90

Консервация строящихся объектов

Татьяна Сукристик, аудитор

Трактовка понятия "консервация объекта незавершенного строительства"

Консервация объекта незавершенного строительства – это приостановление строительства объекта на срок более 3 месяцев с разработкой и выполнением на основании соответствующего решения мероприятий по обеспечению его безопасности и сохранности на период до возобновления работ (или ликвидации объекта) и последующим расторжением договора подряда (п. 3 ТКП 45-1.03-165-2009 (02250) "Консервация строящихся объектов" (далее – ТКП 45-1.03-165-2009)).
 
Справочно: ТКП 45-1.03-165-2009 разработан научно-проектно-производственным республиканским унитарным предприятием "Стройтехнорм", техническим комитетом по стандартизации в области архитектуры и строительства "Производство работ". Утвержден и введен в действие данный ТКП с 1 июля 2010 г. приказом Минстройархитектуры РБ от 30.12.2009 № 447.
 
ТКП 45-1.03-165-2009 распространяется на консервацию строящихся (реконструируемых) зданий и сооружений (далее – объекты) независимо от формы собственности и источников финансирования строительной деятельности. Он устанавливает правила проведения консервации различных по назначению, объемно-планировочному и конструктивному решению объектов как в полном объеме, так и их отдельных частей (конструктивных элементов).

Понятие "консервация объекта незавершенного строительства" приведено также в п. 3 ст. 62 Закона РБ от 05.07.2004 № 300-З "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь" (далее – Закон № 300-З). Так, под консервацией объекта незавершенного строительства понимают приостановление строительства на срок свыше 3 месяцев, оформленное в установленном порядке и влекущее за собой расторжение договора, на основании которого осуществлялось строительство.

Объекты для консервации строго регламентированы

В зависимости от специфики объекта и стадии выполненных строительно-монтажных работ предметом консервации могут являться:

– открытые котлованы под фундаменты, заглубленные (подземные) сооружения и пр.;

– частично (полностью) выполненные фундаменты зданий (сооружений), блоков (секций);

– конструкции этажа (яруса) зданий (сооружений), блоков (секций) ниже нулевой отметки;

– конструкции этажа (яруса) зданий, блоков (секций) выше нулевой отметки;

– законченные монтажом конструкции, подготовленные к производству отделочных работ здания (сооружения), блоки (секции).

Консервации могут подлежать и другие части, конструктивные элементы здания (сооружения), этапы работ исходя из сложившейся на объекте ситуации (подп. 5.1 и 5.2 п. 5 ТКП 45-1.03-165-2009).

При принятии технических решений по консервации объектов наряду с соблюдением нормативных требований, в т.ч. касающихся условий работ, необходимо в полной мере учитывать фактическое состояние объектов перед консервацией. Предварительно должно быть проведено собственное обследование незавершенного объекта (части, конструктивных элементов), проанализированы конструктивные проектные решения, уточнены полученные от заказчика перечень работ и затрат и исполнительная документация.

Что включает в себя консервация

Консервация объекта незавершенного строительства включает в себя:

– прекращение выполнения строительных работ, предусмотренных проектной документацией;

– осуществление необходимых мероприятий по обеспечению сохранности объекта строительства;

– завершение заказчиком, застройщиком расчетов с подрядчиком за выполненные строительные работы и расторжение договора строительного подряда;

– проведение заказчиком, застройщиком, инженером (инженерной организацией) периодических осмотров законсервированного объекта незавершенного строительства для обеспечения его сохранности и безопасности.

Основания для консервации

Решение о консервации объекта незавершенного строительства принимают при наличии следующих обстоятельств (п. 5 ст. 62 Закона № 300-З):

– выявление в ходе строительства несоответствия проекта обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов;

– выявление дефектов в проектной документации, требующих ее существенного изменения;

– отсутствие у заказчика, застройщика средств для дальнейшего финансирования строительства, невозможности обеспечения строительства строительными материалами и оборудованием в установленные договором сроки.

Кто принимает решение о консервации

Решение о консервации объектов принимают в течение 1 месяца по истечении 3 месяцев с момента приостановления строительства (п. 5 Инструкции о порядке приостановления строительства и консервации объектов незавершенного строительства, утвержденной приказом Минстройархитектуры РБ от 27.06.1995 № 158, далее – Инструкция № 158):

– Советом Министров или уполномоченным им органом – по объектам, финансируемым из республиканского бюджета;

– местным исполнительным и распорядительным органом – по объектам, финансируемым из соответствующих местных бюджетов;

– иным заказчиком, инвестором, застройщиком – по другим объектам.

Заказчик в течение 1 месяца после принятия решения о консервации объекта письменно информирует об этом органы государственного строительного надзора и местный исполнительный и распорядительный орган, выдавший разрешение на его строительство.
 
Важно! В решении уполномоченного государственного органа или иного заказчика, застройщика о консервации объекта незавершенного строительства определяют дату приостановления работ, источники финансирования, сроки разработки документации, необходимой для проведения консервации, а также меры по обеспечению сохранности строительных материалов и оборудования с указанием лица, ответственного за их сохранность (п. 6 ст. 62 Закона № 300-З).

Документальное оформление консервации

В течение 14 календарных дней после принятия решения о консервации объекта заказчик совместно с подрядчиком составляет:

– акт о консервации строящегося (реконструируемого) объекта с приложением к нему ведомости несмонтированных оборудования, конструкций и неиспользованных материалов, передаваемых на строительство других объектов, а также ведомости несмонтированных оборудования, конструкций и неиспользованных материалов, подлежащих консервации;

Далее приведены примеры заполненных документов по консервации.

 
 
 
 
 
– акт сверки расчетов между заказчиком и подрядчиком;
 
– перечень работ и затрат, необходимых для обеспечения безопасности и сохранности законсервированного объекта или его конструктивных элементов.

Далее представлена заполненная форма этого документа.
 
С перечнем работ и затрат подрядчик в соответствии с ТКП 45-1.03-59 подготавливает и передает заказчику исполнительную документацию по объекту на момент его консервации для разработки проектной организацией технических решений по консервации такого объекта.

На основании выданного заказчиком задания с перечнем работ и затрат и исполнительной документации проектная организация на договорных началах разрабатывает техническую документацию и смету по консервации объекта в сроки, установленные в решении о ее проведении.

При необходимости в проект объекта вносят соответствующие конструктивные изменения для достижения оптимальных решений по консервации.

По дополнительному соглашению к договору подряда строительная организация выполняет предусмотренные технической документацией и сметой работы и сдает по акту приемки-передачи законсервированный объект заказчику, который после его принятия производит со строительной организацией окончательный расчет, расторгает договор подряда и принимает на себя функции по обеспечению безопасности и сохранности объекта.

В акте приемки-передачи законсервированного объекта кроме сведений, приведенных в акте о его консервации, указывают также сметную стоимость выполненных строительных работ по консервации.
С актом приемки-передачи подрядчик передает заказчику исполнительную документацию по консервации на хранение совместно с проектом объекта и исполнительной документацией, выполненной до консервации объекта.

Расходы по консервации на основании сметы  – на увеличение стоимости объекта строительства

На основании перечня работ и затрат, необходимых для обеспечения сохранности законсервированного объекта незавершенного строительства или его конструктивных элементов, разработчик проектной документации составляет смету с учетом мероприятий по обеспечению сохранности объекта незавершенного строительства и технической документации по его консервации. Строительные работы по консервации объекта незавершенного строительства, преду-смотренные сметой, подрядчик выполняет по дополнительному соглашению к договору строительного подряда, в котором предусматривают сроки выполнения работ и сроки сдачи заказчику законсервированного объекта незавершенного строительства или его конструктивных элементов.

Затраты на консервацию определяют на основании сметы, составляемой организацией. При этом к затратам, не предусматриваемым сводным сметным расчетом, относят затраты, не включаемые в сводный сметный расчет, но увеличивающие учетную стоимость объекта строительства: затраты на консервацию (расконсервацию) объекта, не завершенного строительством (п. 7 Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 14.05.2007 № 10).

Следовательно, расходы по консервации при наличии сметы (в сумме расходов, предусмотренных сметой на консервацию) увеличивают учетную стоимость объекта строительства. Данный вывод подтверждает п. 16 Инструкции № 158, в котором указано следующее: расходы по консервации (расконсервации) объекта незавершенного строительства в аналитическом учете отражают по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции со счетами материалов, ценностей, расчетов, финансирования и иными счетами.

Если расходы по консервации произведены без наличия сметы и (или) не предусмотрены составленной сметой, в бухгалтерском учете их необходимо учитывать на счете 92 "Внереализационные доходы и расходы" в составе внереализационных расходов.

Понесенные в период консервации расходы участвуют при налогообложении

Мероприятия, осуществляемые в период консервации:

– подача в консервируемые помещения электро- и теплоэнергии, воды в минимальных объемах, необходимых для обеспечения пожарной безопасности и сохранности зданий, сооружений, оборудования, иного имущества;

– принятие мер, исключающих возможность пребывания в консервируемом помещении лиц, кроме работников охраны и дежурного персонала;

– осмотр и техническое обслуживание зданий, сооружений, оборудования, иного имущества для поддержания их в рабочем состоянии и обеспечения безопасности;

– принятие мер, исключающих использование законсервированных основных средств для выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг) до принятия решения об их расконсервации.

При консервации объектов следует предусматривать мероприятия по уборке, рекультивации, планировке территории, возможному ее использованию в качестве складской площадки, стоянки для машин, техники и пр.

Расходы организации по содержанию производственных мощностей и объектов, находящихся на консервации, в соответствии с законодательством для целей бухгалтерского учетаотражают в составе операционных расходов на счете 91 "Операционные доходы и расходы"(см. Инструкцию по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденную постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89).
 
Важно! Расходы по содержанию производственных мощностей и объектов, находящихся на консервации, осуществленной в соответствии с законодательством, включают в целях налогового учета в состав расходов от внереализационных операций (подп. 3.7 п. 3 ст. 129 Налогового кодекса РБ).
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 32 сентябрь 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Почему молодой специалист может приступить к работе ранее указанного в направлении срока, а пособие по больничному листу получить только со дня, указанного в направлении?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Налоги

10

О некоторых вопросах применения упрощенной системы налогообложения 

10

Комментарий к Указу № 349 от 9 августа 2011 г.

12

Комментарий ("Упрощенку" продолжают упрощать)

12

О стимулировании реализации товаров

15

Комментарий (Утратил силу Указ № 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров")

18

Комментарий (Экспортируете товары, работы, услуги – налоговая нагрузка уменьшается)

20

Бухгалтерский учет

23

О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 января 2001 г. № 7 

23

О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 июня 2011 г. № 704 

24

Комментарий (Убытки от курсовых разниц распределятся во времени)

24

Внешнеэкономическая деятельность

25

О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 

25

Комментарий (С 16 ноября при экспорте и импорте будут действовать новые условия расчетов по внешнеторговым договорам)

29

Комментарий (Осуществление внешнеторговых операций по новым правилам)

33

Валютное регулирование

38

О внесении дополнений и изменений в постановление Правления Национального банка Рес­публики Беларусь от 13 сентября 2006 г. № 129

38

Комментарий (Новеллы обязательной продажи)

39

Тарифы и цены

41

О внесении дополнения и изменения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 27 апреля 2011 г. № 65 

41

МНС РБ разъясняет

42

О налогообложении оборотов по реализации алкогольных напитков крепостью свыше 28 процентов 

42

Нацбанк РБ разъясняет

43

О порядке использования личных денежных средств 

43

Комментарии

45

С 2012 года индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное стра­хование нужно представлять ежеквартально 

45

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 

47

К сведению читателей

48

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Практика применения освобождения от акцизов при экспорте подакцизных товаров

50

Налог на прибыль: налоговая практика 2011 года

53

Обороты по реализации экспортируемых товаров, работ, услуг: предусмотрена отсрочка по отражению их в налоговой декларации (расчете) по НДС

59

ВОПРОС – ОТВЕТ

65

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

76

Приобретение товаров (работ, услуг) у резидентов стран – участниц таможенного союза: порядок вычета НДС

76

ДЕСЯТЫЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС НА ЗВАНИЕ "ЛУЧШИЙ ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР ГОДА"

82

У ВАС ПРОВЕРКА

85

Налоговые последствия для субъектов хозяйствования, работающих с лжепредпринимательскими структурами

85

советы юриста

87

Инкотермс 2010: какие изменения следует учитывать при заключении договоров?

87

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

90

Консервация строящихся объектов

90

ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО

96

Совершенствование бюджетно-финансовой и налоговой политики: планы и их реализация

96

статистическая информация

99

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

99

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 августа 2011 года

103

Об индексе потребительских цен за июль 2011 года

105

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

105

О направлении сообщения для публикации в СМИ

105

О направлении комментария о порядке индексации доходов населения за июль 2011 года для публикации в СМИ

105

события. подробности

106

О направлении сообщения о размере минимальной заработной платы за июль 2011 года для публикации в СМИ

106

Экономика РБ: предварительные итоги за 7 ме­сяцев

106

налоговый календарь

107

Календарь уплаты налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на сентябрь 2011 года

107

Приглашаем на работу

110

РЕКЛАМА

110

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

111

Курсы валют за период с 13 по 25 августа 2011 го­да

111

Курсы валют за период с 26 августа по 2 сентября 2011 го­да

112