Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Основные моменты новой редакции Закона об аудиторской деятельности

Николай Сорока, заместитель начальника Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита, начальник управления регулирования аудиторской деятельности

Потребность в разработке новой редакции Закона "Об аудиторской деятельности" (далее – Закон) на современном этапе развития возникла в связи с необходимостью реализации поставленных Президентом и Правительством задач по сближению национального законодательства с МСФО и либерализации осуществления предпринимательской деятельности. В материале рассмотрены основные моменты, которые нашли отражение в последней редакции планируемого Закона.

Терминология приведена в соответствие с международными стандартами аудита
В Законе расширено понятие аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, предметом которого может являться бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица, составленная не только в соответствии с требованиями национального законодательства, но и в соответствии с требованиями МСФО или законодательства других государств.
Помимо аудиторских услуг аудиторские организации и аудиторы – индивидуальные предприниматели (ИП) в пределах своей компетентности и имеющейся квалификации вправе оказывать ряд дополнительных услуг, определенных в Законе как связанные с аудиторской деятельностью профессиональные услуги.
 
Важно! Перечень данных услуг в Законе является исчерпывающим в силу исключительности аудиторской деятельности.
 
Определена численность штатных аудиторов – не менее 5 человек
Практика контрольных мероприятий, проводимых Минфином, свидетельствует о наличии эффективно работающей системы внутреннего контроля качества в относительно крупных аудиторских организациях с численностью аудиторов 5–10 человек и более и неудовлетворительным ее функционированием в организациях с численностью 3–4 аудитора (которых в настоящее время в нашей стране около 70 %).
С целью повышения качества оказываемых аудиторских услуг и эффективности организации системы внутреннего контроля в Законе предлагается установить минимальное количество штатных аудиторов аудиторской организации 5 человек (вместо действовавшей ранее численности 3 человека), для которых данная организация является основным местом работы.
 
Предусматривается ряд новых требований к аудиторам
Так, аудитор может оказывать аудиторские услуги в качестве аудитора-ИП только при наличии стажа работы аудитором или руководителем в аудиторской организации (у аудитора-ИП) не менее 2 лет из последних 5. Данный период необходим для того, чтобы наработать практический опыт по специальности, овладеть профессиональными знаниями и навыками, которые позволят с должной компетентностью применять профессиональное суждение в процессе оказания аудиторских услуг.
Законом устанавливается требование о наличии стажа работы аудитором или руководителем в аудиторской организации (у аудитора-ИП) не менее 2 лет из последних 5 и для руководителей аудиторских организаций.
 
Претерпели изменения критерии обязательного аудита как по качественному, так и по количественному признаку
Перечень организаций, у которых ежегодно проводится обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, сохранен по сравнению с действующей редакцией Закона в части организаций, финансовая информация о деятельности которых представляет интерес для широкого круга пользователей: акционерные общества, банки, небанковские кредитно-финансовые организации, биржи и др.
Обязанность проведения ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сохранена и для предприятий резидентов Парка высоких технологий.
Согласно новой редакции Закона перечень организаций, у которых ежегодно проводится обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, дополнен профессиональными участниками рынка ценных бумаг, которые по своей сути относятся к общественно значимым организациям.
Отменяется обязанность проведения ежегодного аудита для республиканских и коммунальных унитарных предприятий. Поскольку республиканские и коммунальные унитарные предприятия – это предприятия, подчиненные и (или) входящие в состав (систему) государственных органов и республиканских государственно-общественных объединений, они подлежат обязательным ведомственным проверкам. В случае возникновения у перечисленных предприятий необходимости представления аудиторского заключения для потенциального инвестора у них может быть проведен инициативный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В новой редакции Закона предлагается изменение критериев для проведения обязательного аудита: повышение критерия выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) с 600 тыс. евро до 3 000 тыс. евро.
 
Справочно: планируемое повышение порогового значения выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) до 3 000 тыс. евро приведет к значительному сокращению количества организаций, подлежащих обязательному аудиту по данному критерию, – примерно в 5 раз (с 7,1 тыс. до 1,4 тыс.).
 
Дополнительные требования по аудиту отчетности, составленной в соответствии с МСФО
В целях повышения качества аудита и усиления ответственности за его результаты в проекте Закона планируется закрепить норму, предусматривающую обязательный аудит годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, составленной в соответствии с МСФО, а также годовой индивидуальной и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности Нацбанка, банков, бирж, страховых организаций, страховых брокеров, составленной в соответствии с требованиями законодательства РБ, проводить только аудиторскими организациями. При этом аудиторы-ИП смогут предоставлять услуги на рынке обязательного аудита в отношении небольших акционерных обществ, коммерческих организаций с иностранными инвестициями, профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также организаций, подлежащих обязательному аудиту по установленным критериям.
В целях уменьшения затрат организаций на проведение обязательного аудита в Законе введена норма, предусматривающая, что общественно значимые организации, которые согласно законодательству обязаны составлять консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с МСФО, освобождаются от обязательного аудита годовой индивидуальной и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с требованиями законодательства РБ, и проводят аудит годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной на основании МСФО.
Предусматривается ряд дополнительных требований к аудиторским организациям, проводящим обязательный аудит годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, составленной в соответствии с МСФО, а именно наличие в штате аудиторской организации не менее 2 аудиторов с квалификацией, гарантирующей знания МСФО; наличие на сайте аудиторской организации информации о своей деятельности.
 
Ответственность аудиторской организации определяется договорными отношениями
Более детально в отличие от действующей редакции Закона на законодательном уровне определяются договорные отношения между аудиторской организацией (аудитором-ИП) и заказчиком аудиторских услуг. При этом в отличие от действующего Закона перечень существенных условий договора дополнен положением, устанавливающим ответственность аудиторской организации (аудитора-ИП) за виновное неисполнение обязательств по качественному оказанию аудиторских услуг, что будет способствовать улучшению договорной дисциплины и повышению качества оказываемых аудиторских услуг.
Регламентированные Законом требования распространяются только на договоры оказания аудиторских услуг. При этом связанные с аудиторской деятельностью профессиональные услуги предоставляются на основании договора, заключенного между аудиторской организацией (аудитором-ИП) и заказчиком услуг в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего оказание таких услуг.
 
Претерпела определенные изменения форма аудиторского заключения
Поскольку в соответствии с новыми подходами, заложенными в Законе, аудиторское заключение – это документ, составляемый аудитор-ской организацией (аудитором-ИП) не только по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и иной информации, связанной с бухгалтерским учетом и бухгалтерской (финансовой) отчетностью, следовательно, аудиторское заключение должно быть максимально унифицировано, с тем чтобы независимо от особенностей проведенного аудита заинтересованные пользователи аудиторского заключения смогли получить надлежащую информацию. В связи с этим перечислен ряд элементов, которые в обязательном порядке должны найти отражение в аудиторском заключении. Более подробные рекомендации по составлению аудиторского заключения по каждому виду аудита содержат соответствующие национальные правила аудиторской деятельности.
 
И еще несколько изменений...
1. В целях обеспечения принципа независимости деятельности аудиторских организаций и аудиторов-ИП в Закон включена норма, предусматривающая запрет проведения аудита в отношении лиц, являющихся страховыми организациями, с которыми заключены договоры страхования ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственности за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности.
Введение данной нормы позволит исключить вероятность нарушения основного принципа аудиторской деятельности – независимости, обусловленного спецификой отношений и условий работы аудитора (личная заинтересованность, заступничество, близкое знакомство, шантаж и др.).
2. В Законе закреплена норма, запрещающая аудиторским организациям оказывать аудиторские услуги, а также связанные с аудиторской деятельностью профессиональные услуги работниками, не состоящими в штате данной организации.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.