AA

Как отстоять свои права в споре с налоговыми органами?

При выявлении в ходе камеральной проверки неполноты сведений, ошибок в декларации и (или) документах, представленных организацией в соответствии с законодательством, их несоответствия документам и (или) информации, имеющимся в налоговом органе, либо непредставления налоговой декларации при наличии (установлении) объектов налогообложения налоговый орган направляет плательщику уведомление.

Как организации отстоять свои права в случае несогласия? На этот и другие вопросы вы получите ответы в данной статье.

Мы получили уведомление от налоговой инспекции с требованием уточнить показатели декларации, но не согласны с их позицией. Как нам поступить? Можно ли оставить это уведомление без ответа?

Оставить уведомление без ответа нельзя. Вы должны отреагировать на него не позднее 10 рабочих дней со дня его направления (п. 8 ст. 73 НК).

Если вы не согласны с позицией налогового органа, изложите в ответе обоснование ваших расчетов показателей декларации, ссылки на нормативные документы, которыми вы руководствовались, приложите необходимые документы. Как правило, на этом все споры с налоговой инспекцией заканчиваются.

 

А что делать, если налоговый орган все же не согласен и по телефону требует представить уточненную декларацию?

Не бойтесь спорить с налоговиками, если вы уверены в том, что все сделали правильно. Направьте письменный запрос в налоговую инспекцию для получения от них развернутого и обоснованного ответа по вашей ситуации. Они обязаны ответить вам в течение 15 календарных дней (пп. 1, 3 ст. 17 Закона № 300-З [2]). Сообщите по телефону инспектору, что запрос направлен и до получения ответа на него вы не будете предпринимать никаких действий.

 

Мы направили ответ на уведомление и письменный запрос. Что дальше?

Дальше ситуация может развиваться в двух направлениях.

1. Налоговая инспекция уверена в своей позиции. В этом случае инспекция может составить акт камеральной проверки. Для составления акта у налоговиков есть 3 месяца и 10 дней с даты направления вашей организации уведомления (пп. 8, 10 ст. 73 НК).

После этого у вас появляется документ, на который вы можете письменно возразить. До сих пор спор шел на уровне «инспектор – плательщик» и не было оснований для вынесения диалога на более высокий и, возможно, более компетентный уровень.

Акт камеральной проверки подписывается и вручается, решения выносятся в порядке, установленном ст. 81 НК.

Акт проверки обязательно подпишите и проставьте на нем фактическую дату подписания. Не подписывайте акт задним числом, потому что именно от этой даты идет отсчет 15 рабочих дней, в течение которых вы можете представить в налоговую инспекцию свои возражения по содержанию акта проверки. На ваши возражения налоговая инспекция также должна ответить в течение 15 рабочих дней.

Далее в течение 30 рабочих дней руководитель (его заместитель) налогового органа выносит решение по акту проверки.

2. Налоговая инспекция не до конца уверена в своей правоте. В этом случае инспекция может сначала ответить на ваш письменный запрос. Тогда у вас также появится документ, который вы сможете обжаловать.

 

Как можно обжаловать решение по акту проверки и ответ ИМНС (действия (бездействие) ее должностных лиц)?

Порядок обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц установлен в гл. 12 НК. Важно сохранить при обжаловании именно тот порядок, который установлен НК, иначе рассмотрение ваших обращений может сильно затянуться. Принцип такой:

жалоба на решение налоговой инспекции по району, городу, району в городе может быть подана в налоговую инспекцию по области, г. Минску (по территориальности) или в МНС Республики Беларусь в течение 30 календарных дней со дня его вынесения (п. 1 ст. 104 НК);

жалоба на действия (бездействие) должностного лица налоговой инспекции по району, городу, району в городе может быть подана вышестоящему должностному лицу, которому должностное лицо, действия (бездействие) которого обжалуются, непосредственно подчинено, в течение 30 календарных дней со дня совершения таких действий (бездействия).

В случае несогласия с решением, вынесенным вышестоящим должностным лицом инспекции по району, городу, району в городе, жалоба может быть подана в налоговую инспекцию по области, г. Минску (по территориальности) или в МНС Республики Беларусь в течение 30 календарных дней со дня его вынесения (п. 2 ст. 104 НК).

При несогласии с решением, вынесенным налоговой инспекцией по области, г. Минску по указанным случаям, жалоба может быть подана в МНС Республики Беларусь в течение 30 календарных дней со дня его вынесения (п. 3 ст. 104 НК).

Документы к статье

[1] Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК)

[2] Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон № 300-З)

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup