AA

Комментарий (Господдержка организаций: отражаем операции в бухгалтерском учете правильно)

Как известно, государство оказывает немалую помощь многим организациям. Ее правовое регулирование находит свое отражение и в бухгалтерском учете. Событием последней недели явилось вступление в силу изменений и дополнений в бухгалтерский учет государственной поддержки. На какие моменты следует обратить внимание при таких операциях? Это на наглядных примерах разъясняют ведущие специалисты Минфина.

Инструкции по бухучету приведены в соответствие с нормами указов Президента

Минфин принял постановление от 06.05.2013 № 27 (далее – постановление № 27), которое вступило в силу с 27 июня 2013 г. Оно принято в целях приведения нормативных правовых актов Минфина в соответствие с Указом Президента РБ от 28.03.2006 № 182 "О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям" (далее – Указ № 182), иными нормативными правовыми актами этого министерства, а также внесения отдельных правок редакционного характера.
 
Постановлением № 27 внесены изменения и дополнения в следующие документы:
 
– Инструкцию о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденную постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 111 (далее – Инструкция № 111);
 
– Инструкцию по бухгалтерскому учету государственной поддержки, утвержденную постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 112 (далее – Инструкция № 112);
 
– Инструкцию по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, утвержденную постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 112.
 
Отметим, что Указом № 127* исключены следующие виды государственной поддержки, приведенные в Указе № 182:

__________________________

* Указ Президента РБ от 14.03.2013 № 127 "О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь, признании утратившими силу некоторых указов и отдельных положений указов Президента Республики Беларусь" (далее – Указ № 127).
 
– полное или частичное освобождение от обязательной продажи средств в иностранной валюте, поступающие на счета плательщиков;
 
– предоставление дополнительного по отношению к установленному актами законодательства отнесения отдельных затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) к затратам, учитываемым при налогообложении;
 
– освобождение от перечисления в республиканский бюджет доходов, полученных от передачи в пользование (аренду) имущества, находящегося в республиканской собственности;
 
– понижение цен (тарифов) на природный газ, электрическую и тепловую энергию, бензин и дизельное топливо;
 
– отсрочка и (или) рассрочка погашения задолженности за потребленные природный газ, электрическую и тепловую энергию;
 
– освобождение от перечисления в бюджет доходов, полученных от передачи в пользование имущества, находящегося в коммунальной собственности.
 
Вышеуказанные виды государственной поддержки также исключены из п. 119 Инструкции № 111 и п. 2 Инструкции № 112 и поэтому не подлежат раскрытию в пояснительной записке, начиная с отчетности, составляемой за II квартал 2013 г.
 
Важно! Со вступлением в силу постановления № 27 в пояснительной записке подлежит раскрытию информация о сроках предоставления и суммах следующих видов государственной поддержки:

– изменение установленного законодательством срока уплаты налогов и пени вформах отсрочки с единовременной уплатой сумм налогов и пени и (или) рассрочки с поэтапной уплатой сумм налогов и пени;

– нормативное распределение выручки;

– предоставление бюджетных ссуд в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на очередной финансовый год;

– снижение ставок налогов, дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога.

Изменения, внесенные в пп. 112 и 113 Инструкции № 111, обусловлены приведением употребляемой в ней терминологии в соответствие с постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 25 "О некоторых вопросах бухгалтерского учета".

Из абз. 4 п. 2 и части первой п. 3 Инструкции № 112 исключено слово "республиканского". Это означает, что порядок формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной поддержки, изложенный в Инструкции № 112, применяют в отношении государственной поддержки, оказываемой из республиканского и иных бюджетов.

Конкретизирован порядок бухгалтерского учета государственной поддержки

В пп. 4, 14, 15 Инструкции № 112 конкретизирован порядок бухгалтерского учета государственной поддержки, направленной на приобретение основных средств и нематериальных активов, в зависимости от того, начисляется или не начисляется по ним амортизация в соответствии с законодательством.

Так, если по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным за счет средств государственной поддержки, в последующем начисляется амортизация в соответствии с законодательством, то в бухгалтерском учете данную государственную поддержку отражают на счете 98 "Доходы будущих периодов". Если по основным средствам и нематериальным активам в последующем не начисляется амортизация в соответствии с законодательством, то сумму государственной поддержки в бухгалтерском учете отражают единовременно в составе прочих доходов, учитываемых на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
 
Справочно: объектами начисления амортизации не являются следующие группы и виды основных средств:

– библиотечные фонды, сценическо-постановочные средства и оборудование;

– фильмофонды, музейные и художественные ценности;

– здания, сооружения, являющиеся памятниками архитектуры и искусства, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, за исключением зданий и сооружений, используемых организациями для осуществления предпринимательской деятельности, кроме зданий и сооружений, числящихся на балансовых счетах бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры;

– основные средства государственных организаций, находящихся за границей;

– земельные участки (п. 13 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики и Минфина РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6)).

По объектам основных средств, приведенным в п. 45 Инструкции № 37/18/6 и принятым к бухгалтерскому учету организациями в качестве основных средств до 1 января 2012 г., отражается потеря их стоимости в конце отчетного года справочно на забалансовых счетах исходя из нормативных сроков службы линейным способом, т.е. амортизация также не начисляется.

Иные объекты основных средств в соответствии с законодательством подлежат амортизации.
 
Ситуация 1

Организация получила финансовую помощь в размере 15 000 тыс. руб. для приобретения земельного участка. Земельный участок не является объектом начисления амортизации в соответствии с п. 13 Инструкции № 37/18/6.

Для отражения финансовой помощи в бухгалтерском учете делают следующие записи (см. табл. 1):
 
 
Ситуация 2

В организации числится основное средство, принятое к бухгалтерскому учету до 1 января 2012 г., по которому отражается потеря его стоимости в конце отчетного года справочно на забалансовых счетах. Первоначальная стоимость основного средства составляла 100 000 тыс. руб. В 2013 г. организация получила финансовую помощь в сумме 30 000 тыс. руб. для проведения модернизации данного основного средства.
 
Для отражения финансовой помощи в бухгалтерском учете делают следующие записи (см. табл. 2):
 
 
Сумма государственной поддержки, учтенная на счете 98, использованная для приобретения основных средств, нематериальных активов, на протяжении срока полезного использования основных средств, нематериальных активов отражается в бухгалтерском учете на счете 91 в размере начисленной амортизации от первоначальной стоимости данных основных средств и нематериальных активов.

Поэтому еще раз подчеркнем, что в составе прочих доходов следует отражать сумму государственной поддержки в размере начисленной амортизации именно от первоначальной, а не переоцененной стоимости основных средств и нематериальных активов на протяжении всего срока их полезного использования.

Ситуация 3

Организация получила финансовую помощь в размере 10 000 тыс. руб. для приобретения основного средства. Годовая норма амортизации составляет 20 %. В конце года в соответствии с законодательством впервые проведена переоценка данного основного средства, коэффициент переоценки составил 1,5.

Для отражения финансовой помощи в бухгалтерском учете делают следующие записи (см. табл. 3):
 
 
Ситуация 4

Организации предоставлена льгота в части освобождения от уплаты налога на прибыль. Высвобожденные средства в сумме 20 000 тыс. руб. направлены на приобретение оборудования. Первоначальная стоимость оборудования составила 40 000 тыс. руб., годовая норма амортизации – 10 %. В конце года в соответствии с законодательством впервые проведена переоценка данного оборудования, коэффициент переоценки составил 1,2.
 
Для отражения указанных хозяйственных операций в бухгалтерском учете необходимо составить следующие записи (см. табл. 4):
 
 
Ситуация 5

Организации из бюджета возмещена сумма уплаченного НДС в размере 6 000 тыс. руб. с целью компенсации ранее понесенных расходов по приобретению автомобиля. Первоначальная стоимость автомобиля на момент ввода в эксплуатацию составила 12 000 тыс. руб. К моменту возмещения налога автомобиль эксплуатировался 1 год, годовая норма амортизации составляла 5 %. В конце года в соответствии с законодательством впервые проведена переоценка данного автомобиля, коэффициент переоценки составил 1,7.
 
Для отражения указанных хозяйственных операций в бухгалтерском учете делают следующие записи (см. табл. 5):
 
 
Таким образом, государственную поддержку в момент ее получения следует отражать в составе прочих доходов единовременно в той сумме, в которой она возмещает ранее понесенные расходы. В нашей ситуации это сумма начисленной амортизации автомобиля, скорректированная на долю государственной поддержки в первоначальной стоимости автомобиля.
 
При приостановке начисления амортизации в случаях, установленных в Инструкции № 37/18/6, сумма государственной поддержки, учтенная на счете 98, в составе прочих доходов, учитываемых на счете 91, не отражается.
 
Справочно: начисление амортизации не производится при нахождении основных средств на консервации, проведении модернизации, реконструкции, частичной ликвидации объектов основных средств, их дооборудования, достройки, технического диагностирования и освидетельствования с полной их остановкой (п. 35 Инструкции № 37/18/6).
 
Ситуация 6

Организация в декабре 2012 г. за счет средств финансовой помощи приобрела основное средство стоимостью 30 000 тыс. руб. В июне 2013 г. эксплуатация основного средства приостановлена с целью проведения модернизации. Начисление амортизации возобновилось с ноября 2013 г. Сумма модернизации составила 10 000 тыс. руб., годовая норма амортизации – 20 %. Норма амортизации после проведения модернизации не пересматривалась.
 
Указанные хозяйственные операции в бухгалтерском учете отражают следующим образом (см. табл. 6):
 
 
Татьяна Рыбак, начальник Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ, канд. экон. наук, доцент, аудитор, DipIFR
 
Игорь Привалов, начальник отдела методологии бухгалтерского учета Главного управления бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ
 
Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup