Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Хотите принять на работу иностранца? Помните о следующих правилах

Елена Бортновская, юрист

13 июля 2011 г. вступил в силу Закон РБ от 30.12.2010 № 225-З "О внешней трудовой миграции" (далее – новый Закон). Автор настоящей статьи остановится на отдельных изменениях в сфере трудовой миграции, о которых необходимо знать юридическим лицам, занимающимся трудоустройством иностранных граждан на территории Республики Беларусь.

Общие положения
Ранее отношения по трудовой миграции регулировались Законом РБ от 17.06.1998 № 169-З "О внешней трудовой миграции" (далее – старый Закон).
Новый Закон предусматривает, что иностранцы, не имеющие разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, могут трудоустраиваться на территории Беларуси либо самостоятельно, либо при содействии юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или иностранных организаций, оказывающих услуги по подбору персонала. Порядок оказания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями услуг по подбору персонала определяет Совет Министров.
Старый Закон декларировал принцип равенства прав трудящихся-мигрантов с гражданами государства трудоустройства в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Новый Закон не закрепляет подобный принцип. Более того, в новом Законе предусмотрено, что принять на работу мигранта возможно только в том случае, если занятие свободных рабочих мест (вакансий) не может быть обеспечено гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь. Введено также ограничение занятия должностей, занятие которых в соответствии с белорусским законодательством связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь. В качестве примера таких должностей можно привести государственные должности, занимаемые государственными служащими.
 
Разрешения вместо лицензии
C 13 июля для найма на работу иностранного гражданина нанимателю не нужно получать лицензию на осуществление деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы.
Это позволяет иностранным гражданам – учредителям юридических лиц заключать трудовые договоры с учрежденными ими юридическими лицами сразу же после их регистрации. Субъекты хозяйствования, сфера деятельности которых связана с необходимостью привлечения узких специалистов, смогут беспрепятственно нанимать носителей иностранного языка.
Теперь вместо лицензии белорусские наниматели должны получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы и только в том случае, когда на работу привлекается более 10 иностранных работников.
Необходимость получения иностранными работниками специальных разрешений по заявлению нанимателя Республики Беларусь сохранилась.
Порядок выдачи таких разрешений урегулирован Инструкцией о порядке выдачи разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, утвержденной постановлением МВД РБ от 07.07.2011 № 247.
 
Что нужно помнить при заключении трудового договора между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь
Количество требований к содержанию трудового договора, заключаемому между трудящимсяиммигрантом и нанимателем Республики Беларусь, уменьшилось.
Так, в новом Законе уже не названы в качестве обязательных условия договора о характере и месте работы, условиях труда и его оплате, в т.ч. за работу в ночное, сверхурочное время, выходные и праздничные дни, о размере премий, надбавок и удержаниях с заработной платы, о правах, обязанностях, ответственности сторон, о порядке и условиях социального страхования работника, о порядке возмещения вреда, причиненного здоровью работника в процессе его трудовой деятельности, и о других социальных гарантиях.
Наниматель Республики Беларусь имеет право на определение в трудовом договоре с работником-иммигрантом дополнительных сведений и условий помимо закрепленных в самом Законе. Это право действует, если трудовой договор заключается на территории Республики Беларусь.
Срок такого трудового договора не должен превышать срока действия специального разрешения.
 
Обратите внимание! В новом Законе не уточняется, срок действия какого именно разрешения – разрешения на привлечение иностранной рабочей силы или разрешения трудящегося-иммигранта на работу – не должен превышать срок трудового договора. Однако можно предположить, что, так как и одно, и другое разрешение является обязательным условием для трудоустройства трудящегося-иммигранта, норма о запрете заключать трудовой договор на срок больший, чем срок специального разрешения, относится к обоим разрешениям.
Регистрировать трудовой договор с иностранцами необходимо – и это должен сделать наниматель в месячный срок в подразделении по гражданству и миграции.
 
Обязанности нанимателей
Не забудьте о том, что к обязанностям нанимателей теперь отнесены также следующие:
– обеспечение за свой счет выезда из Республики Беларусь трудящегося в случае аннулирования разрешения на привлечение иностранной рабочей силы или специального разрешения по вине нанимателя Республики Беларусь, если нет иных оснований для пребывания иностранца в Беларуси;
– информирование о смерти трудящегося иммигранта не дипломатического представительства или консульского учреждения государства его гражданской принадлежности, как это было ранее, а подразделения по гражданству и миграции в целях уведомления соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения через МИД;
– содействие выезду трудящегося-иммигранта по истечении срока заключенного с ним трудового договора;
– возмещение расходов, связанных с депортацией из Республики Беларусь трудящегося-иммигранта, принятого на работу с нарушением порядка осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь, установленного новым Законом и другими актами законодательства РБ, а также в случае аннулирования специального разрешения;
– исполнение иных обязанностей в соответствии с законодательством.
 
Права трудящихся-иммигрантов также расширены
К правам трудящихся-иммигрантов, предусмотренным старым Законом, добавилось право на доступное медицинское обслуживание за счет собственных средств, средств нанимателей Республики Беларусь и иных источников, не запрещенных белорусским законодательством.
В новом Законе указано, что перечень прав, предусмотренных в нем, не является исчерпывающим.
 
Ответственность за нарушение законодательства в сфере трудовой миграции
Новый Закон ограничивается нормой о том, что все лица, нарушившие законодательство, несут ответственность в соответствии с законодательством.
В старом же Законе была напрямую предусмотрена санкция, лишающая права заниматься лицензионной деятельностью лицензиатов, осуществляющих деятельность, связанную с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей (далее – лицензиаты), которые ввели в заблуждение нанимающихся работников и представили в Департамент и подразделения по гражданству и миграции ложные сведения.
Несмотря на исключение из нового Закона указанной санкции, последствия за введение в заблуждение лицензиатом граждан – потребителей оказываемых услуг, в т.ч. представление им недостоверных сведений о характере трудовой деятельности в государстве трудоустройства, предусмотрены в п. 278 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 (далее – Указ № 450). Указанное нарушение законодательства о лицензировании является грубым и влечет принятие лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии.
Что касается возможности лишения лицензии за представление в Департамент и подразделения по гражданству и миграции ложных сведений, то напрямую она не предусмотрена ни в Указе № 450, ни в каком-либо ином нормативном документе.
Однако полагаем, что в данной ситуации возможно применение общей нормы ст. 23.16 Кодекса РБ об административных правонарушениях. Она предусматривает за непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, штраф в размере от 4 до 20 базовых величин.
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.