Хотите принять на работу иностранца? Помните о следующих правилах

Елена Бортновская, юрист

13 июля 2011 г. вступил в силу Закон РБ от 30.12.2010 № 225-З "О внешней трудовой миграции" (далее – новый Закон). Автор настоящей статьи остановится на отдельных изменениях в сфере трудовой миграции, о которых необходимо знать юридическим лицам, занимающимся трудоустройством иностранных граждан на территории Республики Беларусь.

Общие положения

Ранее отношения по трудовой миграции регулировались Законом РБ от 17.06.1998 № 169-З "О внешней трудовой миграции" (далее – старый Закон).
Новый Закон предусматривает, что иностранцы, не имеющие разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, могут трудоустраиваться на территории Беларуси либо самостоятельно, либо при содействии юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или иностранных организаций, оказывающих услуги по подбору персонала. Порядок оказания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями услуг по подбору персонала определяет Совет Министров.
Старый Закон декларировал принцип равенства прав трудящихся-мигрантов с гражданами государства трудоустройства в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Новый Закон не закрепляет подобный принцип. Более того, в новом Законе предусмотрено, что принять на работу мигранта возможно только в том случае, если занятие свободных рабочих мест (вакансий) не может быть обеспечено гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь. Введено также ограничение занятия должностей, занятие которых в соответствии с белорусским законодательством связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь. В качестве примера таких должностей можно привести государственные должности, занимаемые государственными служащими.
 
Разрешения вместо лицензии

C 13 июля для найма на работу иностранного гражданина нанимателю не нужно получать лицензию на осуществление деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы.

Это позволяет иностранным гражданам – учредителям юридических лиц заключать трудовые договоры с учрежденными ими юридическими лицами сразу же после их регистрации. Субъекты хозяйствования, сфера деятельности которых связана с необходимостью привлечения узких специалистов, смогут беспрепятственно нанимать носителей иностранного языка.

Теперь вместо лицензии белорусские наниматели должны получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы и только в том случае, когда на работу привлекается более 10 иностранных работников.

Необходимость получения иностранными работниками специальных разрешений по заявлению нанимателя Республики Беларусь сохранилась.

Порядок выдачи таких разрешений урегулирован Инструкцией о порядке выдачи разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, утвержденной постановлением МВД РБ от 07.07.2011 № 247.
 
Что нужно помнить при заключении трудового договора между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь

Количество требований к содержанию трудового договора, заключаемому между трудящимсяиммигрантом и нанимателем Республики Беларусь, уменьшилось.

Так, в новом Законе уже не названы в качестве обязательных условия договора о характере и месте работы, условиях труда и его оплате, в т.ч. за работу в ночное, сверхурочное время, выходные и праздничные дни, о размере премий, надбавок и удержаниях с заработной платы, о правах, обязанностях, ответственности сторон, о порядке и условиях социального страхования работника, о порядке возмещения вреда, причиненного здоровью работника в процессе его трудовой деятельности, и о других социальных гарантиях.

Наниматель Республики Беларусь имеет право на определение в трудовом договоре с работником-иммигрантом дополнительных сведений и условий помимо закрепленных в самом Законе. Это право действует, если трудовой договор заключается на территории Республики Беларусь.

Срок такого трудового договора не должен превышать срока действия специального разрешения.
 
Обратите внимание! В новом Законе не уточняется, срок действия какого именно разрешения – разрешения на привлечение иностранной рабочей силы или разрешения трудящегося-иммигранта на работу – не должен превышать срок трудового договора. Однако можно предположить, что, так как и одно, и другое разрешение является обязательным условием для трудоустройства трудящегося-иммигранта, норма о запрете заключать трудовой договор на срок больший, чем срок специального разрешения, относится к обоим разрешениям.

Регистрировать трудовой договор с иностранцами необходимо – и это должен сделать наниматель в месячный срок в подразделении по гражданству и миграции.
 
Обязанности нанимателей

Не забудьте о том, что к обязанностям нанимателей теперь отнесены также следующие:

– обеспечение за свой счет выезда из Республики Беларусь трудящегося в случае аннулирования разрешения на привлечение иностранной рабочей силы или специального разрешения по вине нанимателя Республики Беларусь, если нет иных оснований для пребывания иностранца в Беларуси;

– информирование о смерти трудящегося иммигранта не дипломатического представительства или консульского учреждения государства его гражданской принадлежности, как это было ранее, а подразделения по гражданству и миграции в целях уведомления соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения через МИД;

– содействие выезду трудящегося-иммигранта по истечении срока заключенного с ним трудового договора;

– возмещение расходов, связанных с депортацией из Республики Беларусь трудящегося-иммигранта, принятого на работу с нарушением порядка осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь, установленного новым Законом и другими актами законодательства РБ, а также в случае аннулирования специального разрешения;

– исполнение иных обязанностей в соответствии с законодательством.
 
Права трудящихся-иммигрантов также расширены

К правам трудящихся-иммигрантов, предусмотренным старым Законом, добавилось право на доступное медицинское обслуживание за счет собственных средств, средств нанимателей Республики Беларусь и иных источников, не запрещенных белорусским законодательством.

В новом Законе указано, что перечень прав, предусмотренных в нем, не является исчерпывающим.
 
Ответственность за нарушение законодательства в сфере трудовой миграции

Новый Закон ограничивается нормой о том, что все лица, нарушившие законодательство, несут ответственность в соответствии с законодательством.

В старом же Законе была напрямую предусмотрена санкция, лишающая права заниматься лицензионной деятельностью лицензиатов, осуществляющих деятельность, связанную с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей (далее – лицензиаты), которые ввели в заблуждение нанимающихся работников и представили в Департамент и подразделения по гражданству и миграции ложные сведения.

Несмотря на исключение из нового Закона указанной санкции, последствия за введение в заблуждение лицензиатом граждан – потребителей оказываемых услуг, в т.ч. представление им недостоверных сведений о характере трудовой деятельности в государстве трудоустройства, предусмотрены в п. 278 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 (далее – Указ № 450). Указанное нарушение законодательства о лицензировании является грубым и влечет принятие лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии.

Что касается возможности лишения лицензии за представление в Департамент и подразделения по гражданству и миграции ложных сведений, то напрямую она не предусмотрена ни в Указе № 450, ни в каком-либо ином нормативном документе.

Однако полагаем, что в данной ситуации возможно применение общей нормы ст. 23.16 Кодекса РБ об административных правонарушениях. Она предусматривает за непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, штраф в размере от 4 до 20 базовых величин.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 41 ноябрь 2011
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Обязаны ли организации отражать в учете источники финансирования капитальных вложений?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Налоги

9

Об установлении ставок акцизов на отдельные подакцизные товары и признании утратившим силу Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 2011 г. № 378  

9

Комментарий (С 1 ноября действуют новые ставки акцизов на алкоголь, табак и дизельное топливо)

11

Бухгалтерский учет

13

Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках

13

О внесении изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 20 октября 2006 г. № 622

13

Комментарий (Теперь переоценку основных средств и незавершенного строительства можно проводить не всем)

15

события. подробности

16

Льготное кредитование субъектов малого предпринимательства

16

Расчеты и кредиты

17

О внесении дополнений и изменений в Инструкцию о порядке совершения валютно-об­мен­ных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

17

Комментарий (Покупка валюты по новым правилам)

18

МНС РБ разъясняет

20

О применении нулевой ставки НДС при экспорте товаров в Российскую Федерацию на основании договоров комиссии

20

Минстройархитектуры РБ разъясняет

22

О порядке определения стоимости материалов

22

Комментарии

23

При служебных командировках за границу учтите изменения в Инструкции № 115

23

С 25 октября для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов поручительство надо применять по новым правилам

28

В порядке создания и деятельности холдингов произошли изменения

33

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 

36

перечень документов, посвященных одному вопросу

38

Передача и получение имущества в залог

38

ВОПРОС – ОТВЕТ

41

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

51

Амортизация-2011: порядок ее начисления

51

Взносы в ФСЗН: расчет, перечисление, отчетность (Окончание)

54

события. подробности

56

О порядке округления розничных цен (тарифов)

56

КОНКУРС "СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕРКА"

57

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

61

Правильно оформляем расходы по проживанию, связанные со служебной командировкой

61

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

63

Документальное оформление и бухгалтерский учет использования работником имущества в производственных целях

63

Продажа товаров в кредит – способ увеличения объема реализации

68

советы юриста

75

Хотите принять на работу иностранца? Помните о следующих правилах

75

события. подробности

77

Корпоративные споры и дела с участием иностранных лиц

77

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

78

Таможенные органы могут вернуть задержанные ими товары, не являющиеся предметами административных правонарушений (преступлений)

78

страничка аудитора

83

Основные моменты новой редакции Закона об аудиторской деятельности

83

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

86

Особенности новой редакции Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда

86

книжная лавка

89

события. подробности

91

Подоходный налог с физических лиц: изменения в порядке исчисления и уплаты в 2012 го­ду (Окончание)

91

Земельный налог-2012: новации за­конодательства

92

приглашаем на работу

94

РЕКЛАМА

94

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 29 октября по 4 ноября 2011 го­да

96