Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Таможенные органы могут вернуть задержанные ими товары, не являющиеся предметами административных правонарушений (преступлений)

Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела

Товары, не являющиеся предметами административных правонарушений или преступлений, могут быть в определенных случаях задержаны таможенными органами. Их размещают на временное хранение, а затем в случае невостребованности со стороны собственника, владельца и иных заинтересованных лиц реализуют (это делает уполномоченная организация), уничтожают или используют иным образом в рамках  законодательства.
С 25 октября начал действовать новый порядок возмещения расходов по хранению задержанных товаров, востребованных до истечения установленных сроков их хранения, возврата задержанных товаров, не востребованных в установленные сроки их хранения, компенсации расходов республиканского бюджета по транспортировке, хранению и иных расходов, связанных с реализацией этих товаров, и возврата сумм, полученных от реализации задержанных товаров. Данный порядок регулируют постановление Совета Министров РБ от 14.10.2011 № 1374 и утвержденное им Положение (далее – постановление № 1374 и Положение № 1374)*. В статье на примере ситуаций рассмотрены наиболее актуальные для хозяйствующих субъектов требования Положения № 1374.

 

___________________

* До недавнего времени порядок возмещения расходов по хранению задержанных товаров регулировало постановление Совета Министров РБ от 19.07.2007 № 919 "О порядке возмещения расходов по хранению задержанных товаров" (далее – постановление № 919). С принятием постановления № 1374 оно утратило силу.
 
Из таможенной практики следует, что наиболее применяемыми основаниями для задержания таможенными органами товаров, не являющихся предметами административных правонарушений или преступлений, являются:
– невозможность вывоза или неосуществление немедленного вывоза товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза и прибывших на такую территорию, или товаров, ограниченных к ввозу, когда не представлены документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений (ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС));
– непомещение под таможенную процедуру товаров до истечения сроков их хранения на складе временного хранения (ст. 170 ТК ТС) либо под иную процедуру до истечения срока таможенной процедуры таможенного склада (ст. 231 ТК ТС);
– неперемещение на другой таможенный склад либо непомещение под иную таможенную процедуру товаров в течение 60 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования такого склада (ст. 234 ТК ТС);
– непомещение под таможенные процедуры товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в течение 4 месяцев со дня прекращения функционирования СЭЗ, принятия решения о прекращении применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории СЭЗ либо утраты лицом статуса резидента СЭЗ (ст. 15 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010).
 
Ситуация 1
Белорусская организация поставила из-за рубежа партию иностранной бытовой техники, которую разместила на складе временного хранения. До истечения установленного срока хранения организацией не приняты меры по ее помещению под одну из таможенных процедур, предусмотренных ТК ТС. В связи с этим указанные товары задержаны таможенными органами.
 
Правомерны ли действия таможни?
 
Правомерны.
Срок временного хранения товаров на складе временного хранения составляет 2 месяца и по письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров (его представителя), может быть продлен. При этом предельный срок временного хранения товаров не может превышать 4 месяца, а в отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах (учреждениях) международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, – 6 месяцев.
По истечении срока временного хранения товары, не помещенные под таможенную процедуру, задерживают таможенные органы. По данному факту составляют протокол задержания товаров и документы на них по форме, установленной решением КТС от 20.05.2010 № 260 "О формах таможенных документов" (ст. 170 ТК ТС).
Задержанные товары таможенные органы размещают на складах временного хранения или в местах, определенных Положением № 1374 (см. табл. 1). Срок их хранения составляет 1 месяц. По истечении такого срока невостребованные товары подлежат реализации, уничтожению или иному использованию. Для скоропортящихся продуктов такой срок составляет 24 ч, а для товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу за ее пределы, – 3 суток (ст. 146 ТК ТС).
 
 
Какие действия необходимо предпринять организации для возврата задержанных товаров?
Задержанные товары могут быть возвращены организации после их помещения под одну из таможенных процедур, предусмотренных ТК ТС. При этом по запросу лица, которое правомочно совершать таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, документы, задержанные вместе с товаром, таможенный орган возвращает такому лицу до выпуска товаров (ст. 147 ТК ТС). Следовательно, организация до истечения установленного срока хранения вправе обратиться в таможенные органы за возвратом задержанных с товарами документов, совершить действия по помещению товаров под одну из таможенных процедур, установленных ТК ТС, и получить свои товары обратно.
Однако обратим внимание, что возврат задержанных товаров осуществляют при условии выполнения еще одного требования. Лица, которым возвращают задержанные товары, должны возместить расходы по их хранению (ст. 145 ТК ТС).
 
В каком размере и порядке подлежат возмещению расходы по хранению задержанных товаров?
Размер расходов по хранению задержанных товаров определен Положением № 1374:
– при хранении задержанных товаров, размещенных в помещениях для хранения, находящихся в пользовании таможенного органа, расходы по хранению таможенными органами таких товаров необходимо возмещать в следующих "фиксированных" размерах (см. табл. 2; базовая величина применяется на день окончания хранения).
 
–––––––––––––––––––––––––––––––
* Установлена постановлением Совета Министров РБ от 02.11.2007 № 1446 "Об установлении размера базовой величины" в размере 35 000 бел. руб.
 
– при хранении задержанных товаров, размещенных в иных помещениях для хранения (т.е. не находящихся в пользовании таможенного органа), расходы по хранению таких товаров возмещаются по фактическим затратам.
Сумму вышеуказанных расходов рассчитывает и выставляет к оплате таможенный орган, задержавший товары.
 
Справочно: постановлением № 919 предусматривались иные размеры возмещаемых расходов при хранении задержанных товаров, размещенных в помещениях для хранения, находящихся в пользовании таможенного органа. Юридические лица такие расходы возмещали в сумме, эквивалентной 4 евро, за один полный и неполный час хранения.
 
Ситуация 2
Белорусская фирма осуществляет поставку в Беларусь из-за рубежа партии промышленных кондиционеров. Данные товары включены в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденный решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 19 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации". Изложенное предусматривает необходимость получения в Минприроды лицензии (разрешительного документа) на ввоз таких товаров как в отношении товаров, ввоз которых ограничен по основаниям неэкономического характера. В связи с отсутствием такой лицензии (разрешительного документа) товары задержаны таможенными органами и размещены на складе временного хранения сроком на 1 месяц.
До истечения указанного срока фирма не успевает получить соответствующую лицензию (разрешительный документ) в Минприроды.
 
Возможно ли будет вернуть задержанные товары при получении таких документов по истечении данного срока?
 
Возможно.
 
Товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу, и документы на них, задержанные при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза, возвращают декларанту или иным лицам для обратного вывоза за пределы этой территории либо для использования на таможенной территории Таможенного союза при условии представления таможенному органу документального подтверждения соблюдения установленного ограничения и помещения товаров под таможенную процедуру в соответствии с ТК ТС (ст. 147 ТК ТС).
Товары, задержанные таможенными органами и не востребованные заинтересованными лицами в установленные сроки, подлежат реализации, уничтожению или иному использованию в соответствии с законодательством. Вместе с тем Положение № 1374 предусматривает возможность обратиться заинтересованному лицу за возвратом таких товаров и по истечении установленного срока их хранения (ст. 148 ТК ТС).
Для возврата задержанных товаров, не востребованных в установленные сроки их хранения, заинтересованное лицо (владелец товаров) должно письменно обратиться в таможенный орган, задержавший товары. В обращении надо указать:
– дату и номер протокола задержания;
– перечень задержанных товаров, в возврате которых лицо заинтересовано;
– цель их возврата (обратный вывоз за пределы таможенной территории Таможенного союза или использование на этой территории);
– таможенную процедуру, под которую будут помещаться данные товары.
После этого таможенный орган:
– приостанавливает направление заявок на проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы и иных видов экспертиз, обязательной сертификации и (или) передачу материалов по задержанным товарам на учет в комиссию (если на момент получения обращения владельца товаров материалы по задержанным товарам не переданы на учет в комиссию по работе с имуществом, обращенным в доход государства);
– не позднее рабочего дня, следующего за днем получения обращения владельца товаров, направляет в комиссию обращение о приостановлении проведения оценки и принятия решения о передаче задержанных товаров для реализации или их снятии с реализации (если на момент получения обращения владельца товаров материалы по задержанным товарам переданы в указанную комиссию).
Затем таможенный орган в течение 5 рабочих дней (в частности, после получения от комиссии информации о приостановлении проведения оценки и принятия решения о передаче задержанных товаров для реализации или их снятии с реализации) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении информирует владельца товаров о количестве и местах нахождения нереализованных задержанных товаров, суммах таможенных платежей, которые подлежат уплате в соответствии с таможенной процедурой, указанной в обращении владельца товаров, и подлежащих компенсации суммах расходов республиканского бюджета по транспортировке, хранению этих товаров и иных расходов, связанных с их реализацией.
 
Важно! Вышеуказанные действия должны быть выполнены в течение 15 рабочих дней после получения владельцем товаров от таможенного органа указанной информации. В случае неосуществления таких действий задержанные товары подлежат реализации в установленном законодательством порядке, а повторное обращение владельца товаров о возврате этих товаров не рассматривается.
 
Ситуация 3
Белорусское предприятие 2 года назад получило в свой адрес партию образцов иностранных комплектующих, которую разметило на таможенном складе. На сегодня данные товары в связи с истечением срока хранения и непринятием предприятием действий по их помещению под иную таможенную процедуру задержаны таможенными органами, а затем реализованы в установленном порядке.
 
Правомерны ли действия таможни? Вправе ли предприятие претендовать на возврат сумм, полученных от реализации таких товаров?
Обоснование таких действий аналогично приведенному в первой ситуации. Так, срок хранения товаров на таможенном складе не может превышать 3 года со дня помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада (ст. 231 ТК ТС). Товары, срок хранения которых на таможенном складе истек, таможенные органы задерживают.
У предприятия есть право на возврат сумм, полученных от реализации таких товаров.
Так, суммы, полученные от реализации товаров, возвращают декларантам. А вот если декларирование товаров не производилось, то суммы, полученные от реализации товаров, возвращают собственникам товаров, но только:
– при наличии сведений о них у таможенного органа;
– при условии, что эти лица обратятся в таможенные органы в течение 3 месяцев со дня, следующего за днем поступления денежных средств от их реализации.
При этом таможенные органы уведомляют вышеперечисленных лиц о наличии подлежащих возврату сумм, полученных от реализации товаров.
Вместе с тем отметим, что до возврата сумм, полученных от реализации товаров, из них удерживают (ст. 149 ТК ТС):
– суммы в размере таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении задержанных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленные на день задержания этих товаров;
– расходы по транспортировке, хранению товаров и иные расходы, связанные с их реализацией.
Для возврата сумм, полученных от реализации задержанных товаров, таможенный орган в течение 10 рабочих дней после перечисления реализующими организациями всей подлежащей зачислению в доход республиканского бюджета суммы денежных средств от реализации задержанных товаров, переданных для реализации в соответствии с одним актом описи и оценки имущества:
– производит расчет подлежащей возврату суммы с учетом вышепоименованных удержаний;
– при наличии такой суммы уведомляет об этом заинтересованное лицо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Уведомление таможенного органа должно содержать следующую информацию:
– сумму, поступившую в доход республиканского бюджета от реализации задержанных товаров;
– дату последнего зачисления в доход республиканского бюджета денежных средств от реализации таких товаров;
– суммы произведенных удержаний;
– сумму, подлежащую возврату;
– дату, до которой заинтересованное лицо может обратиться в таможенный орган за возвратом.
После этого предприятие вправе обратиться за возвратом сумм.
Основанием для возврата является письменное заявление заинтересованного лица, поданное в таможенный орган, задержавший товары, в сроки, установленные законодательством (см. выше – в течение 3 месяцев со дня, следующего за днем поступления денежных средств от реализации). В заявлении следует указать способ возврата денежных средств из республиканского бюджета, а также информацию, необходимую для осуществления этого возврата.
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.