Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

Налогообложение

1 (354). Организация с местом нахождения в сельском населенном пункте занимается производством мебели и применяет упрощенную систему налогообложения (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – УСН). Она реализовала другой организации материалы, ранее приобретенные для собственного производства, по ценам ниже цены приобретения.

Может ли организация применить к выручке от реализации данных материалов пониженную ставку налога при УСН в размере 3 % с уплатой НДС?
 
Не может.

Для организаций с местом нахождения в сельских населенных пунктах и населенных пунктах, указанных в приложении 24 к Налоговому кодексу РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК), при осуществлении деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в этих населенных пунктах, а также на территориях, входящих в пространственные пределы сельсоветов (за исключением территорий поселков городского типа и городов районного подчинения), ставка налога при УСН установлена в т.ч. в размере 3 % для организаций, уплачивающих НДС.

Данную ставку при УСН не применяют при реализации товаров, работ, услуг (в т.ч. по сдаче имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)), производство, выполнение, оказание которых осуществляют с использованием основных средств и (или) труда работников организаций за пределами вышеуказанных территорий (п. 2 ст. 289 НК).

Поскольку приобретенные ранее материалы предназначались не для целей последующей реализации, а для собственного производства, то они не подходят под определение товара, производство которого осуществлялось с использованием основных средств и (или) труда работников организаций в пределах территорий, позволяющих применять пониженные ставки.

Таким образом, организация должна применить общую ставку налога при УСН в размере 6 % с уплатой НДС к выручке от реализации данных материалов независимо от того, по какой цене они реализованы.

2 (355). Организация применяла в 2009 г. УСН без уплаты НДС с ведением учета в книге учета доходов и расходов. В сентябре 2009 г. она отгрузила товар в Российскую Федерацию. Оплата за него поступила от покупателя в феврале 2011 г.

По какой ставке производят исчисление налога при УСН в 2011 г.?
 
По ставке 3 %.

Ставку налога при УСН в размере 3 % в отношении выручки от реализации товаров за пределы Республики Беларусь применяют с 1 октября 2009 г. (п. 3 Указа Президента РБ от 07.12.2009 № 592 "О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119").

При изменении порядка налогообложения, в т.ч. ставок налогов, следует учесть, что законы РБ и решения местных Советов депутатов, устанавливающие или отменяющие налоги, сборы (пошлины), повышающие или понижающие налоговые ставки, устанавливающие или отменяющие налоговые льготы, изменяющие порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяют с момента (даты) вступления их в силу и они распространяют свое действие на налоговые или отчетные периоды, на которые приходятся соответственно дата фактической реализации, дата фактического получения дохода, другая аналогичная дата, если иное не предусмотрено законами РБ или актами Президента. Такой же порядок распространяют и на акты Президента (п. 8 ст. 3 НК).

Поскольку организации, ведущие учет в книге учета доходов и расходов, определение валовой выручки производят по мере оплаты отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав, в данном случае дата фактической реализации приходится на 2011 г., т.е. на тот период, когда возможно применять ставку налога при УСН в размере 3 % (п. 4 ст. 288 НК).

Таким образом, вся сумма выручки организации, поступившая в феврале 2011 г. за ранее отгруженные за пределы Республики Беларусь товары, подлежит обложению по ставке налога при УСН в размере 3 %.

Николай Савельев, экономист
 
От редакции:

Указом Президента РБ от 11.08.2011 № 358 "О стимулировании реализации товаров" установлено, что с 01.04.2011 по 31.12.2013 организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками налога при УСН, уплачивают налог при УСН по ставке 2 % в отношении выручки от реализации за пределы Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

3 (356). Вновь созданная организация закупает основные фонды. Производственная деятельность еще не ведется. На территории Республики Беларусь приобретен товар, который реализован в Российскую Федерацию по нулевой ставке НДС. Получены заявление о ввозе и уплате косвенных налогов и оплата за товар.

Вправе ли организация, не дожидаясь начала производства товаров, принять к вычету сумму "входного" НДС по основным средствам?
 
Вправе.

Вычет сумм НДС организации производят в полном объеме по товарам, реализованным в Российскую Федерацию, при реализации которых обложение НДС осуществлено по ставке 0 %, при представлении плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и наличии остальных подтверждающих нулевую ставку НДС документов, предусмотренных ст. 102 НК, и поступлении выручки от реализации этих товаров на счета плательщиков в банках РБ либо на открытые на основании разрешения Нацбанка счета плательщиков в банках, являющихся таковыми в соответствии с законодательством иностранного государства, с местом нахождения за пределами территории Республики Беларусь (подп. 23.1 п. 23 ст. 107 НК).

Возможность вычета суммы НДС по основным средствам, приходящейся на обороты с нулевой ставкой НДС, установлена п. 7 ст. 107 НК. Суммы НДС, уплаченные при приобретении и (или) ввозе на территорию Республики Беларусь основных средств, приходящиеся на обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС по ставке 0 %, определяют путем умножения удельного веса суммы оборота по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке 0 %, в общей сумме оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав нарастающим итогом с начала года на суммы НДС по основным средствам, уменьшенные на суммы НДС по основным средствам, отнесенные на увеличение стоимости основных средств и нематериальных активов.

Таким образом, суммы "входного" НДС по основным средствам, приходящиеся на обороты со ставкой 0 %, подлежат вычету в полном объеме независимо от того, использовались данные основные средства в производстве и (или) реализации товаров со ставкой 0 % либо нет. Поскольку в рассматриваемой ситуации имеются только обороты со ставкой 0 %, все суммы НДС по основным средствам следует вычесть независимо от суммы налога, исчисленной по реализации. Указанные суммы НДС подлежат зачету в счет уплаты других платежей в бюджет либо возврату в порядке, установленном ст. 103 НК.

4 (357). Организация оказывает медицинские услуги, освобожденные от НДС. При этом стоимость материалов не включена в стоимость услуг (их организация реализует отдельно). Среди них есть материалы, приобретенные и облагаемые НДС.

Как избежать распределения налоговых вычетов по удельному весу?
 
Обеспечить раздельный учет вычетов.

Действительно, в случае одновременного использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения, и товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению, включение сумм НДС, за исключением сумм НДС, уплаченных (предъявленных) при приобретении (ввозе) основных средств и нематериальных активов, в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, организации осуществляют нарастающим итогом с начала года исходя из доли оборота операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобожденных от налогообложения, в общем объеме оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 3 ст. 106 НК).

Вместе с тем при реализации плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, налоговые вычеты по которым производят в различном порядке, распределение общей суммы налоговых вычетов плательщика по товарам (работам, услугам), имущественным правам между этими оборотами организации производят двумя методами (методом удельного веса или методом раздельного учета), если иное не установлено гл. 12 НК (п. 24 ст. 107 НК).

Таким образом, чтобы избежать распределения вычетов по удельному весу, следует обеспечить раздельный учет налоговых вычетов по товарам, работам, услугам, приходящихся к обороту по реализации материалов, облагаемых НДС. Налоговые вычеты по покупкам, относящимся к общехозяйственным расходам, по которым невозможно обеспечить раздельный учет, при этом необходимо относить на стоимость объектов.

Наталья Нехай, экономист

5 (358). Организация, являющаяся плательщиком акцизов и определяющая момент фактической реализации "по отгрузке", отгрузила подакцизные товары в Германию 15 июля 2011 г.

Как правильно отразить в налоговой декларации (расчете) по акцизам обороты по реализации подакцизных товаров за пределы Беларуси, если:

а) подтверждающие вывоз документы были получены 4 августа 2011 г.?
 
Освобождаемый от акцизов оборот нужно отразить либо в декларации за июль, либо в декларации за август.

Освобождают от акцизов при реализации (передаче) подакцизные товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта, а также вывезенные (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены таможенного союза при условии подтверждения их фактического вывоза за пределы территории Республики Беларусь (подп. 1.5 п. 1 ст. 114 НК).
При заполнении налоговой декларации (расчета) по акцизам при экспорте подакцизных товаров следует учесть, что документальное подтверждение фактического вывоза подакцизных товаров (включая произведенные из давальческого сырья) за пределы Республики Беларусь (кроме вывоза подакцизных товаров в государства – члены таможенного союза) производят не позднее 180 дней с даты оформления декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (для плательщиков, осуществляющих декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, – с даты внесения в информационную систему таможенных органов сведений о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой). При наступлении даты представления налоговой декларации (расчета) по акцизам в течение этого срока обороты по реализации (передаче) этих подакцизных товаров не отражают в налоговой декларации (расчете) по акцизам.

При наличии документов, подтверждающих фактический вывоз подакцизных товаров за пределы Беларуси, обороты по этим подакцизным товарам отражают в налоговой декларации (расчете) по акцизам того налогового периода, срок представления которой следует после получения соответствующего документального подтверждения, либо того налогового периода, в котором получены документы.

В изложенном вопросе дата фактической реализации подакцизных товаров, вывезенных в Германию, наступила в июле. Документы, подтверждающие их вывоз, были получены до 20 августа 2011 г. (день представления налоговой декларации (расчета) по акцизам по подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории республики, за июль). Следовательно, оборот по реализации подакцизных товаров в Германию можно отразить в налоговой декларации (расчете) по акцизам по подакцизным товарам, вывезенным за пределы Беларуси, либо за июль, либо за август.
 
б) подтверждающие вывоз документы были получены 24 августа 2011 г.?
 
Освобождаемый от акцизов оборот отражают в декларации за август.

В связи с тем что документы, подтверждающие вывоз подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь, были получены после 20 августа 2011 г. – дня представления налоговой декларации (расчета) по акцизам по подакцизным товарам, вывезенным за пределы Беларуси, за июль, но до представления налоговой декларации за август (20 сентября 2011 г.), оборот по реализации подакцизных товаров в Германию можно отразитьв налоговой декларации (расчете) по акцизам по подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Республики Беларусь, за август.
 
в) подтверждающие вывоз документы были получены 26 сентября 2011 г.?
 
Освобождаемый от акцизов оборот следует отразить в декларации за сентябрь.

Несмотря на то что подакцизная продукция была отгружена 15 июля 2011 г. (т.е. момент фактической реализации приходится на июль 2011 г.), этот оборот по реализации не отражают в налоговой декларации (расчете) по акцизам за июль и август, так как еще не истекло 180 дней со дня отгрузки подакцизной продукции. Поскольку подтверждающие освобождение документы были получены 26 сентября 2011 г., т.е. после представления налоговой декларации (расчета) по акцизам за август (20 сентября 2011 г.), освобождаемый от акцизов оборот следует отразить в налоговой декларации (расчете) по акцизам за сентябрь.

6 (359). Организация, являющаяся плательщиком акцизов и определяющая момент фактической реализации "по отгрузке", отгрузила подакцизные товары в Литовскую Республику12 января 2011 г.

Как правильно отразить в налоговой декларации (расчете) по акцизам обороты по реализации подакцизных товаров за пределы Беларуси, если подтверждающие вывоз документы были получены 26 августа 2011 г.?
 
Освобождаемый от акцизов оборот отражают в уточненной налоговой декларации (расчете) за июль.

Несмотря на то что подакцизная продукция была отгружена 12 января 2011 г. (т.е. момент фактической реализации приходится на январь 2011 г.), этот оборот по реализации не отражают в налоговой декларации (расчете) по акцизам за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, так как еще не истекло 180 дней со дня отгрузки продукции.

180 дней с момента отгрузки подакцизной продукции истекло 11 июля 2011 г. При отсутствии подтверждающих освобождение от акцизов документов до 20 августа 2011 г. – даты представления налоговой декларации (расчета) по акцизам за июль – этот оборот следует отразить с налогообложением по соответствующим ставкам в налоговой декларации (расчете) по акцизам за июль.

Поскольку подтверждающие освобождение документы были получены 26 августа 2011 г., т.е. после представления налоговой декларации (расчета) по акцизам за июль (20 августа 2011 г.), освобождаемый от акцизов оборот необходимо отразить в уточненной налоговой декларации (расчете) по акцизам за июль.

Андрей Недоступ, аудитор

7 (360). Белорусская организация реализует на территории Беларуси организациям и физическим лицам автомобили, приобретенные ею в Российской Федерации.

В процессе эксплуатации техники, приобретенной у белорусской организации, возникают неисправности. Она в течение гарантийного срока устраняет их без оплаты своими силами и за свой счет на станции технического обслуживания, включая расходы по гарантийному ремонту в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли.

В ходе аудиторской проверки организации аудиторы выразили мнение, что затраты на гарантийный ремонт должен нести производитель (завод-поставщик) и белорусская организация – продавец не должна включать произведенные расходы по гарантийному ремонту в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.

Вправе ли организация-продавец нести самостоятельно затраты по гарантийному ремонту с включением произведенных расходов в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли?
 
Такое право есть.

Взаимоотношения юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей по гарантийным срокам эксплуатации сложной техники и оборудования независимо от места их изготовления регулирует Положение о гарантийном сроке эксплуатации сложной техники и оборудования, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 27.06.2008 № 952 "О гарантийном сроке эксплуатации сложной техники и оборудования" (далее – Положение № 952).
 
Справочно: сложная техника и оборудование – автомобили, тракторы, другая техника, изготовленная на их базе, комбайны, сельскохозяйственные, землеройные, мелиоративные и дорожно-строительные машины, а также их комплектующие изделия и составные части, животноводческое и иное оборудование (включая отремонтированные).

Гарантийный срок – календарный срок (в месяцах) или наработка (в часах, километрах пробега и т.д.), в течение которых изготовитель (производитель), продавец (поставщик) гарантирует и обеспечивает выполнение предусмотренных нормативно-технической документацией требований к качеству сложной техники и оборудования (п. 4 Положения № 952).
 
Исправную работу реализованной продукции в течение гарантийного срока при соблюдении приобретателем правил ее эксплуатации, транспортировки и хранения, установленных нормативно-технической документацией, гарантируют как изготовитель, так и продавец товара (п. 6 Положения № 952).

Так, в частности, продавец должен передать приобретателю вместе с реализованной продукцией необходимую нормативно-техническую документацию и надлежащим образом оформленный гарантийный талон по форме, установленной постановлением Совета Министров РБ от 30.08.2008 № 1261, для технически сложных товаров. Для рассмотрения причин выхода из строя продукции или выявленного в ней дефекта должна быть создана комиссия из представителей продавца и приобретателя (далее – комиссия). Комиссия при обоюдном согласии по результатам рассмотрения составляет акт-рекламацию. Его форму содержит приложение 2 к Положению № 952 (п. 11 Положения № 952).

Восстановление продукции, вышедшей из строя в гарантийный срок эксплуатации по вине продавца, либо замену продукции в случае существенного нарушения требований к ее качеству продавец производит безвозмездно в возможно короткий срок, но не позднее 14 дней со дня направления ему приобретателем сообщения (пп. 6, 9 Положения № 952).

Глава 14 НК, регламентирующая правила исчисления и уплаты налога на прибыль, не содержит перечня затрат, учитываемых при налогообложении прибыли. Организациям следует руководствоваться перечнем затрат, неучитываемых при налогообложении, которые определены ст. 131 НК. Затраты на проведение гарантийных ремонтов в указанном перечне не поименованы.

Таким образом, организации, осуществляющие гарантийный ремонт, должны включать в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, только те затраты, которые:

– использованы в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– отражены в бухгалтерском учете на соответствующих счетах;

– не входят в перечень затрат, неучитываемых при налогообложении.

Из изложенного следует, что Особенная часть НК не содержит норм, ограничивающих отнесение в состав затрат, учитываемых при налогообложении, расходов по гарантийному ремонту. Основным условием отнесения таких затрат к учитываемым при налогообложении является использование данных расходов в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Таким образом, в случае осуществления организацией-продавцом гарантийного ремонта в течение гарантийного срока, установленного иностранным продавцом или самой организацией-продавцом, расходы данного вида включаются у продавца в состав затрат, учитываемых при налогообложении. Данное положение следует предусмотреть в договоре между организацией-продавцом (резидент РБ) и производителем (резидент РФ).
 
Справочно: в подп. 4.2 п. 4 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных постановлением Минэкономики, Минфина и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 № 210/161/151 (утратили силу с 27 ноября 2010 г.) было установлено, что в фактическую себестоимость продукции (работ, услуг) включали в т.ч. затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание изделий, на которые установлен гарантийный срок службы.

До 1 января 2010 г. (дата вступления в силу Особенной части НК) расходы на гарантийный ремонт и обслуживание изделий, на которые установлен гарантийный срок службы, включались в состав затрат, учитываемых при налогообложении, в соответствии с подп. 4-2.23 п. 4 ст. 3 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII "О налогах на доходы и прибыль".

Ольга Щурок, аудитор
 

8 (361). Организация по договору международного лизинга с правом выкупа, заключенному с нерезидентом, ввозит на территорию Республики Беларусь автотранспортные средства, которые использует в своей производственной деятельности. По условиям договора объекты лизинга учитывают на балансе лизингополучателя.

При помещении объекта лизинга под таможенный режим свободного обращения предоставлена рассрочка уплаты таможенных пошлин и НДС, погашение рассрочки и уплату процентов производят в течение срока ее действия ежеквартально равными долями.

Включают ли проценты по таможенным платежам, уплачиваемым в рассрочку, в состав внереализационных расходов, учитываемых при исчислении прибыли?
 
Включают.

Если товары, являющиеся предметами договоров международного лизинга, помещены под таможенный режим свободного обращения, по заявлению лизингополучателя – резидента РБ ему предоставляют рассрочку уплаты таможенных пошлин, НДС на срок действия договора лизинга, но не более чем на 5 лет. Рассрочку предоставляют при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, НДС.
Погашение рассрочки и уплату процентов производят в течение срока действия рассрочки ежеквартально равными долями.

За предоставление данной рассрочки взимают проценты, начисляемые на ее непогашенную сумму в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день уплаты ввозной таможенной пошлины, НДС, за каждый день срока, прошедшего с даты начала действия рассрочки (для первого взноса ввозной таможенной пошлины, НДС) либо с даты уплаты предыдущего взноса (для второго и последующих взносов). Суммы процентов уплачивают одновременно с платежами, вносимыми в счет погашения рассрочки (подп. 1.2 п. 1 Указа Президента РБ от 24.09.2009 № 465 "О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь").

В состав внереализационных расходов включают другие расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 3.27 п. 3 ст. 129 НК).

Таким образом, вышеуказанные проценты по таможенным платежам, уплачиваемым в рассрочку, включают в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Николай Савельев, экономист

9 (362). Несовершеннолетнему лицу в феврале 2011 г. в порядке наследования перешла доля в уставном фонде организации.

По итогам 2010 г. в апреле 2011 г. организацией начислены дивиденды, в т.ч. и на долю умершего участника.

Каков порядок исчисления и удержания подоходного налога с дивидендов, если в рассматриваемом случае их выплата осуществляется опекуну этого несовершеннолетнего лица?

При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц организациям следует учитывать все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 156 НК).

Отношения по наследованию имущества регулируют Гражданский кодекс РБ (далее – ГК) и принятые в соответствии с ним иные акты законодательства.

Так, в состав наследства входят все права и обязанности, принадлежавшие наследодателю на момент открытия наследства, существование которых не прекращается его смертью (ст. 1033 ГК).

При этом не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя:

1) права членства (участия) в коммерческих и других организациях, являющихся юридическими лицами, если иное не установлено законом или учредительными документами;

2) право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью;

3) права и обязанности по алиментным обязательствам;

4) права на пенсии, пособия и другие выплаты на основании законодательства о труде и социальном обеспечении;

5) личные неимущественные права, не связанные с имущественными.

Следовательно, к наследникам переходят и обязанности наследодателя по уплате налогов, которые возникают в т.ч. и при выплате участникам организации сумм дивидендов.

Кроме того, налоговое обязательство* умершего физического лица должен исполнить его наследник (наследники), принявший наследуемое имущество умершего, в пределах его стоимости и пропорционально доле в наследстве не позднее 2 месяцев со дня принятия наследства (ст. 40 НК).
__________________________
* Налоговым обязательством признают обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных НК, другими законами РБ, международными договорами РБ и (или) актами Президента либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов), уплатить определенный налог, сбор (пошлину).

При этом в случае получения дохода, подлежащего налогообложению, несовершеннолетним физическим лицом его обязательства по уплате налогов исполняют его законные представители – родители (усыновители) или опекуны (ст. 27 ГК и Кодекс РБ о браке и семье).

С учетом изложенного доходы, полученные в виде дивидендов, подлежат обложению подоходным налогом с физических лиц по ставке 12 %.

Налогообложение дивидендов, признаваемых таковыми в соответствии со ст. 35 НК, необходимо производить с учетом следующих особенностей (ст. 159 НК):

– если источником дивидендов является белорусская организация, то ее признают налоговым агентом и она определяет сумму подоходного налога с физических лиц отдельно по каждому плательщику применительно к каждой выплатеуказанных доходов исходя из налоговой базы, определяемой в порядке, установленном п. 4 ст. 141 и п. 3 ст. 156 НК;

– дивиденды, полученные от источников за пределами территории Республики Беларусь, подлежат обложению подоходным налогом с физических лиц в порядке, предусмотренном ст. 178 НК.

Анна Павлова, экономист
 

Командировочные расходы

10 (363). При многодневной зарубежной командировке организация направила работника для выполнения служебного задания (грузоперевозка) из Бельгии в Российскую Федерацию. На 2 дня он задержался в Республике Беларусь. Командировка была приостановлена на это время.

Как правильно оплатить работнику суточные?

Суточные работнику необходимо считать по нормам, установленным законодательством для Российской Федерации, так как работник направлен именно в эту страну. Остановка в Республике Беларусь не отражена в служебном задании, так как командировка была приостановлена. В связи с этим исчислять суточные за указанные 2 дня не следует.

Возмещение суточных производите в иностранной валюте со включением дня отъезда из Республики Беларусь и дня прибытия в Республику Беларусь по нормам, установленным для государства, в которое работник направлен в командировку (п. 22 Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115).

Напомним, что при служебных командировках необходимо выдать аванс и возместить работнику командировочные расходы, включая расходы за проживание вне места постоянного жительства (суточные) за весь срок командировки (ст. 95 Трудового кодекса РБ).

Рекомендуем в рассматриваемой ситуации оформлять такую командировку двумя приказами с двумя служебными заданиями. Это позволит избежать ошибок при исчислении размеров командировочных расходов.

Сергей Большаков, экономист
 

Валютное законодательство

10 (363). Организация "А" в 2009 г. заключила кредитный договор на получение от банка денежных средств в размере 50 000 долл. США. Срок полного погашения кредита – ноябрь 2010 г. Организация "Б" – резидент РБ (далее – поручитель) приняла на себя обязательство отвечать перед банком за исполнение должником своих обязательств по договору по возврату кредита, уплате процентов за пользование кредитом, досрочному возврату и (или) взысканию кредита в случаях, предусмотренных договором и (или) законодательством, уплате неустойки (штрафа, пени), возмещению убытков, расходов банка по взысканию и исполнению других денежных обязательств, вытекающих из договора. Должник перестал платить по кредитному договору, поэтому банк обратился к поручителю с требованием заплатить 25 000 долл. США.

Имеет ли право поручитель произвести такие расчеты в иностранной валюте? Вправе ли он купить иностранную валюту для совершения платежа банку?
 
Поручитель имеет право приобрести валюту для совершения указанной операции.

При проведении валютных операций использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте между субъектами валютных операций – резидентами разрешено при проведении между банком и субъектом валютных операций – резидентом валютных операций, являющихся банковскими операциями (подп. 25.5 п. 25 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72 (далее – Правила № 72)).

Исчерпывающий перечень банковских операций изложен в ст. 14 Банковского кодекса РБ. В дополнение к этому перечню следует обратиться к письму Нацбанка РБ от 04.12.2009 № 31-14/479 "О применении норм валютного законодательства". В нем сказано, что такие способы обеспечения исполнения обязательств по договорам, заключаемым банками, как поручительство, гарантия (кроме банковской гарантии), сами по себе не относятся к банковским операциям. Приэтом такие обеспечительные сделки непосредственно связаны с основными сделками, относимыми к банковским операциям. Следовательно, использование иностранной валюты между субъектом валютных операций – резидентом и банком при исполнении обязательств по договорам поручительства, гарантии допускается на основании подп. 25.5 п. 25 Правил № 72.

Субъект валютных операций – резидент вправе покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке РБ для осуществления расчетов с банком по валютным операциям, являющимся банковскими операциями (за исключением уплаты комиссионного вознаграждения). Основанием для покупки иностранной валюты по данной валютной операции, осуществляемой в рамках гражданско-правовой сделки, является документ, подтверждающий заключение с банком соответствующей гражданско-правовой сделки. По валютным операциям, совершаемым вне рамок гражданско-правовой сделки, в качестве основания для покупки иностранной валюты представляют документы, служащие основанием для осуществления данной валютной операции (подп. 20.5 п. 20 Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.07.2005 № 112 (далее – Инструкция № 112)).

В рамках подп. 20.5 п. 20 Инструкции № 112 субъект валютных операций – резидент вправе приобрести иностранную валюту на внутреннем валютном рынке для исполнения денежного обязательства перед банком по валютным операциям, являющимся банковскими операциями, в т.ч. для возмещения банку затрат по страхованию рисков невозврата кредитов, для осуществления расчетов с банком по договорам поручительства, гарантии (письмо Нацбанка РБ от 16.03.2010 № 31-14/85 "О применении норм отдельных актов валютного законодательства").

Таким образом, поручитель вправе заплатить банку 25 000 долл. США по договору поручительства. Поручитель также вправе купить иностранную валюту для указанных целей.

Денис Сафаревич, юрист

Организация деятельности субъектов хозяйствования

11 (364). Организация осуществляет ремонт автомобилей. На принятый в ремонт автотранспорт оформляют заказ-наряд, который стороны подписывают по факту выполнения работ (услуг). Прием наличных денежных средств организация осуществляет с использованием кассового суммирующего аппарата. Записи в книге кассира-операциониста она делает по мере поступления наличных денег за услуги (не ежедневно). При проведении аудиторской проверки было сделано замечание о том, что книгу кассира-операциониста в организации ведут неправильно.

Правомерно ли такое замечание? Возможно ли внести исправления в книгу кассира-операциониста?
 
Замечание правомерно. Внести исправления в книгу кассира-операциониста можно, но с соблюдением норм законодательства.

Организации вправе использовать для приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг кассовые суммирующие аппараты. Порядок их использования определен Инструкцией о порядке использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, утвержденной постановлением МНС РБ от 09.09.2004 № 103 (далее – Инструкция № 103).

На каждый кассовый суммирующий аппарат необходимо вести книгу кассира-операциониста. Исключение составляют аппараты и системы, используемые в своей деятельности Нацбанком, банками, организациями РУП "Белтелеком", Белорусской железной дорогой, РУП "Центральное агентство воздушных сообщений".

Книга кассира-операциониста предназначена для ежедневной контрольной регистрации показаний накапливающих денежных счетчиков. Она должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью организации. Форма книги кассира-операциониста приведена в приложении к Инструкции № 103.

Записи в книге кассира-операциониста следует осуществлять ежедневно в хронологическом порядке, перьевой или шариковой ручкой без помарок. В начале рабочего дня (смены) производят запись даты и показаний накапливающих денежных счетчиков (денежных оборотов) КСА на начало рабочего дня (смены). По окончании рабочего дня (смены) производят заполнение остальных реквизитов, предусмотренных формой книги кассира-операциониста (п. 9 Инструкции № 103).

Таким образом, организация должна ежедневно, кроме дней, которые для нее являются нерабочими, снимать показания счетчиков и отражать их в книге кассира-операциониста.

В случае если при заполнении книги кассира-операциониста допущена ошибка, можно внести исправительные записи. Исправления должны быть оговорены и заверены подписями кассира (либо лица, уполномоченного осуществлять прием наличных денежных средств) и руководителя организации.
 
Справочно: кассовые суммирующие аппараты подлежат регистрации в инспекции МНС по месту постановки на учет юридического лица (п. 4 Инструкции № 103).

Марина Шрубок, экономист

12 (365). Обязаны ли субъекты предпринимательской деятельности в настоящее время соблюдать требования Указа Президента РБ от 07.03.2000 № 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров" (далее – Указ № 117) и, в частности, нормы подп. 1.8–1.10 п. 1?
 
Нет.

Субъекты предпринимательской деятельности в настоящее время не должны соблюдать требования Указа № 117, так как он с 11 августа 2011 г. утратил силу в соответствии с Указом Президента РБ от 11.08.2011 № 358 "О стимулировании реализации товаров".

Указ № 117 не должен применяться к отношениям, возникшим с 1 апреля 2011 г.

Указ № 358 предусматривает ряд льгот для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию за пределы Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (в т.ч. на основе договоров поручения, комиссии или иных аналогичных договоров, а также являющихся владельцами складов временного хранения).

Татьяна Чухлей, заместитель начальника управления подготовки и экспертизы проектов законодательных актов КГК РБ

13 (366). В ходе проверки организации автосервиса негосударственной формы собственности (май 2011 г.) было указано на ненадлежащий порядок регистрации приема и исполнения заявок заказчика: отсутствовал журнал регистрации заказов. Представленная электронная база данных не принята проверяющими к рассмотрению.

Обязательно ли ведение указанного журнала на бумажном носителе?
 
Ведение журнала регистрации заказов на бумажном носителе обязательно с 9 января по 30 июня 2011 г.

Для правильного ответа на вопрос проследим хронику событий.

До 9 января 2011 г. действовала редакция ТКП 132-2009 "Обслуживание транспортных средств. Порядок проведения" (далее – ТКП 132-2009), которая допускала ведение регистрации заявок заказчика как в базе данных, так и в журнале регистрации (п. 5.4.6).

С 9 января 2011 г. вступило в силу изменение № 1 в ТКП 132-2009 (постановление Минтранса РБ от 22.10.2010 № 67). С указанного времени прием заявки заказчика к исполнению в организации автосервиса необходимо регистрировать в журнале регистрации заказов (заявок). Журнал регистрации заказов (заявок) должен быть прошит и скреплен печатью организации автосервиса, а страницы – пронумерованы (п. 5.4.6 ТКП 132-2009 в редакции, действовавшей с 9 января 2011 г.).

С 1 июля 2011 г. ТКП 132-2009 утратил силу (постановление Минтранса РБ от 01.07.2011 № 43).

С 1 июля 2011 г. порядок обслуживания механических транспортных средств организациями автосервиса регулирует СТБ 1175-2011 "Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса. Порядок проведения" (далее – СТБ 1175-2011). Он утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта РБ от 10.06.2011 № 30. СТБ 1175-2011 установлено, что все заказы на обслуживание подлежат регистрации в журнале (или электронной базе данных) регистрации заказов (подп. 5.2.7).

Журнал (или электронная база данных) регистрации заказов должен содержать следующую информацию: дату оформления заказа; данные, идентифицирующие заказчика; данные, идентифицирующие транспортное средство (марка, модель, год выпуска, регистрационный знак (при наличии), заводской номер или иные идентифицирующие признаки компонента (при наличии)); перечень работ, которые заказчик просит произвести; планируемый срок выполнения заказа; номер документа, подтверждающего заказ.

При ведении журнала регистрации заказов на бумажном носителе необходимо, чтобы он был прошит и скреплен печатью организации автосервиса, а страницы – пронумерованы.

14 (367). Организация обнаружила факт неверной классификации товаров, повлекший неуплату таможенных платежей. Таможенные платежи доначислены и уплачены самостоятельно.

Вправе ли организация рассчитывать на освобождение от административной ответственности?
 
Вправе при соблюдении определенных условий.

Освобождение от административной ответственности при малозначительности правонарушения предусмотрено ст. 8.2 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП РБ). В частности, лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным.

Малозначительное деяние – это деяние, содержащее признаки какого-либо административного правонарушения и причинившее незначительный вред охраняемым КоАП РБ правам и интересам.

При оценке малозначительности совершенного правонарушения, связанного с неуплатой и (или) неполной уплатой в установленный срок плательщиком причитающихся сумм таможенных платежей вследствие неверной классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, повлекшей неверное применение ставок таможенных платежей, необходимо руководствоваться следующими критериями в совокупности:

– отсутствуют признаки, указывающие на умысел лиц, допустивших неверную классификацию товаров. Это выражено в отсутствии фактов представления документов, содержащих недостоверные, искаженные данные о товарах, поддельных, недействительных документов, повлиявших на решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, попыток дачи незаконного вознаграждения должностным лицам за неправомерные действия;

– до выпуска товара в заявленной таможенной процедуре декларанту не выдавалось предварительное решение Минской центральной таможни об их классификации;

– в течение года, предшествующего выявлению правонарушения, лицо не привлекалось к административной ответственности за неверную классификацию идентичных товаров по ТН ВЭД, повлекшую неуплату таможенных платежей, и не освобождалось за данные правонарушения от административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 8.2 или 8.3 КоАП РБ;

– таможенные платежи по возникшей задолженности уплачены в полном объеме до вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

Таким образом, юридическое лицо вправе рассчитывать на освобождение от административной ответственности при соблюдении вышеперечисленных условий.

Приведенные разъяснения изложены в решении Коллегии ГТК РБ от 12.04.2011, утвержденном приказом ГТК РБ от 12.04.2011 № 137.

Татьяна Сукристик, аудитор
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.