AA

Экологический паспорт предприятия: кто ведет его и за какой период?

1 июля 2013 г. вступила в силу Инструкция о порядке ведения экологического паспорта предприятия, утвержденная постановлением Минприроды РБ от 07.06.2013 № 25 (далее – Инструкция). Применение данного документа вызвало ряд вопросов у читателей журнала. Например, сегодня многие организации интересует: должны ли они вести экологический паспорт предприятия, если в качестве отходов у них только бумага и картон от канцелярской деятельности и делопроизводства да отработанные люминесцентные трубки? распространяется ли указанная обязанность на арендаторов?

Ответы на эти и другие вопросы читатели найдут в данной статье.

 

Экологический паспорт обязаны вести юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов


Обязанность ведения экологического паспорта предприятия определена ст. 37 Закона РБ от 26.11.1992 № 1982-ХII "Об охране окружающей среды" (далее – Закон).

Под экологическим паспортом предприятия (далее – паспорт) следует понимать документ, включающий данные по использованию юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим хозяйственную и иную деятельность, ресурсов (природных и вторичных) и определению влияния производства на окружающую среду.

В ст. 71 Закона уточнено, что в паспорте подлежат учету данные об используемых природных ресурсах, выбросах и сбросах загрязняющих веществ в окружающую среду, обращении с отходами, а также об иных видах вредного воздействия на окружающую среду.

Порядок ведения паспорта установлен:

– Инструкцией.

В Инструкции определены субъекты, обязанные вести паспорт, сроки заполнения паспорта, особенности ведения паспорта при арендных отношениях, при передаче объектов в пользование и т.д.;

– СТБ 17.01.00-01-2012 "Экологический паспорт предприятия" (далее – Стандарт).

Стандарт, как и Инструкция, вступил в силу с 1 июля 2013 г. Стандартом установлены формы таблиц, заполнение которых составляет содержание паспорта, и требования к специальным графическим приложениям паспорта.

Стандартом определена форма паспорта, которая представлена титульным листом установленной формы (приложение Б) и обязательными разделами:

– общие сведения о природопользователе;

– производственная характеристика природопользователя;

– охрана атмосферного воздуха;

– использование земельных ресурсов;

– водопотребление и водоотведение;

– обращение с отходами производства;

– мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

– программа осуществления производственного аналитического контроля и (или) локального мониторинга в области охраны окружающей среды.

В паспорт также включается картографический материал, названный в п. 6.13 Стандарта.

Важно! Паспорт используется при осуществлении государственного, производственного контроля и для подготовки заявления на выдачу комплексных природоохранных разрешений.

Ведение паспорта не зависит от количества работников, системы налогообложения, экономических показателей работы организации

Обязанность, определенная ст. 37 Закона, закреплена в п. 3 Инструкции. Паспорт должны вести юридические лица, эксплуатирующие здания, сооружения и иные объекты.

Отметим, что понятие "иные объекты" в Инструкции и в Стандарте не раскрыто. В то же время Стандарт распространяет свое действие на природопользователей, т.е. субъектов хозяйствования, которые осуществляют природопользование. А согласно Закону природопользование – это хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду (например, образование отходов, выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и т.д.). Таким образом, "иной объект" должен быть связан с природопользованием.

Организациям также необходимо обратить внимание на уточнение, установленное в разд. 1 Стандарта. Из него следует, что не все природопользователи должны вести паспорт, поскольку требования Стандарта распространяются на природопользователей, предоставляющих статистические данные в области охраны окружающей среды в порядке, установленном законодательством РБ.

Законодательство предусматривает различные государственные статистические отчеты в области охраны окружающей среды. С учетом форм таблиц, необходимых при ведении паспорта, для определения обязанного лица нам надо рассмотреть только следующие отчеты, утвержденные постановлениями Белстата (см. таблицу):
 
 
Итак, если природопользователь представляет хотя бы один из указанных отчетов, то он обязан вести паспорт. Как видно из таблицы, отчет 1-ос (воздух), отчет 1-вода, 1-ос (за-траты) представляют достаточно крупные природопользователи, а вот отчет 1-отходы могут представлять разные по сфере хозяйственной деятельности юридические лица, например магазины, рестораны, станции техобслуживания и т.д. Можно лишь сказать, что юридическим лицам, которые освобождены от представления отчета 1-отходы, в большинстве случаев не нужно будет вести паспорт.

При этом количество работников, система налогообложения, экономические показатели работы организации и т.п. никак не влияют на условие ведения паспорта.

Инструкцией установлено, что паспорт может разрабатываться и вестись для предприятия в целом или для отдельных зданий, сооружений и иных объектов. Необходимость вести отдельный паспорт для обособленных структурных подразделений определяет непосредственно природопользователь.

Отметим, что при смене собственника недвижимого имущества юридического лица разработка нового паспорта не требуется.

Важно! В случаях аренды зданий, сооружений и (или) иных объектов паспорт должен разработать и вести арендатор.

Когда необходимо завести паспорт?

Субъект хозяйствования должен вести паспорт. Этого требует Закон. Чтобы создать паспорт, надо распечатать формы из Стандарта (купить готовый шаблон паспорта) и сразу внести в него общие неизменяемые сведения (см. далее). Далее можно заполнять паспорт с установленной периодичностью.

При ведении данного документа надо знать, что:

– разработка паспорта, а также внесение в него изменений и дополнений осуществляются по состоянию на 1 января года, в котором разрабатывается паспорт или вносятся изменения и дополнения;

– внесение изменений и дополнений в паспорт осуществляется ежегодно до 1 марта (п. 7 Инструкции);

– сведения о природопользовании вносятся за календарный год (п. 5.1 Стандарта);

– паспорт оформляется с учетом требований законодательства, в т.ч. технических нормативных правовых актов (п. 6 Инструкции).

Исходя из того что Инструкция и Стандарт вступили в силу с 1 июля 2013 г., мы можем сделать 3 следующих вывода:

– во-первых, данные природопользователя (количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образования отходов и т.д.) за 2012 г. вносить в паспорт не надо, так как постановление Минприроды, утвердившее Инструкцию, не распространило свое действие на этот период;

– во-вторых, данные природопользователя за 2013 г. нужно внести в паспорт в период с 1 января по 1 марта 2014 г.;

– в-третьих, паспорта, заведенные по формам, утратившим силу, признаются недействительными, так как Инструкцией не предусмотрен механизм внесения в них изменений и дополнений.

Паспорт должен содержать все разделы, определенные Стандартом, причем независимо от фактической деятельности организации

С 1 июля 2013 г. организации, кроме заполнения титульного листа и раздела "Общие сведения о природопользователе", должны в соответствующие разделы внести данные о природоохранных разрешениях, которые есть у них (неизменные данные):

– таблица Д.1 – разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

– таблица Ж.1 – разрешение на специальное водопользование;

– таблица К.1 – разрешение на хранение и разрешение на захоронение отходов производства.

Также нужно заполнить таблицы, которые характеризуют природопользователя, но сведения из которых не являются постоянно изменяемыми, например:

– таблица Ж.4 – общие сведения об очистных сооружениях сточных вод;

– таблица К.3 – сведения о наличии введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов, объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов;

– таблица М.1 – мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

– таблица Н.1 – программа осуществления производственного аналитического контроля и (или) локального мониторинга в области охраны окружающей среды.
 
Важно! Организация в паспорте должна заполнить только те таблицы, по которым у нее есть сведения.
 
Основная работа по заполнению паспорта проводится в начале года, следующего за отчетным годом. Рекомендуется в паспорт внести данные после того, как составлены или подготовлены все отчеты в области охраны окружающей среды, поскольку сведения в отчетах и в паспорте должны совпадать.

Юридически паспорт считается заведенным после того, как он утвержден руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). Паспорт заполняется в необходимом для природопользователя количестве копий и хранится у него.

Паспорт не надо:

– согласовывать в органах Минприроды, так как соответствующей административной процедуры нет в перечне административных процедур, совершаемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156;

– представлять в Минприроды (ни копию данного паспорта, ни его один экземпляр).

Это не предусмотрено Стандартом и Инструкцией.

Паспорт представляется на проверку специалистам территориальных органов Минприроды при осуществлении ими государственного экологического контроля.
 
 
Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup