Комментарий (Уточнены права и обязанности банков и их клиентов в сфере расчетов)

Роман Томкович, канд. юрид. наук

Комментируемым постановлением внесены изменения и дополнения в Инструкцию о банковском переводе, утвержденную постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66 (далее – Инструкция).

Эти изменения обусловлены вступлением в силу Закона РБ от 14.06.2010 № 132-З, которым внесены изменения и дополнения в Закон РБ от 19.07.2000 № 426-З "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности"* (далее – Закон), а Совету Министров совместно с Комитетом госконтроля и Нацбанком РБ было поручено в 3-месячный срок принять меры по приведению актов законодательства в соответствие с Законом и иные меры по его реализации.
__________________________
* После внесения изменений название Закона изменено. Теперь он называется "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности".

Рассмотрим внесенные изменения.

1. Пунктом 4 Инструкции определено, что при осуществлении банковского перевода банки не несут обязательств в отношении проверки полученных платежных инструкций, кроме проверки на предмет их подлинности и оформления в соответствии с указанной Инструкцией, если иное не определено законодательными актами РБ или Инструкцией. Изменения, внесенные в этот пункт, носят редакционный характер: слова "обязательств в отношении проверки" заменены словами "обязанности по проверке".

2. Исходя из требований п. 9 Инструкции банк имеет право отказать клиенту в исполнении платежных инструкций в случаях, установленных Инструкцией, а также Банковским кодексом РБ (далее – БК) или иными актами законодательства.

Данная норма дополнена указанием на то, что основания для отказа в исполнении платежной инструкции клиента могут быть предусмотрены в т.ч. актами законодательства, регулирующего вопросы предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

В связи с этим отметим, что положения БК предоставляют банку право отказать клиенту в проведении расчетов в безналичной форме в случаях:

– отсутствия между банком и клиентом заключенного договора. Исключение составляет случай, когда обязанность принятия банком к исполнению (акцепту) платежных инструкций определена нормативными правовыми актами Нацбанка РБ;

– если заключенным договором не предусмотрено проведение расчетов в данной форме;

– отсутствия у клиента достаточной суммы средств в валюте платежа, если у него не имеется кредитного договора.

Кроме того, согласно ст. 232 БК банк отказывает в проведении расчетов в безналичной форме, когда:

– по решению уполномоченного государственного органа (должностного лица) на денежные средства, находящиеся на счете клиента, наложен арест и (или) приостановлены операции по счету (в таком случае расчеты в безналичной форме могут быть проведены не ранее исполнения соответствующего решения уполномоченного государственного органа (должностного лица)). Законодательными актами РБ могут устанавливаться случаи и порядок осуществления расчетов в безналичной форме при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счете клиента, и (или) приостановлении операций по счету;

– исполнение (акцепт) платежных инструкций является нарушением законодательства РБ со стороны банка;

– форма и содержание платежных инструкций не соответствуют требованиям, определенным нормативными правовыми актами Нацбанка РБ, либо у банка имеются обоснованные доводы считать, что платежные инструкции не являются подлинными.

Таким образом, нормы БК прямо не предусматривают возможности отказа в исполнении платежных инструкций в связи с нарушениями законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности. Однако, по мнению автора, из норм Инструкции, а также Закона следовала необходимость отказа в проведении операций в случаях, предусмотренных этим законодательным актом. Таким образом, соответствующее право банка теперь четко и однозначно закреплено в Инструкции.

3. Конкретизированы также обязанности клиентов в части заполнения платежных инструкций и перечня документов, представляемых в банк. Так, п. 11 Инструкции определено, что клиенты представляют в банки документы, необходимые банкам для осуществления функций агентов валютного контроля в случаях, установленных нормативными правовыми актами Нацбанка РБ.

После дополнения данного нормативного правового акта п. 11-1 в случаях, установленных законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, в платежных инструкциях плательщика при заполнении реквизитов плательщика – физического лица указываются место жительства (пребывания), реквизиты документа (наименование, серия, номер, дата выдачи и орган, выдавший документ), удостоверяющего личность плательщика.

Изменения внесены также в приложение 10 "Описание полей платежного поручения", приложение 11 "Описание полей платежного требования-поручения", приложение 12 "Описание полей платежного требования". Эти изменения касаются следующего. Ранее после перечня информации, которая должна отражаться в графе "Плательщик" платежного поручения, указывалось, что в ней может отражаться иная необходимая информация. Теперь данная норма детализирована: в этой графе указывается другая необходимая информация, в т.ч. в соответствии с требованиями законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности. Похожие изменения внесены и в порядок оформления платежного требования-поручения.

Таким образом, изменения, внесенные в Инструкцию, не носят фундаментального характера, однако позволяют банкам и их клиентам более четко представлять свои права и обязанности.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 37 октябрь 2010
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

По каким нормам следует выплачивать су­точные за дни при проезде по территории Республики Беларусь, за день пересечения границы при направлении в командировку и за день пересечения границы при возвращении из командировки?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Бухгалтерский учет

9

О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 25 июня 2007 г. № 98

9

О внесении изменений и дополнения в постановление Министерства транспорта и ком­муникаций Республики Беларусь от 31 де­кабря 2009 г. № 106

9

О некоторых вопросах расходов на представительские цели

10

Расчеты и кредиты

12

О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства финансов Рес­публики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 180/119/82

12

Комментарий (Способы уплаты таможенных платежей: нововведения)

13

Банковская деятельность

15

О внесении изменений и дополнений в Ин­струкцию о банковском переводе

15

Комментарий (Уточнены права и обязанности банков и их клиентов в сфере расчетов)

17

Лицензирование и сертификация

19

О лицензировании отдельных видов деятельности

19

Комментарий (Налоговый контроль за лицензированием)

29

Труд и социальная защита

35

О введении корректирующих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций

35

Об установлении на ноябрь – декабрь 2010 г. размеров минимальной заработной платы

36

Комментарий (Наниматель должен соблюдать минимальный социальный стандарт в области оплаты труда)

37

Комментарии

38

Уплата таможенных платежей в рамках таможенного союза: актуальные вопросы

38

С 6 октября 2010 года оказание туристических услуг должно оформляться договором, форма которого утверждена Правительством республики

42

Основные положения: рекомендательный характер

44

С принятием Указа Президен­та РБ от 23.09.2010 № 484 в составе затрат практически не произошло изменений (Ком­ментарий)

45

возвращаясь к напечатанному

48

Земельный налог (арендная пла­та): организациям необходимо произвести перерасчет годовых сумм налога в более поздние сроки

48

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

50

Минфин РБ разъясняет

50

Письмо Минфина РБ от 24.09.2010 № 06-2-17/15535

50

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

51

ВОПРОС – ОТВЕТ

53

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

63

При списании использованного топлива на затраты необходимо соблюдать нормы расхода горюче-смазочных материалов при работе автомобильного транспорта и в бухгалтерском, и в налоговом учете

63

РЕКЛАМА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

66

мнения специалистов

71

Правопреемник может применять скидку со страхового тарифа, установ­ленную реорганизованному страхователю

71

судебная практика

73

Признание недействительными первичных учетных документов

73

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

76

Комиссионер должен представить комитенту отчет об отгрузке товаров покупателю

76

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

78

Налогообложение отдельных видов доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Респуб­лике Беларусь через постоянное представительство, в соответствии с международными договорами

78

статистическая информация

82

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

82

налоговый календарь

87

Календарь уплаты налогов, сбо­ров и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на октябрь 2010 года

87

РЕКЛАМА    

94

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 25 сентября по 1 октября 2010 года

96