18

Комментарий (Утратил силу Указ № 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров")

Владимир Хлабордов, начальник юридического управления Минэкономики РБ

Пунктом 3 комментируемого Указа (далее – Указ № 358) признан утратившим силу Указ Президента РБ от 07.03.2000 № 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров" (далее – Указ № 117)*.
________________________
*См. Указ Президента РБ от 07.03.2000 № 117 в "ГБ", 2000, № 10, с. 42–43.

 


Немного истории: причина принятия, механизм регулирования

Причиной принятия Указа № 117 явилась попытка решения правовыми средствами сокращения количества посредников в оптовом и розничном товарообороте для уменьшения роста цен (приобретения товаров по "завышенным" ценам)*. Для производителей устанавливалась возможность продавать посредникам товар (торговым организациям и индивидуальным предпринимателям) только при наличии лицензии на оптовую торговлю (в целом) или розничную торговлю. Кроме того, вводилось требование указания в договоре цели приобретения и приложения к договору копий лицензий, копии грузовых таможенных деклараций (статистических деклараций); ограничивались случаи заключения договоров купли-продажи (поставки) без соблюдения требования о наличии лицензии у контрагента(-ов).
Во исполнение Указа № 117 были приняты документы, регулирующие процессы посреднической деятельности:
________________________
* В качестве другого варианта решения проблемы в тот период  рассматривалось предложение о введении разрешительной регистрации в местных исполнительных и распорядительных органов всех договоров поставки и изменений к ним.

– постановление Совета Министров РБ от 07.04.2000 № 483 "О порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на осуществление оптовой торговли" (признано утратившим силу постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2003 № 1389). Данное постановление не устанавливало каких-либо содержательных причин для отказа в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление оптовой торговли, т.е. данный документ мог получить любой обратившийся субъект хозяйствования;

– постановление Совета Министров РБ от 02.06.2000 № 797 "О внесении дополнений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь" (еще не признано утратившим силу). Этим документом п. 4 Положения о поставках товаров в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Кабинета Министров РБ от 08.07.1996 № 444 (далее – постановление № 444), был дополнен обязанностью указания в качестве существенного условия договора цели приобретения товара;

– постановление Совета Министров РБ от 07.04.2000 № 480 "Об утверждении Порядка установления квот на товары для реализации населению республики" (не признано утратившим силу). Данное постановление предусматривает условия и механизм определения производителям квот на товары отечественного производства, предназначенные для реализации населению республики. Последний раз постановлением Правительства перечень квотируемых товаров, подлежащих поставке на внутренний рынок республики, и объемов квот на поставку этих товаров утверждался на 2003 г. (постановление Совета Министров РБ от 02.10.2002 № 1369).

Принятое постановление Минэкономики и Минторга РБ от 25.07.2000 № 143/11 "О некоторых вопросах порядка осуществления оптовой торговли" фактически исключило оборот копий грузовых таможенных деклараций (статистических деклараций) через посредников к организации-потребителю.

Частичная фактическая отмена

Декрет Президента РБ от 14.07.2003 № 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Декрет № 17) не включил в число лицензируемых видов деятельности оптовую торговлю вообще, сохранив в своем составе лишь оптовую торговлю только определенными товарами, например алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией. Следовательно, Указ № 117 в части требования о наличии и предъявлении лицензии на оптовую торговлю вообще, а также в отношении иных лицензий на розничную торговлю фактически перестал применяться. Вместе с тем продолжали действовать его нормы:

– в отношении указания цели приобретения товаров;

– в части ограничения продажи на территории Республики Беларусь организациями и индивидуальными предпринимателями товаров, приобретенных для собственного производства и (или) потребления, поставки на переработку на давальческих условиях и не использованных для этих целей по ценам, не превышающим более чем на 5 % цену приобретения товара. Последнее создавало многочисленные затруднения для белорусских производителей при продаже приобретенных ими ранее сырья, материалов, оборудования после длительного нахождения без использования (из-за большой инфляции и правил бухгалтерского учета, определяющих постановку на учет имущества по цене приобретения).

Попытки признания Указа № 117 утратившим силу

Декрет № 17 создал основания для признания Указа № 117 утратившим силу еще в 2003 г. Принятие нового нормативного правового акта по вопросам лицензирования (Указ Президента РБ от 01.09.2010 № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности"), исключившего, среди прочего, лицензирование розничной торговли, еще раз поставило вопрос признания утратившим силу Указа № 117.

С признанием утратившим силу Указа № 117 выполнены п. 48 мероприятий по реализации положений Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" и положения постановления Совета Министров и Нацбанка РБ от 28.02.2011 № 251/6.

Важное примечание

Обращаем внимание, что Указ № 358 вступает в силу со дня его подписания (11 августа 2011 г.) и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 апреля 2011 г. Что же касается части второй п. 4 постановления № 444, устанавливающей, что в качестве существенного условия в договоре должна быть указана цель приобретения товара, то изменение в данное положение ожидается в ближайшее время*.
____________________________
*Положение о поставках товаров в Республике Беларусь предполагается признать утратившим силу в целом при вступлении  в силу изменений в Гражданский кодекс РБ, принятие которых в настоящее время завершается в Парламенте (в ГК будет перенесена в несколько измененном виде диспозитивная норма об ответственности за несвоевременную поставку).

Учитывая диспозицию и санкцию ч. 2 ст. 12.9* КоАП РБ, для прекращения указания в договорах цели приобретения рекомендуем дождаться вступления в силу упомянутого изменения.
___________________
* Нарушение продавцом (поставщиком) и (или) покупателем установленного порядка оформления договора на осуществление торговой посреднической деятельности влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 10 % суммы договора.

 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 32 сентябрь 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Почему молодой специалист может приступить к работе ранее указанного в направлении срока, а пособие по больничному листу получить только со дня, указанного в направлении?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Налоги

10

О некоторых вопросах применения упрощенной системы налогообложения 

10

Комментарий к Указу № 349 от 9 августа 2011 г.

12

Комментарий ("Упрощенку" продолжают упрощать)

12

О стимулировании реализации товаров

15

Комментарий (Утратил силу Указ № 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров")

18

Комментарий (Экспортируете товары, работы, услуги – налоговая нагрузка уменьшается)

20

Бухгалтерский учет

23

О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 января 2001 г. № 7 

23

О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 июня 2011 г. № 704 

24

Комментарий (Убытки от курсовых разниц распределятся во времени)

24

Внешнеэкономическая деятельность

25

О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 

25

Комментарий (С 16 ноября при экспорте и импорте будут действовать новые условия расчетов по внешнеторговым договорам)

29

Комментарий (Осуществление внешнеторговых операций по новым правилам)

33

Валютное регулирование

38

О внесении дополнений и изменений в постановление Правления Национального банка Рес­публики Беларусь от 13 сентября 2006 г. № 129

38

Комментарий (Новеллы обязательной продажи)

39

Тарифы и цены

41

О внесении дополнения и изменения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 27 апреля 2011 г. № 65 

41

МНС РБ разъясняет

42

О налогообложении оборотов по реализации алкогольных напитков крепостью свыше 28 процентов 

42

Нацбанк РБ разъясняет

43

О порядке использования личных денежных средств 

43

Комментарии

45

С 2012 года индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное стра­хование нужно представлять ежеквартально 

45

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 

47

К сведению читателей

48

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Практика применения освобождения от акцизов при экспорте подакцизных товаров

50

Налог на прибыль: налоговая практика 2011 года

53

Обороты по реализации экспортируемых товаров, работ, услуг: предусмотрена отсрочка по отражению их в налоговой декларации (расчете) по НДС

59

ВОПРОС – ОТВЕТ

65

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

76

Приобретение товаров (работ, услуг) у резидентов стран – участниц таможенного союза: порядок вычета НДС

76

ДЕСЯТЫЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС НА ЗВАНИЕ "ЛУЧШИЙ ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР ГОДА"

82

У ВАС ПРОВЕРКА

85

Налоговые последствия для субъектов хозяйствования, работающих с лжепредпринимательскими структурами

85

советы юриста

87

Инкотермс 2010: какие изменения следует учитывать при заключении договоров?

87

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

90

Консервация строящихся объектов

90

ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО

96

Совершенствование бюджетно-финансовой и налоговой политики: планы и их реализация

96

статистическая информация

99

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

99

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 августа 2011 года

103

Об индексе потребительских цен за июль 2011 года

105

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

105

О направлении сообщения для публикации в СМИ

105

О направлении комментария о порядке индексации доходов населения за июль 2011 года для публикации в СМИ

105

события. подробности

106

О направлении сообщения о размере минимальной заработной платы за июль 2011 года для публикации в СМИ

106

Экономика РБ: предварительные итоги за 7 ме­сяцев

106

налоговый календарь

107

Календарь уплаты налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на сентябрь 2011 года

107

Приглашаем на работу

110

РЕКЛАМА

110

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

111

Курсы валют за период с 13 по 25 августа 2011 го­да

111

Курсы валют за период с 26 августа по 2 сентября 2011 го­да

112