Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий (Утратил силу Указ № 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров")

Владимир Хлабордов, начальник юридического управления Минэкономики РБ

Пунктом 3 комментируемого Указа (далее – Указ № 358) признан утратившим силу Указ Президента РБ от 07.03.2000 № 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров" (далее – Указ № 117)*.
________________________
*См. Указ Президента РБ от 07.03.2000 № 117 в "ГБ", 2000, № 10, с. 42–43.

 

Немного истории: причина принятия, механизм регулирования
Причиной принятия Указа № 117 явилась попытка решения правовыми средствами сокращения количества посредников в оптовом и розничном товарообороте для уменьшения роста цен (приобретения товаров по "завышенным" ценам)*. Для производителей устанавливалась возможность продавать посредникам товар (торговым организациям и индивидуальным предпринимателям) только при наличии лицензии на оптовую торговлю (в целом) или розничную торговлю. Кроме того, вводилось требование указания в договоре цели приобретения и приложения к договору копий лицензий, копии грузовых таможенных деклараций (статистических деклараций); ограничивались случаи заключения договоров купли-продажи (поставки) без соблюдения требования о наличии лицензии у контрагента(-ов).
Во исполнение Указа № 117 были приняты документы, регулирующие процессы посреднической деятельности:
________________________
* В качестве другого варианта решения проблемы в тот период  рассматривалось предложение о введении разрешительной регистрации в местных исполнительных и распорядительных органов всех договоров поставки и изменений к ним.
– постановление Совета Министров РБ от 07.04.2000 № 483 "О порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на осуществление оптовой торговли" (признано утратившим силу постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2003 № 1389). Данное постановление не устанавливало каких-либо содержательных причин для отказа в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление оптовой торговли, т.е. данный документ мог получить любой обратившийся субъект хозяйствования;
– постановление Совета Министров РБ от 02.06.2000 № 797 "О внесении дополнений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь" (еще не признано утратившим силу). Этим документом п. 4 Положения о поставках товаров в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Кабинета Министров РБ от 08.07.1996 № 444 (далее – постановление № 444), был дополнен обязанностью указания в качестве существенного условия договора цели приобретения товара;
– постановление Совета Министров РБ от 07.04.2000 № 480 "Об утверждении Порядка установления квот на товары для реализации населению республики" (не признано утратившим силу). Данное постановление предусматривает условия и механизм определения производителям квот на товары отечественного производства, предназначенные для реализации населению республики. Последний раз постановлением Правительства перечень квотируемых товаров, подлежащих поставке на внутренний рынок республики, и объемов квот на поставку этих товаров утверждался на 2003 г. (постановление Совета Министров РБ от 02.10.2002 № 1369).
Принятое постановление Минэкономики и Минторга РБ от 25.07.2000 № 143/11 "О некоторых вопросах порядка осуществления оптовой торговли" фактически исключило оборот копий грузовых таможенных деклараций (статистических деклараций) через посредников к организации-потребителю.
Частичная фактическая отмена
Декрет Президента РБ от 14.07.2003 № 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Декрет № 17) не включил в число лицензируемых видов деятельности оптовую торговлю вообще, сохранив в своем составе лишь оптовую торговлю только определенными товарами, например алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией. Следовательно, Указ № 117 в части требования о наличии и предъявлении лицензии на оптовую торговлю вообще, а также в отношении иных лицензий на розничную торговлю фактически перестал применяться. Вместе с тем продолжали действовать его нормы:
– в отношении указания цели приобретения товаров;
– в части ограничения продажи на территории Республики Беларусь организациями и индивидуальными предпринимателями товаров, приобретенных для собственного производства и (или) потребления, поставки на переработку на давальческих условиях и не использованных для этих целей по ценам, не превышающим более чем на 5 % цену приобретения товара. Последнее создавало многочисленные затруднения для белорусских производителей при продаже приобретенных ими ранее сырья, материалов, оборудования после длительного нахождения без использования (из-за большой инфляции и правил бухгалтерского учета, определяющих постановку на учет имущества по цене приобретения).
Попытки признания Указа № 117 утратившим силу
Декрет № 17 создал основания для признания Указа № 117 утратившим силу еще в 2003 г. Принятие нового нормативного правового акта по вопросам лицензирования (Указ Президента РБ от 01.09.2010 № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности"), исключившего, среди прочего, лицензирование розничной торговли, еще раз поставило вопрос признания утратившим силу Указа № 117.
С признанием утратившим силу Указа № 117 выполнены п. 48 мероприятий по реализации положений Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" и положения постановления Совета Министров и Нацбанка РБ от 28.02.2011 № 251/6.
Важное примечание
Обращаем внимание, что Указ № 358 вступает в силу со дня его подписания (11 августа 2011 г.) и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 апреля 2011 г. Что же касается части второй п. 4 постановления № 444, устанавливающей, что в качестве существенного условия в договоре должна быть указана цель приобретения товара, то изменение в данное положение ожидается в ближайшее время*.
____________________________
*Положение о поставках товаров в Республике Беларусь предполагается признать утратившим силу в целом при вступлении  в силу изменений в Гражданский кодекс РБ, принятие которых в настоящее время завершается в Парламенте (в ГК будет перенесена в несколько измененном виде диспозитивная норма об ответственности за несвоевременную поставку).
Учитывая диспозицию и санкцию ч. 2 ст. 12.9* КоАП РБ, для прекращения указания в договорах цели приобретения рекомендуем дождаться вступления в силу упомянутого изменения.
___________________
* Нарушение продавцом (поставщиком) и (или) покупателем установленного порядка оформления договора на осуществление торговой посреднической деятельности влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 10 % суммы договора.
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.