Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий (Налоговый контроль за лицензированием)

Светлана Новик, экономист
Административная ответственность за нарушение порядка лицензирования применяется только к деятельности, носящей предпринимательский характер
Лицензируемые виды деятельности всегда были под пристальным вниманием контролирующих и надзорных органов. Налоговые органы не исключение.
Налоговые органы наряду с органами Комитета государственного контроля наделены правом осуществлять контроль за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности (независимо от вида деятельности), а также составлять протоколы по делам о правонарушениях, предусмотренных ст. 12.7 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП), а именно по делам об осуществлении предпринимательской деятельности:
– без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно (ч. 1 ст. 12.7);
– с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях) (ч. 1 ст. 12.7);
– если в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается (ч. 2 ст. 12.7).
Дела о подобных нарушениях рассматриваются и взыскания за них налагаются хозяйственными судами. Часть 1 ст. 12.7 КоАП предусматривает наложение на юридическое лицо штрафа в размере до 500 базовых величин (БВ) с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации либо лишение права заниматься определенной деятельностью. Часть 2 этой статьи – наложение на юридическое лицо штрафа в размере до 500 БВ с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности.
При применении мер ответственности, определенных данной статьей КоАП, налоговые органы и хозяйственные суды руководствуются указаниями, содержащимися в постановлении Президиума Высшего Хозяйственного Суда РБ от 13.03.2008 № 14 "О некоторых вопросах применения хозяйственными судами статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях".
В постановлении подчеркивается, что для привлечения к ответственности по указанной статье необходимо, чтобы осуществляемая деятельность носила предпринимательский характер, т.е. была направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом; от продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных для продажи; от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
В отдельных случаях продажа вещей (выполнение работ, оказание услуг) может не образовывать состав незаконной предпринимательской деятельности, если:
– количество, ассортимент вещей, объем выполненных работ или оказание услуг, иные обстоятельства не свидетельствуют о направленности на систематическое получение дохода;
– организацией выполняются работы или услуги, используемые ею самой для собственного потребления.
Нельзя, например, применить данную статью в случае нарушения условий и правил осуществления охранной деятельности (несмотря на то что эта деятельность является лицензируемой), если охранная деятельность не связана с занятием предпринимательской деятельностью (например, охрана юридическим лицом своих работников, своего имущества), поскольку не направлена на систематическое получение прибыли, не предназначена для других лиц, используется для собственных нужд. За данное административное правонарушение ст. 23.57 КоАП предусматривает наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 10 до 100 БВ с конфискацией предметов и специальных средств охранной деятельности или без конфискации.
В постановлении также разъясняется, что под осуществлением предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) (далее – лицензия), когда лицензия обязательна, следует понимать осуществление предпринимательской деятельности:
без получения лицензии;
до момента получения лицензии;
– до наступления или по истечении срока действия лицензии;
– при приостановлении, прекращении действия лицензии;
– при аннулировании лицензии;
– при осуществлении деятельности, не указанной в лицензии;
– в иных случаях постоянного или временного отсутствия лицензии.
Случаи нарушения законодательства в области лицензирования, за которые с 1 января 2011 г. организации могут быть привлечены к административной ответственности
В таб. 1 рассмотрим подробнее ситуации, которые могут повлечь за собой привлечение организации к ответственности по ст. 12.7 КоАП, в свете вступающего в силу с 1 января 2011 г. Указа Президента РБ от 01.09.2010 № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности"* (далее –Указ) и утвержденного им Положения о лицензировании отдельных видов деятельности (далее –Положение).
__________________________
* Гл. бухгалтер. – 2010. – № 35. – С. 22–39; № 36. – С. 15–19.
 
Вниманию читателей: организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность по ввозу и (или) вывозу отдельных товаров, должны знать, что нарушение требований к получению лицензий на осуществление такой деятельности не влечет ответственности, предусмотренной ст. 12.7 КоАП.
 
 
 
 
 
__________________________
 * Контрольная оценка устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой выдачу требования (предписания) об устранении выявленных нарушений, назначается лицензирующим или другим контролирующим органом не позднее 2 рабочих дней и должна быть завершена в течение 10 рабочих дней со дня получения им уведомления и документов, подтверждающих устранение нарушений. Срок проведения контрольной оценки, как правило, не должен превышать 5 рабочих дней.
  ** Лицензиат обязан письменно уведомить лицензирующий или другой контролирующий орган об устранении нарушений, повлекших за собой выдачу требования (предписания) об устранении выявленных нарушений, с приложением документов, подтверждающих устранение этих нарушений. Указанное уведомление должно быть направлено лицензиатом в соответствующий орган не позднее дня, установленного соответствующим требованием (предписанием) об устранении выявленных нарушений.
*** Контрольная оценка устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, назначается лицензирующим или другим контролирующим органом не позднее 2 рабочих дней и должна быть завершена в течение 10 рабочих дней со дня получения им уведомления и документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений. Срок проведения контрольной оценки, как правило, не должен превышать 5 рабочих дней.
**** Лицензиат обязан письменно уведомить лицензирующий или другой контролирующий орган об устранении нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, с приложением документов, подтверждающих устранение этих нарушений. Указанное уведомление должно быть направлено лицензиатом в соответствующий орган до истечения срока, на который было приостановлено действие лицензии.
Обязанности лицензиата по внесению в лицензию изменений и (или) дополнений представлены в табл. 2.
Отметим, что в случае подачи в указанные в табл. 2 сроки заявления о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений лицензиат до получения лицензии, оформленной на новом бланке, вправе осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии при условии, что срок ее действия не истек, а соответствующая деятельность осуществляется с соблюдением лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиату.
 
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.