AA

История одной проверки: организация не выполнила требования по обращению с отходами. Что делать? 

Организации обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств определенных товаров, и отходов упаковки, в которую упакованы ввезенные товары. Это суть норм Указа № 313*. Однако бывают случаи, когда организации по каким-либо причинам не выполняют их. Как быть? Автор рассматривает последствия этого на конкретной ситуации.
__________________________
* Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313). Старая редакция Указа № 313 опубликована в "ГБ", 2012, № 29, с. 15–23; новая редакция – "ГБ", 2014, № 30, с. 22–32.

История одной проверки

В ходе аудиторской проверки было установлено, что организация в III квартале 2013 г. импортировала 5,8 т картонной тары (коробок). Более организация не ввозила товары, подконтрольные Указу № 313. В связи с этим она не осуществляла сбор отходов потребления ни самостоятельно, ни путем заключения договора с оператором*.

__________________________
* Государственное учреждение "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор).

Аудитор указал, что отсутствие договора с оператором является нарушением норм Указа № 313, и порекомендовал заключить такой договор и внести плату за ввезенный ранее картон и пени.

У организации возникли следующие вопросы:

Прав ли аудитор?

Должна ли организация заключить договор с оператором, если это была разовая сделка?

Если должна, то какой отчетный период надо брать за основу для расчета платы и пени: полугодие или календарный квартал?

На выполнение обязанности количество сделок не влияет

В изложенной ситуации аудитор прав. Организация должна заключить договор с оператором, перечислить на его счет плату за ввезенный картон и пени за каждый день просрочки. Просрочка выполнения обязанности, предусмотренной Указом № 313, в отношении ввезенного картона у организации началась с 23 января 2014 г.

Обоснуем наш вывод.

До 1 октября 2014 г. у организаций, осуществляющих производство и ввоз товаров, указанных в приложении 1 к Указу № 313, а также ввоз потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, возникала обязанность обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование:

– отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров;

– отходов тары, в которую упакованы ввезенные потребительские товары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313; далее – обязанность).

От редакции:

С 1 октября Указ № 313 действует в новой редакции. Однако обязанность осталась, поменялась лишь терминология, применяемая в подп. 1.2 п. 1 Указа № 313.

Термин "потребительский товар" заменен на термин "товар"; термин "тара" – на "упаковка"; термин "пластмасса" – на "полимеры"; термин "тара на основе бумаги и картона" – на "упаковка из бумаги и картона". Также появился новый вид упаковки – упаковка из комбинированных материалов.

Картонная тара (с 1 октября т.г. – упаковка), ввезенная организацией, в приложении 1 к Указу № 313 была указана под кодом ТН ВЭД 4819 10 000 0–4819 40 000 0.

Следовательно, у организации возникла обязанность, предусмотренная Указом № 313.

Эту обязанность организация должна была выполнить:

– либо путем применения собственной системы сбора отходов упаковки из отходов потребления, включающей находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сеть стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам и самостоятельное или с привлечением иных лиц обезвреживание и (или) использование собранных отходов упаковки;

– либо путем заключения с оператором договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки и внесения на текущий (расчетный) банковский счет оператора платы за оказанную услугу (далее – плата).

Как следует из ситуации, организация не применила ни один из вышеуказанных способов в части выполнения обязанности, установленной Указом № 313.

Следовательно, ей это надо сделать как можно быстрее путем заключения с оператором договора и внесения на его текущий (расчетный) счет платы и пени за несвоевременное внесение платы в размере 0,1 % от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Уплата пени предусмотрена п. 4 Договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708 в редакции от 04.11.2014 № 1040 (далее – постановление № 708).

Для расчета платы и пени берется тот отчетный период, который действовал на момент ввоза картона (коробок)

В 2013 г. (период ввоза организацией картона) отчетным периодом по выполнению обязанности было полугодие. Обязанные поставщики должны были 1 раз в полугодие не позднее 22 января и 22 июля представлять оператору информацию по форме согласно приложению 2 к Указу № 313 о выполнении ими в предшествующем полугодии обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (абзац третий подп. 1.5 п. 1 Указа № 313).

От редакции:

С 1 октября 2014 г. производители и поставщики должны не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять оператору информацию по форме, утвержденной постановлением Совета Министров от 04.11.2014 № 1040, о выполнении ими в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.

С указанной даты отчетным периодом является календарный квартал.

В рассматриваемой ситуации отчетным периодом является 2-е полугодие 2013 г. Соответственно просрочка выполнения обязанности в отношении ввезенной тары (упаковки) начинается с 23 января 2014 г.

Сумма платы, которая подлежит внесению на текущий (расчетный) счет оператора и исходя из которой рассчитывается пеня, определяется исходя из размеров платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, утвержденных постановлением № 708.

Во 2-м полугодии 2013 г. размеры платы для тары на основе бумаги и картона составляли 140 000 руб. за 1 т и 40 000 руб. за 1 тыс. м2 (постановление № 708 в редакции от 04.06.2013 № 451). Таким образом, сумма платы составит 812 000 руб.

Пеня должна быть рассчитана с 23 января 2014 г. по день внесения платы на счет оператора.

Что будет, если организация не выполнит обязанность, предусмотренную Указом № 313

Если такое нарушение будет установлено во время проверки, то предприятию помимо платы и пени придется еще уплатить и штраф в 2-кратном размере платы (ч. 1 ст. 15.63 Кодекса РБ об административных правонарушениях).

Контроль за порядком исполнения организациями обязанности, установленной Указом № 313, возложен на органы КГК, Минприроды и МНС.

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup