96

Совершенствование бюджетно-финансовой и налоговой политики: планы и их реализация

Юрий Веремейко, юрист

В начале 2011 г. Советом Министров РБ была утверждена Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы (далее – Программа).

Основными задачами Программы являются обеспечение устойчивого экономического роста, роста валового внутреннего продукта, увеличение объема экспорта товаров и услуг, улучшение сальдо внешней торговли, а также увеличение объема инвестиций в основной капитал, в т.ч. за счет привлечения прямых иностранных инвестиций.
В Программе определены ключевые направления деятельности Правительства для реализации стратегии социально-экономического развития на 2011–2015 гг., в т.ч. в сфере бюджетно-финансовой и налоговой политики.

Основные цели – достижение качественного экономического роста, создание конкурентоспособной налоговой системы при безусловном сохранении социальных расходных обязательств бюджета, поддержание на экономически безопасном уровне дефицита бюджета и государственного долга страны.

Одна из основных задач – снижение налоговой нагрузки до 26 % к ВВП в 2015 г. Уже в ближайшем будущем планируется снизить размер ставки налога на прибыль до 20 %.

Будет внедрен механизм переноса убытка на будущее

Плательщиков порадует долгожданное изменение: вероятно, что уже в 2012 г. в НК будут включены положения о переносе убытков. Таким образом, плательщики, понесшие убыток в предыдущем налоговом периоде, начиная с 2011 г. будут иметь право уменьшить налоговую базу (с учетом льгот) текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы.
Таким образом, в Республике Беларусь будет внедрен механизм переноса убытка на будущее. Планируется, что перенос убытка будет ограничен 10 годами, следующими за тем налоговым периодом, в котором получен убыток. Не исключено, что размер переносимых убытков будет ограничен.

Отдельные задачи Программы уже решены

Программой поставлена задача продолжить улучшение структуры и механизмов взимания налогов и сборов с учетом практики экономически развитых и быстро развивающихся стран. В ней предусмотрено совершенствование порядка предоставления налоговых вычетов по НДС, увеличение срока документального подтверждения вывоза товаров за пределы Республики Беларусь с 60 до 180 дней для целей применения ставки НДС в размере 0 %, введение отработанных в мировой практике механизмов взимания экологического налога.

В определенной степени поставленные задачи уже реализованы. В частности, срок для документального подтверждения вывоза товаров за пределы Республики Беларусь уже увеличен с 60 до 180 дней.

Отмена льгот не позволит снизить поступления в бюджет

С 2012 г. планируется отменить повышенную ставку налога на недвижимость в размере 2 %. В то же время в целях сокращения снижения поступлений в бюджет планируется отменить и льготу, установленную подп. 1.11 п. 1 ст. 186 Налогового кодекса РБ (далее – НК), предусматривающую освобождение от налога на недвижимость впервые введенных в действие зданий и сооружений организаций в течение 1 года с момента их ввода в эксплуатацию.

Не исключено, что с 2012 г. в Республике Беларусь будет введен налоговый контроль за трансфертным ценообразованием. Планировалось, что институт налогового контроля за трансфертными ценами появится в НК еще в 2011 г., но этого не произошло. Возможно, что с 2012 г. он все же появится в НК и будет предусматривать контроль за сделками с недвижимостью и связанными лицами.

Такой контроль предусматривает изучение при проведении проверок применяемых плательщиками цен на соответствие их свободным рыночным ценам. При выявлении фактов применения плательщиками налога на прибыль трансфертных цен, т.е. цен, сформированных с отклонением от рыночных в сторону повышения или в сторону понижения, налоговые органы получат право произвести перерасчет налоговой базы и доначислить причитающиеся к уплате суммы налога на прибыль (вероятнее всего, что будет учитываться отклонение на уровне 20 %).

Выплачиваемые проценты станут… дивидендами

Возможно, что с 2012 г. в Республике Беларусь начнут применять правило "тонкой капитализации". Правилом "тонкой капитализации" предусмотрено, что расходами плательщика перестанут признавать выплачиваемые им проценты по договорам займам, предоставленным участником (акционером) плательщика, который владеет более чем 20 % капитала плательщика, если сумма займа превышает размер такого капитала в 3 раза и более. Выплачиваемые проценты в этом случае будут переквалифицированы для целей налогообложения в дивиденды. Данное правило не будет распространяться на организации, осуществляющие банковскую, страховую и лизинговую деятельность.

Снижение ставки налога при УСН стимулирует экспорт

Постоянно предпринимаются шаги по дальнейшему расширению применения упрощенной системы налогообложения (УСН). В частности, уже снижена ставка налога при реализации товаров и услуг за пределы Республики Беларусь с 3 % до 2 %, она распространена и на случаи реализации работ. Соответствующие изменения введены Указом Президента РБ от 11.08.2011 № 358 "О стимулировании реализации товаров". Примечательно, что изменения имеют обратную силу: названный Указ вступает в действие с 1 апреля 2011 г. и плательщики налога при УСН получают возможность воспользоваться новыми правилами уже с 1 апреля 2011 г.

Поставлена задача по снижению страховой нагрузки нанимателей

Значительную часть налоговой нагрузки составляют платежи по социальному страхованию. Сокращение налоговой нагрузки на организации планируется осуществить за счет реформирования системы социального страхования. Так, в подп. 4.1 п. 4 Директивы № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" указано на необходимость завершения гармонизации налоговой системы Республики Беларусь с действующими в европейских странах, придание налоговому законодательству характера, стимулирующего добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу. В этих целях планируется снизить налоговую нагрузку, включая вопросы распределения пенсионной страховой нагрузки между нанимателями и работниками. Можно полагать, что в будущем страховая нагрузка нанимателей будет снижена.

В Программе также указано на необходимость подготовки проекта нормативного правового акта о предоставлении самозанятым возможности осуществлять переход из общей системы социального страхования в коммерческие программы страховых организаций для участия в них в обязательном порядке. В данном случае речь идет о праве таких лиц самостоятельно выбирать, будут они пользоваться обязательным государственным социальным страхованием или заключат договоры со страховыми компаниями.

Налоги будем считать автоматически

Планируются дальнейшее снижение временных затрат на расчет и уплату налогов, оформление необходимых для этого учетных документов, отмена неэффективных налоговых процедур, уменьшение сроков и документов, необходимых для их осуществления, внедрение автоматизированной информационной системы "Расчет налогов".

Запланированная работа по сближению национального законодательства в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности с международными стандартами, сокращению количества обязательных к применению форм первичных учетных документов и заполняемых в них реквизитов уже ведется. В частности, 15 марта 2011 г. Президентом подписан Указ № 114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов". Им определено, что перечень обязательных для применения форм первичных учетных документов утверждает Совет Министров. В настоящее время такой перечень утвержден постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360. В него включены лишь 8 форм данных документов: товарно-транспортная накладная, товарная накладная, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, акт о приеме-передаче основных средств, акт о приеме-передаче нематериальных активов, акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, акт о передаче не завершенного строительством объекта.

Помимо решения перечисленных задач в НК планируется внести и ряд других изменений, направленных на совершенствование налоговой системы РБ, которые коснутся вопросов исчисления большинства налогов. Также планируется предусмотреть освобождение плательщиков от ответственности при совершении нарушения налогового законодательства, которое было обусловлено применением разъяснений, полученных от налоговых органов. Можно надеяться, что это будет первым шагом на пути развития в Республике Беларусь института предварительного налогового регулирования, иногда именуемого налоговым рулингом или финансовым рескриптом.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 32 сентябрь 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Почему молодой специалист может приступить к работе ранее указанного в направлении срока, а пособие по больничному листу получить только со дня, указанного в направлении?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Налоги

10

О некоторых вопросах применения упрощенной системы налогообложения 

10

Комментарий к Указу № 349 от 9 августа 2011 г.

12

Комментарий ("Упрощенку" продолжают упрощать)

12

О стимулировании реализации товаров

15

Комментарий (Утратил силу Указ № 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров")

18

Комментарий (Экспортируете товары, работы, услуги – налоговая нагрузка уменьшается)

20

Бухгалтерский учет

23

О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 января 2001 г. № 7 

23

О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 июня 2011 г. № 704 

24

Комментарий (Убытки от курсовых разниц распределятся во времени)

24

Внешнеэкономическая деятельность

25

О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 

25

Комментарий (С 16 ноября при экспорте и импорте будут действовать новые условия расчетов по внешнеторговым договорам)

29

Комментарий (Осуществление внешнеторговых операций по новым правилам)

33

Валютное регулирование

38

О внесении дополнений и изменений в постановление Правления Национального банка Рес­публики Беларусь от 13 сентября 2006 г. № 129

38

Комментарий (Новеллы обязательной продажи)

39

Тарифы и цены

41

О внесении дополнения и изменения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 27 апреля 2011 г. № 65 

41

МНС РБ разъясняет

42

О налогообложении оборотов по реализации алкогольных напитков крепостью свыше 28 процентов 

42

Нацбанк РБ разъясняет

43

О порядке использования личных денежных средств 

43

Комментарии

45

С 2012 года индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное стра­хование нужно представлять ежеквартально 

45

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 

47

К сведению читателей

48

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Практика применения освобождения от акцизов при экспорте подакцизных товаров

50

Налог на прибыль: налоговая практика 2011 года

53

Обороты по реализации экспортируемых товаров, работ, услуг: предусмотрена отсрочка по отражению их в налоговой декларации (расчете) по НДС

59

ВОПРОС – ОТВЕТ

65

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

76

Приобретение товаров (работ, услуг) у резидентов стран – участниц таможенного союза: порядок вычета НДС

76

ДЕСЯТЫЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС НА ЗВАНИЕ "ЛУЧШИЙ ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР ГОДА"

82

У ВАС ПРОВЕРКА

85

Налоговые последствия для субъектов хозяйствования, работающих с лжепредпринимательскими структурами

85

советы юриста

87

Инкотермс 2010: какие изменения следует учитывать при заключении договоров?

87

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

90

Консервация строящихся объектов

90

ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО

96

Совершенствование бюджетно-финансовой и налоговой политики: планы и их реализация

96

статистическая информация

99

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

99

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 августа 2011 года

103

Об индексе потребительских цен за июль 2011 года

105

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

105

О направлении сообщения для публикации в СМИ

105

О направлении комментария о порядке индексации доходов населения за июль 2011 года для публикации в СМИ

105

события. подробности

106

О направлении сообщения о размере минимальной заработной платы за июль 2011 года для публикации в СМИ

106

Экономика РБ: предварительные итоги за 7 ме­сяцев

106

налоговый календарь

107

Календарь уплаты налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на сентябрь 2011 года

107

Приглашаем на работу

110

РЕКЛАМА

110

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

111

Курсы валют за период с 13 по 25 августа 2011 го­да

111

Курсы валют за период с 26 августа по 2 сентября 2011 го­да

112