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – постановление № 82) утверждены Инструкция о порядке заполнения налоговых (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок (далее – Инструкция № 82), а также форма налоговой декларации (расчета) по акцизам, которая приведена в приложении 2 к постановлению № 82.
Налоговая декларация по акцизам включает в себя:
– титульный лист;
– часть I "Расчет акцизов, взимаемых налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь";
– часть II "Расчет акцизов по реализованным подакцизным товарам";
– приложение, в котором отражена форма реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, вывезенные за пределы Республики Беларусь. Эту форму заполняют и представляют плательщики, осуществляющие декларирование таможенным органам подакцизных товаров в виде электронного документа.
Группа реализованных (импортированных) подакцизных товаров определяется в соответствии со справочником групп подакцизных товаров согласно приложению 2 к Инструкции № 82.
При заполнении части I и (или) части II в графах налоговой декларации по акцизам должна быть указана следующая информация:
– в гр. 2 – виды подакцизных товаров;
– гр. 3 – единица измерения подакцизных товаров;
– гр. 4 – объем (количество) подакцизных товаров, на которые установлена твердая (специфическая) ставка акцизов;
– гр. 5 – доля этилового спирта для алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции по каждому виду подакцизного товара (заполняют только плательщики, производящие (импортирующие) алкогольную, непищевую спиртосодержащую продукцию);
– гр. 6 – твердая (специфическая) ставка акцизов по каждому виду подакцизного товара. Ставки акцизов установлены в приложении 1 к НК РБ;
– гр. 7 – сумма акцизов, исчисленная по каждому виду подакцизного товара, на который установлена твердая (специфическая) ставка акцизов.
Если ввозят и (или) реализуют подакцизные товары различных групп, то следует заполнить налоговую декларацию по акцизам отдельно по каждой группе таких товаров.
Порядок заполнения части II налоговой декларации (расчета) по акцизам в 2011 г. по сравнению с 2010 г. в части вывозимых подакцизных товаров не изменился. Исключение составляет то, что возникает необходимость в заполнении приложения к форме налоговой декларации (расчета) по акцизам (далее – приложение) в связи с декларированием таможенным органам подакцизных товаров в виде электронного документа. Приложение заполняют без нарастающего итога за каждый отчетный период плательщики, осуществляющие декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа.
Приложение заполняют в отношении товаров (включая произведенные из давальческого сырья и материалов), документальное подтверждение вывоза которых за пределы Республики Беларусь с целью их постоянного размещения (кроме вывоза товаров в государства – члены Таможенного союза) произведено в соответствии с пп. 2 и 3 ст. 114 НК РБ.
Если в ходе проверки будут установлены нарушения правил заполнения декларации в части исчисления суммы акцизов не в полном объеме, то плательщику по результатам проверки будут доначислены акцизы. К нему также будет применена административная ответственность по ст. 13.6 КоАП РБ.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.