Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

О возможности формирования уставного фонда хозяйственного общества за счет имущественных прав

(Комментарий к Закону РБ "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О хозяйственных обществах")

Ян Функ, д-р юрид. наук, профессор БГУ, Председатель Международного арбитражного суда при БелТПП

10 июля 2010 г. был принят Закон РБ № 168-З "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О хозяйственных обществах" (далее – Закон), который внес в законодательство РБ о хозяйственных обществах значительное количество новелл.
Одна из таких новелл посвящена объему имущественных прав, которые могут быть внесены в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества.
В настоящей статье прокомментирована указанная новелла.

 

Об отдельных противоречиях Закона


Применительно к вопросу о вкладе в уставный фонд хозяйственного общества в виде имущественных (либо иных отчуждаемых) прав, имеющих оценку их стоимости, необходимо, прежде всего, указать, что в ст. 29 Закона РБ "О хозяйственных обществах" как в действующей редакции, так и после вступления в силу новой редакции (основанной на Законе) имеет место внутренний конфликт между ее первой и второй частями.

Так, в части первой ст. 29 Закона указано, что вкладом в уставный фонд могут быть не только вещи, но и имущественные права, если они имеют денежную оценку. Однако в части второй ст. 29 указание на подобный вид вклада отсутствует в силу того, что имущественное право (речь идет об обязательственных правах, а также о правах на объекты интеллектуальной собственности) не может принадлежать соответствующему лицу на основе вещных прав: права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления.

По нашему мнению, этот конфликт должен, скорее всего, решаться в пользу части первой ст. 29 Закона.

Данный вывод следует из того, что законодатель, предусматривая, что вклады вносятся, базируясь на вещных правах, вероятно, не учел, что указанные виды имущественных прав не могут принадлежать лицу на основе вещных прав.

Формируем и определяем размеры вкладов – деньгами или правами?

Второй проблемой ст. 29 Закона является норма о том, что уставный фонд хозяйственного общества не может быть сформирован полностью за счет неденежного вклада в виде имущественных прав.
Таким образом, даже если речь идет об очень важных для общества правах, например о правах на соответствующие объекты интеллектуальной собственности, то данные права не могут составлять 100 % вкладов в уставный фонд общества.

Однако суть проблемы заключается не в том, что законодатель, "боясь мыльных пузырей и кусочков голубого неба" в качестве единственных вкладов в уставный фонд соответствующего хозяйственного общества, запретил 100%-е формирование уставного фонда за счет имущественных прав (с данным подходом законодателя мы как раз согласны, правда только в отношении "публичных хозяйственных обществ", например открытых акционерных обществ, привлекающих вклады неограниченного количества лиц), а в том, что действующая редакция ст. 29 Закона предусматривает, что объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд общества, не может быть более 50 % минимального размера уставного фонда соответствующего вида хозяйственного общества.

Указанная норма была принята в то время, когда минимальный размер уставного фонда, например общества с ограниченной ответственностью (ООО), составлял эквивалент 1 600 евро (в дальнейшем снижен до 800 евро); общества с дополнительной ответственностью (ОДО) – 400 евро (в дальнейшем снижен до 200 евро); закрытого акционерного общества (ЗАО) – 3 000 евро (в дальнейшем снижен до 1 500 евро); открытого акционерного общества (ОАО) – 12 500 евро (в дальнейшем снижен до 6 250 евро).

Таким образом, например, после вступления в силу Декрета Президента РБ от 17.12.2007 № 8 "О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11" (в настоящее время утратил силу) в ООО вклады в виде имущественных прав, в т.ч. и прав на объекты интеллектуальной собственности, не могли превышать по стоимости сумму, эквивалентную 400 евро, а в ОДО – 100 евро.

Тем самым фактически (не юридически) такие вклады были запрещены к внесению в уставный фонд данных видов обществ.

Подобный подход законодателя объяснялся тем, что имущественные права (за исключением прав, связанных с безналичными денежными средствами) вызывали у него меньше доверия по сравнению с вещами и деньгами, так как через указанные права в общество может "вноситься" то, что в Англии ранее именовалось "мыльными пузырями", а в США определяется как "кусочек голубого неба". На наш же взгляд, учитывая, что в уставный фонд хозяйственного общества до вступления в силу Закона могут вноситься исключительно те права, которые имеют денежную оценку и могут быть отчуждены, опасения белорусского законодателя в отношении имущественных прав не были оправданы, так как в уставный фонд белорусского хозяйственного общества нельзя в силу действующей редакции Закона "О хозяйственных обществах" внести в качестве вклада кредит доверия, деловые связи или иное подобное право. В связи с тем что все права, вносимые в уставный фонд, имеют денежную оценку, то как минимум они могут быть "реализованы вовне за деньги", а значит, говорить об отсутствии наполнения уставного фонда не приходится.

Однако с 1 февраля 2009 г., с момента вступления в силу Декрета Президента РБ от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (далее – Декрет № 1), который "несколько изменил подходы" к регламентации уставных фондов хозяйственных обществ, приведенная выше норма в отношении ООО (ОДО) фактически перестала действовать.

Напомним о размерах уставных фондов

В соответствии с Декретом № 1 минимальный размер уставного фонда установлен лишь:

– для ЗАО – 100 базовых величин;

– для ОАО –  400 базовых величин.

При этом речь идет исключительно об акционерных обществах с национальными инвестициями, так как акционерные общества с иностранными инвестициями в рассматриваемой части "подчиняются" положениям Инвестиционного кодекса РБ.

Кроме того, Декрет № 1 отсылает к иному законодательству, в котором предусмотрены минимальные размеры уставных фондов отдельных видов коммерческих организаций, которые и после вступления в силу Декрета № 1 сохраняют свое правовое действие, а именно речь идет о следующих видах коммерческих организаций:

– банках (минимальный размер уставных фондов равен эквиваленту 5 млн. евро (постановление Правления Нацбанка РБ от 11.09.2006 № 127 "О минимальном размере уставного фонда банков"));

– страховых организациях, осуществляющих страхование жизни (минимальный размер уставного фонда составляет эквивалент 2 млн. евро); страховых организациях, осуществляющих другие виды страхования (эквивалент 1 млн. евро); страховых организациях, осуществляющих исключительно перестраховочную деятельность (эквивалент 5 млн. евро (Указ Президента РБ от 25.08.2006 № 530 "О страховой деятельности")).

И наконец, Декрет № 1, как отмечено выше, указывает на то, что требования к размеру уставного фонда коммерческих организаций с иностранными инвестициями устанавливаются Инвестиционным кодексом РБ. Однако в этом кодексе не содержатся требования к минимальному размеру уставного фонда коммерческих организаций с иностранными инвестициями. В нем лишь определен минимальный размер иностранных инвестиций (совокупных вкладов иностранных участников указанных коммерческих организаций) – эквивалент 20 000 долл. США.

Таким образом, в ООО и ОДО минимальный размер уставного фонда, предусмотренный законодательством РБ, отсутствует. (Это обстоятельство было подтверждено и Законом, который внес изменения в ст. 91 Закона РБ "О хозяйственных обществах", предусмотрев в ней то обстоятельство, что ООО (а следовательно, и ОДО) самостоятельно определяют размер своего уставного фонда.)

В свете сказанного получается, что в соответствии с действующей редакцией ст. 29 Закона "О хозяйственных обществах", несмотря на сохранение действия правила о том, что уставный фонд хозяйственного общества не может быть сформирован полностью за счет неденежного вклада в виде имущественных прав, для ООО и ОДО фактически прекращает свое действие положение ст. 29 Закона, которое предусматривает, что объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд общества, не может быть более 50 % минимального размера уставного фонда соответствующего вида хозяйственного общества.

Данная норма распространяется исключительно на акционерные общества с национальными инвестициями, так как в отношении иных видов хозяйственных обществ минимальный размер уставного фонда не установлен.

Следовательно, ООО и ОДО, например, для того, чтобы полностью соблюсти требования законодательства, могут иметь на 99,99 % уставного фонда вклад в виде права пользования имуществом на определенный срок и в размере 0,01 % – денежный вклад.

Последнее представляется важным даже тогда, когда уставный фонд названных видов хозяйственных обществ может быть равен в связи с отсутствием законодательных ограничений, например, и 2 руб. (при 2 участниках). Указанное объясняется тем, что минимальной денежной единицей Республики Беларусь является 1 руб. Следовательно, каждый из учредителей коммерческой организации должен внести как минимум 1 руб. в качестве вклада в уставный фонд, так как белорусское право не освобождает ни одного из учредителей от "имущественного вклада" в уставный фонд (т.е. вклада,предоставленного в виде денежных средств, ценных бумаг, иных вещей, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; при этом вклады в виде знаний, навыков, умений, делового опыта, делового авторитета, деловых связей и т.д., а также работ и услуг в белорусском праве не допускаются).

Суть "важности" рассматриваемого положения заключается в том, что если в ряде ООО и ОДО необходимо будет сформировать "действительный уставный фонд", который послужит основой для определения долей участников в уставном фонде и будет "первоначальным капиталом общества", то участник, который будет претендовать на определенную долю в уставном фонде общества, вместо того, чтобы внести в качестве вклада в уставный фонд какую-либо вещь, в т.ч. и недвижимую, например здание или сооружение, и утратить право собственности на данное имущество с одновременной возможностью обращения на него взыскания по долгам общества, может внести право пользования этим имуществом на определенный срок. При этом стоимостное выражение его доли может быть не намного меньше, чем при внесении самого имущества в качестве вклада в уставный фонд, но он сохранит право собственности на соответствующее имущество и не будет подвергать его рискам, связанным с предпринимательской деятельностью общества.

Однако с момента вступления в силу Закона указанное в предыдущем абзаце "сможет присутствовать" в рамках правоприменительной практики в несколько уменьшенном размере.

Белорусский законодатель изменил часть третью ст. 29 Закона, указав на то, что объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества, не может быть более 50 % уставного фонда конкретного хозяйственного общества, а не предусмотренного законодательством минимального размера уставного фонда для соответствующих формы и вида хозяйственного общества.

Таким образом, белорусский законодатель опять ввел ограничение по объему имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд ООО и ОДО. Правда, при этом он установил указанное ограничение "не в привязке к абстрактной величине" минимального размера уставного фонда, определяемой законодательством, а "в привязке" к конкретному размеру уставного фонда определенного хозяйственного общества. Иными словами, участники ООО (ОДО), внеся в уставный фонд вклады денежными средствами или имуществом на сумму 1 млн. руб., смогут внести вклады в уставный фонд на ту же сумму (в 1 млн. руб.) в виде имущественных прав.

Последнее, на наш взгляд, представляется более справедливым, так как после вступления в силу Закона учредители (участники) конкретного ООО (ОДО) смогут внести в уставный фонд значительные по объему вклады в виде денежных средств либо вещей и равные по объему вклады в виде имущественных прав.

Однако, возможно, для ООО и ОДО указанный подход законодателя и представляется излишним в силу того, что "частные участники" подобных форм хозяйственных обществ могли бы и сами решить, какие именно виды вкладов им необходимо вносить в уставный фонд своих организаций.

Обращаем внимание на формирование уставных фондов ЗАО и ОАО

Для ЗАО и ОАО излагаемый подход законодателя действительно представляется достаточноважной новеллой в свете того, что с момента вступления в силу Закона указанные виды хозяйственных обществ, а точнее их участники, смогут формировать уставный фонд (не более чем на 50 %) имущественными правами. В настоящее же время и открытое, и закрытое акционерное общество фактически лишены подобной возможности, так как вряд ли можно считать право на внесение имущественных прав в объеме и стоимости соответственно в 50 базовых величин(для ЗАО) и 200 базовых величин (для ОАО) действительным правом на формирование уставного фонда за счет имущественных прав.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.