83

Основные моменты новой редакции Закона об аудиторской деятельности

Николай Сорока, заместитель начальника Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита, начальник управления регулирования аудиторской деятельности

Потребность в разработке новой редакции Закона "Об аудиторской деятельности" (далее – Закон) на современном этапе развития возникла в связи с необходимостью реализации поставленных Президентом и Правительством задач по сближению национального законодательства с МСФО и либерализации осуществления предпринимательской деятельности. В материале рассмотрены основные моменты, которые нашли отражение в последней редакции планируемого Закона.


Терминология приведена в соответствие с международными стандартами аудита

В Законе расширено понятие аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, предметом которого может являться бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица, составленная не только в соответствии с требованиями национального законодательства, но и в соответствии с требованиями МСФО или законодательства других государств.
Помимо аудиторских услуг аудиторские организации и аудиторы – индивидуальные предприниматели (ИП) в пределах своей компетентности и имеющейся квалификации вправе оказывать ряд дополнительных услуг, определенных в Законе как связанные с аудиторской деятельностью профессиональные услуги.
 
Важно! Перечень данных услуг в Законе является исчерпывающим в силу исключительности аудиторской деятельности.
 
Определена численность штатных аудиторов – не менее 5 человек

Практика контрольных мероприятий, проводимых Минфином, свидетельствует о наличии эффективно работающей системы внутреннего контроля качества в относительно крупных аудиторских организациях с численностью аудиторов 5–10 человек и более и неудовлетворительным ее функционированием в организациях с численностью 3–4 аудитора (которых в настоящее время в нашей стране около 70 %).
С целью повышения качества оказываемых аудиторских услуг и эффективности организации системы внутреннего контроля в Законе предлагается установить минимальное количество штатных аудиторов аудиторской организации 5 человек (вместо действовавшей ранее численности 3 человека), для которых данная организация является основным местом работы.
 
Предусматривается ряд новых требований к аудиторам

Так, аудитор может оказывать аудиторские услуги в качестве аудитора-ИП только при наличии стажа работы аудитором или руководителем в аудиторской организации (у аудитора-ИП) не менее 2 лет из последних 5. Данный период необходим для того, чтобы наработать практический опыт по специальности, овладеть профессиональными знаниями и навыками, которые позволят с должной компетентностью применять профессиональное суждение в процессе оказания аудиторских услуг.
Законом устанавливается требование о наличии стажа работы аудитором или руководителем в аудиторской организации (у аудитора-ИП) не менее 2 лет из последних 5 и для руководителей аудиторских организаций.
 
Претерпели изменения критерии обязательного аудита как по качественному, так и по количественному признаку

Перечень организаций, у которых ежегодно проводится обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, сохранен по сравнению с действующей редакцией Закона в части организаций, финансовая информация о деятельности которых представляет интерес для широкого круга пользователей: акционерные общества, банки, небанковские кредитно-финансовые организации, биржи и др.
Обязанность проведения ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сохранена и для предприятий резидентов Парка высоких технологий.
Согласно новой редакции Закона перечень организаций, у которых ежегодно проводится обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, дополнен профессиональными участниками рынка ценных бумаг, которые по своей сути относятся к общественно значимым организациям.
Отменяется обязанность проведения ежегодного аудита для республиканских и коммунальных унитарных предприятий. Поскольку республиканские и коммунальные унитарные предприятия – это предприятия, подчиненные и (или) входящие в состав (систему) государственных органов и республиканских государственно-общественных объединений, они подлежат обязательным ведомственным проверкам. В случае возникновения у перечисленных предприятий необходимости представления аудиторского заключения для потенциального инвестора у них может быть проведен инициативный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В новой редакции Закона предлагается изменение критериев для проведения обязательного аудита: повышение критерия выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) с 600 тыс. евро до 3 000 тыс. евро.
 
Справочно: планируемое повышение порогового значения выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) до 3 000 тыс. евро приведет к значительному сокращению количества организаций, подлежащих обязательному аудиту по данному критерию, – примерно в 5 раз (с 7,1 тыс. до 1,4 тыс.).
 
Дополнительные требования по аудиту отчетности, составленной в соответствии с МСФО

В целях повышения качества аудита и усиления ответственности за его результаты в проекте Закона планируется закрепить норму, предусматривающую обязательный аудит годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, составленной в соответствии с МСФО, а также годовой индивидуальной и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности Нацбанка, банков, бирж, страховых организаций, страховых брокеров, составленной в соответствии с требованиями законодательства РБ, проводить только аудиторскими организациями. При этом аудиторы-ИП смогут предоставлять услуги на рынке обязательного аудита в отношении небольших акционерных обществ, коммерческих организаций с иностранными инвестициями, профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также организаций, подлежащих обязательному аудиту по установленным критериям.
В целях уменьшения затрат организаций на проведение обязательного аудита в Законе введена норма, предусматривающая, что общественно значимые организации, которые согласно законодательству обязаны составлять консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с МСФО, освобождаются от обязательного аудита годовой индивидуальной и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с требованиями законодательства РБ, и проводят аудит годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной на основании МСФО.
Предусматривается ряд дополнительных требований к аудиторским организациям, проводящим обязательный аудит годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, составленной в соответствии с МСФО, а именно наличие в штате аудиторской организации не менее 2 аудиторов с квалификацией, гарантирующей знания МСФО; наличие на сайте аудиторской организации информации о своей деятельности.
 
Ответственность аудиторской организации определяется договорными отношениями

Более детально в отличие от действующей редакции Закона на законодательном уровне определяются договорные отношения между аудиторской организацией (аудитором-ИП) и заказчиком аудиторских услуг. При этом в отличие от действующего Закона перечень существенных условий договора дополнен положением, устанавливающим ответственность аудиторской организации (аудитора-ИП) за виновное неисполнение обязательств по качественному оказанию аудиторских услуг, что будет способствовать улучшению договорной дисциплины и повышению качества оказываемых аудиторских услуг.

Регламентированные Законом требования распространяются только на договоры оказания аудиторских услуг. При этом связанные с аудиторской деятельностью профессиональные услуги предоставляются на основании договора, заключенного между аудиторской организацией (аудитором-ИП) и заказчиком услуг в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего оказание таких услуг.
 
Претерпела определенные изменения форма аудиторского заключения

Поскольку в соответствии с новыми подходами, заложенными в Законе, аудиторское заключение – это документ, составляемый аудитор-ской организацией (аудитором-ИП) не только по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и иной информации, связанной с бухгалтерским учетом и бухгалтерской (финансовой) отчетностью, следовательно, аудиторское заключение должно быть максимально унифицировано, с тем чтобы независимо от особенностей проведенного аудита заинтересованные пользователи аудиторского заключения смогли получить надлежащую информацию. В связи с этим перечислен ряд элементов, которые в обязательном порядке должны найти отражение в аудиторском заключении. Более подробные рекомендации по составлению аудиторского заключения по каждому виду аудита содержат соответствующие национальные правила аудиторской деятельности.
 
И еще несколько изменений...

1. В целях обеспечения принципа независимости деятельности аудиторских организаций и аудиторов-ИП в Закон включена норма, предусматривающая запрет проведения аудита в отношении лиц, являющихся страховыми организациями, с которыми заключены договоры страхования ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственности за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности.

Введение данной нормы позволит исключить вероятность нарушения основного принципа аудиторской деятельности – независимости, обусловленного спецификой отношений и условий работы аудитора (личная заинтересованность, заступничество, близкое знакомство, шантаж и др.).

2. В Законе закреплена норма, запрещающая аудиторским организациям оказывать аудиторские услуги, а также связанные с аудиторской деятельностью профессиональные услуги работниками, не состоящими в штате данной организации.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 41 ноябрь 2011
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Обязаны ли организации отражать в учете источники финансирования капитальных вложений?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Налоги

9

Об установлении ставок акцизов на отдельные подакцизные товары и признании утратившим силу Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 2011 г. № 378  

9

Комментарий (С 1 ноября действуют новые ставки акцизов на алкоголь, табак и дизельное топливо)

11

Бухгалтерский учет

13

Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках

13

О внесении изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 20 октября 2006 г. № 622

13

Комментарий (Теперь переоценку основных средств и незавершенного строительства можно проводить не всем)

15

события. подробности

16

Льготное кредитование субъектов малого предпринимательства

16

Расчеты и кредиты

17

О внесении дополнений и изменений в Инструкцию о порядке совершения валютно-об­мен­ных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

17

Комментарий (Покупка валюты по новым правилам)

18

МНС РБ разъясняет

20

О применении нулевой ставки НДС при экспорте товаров в Российскую Федерацию на основании договоров комиссии

20

Минстройархитектуры РБ разъясняет

22

О порядке определения стоимости материалов

22

Комментарии

23

При служебных командировках за границу учтите изменения в Инструкции № 115

23

С 25 октября для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов поручительство надо применять по новым правилам

28

В порядке создания и деятельности холдингов произошли изменения

33

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 

36

перечень документов, посвященных одному вопросу

38

Передача и получение имущества в залог

38

ВОПРОС – ОТВЕТ

41

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

51

Амортизация-2011: порядок ее начисления

51

Взносы в ФСЗН: расчет, перечисление, отчетность (Окончание)

54

события. подробности

56

О порядке округления розничных цен (тарифов)

56

КОНКУРС "СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕРКА"

57

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

61

Правильно оформляем расходы по проживанию, связанные со служебной командировкой

61

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

63

Документальное оформление и бухгалтерский учет использования работником имущества в производственных целях

63

Продажа товаров в кредит – способ увеличения объема реализации

68

советы юриста

75

Хотите принять на работу иностранца? Помните о следующих правилах

75

события. подробности

77

Корпоративные споры и дела с участием иностранных лиц

77

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

78

Таможенные органы могут вернуть задержанные ими товары, не являющиеся предметами административных правонарушений (преступлений)

78

страничка аудитора

83

Основные моменты новой редакции Закона об аудиторской деятельности

83

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

86

Особенности новой редакции Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда

86

книжная лавка

89

события. подробности

91

Подоходный налог с физических лиц: изменения в порядке исчисления и уплаты в 2012 го­ду (Окончание)

91

Земельный налог-2012: новации за­конодательства

92

приглашаем на работу

94

РЕКЛАМА

94

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 29 октября по 4 ноября 2011 го­да

96