Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий (Меняется законодательство об отходах: разрешения на хранение и захоронение отходов следует получать по новым правилам)

Александр Гнедов, эколог
В конце января 2010 г. вступил в силу Закон РБот 28.12.2009 № 93-З, который внес изменения и дополнения в Закон РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее – Закон). Комментируемое постановление Правительства от 23.07.2010 № 1104 "О некоторых вопросах в области обращения с отходами" (далее – постановление № 1104) принято в целях реализации отдельных норм измененного Закона. Этим постановлением:

– утверждено 5 положений о порядках совершения административных процедур в области обращения с отходами;
– внесены дополнения в постановление Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1379 "Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – постановление № 1379);
– установлены переходные положения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обращение с отходами.

В настоящей статье прокомментируем 2 из 5 положений, наиболее значимых для большинства субъектов хозяйствования, осуществляющих обращение с отходами.

I. ИЗМЕНИЛАСЬ ПРОЦЕДУРА СОГЛАСОВАНИЯ ИНСТРУКЦИИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА

Юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие обращение с отходами (далее – заявители), обязаны разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства (далее – инструкции), а также обеспечивать их соблюдение (подп. 1.3 п. 1 ст. 17 Закона).

Новой редакцией п. 2 ст. 18 Закона предусмотрено, что:

– Минприроды устанавливает порядок разработки и утверждения юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) инструкций;

Совет Министров РБ определяет порядок согласования инструкций.

В развитие данной нормы постановлением № 1104 утверждено Положение о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства. Постановление Минприроды РБ пока не принято.

В настоящее время заявители руководствуются Правилами разработки, согласования и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденными постановлением Минприроды РБ от 28.11.2001 № 28 (далее – Правила № 28) (документ скоро будет признан утратившим силу). В данном документе порядок согласования инструкций устанавливался пп. 3–7 Правил № 28.

Сравним нормы вновь принятого Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства (далее – Положение-1) и Правил № 28.

Отметим, что новое Положение-1 состоит из 8 пунктов и несколько отличается от Правил № 28.

Количество органов согласования инструкций сократилось до одного

Закон гласит, что инструкции согласовываются только в территориальных органах Минприроды (п. 1 ст. 18 Закона). Данная норма Закона продублирована в п. 2 Положения-1.

В этом пункте также уточнен орган Минприроды, в котором должно происходить согласование инструкций. Так, согласование инструкций теперь должно осуществляться территориальными органами Минприроды по месту выдачи заявителям разрешения на хранение и захоронение отходов производства.

Территориальные органы Минприроды представлены городскими (районными) инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды, областными и Минским городским комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды*. Распределение компетенции между ними по выдаче разрешений на хранение и захоронение отходов производства установлено в п. 3 Положения о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденного постановлением № 1104 (рассматривается далее). Получается, что если заявителю нужно получать разрешение в областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды (абзац третий п. 3 Положения-1), то и согласование инструкций должно производиться этим органом.
__________________________
* В г. Минске только один территориальный орган Минприроды – комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды. Именно он выдает разрешения и согласовывает инструкции заявителям, осуществляющим деятельность на территории г. Минска.

Ранее согласно п. 6 Правил № 28 инструкции подлежали согласованию кроме Минприроды еще в 3 органах: органах санитарного надзора, территориальных органах Министерства по чрезвычайным ситуациям, территориальных органах Министерства жилищно-коммунального хозяйства.

В Правилах № 28 порядок выбора органа согласования не устанавливался. Как правило, инструкции согласовывались в инспекциях природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту осуществления деятельности заявителя или фактического образования отходов.

Из вышеизложенного следует, что теперь место осуществления деятельности заявителя и место получения разрешения, а значит, и согласования инструкции, могут не совпадать.

Установленное в п. 2 Положения-1 правило не дает однозначного ответа на все ситуации с заявителями. Например, не ясно, где необходимо согласовать инструкции, когда заявителю не нужно получать разрешение на захоронение и хранение отходов производства? Видимо, органы Минприроды, расположенные по месту осуществления деятельности заявителя, будут принимать решение о согласовании инструкций.

Где следует согласовывать инструкцию, когда заявителю необходимо получить 2 разрешения в разных территориальных органах Минприроды?

Как практически при согласовании органы Минприроды смогут проверить разработанную инструкцию, если заявитель осуществляет деятельность в одной области республики, а разрешение ему нужно получать в другой?

Наверное, стоит ожидать от Минприроды письма, разъясняющего эти моменты.

Срок действия инструкции исчисляется с даты, указанной в грифе согласования

Срок действия инструкции в Правилах № 28 – 5 лет. А с какого момента начинается исчисление 5-летнего срока действия инструкций, не ясно. Было только установлено (пп. 7–9 Правил № 28), что после согласования инструкции со всеми согласующими органами она подлежала утверждению заявителем посредством издания приказа.

В новом Положении-1 момент действия инструкции уточнен – 5 лет с даты, указанной в грифе согласования.

По истечении этого срока заявитель вправе направить инструкцию на повторное согласование, но не позднее чем за один месяц до истечения этого срока (п. 8 Положения-1).

Для согласования инструкции подаются заявление и один экземпляр текста инструкции.

Постановлением № 1104 внесены дополнения в постановление № 1379

Новым п. 371 перечня административных процедур, утвержденного постановлением № 1379, для согласования инструкций установлены перечень документов, срок их рассмотрения и др.

Так, для согласования инструкций заявители должны направить в органы Минприроды:

– заявление (фактически – сопроводительное письмо в орган согласования в виде заявления);

– текст инструкции в одном экземпляре.

Срок рассмотрения инструкций – 30 дней. Для заявителя эта процедура является бесплатной.

Согласно Правилам № 28 копия утвержденной инструкции передавалась в орган Минприроды, где она хранилась как контрольный экземпляр. Пока данный момент Положением не урегулирован (может быть, он будет урегулирован постановлением Минприроды о порядке разработки инструкций).

Напомним, что:

– инструкцией устанавливаются фактические требования к обращению с отходами производства (п. 1 ст. 18 Закона);

– инструкцией санкционируется временное хранение отходов производства (п. 2 ст. 25 Закона);

– наличие инструкции является основанием для освобождения от экологического налога за хранение отходов производства в случае накопления отходов производства, предназначенных для использования, обезвреживания, захоронения в объеме, необходимом для перевозки одной транспортной единицей.

Поэтому важно, чтобы все изменения в инструкции, производимые заявителями, подлежали обязательному согласованию с органами Минприроды.

Пунктом 5 Положения-1 предусматривается, что органы Минприроды вправе отказать заявителю в согласовании инструкции. Однако основания для отказа в этом документе не сформулированы. Можно предположить, что главным основанием для отказа в согласовании инструкции будет являться несоответствие содержания инструкции требованиям, установленным постановлением Минприроды (пока еще не принято). Другие причины для отказа в согласовании инструкции пока не сформулированы в действующих актах законодательства об обращении с отходами.
 
Вниманию читателей: согласно переходным положениям, установленным в п. 2 постановления № 1104, инструкции, согласованные и утвержденные до 5 августа 2010 г. (дата вступления в силу постановления № 1104), действительны до истечения срока их действия.

Видится, что у заявителей не будет препятствий в согласовании, если при наличии действующей инструкции, разработанной по старым правилам, ими будет разработана и согласована новая инструкция по новым правилам на новый срок действия.

II. УТВЕРЖДЕНЫ НОВЫЕ ПРАВИЛА ВЫДАЧИ И АННУЛИРОВАНИЯ РАЗРЕШЕНИЙ НА ХРАНЕНИЕ И ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА

Хранение и захоронение отходов допускаются только в санкционированных местах хранения отходов и санкционированных местах захоронения отходов, которые определяются в разрешениях на хранение* и захоронение отходов производства (далее – разрешения), выдаваемых органами Минприроды (ст. 25 Закона).
__________________________
* При временном хранении отходов производства санкционированные места хранения определяются в инструкциях по обращению с отходами производства.

Постановлением № 1104 в соответствии с частью третьей п. 2 ст. 25 Закона утверждено Положение о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия (далее – Положение-2).
 
Вниманию читателей: в ближайшее время Минприроды в соответствии с постановлением № 1104 своим постановлением:

– утвердит формы разрешения и заявки на хранение и захоронение отходов производства, формы уведомлений о приостановлении действия и аннулирования разрешений;

– признает утратившим силу постановление Минприроды РБ от 16.04.2008 № 35, которым утверждена Инструкция о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия (далее – Инструкция № 35).
 
Сравнение текстов Положения-2 и Инструкции № 35 показывает, что текст Инструкции № 35 лег в основу Положения-2. Большинство норм Положения-2 действовали ранее. Однако в результате переработки текста часть норм не вошла в Положение-2, хотя некоторые из них имеют принципиальное значение для собственников отходов (далее – заявителей), получающих разрешения.

1. В Положении-2 не установлены случаи, когда заявители могут не получать разрешение. Следовательно, все собственники отходов производства, вывозимых на захоронение, обязаны иметь разрешение.

Законом предусматривается, что санкционированные места захоронения отходов производства устанавливаются только в разрешениях на захоронение отходов производства. Однако в п. 4 Инструкции № 35 было сделано исключение: не требовалось получать разрешение на захоронение отходов производства собственникам коммунальных отходов производства, когда вывоз на захоронение таких отходов производится специализированными коммунальными предприятиями в соответствии с заключенными договорами. Данная льгота позволяла указанным собственникам отходов производства в упрощенном порядке вывозить отходы на захоронение.

Практическое применение этой льготы было неоднозначным. Ведь выданные разрешения "связаны" с установлением заявителям лимитов захоронения отходов производства и уплаты экологического налога за захоронение отходов производства. Поэтому у плательщиков экологического налога за захоронение отходов производства, которым не требовалось получать разрешение, возникали определенные проблемы. Чтобы решить их, им было проще получить разрешение. А подходила эта льгота только тем, кто не являлся плательщиком экологического налога (плательщики упрощенного налога, бюджетные организации).

Теперь согласно Положению-2 данной льготы нет.

Объективно рассматривая ситуацию с льготой, отметим, что для целей исполнения задач, поставленных Законом (уменьшение объемов образования отходов и предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду и др.), льготирование в части выдачи разрешения нецелесообразно. Разрешительная система – общемировая практика в сфере обращения с отходами. Только она может быть или сложной, или простой для заявителя.

Учитывая новые требования Положения-2 в части получения разрешения, в п. 2 постановления № 1104 установлены переходные положения для собственников отходов производства, не получавших разрешение согласно Инструкции № 35. Указано, что юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие обращение с отходами и не имеющие разрешения на захоронение отходов производства, обязаны получить такое разрешение в течение 2 месяцев после вступления в силу постановления № 1104.

Отметим, что неплательщики экологического налога за захоронение отходов производства (плательщики упрощенного налога, бюджетные организации) также обязаны получать разрешение.

2. В Положении-2 не установлено правило распределения обязанностей получения разрешений между арендатором и арендодателем.

В практической деятельности существуют ситуации, когда третье лицо организовывает вывоз отходов от многих собственников отходов. И в данном случае целесообразно, чтобы разрешение получали именно эти лица. Чаще всего такие ситуации возникают при аренде офисных (административных) помещений. Поэтому ранее в п. 6 Инструкции № 35 устанавливалось правило, согласно которому при аренде зданий и других объектов разрешение получало лицо, оказывающее услуги по сбору, хранению, вывозу на захоронение отходов, образующихся при эксплуатации зданий и других объектов. Данная норма освобождала арендаторов от обязанности получать разрешение.

В новом Положении-2 такое правило отсутствует. Это означает, что арендаторы, которые заключают договоры на организацию* вывоза отходов на захоронение с арендодателем или иной организацией, вправе только через договор аренды (иной договор) уполномочить арендодателя (иную организацию) на получение за них разрешения. Тогда арендодатель (иная организация) будет уполномоченным лицом на получение разрешения.
__________________________
* Включает в себя установку контейнеров, заключение договоров на перевозку и захоронение отходов, учет отходов и т.д.

Если арендаторы не смогут договориться о передаче права на получение разрешения, они обязаны получить разрешение самостоятельно.

Отметим, что существует еще один вариант решения "проблемы получения разрешения": если арендаторы в договоре аренды (ином договоре) укажут, что отходы, вывозимые на захоронение, передаются в собственность арендодателю (иной организации). Это означает, что новые собственники отходов (арендодатель, иная организация) уже в силу приобретения отходов в собственность самостоятельно обязаны получить разрешение.

Арендаторы, которые имеют договоры аренды, заключенные до принятия Положения-2, должны уточнить у арендодателя (иной организации) наличие разрешения, полученного на них**. Если разрешения нет (а оно должно быть), то в ближайшее время нужно или получить разрешение, или договориться об этом с арендодателем (иной организацией).

Напомним, что по гражданскому законодательству договор аренды должен соответствовать обязательным для сторон правилам, в т.ч. об обращении с отходами. Если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, определяющий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством (ст. 392 Гражданского кодекса РБ).
__________________________
* В бланке разрешения должны быть указаны реквизиты собственников отходов, для которых получено разрешение.

3. В Положении-2 сформулирован исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешений.

Ранее основаниями для выдачи разрешения являлись (п. 16 Инструкции № 35):

– выполнение собственником отходов производства требований законодательства об отходах в части разделения отходов производства на виды;

– наличие заключений о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства.

Невыполнение этих требований было причиной для отказа в выдаче разрешения. Также органы Минприроды отказывали в выдаче разрешений, если подавались не все документы, предусмотренные постановлением № 1379, или сведения в них были недостоверные.

Во вновь принятом Положении-2 случаи отказа заявителю в выдаче разрешений сформулированы в п. 8. К ним относятся:

– невыполнение условий выдачи разрешений, установленных в пп. 5 и 6 Положения-2 (рассматриваются далее);

– представление заявителем документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства, в т.ч. подложных, поддельных или недействительных документов;

– несоблюдение собственником отходов производства требований о разделении отходов по видам в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь.

Как видим, теперь не является основанием для отказа в выдаче разрешений отсутствие у собственника отходов заключений о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства, когда сведения о степени опасности отходов и классе опасности опасных отходов не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь.

4. Условия выдачи разрешений не изменились.

Условия выдачи разрешений на хранение отходов производства не изменились. В Положении-2 они указаны в п. 5 (в Инструкции № 35 содержались в п. 10).

Условий выдачи разрешений на захоронение отходов производства, определенных в п. 6 Положения, стало меньше (ранее они определялись п. 11 Инструкции № 35). Однако анализ положений законодательства показывает, что те условия, которые не включены в Положение-2, должны, безусловно, соблюдаться как заявителями, так и органами выдачи разрешений. Ведь не вызывает сомнений, что, если по законодательству отходы запрещены к захоронению (например, отходы, классифицированные как вторичные материальные ресурсы), нельзя выдавать разрешение на их захоронение. Также если объект захоронения отходов эксплуатируется с нарушением требований законодательства (например, не зарегистрирован в реестре объектов захоронения отходов, пользователю объекта приостановлено действие лицензии на захоронение отходов), то допускать на нем захоронение отходов в соответствии с разрешениями нельзя.

Остальная часть текста Положения-2 сходна с Инструкцией № 35.

Как и ранее, выдача разрешений производится территориальными органами Минприроды по месту нахождения объектов хранения отходов и объектов захоронения отходов. Распределение полномочий между областными комитетами и инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды осталось такое же (п. 3 Положения-2 соответствует п. 5 Инструкции № 35).

Порядок получения разрешения, срок действия разрешения, случаи и порядок внесения изменений в выданное разрешение, порядок приостановления и аннулирования действия разрешения согласно Положению-2 не были подвержены изменению по сравнению с требованиями Инструкции № 35.

В завершение отметим, что согласно переходным положениям, установленным в п. 2 постановления № 1104, разрешения на захоронение и нахранение отходов производства, выданные до вступления в силу Положения-2, действительны до истечения срока их действия.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.