Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий (Земельный налог: с 20 февраля действует новая форма налоговой декларации)

Анна Уралова, экономист
Не позднее 22 февраля 2010 г. организации должны были представить в налоговые инспекции налоговые декларации по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) за 2010 г.

В рамках действующего законодательства срок представления налоговых деклараций по земельному налогу – не позднее 20 февраля текущего года. Но в 2010 г. 20 февраля – суббота, нерабочий день. Поэтому окончательный срок представления декларации – первый рабочий день, следующий за 20 февраля, т.е. не позднее 22 февраля 2010 г.

Декларация представляется по форме, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2009 № 87 "Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок, Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их отдельных положений" (приложение 5 к постановлению № 87).

Это постановление вступило в силу с 20 февраля. Учитывая позднее опубликование постановления, МНС разрешило плательщикам за 2010 г. представлять налоговые декларации как по новой, так и по старой форме, утвержденной постановлением МНС РБ от 22.12.2008 № 110.

По земельным участкам, расположенным в разных административно-территориальных единицах, составляется отдельный расчет земельного налога по каждой из них с указанием инспекции МНС по району, городу, району в городе по месту нахождения данных земельных участков

При заполнении налоговой декларации плательщики должны заполнить и включить в нее только те части, разделы и приложения к форме налоговой декларации, для заполнения которых у них имеются сведения.

При определении кадастровой стоимости земельного участка, а также ставки земельного налога на земельные участки в целях исчисления земельного налога следует руководствоваться исключительно целевым назначением земельного участка, определенным соответствующим решением исполкома.

Как и в прошлом году, в одной форме налоговой декларации заполняются 2 платежа – земельный налог (разд. I декларации) и арендная плата за земельные участки (разд. II декларации).

При заполнении налоговой декларации необходимо учитывать следующее. Если земельный налог исчисляется исходя из площади земельного участка (например, земли сельскохозяйственного назначения), то площадь земельного участка указывается в гектарах, а если земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости участка, то площадь участка отражается в квадратных метрах.

При расчете земельного налога за земельный участок в белорусских рублях кадастровая стоимость земельного участка принимается в иностранной валюте с пересчетом по официальномукурсу белорусского рубля, установленному Нацбанком РБ на 1 января 2010 г., т.е. 2 859 бел. руб. за 1 долл. США.

При заполнении налоговой декларации сумма земельного налога не увеличивается на повышающие коэффициенты местных Советов депутатов

В отличие от прошлых лет Особенная часть НК и Закон РБ от 29.12.2009 № 73-З "О республиканском бюджете на 2010 год" не дают местным Советам депутатов прав на увеличение ставок земельного налога. Но соответствующая гр. 14 "Повышающие (понижающие) коэффициенты, установленные местными Советами депутатов" в налоговой декларации сохранена, так как ожидается, что указом Президента местным Советам будет разрешено и в 2010 г. изменять ставки земельного налога.

Если организации земельный участок выделен в декабре 2009 г., то у нее могут быть проблемы со сроками представления налоговой декларации по земельному налогу

Плательщики-организации представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу ежегодно не позднее 20 февраля текущего года, а по вновь отведенным после 20 февраля текущего года земельным участкам – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок (п. 14 ст. 202 Особенной части НК).

Например, если исполком выделил организации земельный участок своим решением от 15.03.2010, то организация должна представить налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу по этому земельному участку не позднее 20 апреля 2010 г. В декларации налог будет исчислен за период с апреля по декабрь 2010 г.

Земельный налог исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок.

Так, если исполком принял решение выделить земельный участок организации 1 марта 2010 г., то в марте организация может пользоваться землей бесплатно и начнет платить земельный налог с апреля 2010 г.

Сложности возникают в том случае, если участок выделен в декабре.

Пример 1

Организации выделен земельный участок решением исполкома от 01.12.2009.

Должна ли эта организация сдавать налоговую декларацию по земельному налогу за 2009 г. и если должна, то за какой период?

По вновь выделенному земельному участку организация должна представить налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок (п. 14 ст. 202 Особенной части НК). То есть в данном случае декларация должна быть представлена не позднее 20 января 2010 г.

Однако за какой период должна быть представлена эта декларация? По сути, это должен быть период с месяца, следующего за месяцем выделения земельного участка, до конца года. Но декабрь – это последний месяц 2009 г. Таким образом, получается, что организация должна сдать пустую декларацию за 2009 г.

На практике налоговые инспекции рекомендуют в такой ситуации сдавать налоговую декларацию по земельному налогу не позднее 20 января 2010 г. сразу за 2010 г. Но тогда такую декларацию придется сдавать 2 раза – еще и 20 февраля 2010 г. в общеустановленный срок.
 
Будем надеяться, что указанный в примере 1 законодательный ребус, который благополучно перешел из Закона РБ "О платежах за землю" в Особенную часть НК, будет исправлен. Для этого достаточно добавить несколько слов в п. 14 ст. 202 Особенной части НК и изложить этот пункт, например, в следующей редакции:

"Плательщики-организации представляют в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу ежегодно не позднее 20 февраля текущего года, а по вновь отведенным после 20 февраля текущего года земельным участкам (за исключением земельных участков, отведенных в декабре) – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок".

При своевременной уплате земельного налога организация может быть привлечена к административной ответственности

В некоторых случаях при своевременной уплате земельного налога организация может быть привлечена к административной ответственности.

Пример 2

По состоянию на 1 января 2010 г. у некоммерческой организации была переплата по земельному налогу в размере 2 млн. руб. Однако организация несвоевременно представила в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2010 г. Декларация была представлена только 5 апреля при сроке представления в 2010 г. не позднее 22 февраля. Сумма земельного налога, исчисленного по декларации, составила 150 тыс. руб. за год. Несмотря на то что бюджет не пострадал и, наоборот, пользовался денежными средствами организации, организация и ее должностные лица были привлечены налоговой инспекцией к административной ответственности.

Так, за несвоевременное представление налоговой декларации организация привлечена к административной ответственности на сумму 175 тыс. руб. (5 БВ) и директор организации – на сумму 52,5 тыс. руб. (1,5 БВ).

В подобных случаях для юридического лица штраф составляет 10 % от суммы налога по декларации, но не меньше 10 БВ. В рассматриваемом примере сумма налога по декларации составила 150 тыс. руб. Следовательно, сумма штрафа составляет 15 тыс. руб., но не менее 10 БВ (350 тыс. руб.).

Учитывая смягчающие обстоятельства, сумма штрафа уменьшена налоговой инспекцией в 2 раза – до 5 БВ (175 тыс. руб.).

Для должностного лица организации штраф составляет 2 БВ с увеличением на 0,5 БВ за каждый полный или неполный месяц просрочки. С 20 февраля по 5 апреля 2010 г. прошел один полный месяц и один неполный месяц. Получается, сумма штрафа равна 3 БВ (105 тыс. руб.) (2 БВ + 2 × 0,5 БВ).

С учетом смягчающих обстоятельств сумма штрафа директору уменьшена налоговой инспекцией в 2 раза – до 1,5 БВ (52,5 тыс. руб.).

В 2010 г. налоговая декларация по земельномуналогу представляется плательщиками в налоговые инспекции по месту постановки на учет

В Законе РБ "О платежах за землю" было сказано, что налоговая декларация по земельному налогу представляется плательщиками в налоговые инспекции по месту постановки на учет.

В Особенной части НК этот вопрос не освещен. Но это не означает, что в 2010 г. организации должны представлять массу налоговых деклараций по земельному налогу в налоговые инспекции по месту нахождения каждого земельного участка. Все остается по-старому: представляется одна налоговая декларация в налоговую инспекцию по месту нахождения организации. Налоговая инспекция, получив декларацию, должна сама направить ее в налоговые инспекции по месту нахождения земельных участков.

Земельный налог – это единственный налог, по которому филиалы организаций не могут за организации сдать налоговую декларацию

Плательщиками земельного налога в соответствии со ст. 192 гл. 18 НК признаются, в частности, организации, которым земельные участки на территории Республики Беларусь предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования либо предоставлены в частную собственность.

Следовательно, в письме МНС РБ от 11.02.2010 № 2-2-11/142 "О земельном налоге" делается вывод о том, что филиалы и иные обособленные структурные подразделения не являются плательщиками земельного налога.

Однако организации признаются плательщиками других налогов и сборов. И это не мешает филиалам и иным обособленным подразделениям организаций представлять налоговые декларации по этим налогам и сборам.

Объяснить такие разные подходы невозможно. Остается только принимать это мнение МНС без обсуждений.

Правила заполнения налоговой декларации по земельному налогу: проверь себя

Рассмотрим заполнение налоговой декларации по земельному налогу организациями, освобожденными от налога. Таким организациям сложнее заполнить декларацию по сравнению с обычными плательщиками, так как они должны не только исчислить налог, заполнив декларацию, но и заполнить справку о размере и составе использованных льгот по земельному налогу.

Пример 3

Районной поликлинике решением горисполкома в постоянное пользование для эксплуатации и обслуживания здания выделен земельный участок площадью 1,5 га. Участок расположен в 84-й оценочной зоне г. Минска и в кадастровом агентстве не зарегистрирован.

Исходя из целевого назначения земельного участка, определенного решением исполкома, кадастровая стоимость земельного участка, а также ставка земельного налога применяется для общественно-деловой зоны.

Так, к общественно-деловой зоне относятся земельные участки для размещения объектов административного, финансового назначения, розничной торговли, гостиничного назначения, общественного питания, здравоохранения и по предоставлению социальных услуг, образования и воспитания, научного назначения и научного обслуживания, физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения, культурно-просветительного и зрелищного назначения, бытового обслуживания населения, по оказанию посреднических и туристических услуг, автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автостоянок и гаражей, за исключением предоставленных гаражным кооперативам, кооперативам, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок.

Ставка земельного налога для иных объектов, расположенных в общественно-деловой зоне в г. Минске, составляет 0,36 %.

Кадастровая стоимость 1 кв.м земельного участка в 84-й зоне г. Минска составляет для общественно-деловой зоны 399 долл. США, для производственной зоны – 190 долл. США. Курс доллара к белорусскому рублю, установленный Нацбанком РБ на 1 января 2010 г., составляет 2 859 руб. за 1 долл. США.

Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка на 1 января календарного года.

Таким образом, в 2010 г. кадастровая стоимость 1 кв.м земельного участка в 84-й зоне г. Минска составляет в белорусских рублях для общественно-деловой зоны 1 140,741 тыс. руб. (399 долл. США × 2 859 руб.), для производственной зоны – 543,210 тыс. руб. (190 долл. США × 2 859 руб.).
 
Вниманию читателей: может показаться, что, так как стоимость земли для общественно-деловой зоны в 2,1 раза больше, чем стоимость земли, используемой в производственных целях, организациям, которым земля выделена для общественно-деловых целей, приходится платить больше земельного налога. Но это не так. Высокая стоимость земли уравновешивается ставкой налога (0,36 %), которая в 2,78 раза меньше, чем ставка земельного налога для производственной зоны (1,0 %).

Если сравнивать не стоимость земли, а сумму земельного налога, то увидим следующее.

Сумма земельного налога за 1 кв.м земельного участка, выделенного для общественно-деловой зоны, составляет 4,107 тыс. руб. (1 140,741 тыс. руб. × 0,36 %).

А сумма земельного налога за 1 кв.м земельного участка, выделенного для производственной зоны, равна 5,432 тыс. руб. (543,210 тыс. руб. × 1 %).

Таким образом, сумма земельного налога будет больше для земельных участков, выделенных для производственной зоны.
 
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.