Обеспечение сотрудников горячими обедами

Ольга Пичковская, экономист

Многие организации в целях дополнительной материальной мотивации обеспечивают своих сотрудников питанием в обеденные перерывы за счет средств работодателя. В зависимости от экономических возможностей организации, интересов коллектива способы организации питания могут быть различными: столовая на балансе, доставка обедов в офис, питание в близлежащем кафе, выплата компенсации.
Рассмотрим, какие налоговые последствия возникают при этом у организации и как они зависят от выбранного способа обеспечения работников бесплатным питанием.

 

ИЗ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Одним из основополагающих факторов успеха компании для работодателя является эффективность работы сотрудников.

Важно поддерживать работоспособность людей в течение всего трудового дня. А поскольку основное время мы проводим на рабочем месте, руководителям необходимо своевременно позаботиться о законном отдыхе – обеденном перерыве…

Работникам предоставляют в течение рабочего дня перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 мин и не более 2 ч, который работники используют по своему усмотрению. В рабочее время он не включается (ст. 134 Трудового кодекса РБ; далее – ТК).

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности) либо по соглашению между работником и нанимателем. ТК предусматривает, что на тех работах, где по условиям производства перерыв установить нельзя, предоставляемое работнику в течение рабочего дня время, необходимое для приема пищи, включается в рабочее. При этом перечень таких работ, порядок и место приема пищи устанавливает наниматель в соответствии с коллективным договором, соглашением либо правилами внутреннего трудового распорядка.

Согласно коллективному договору или приказу руководителя работники могут обедать в счет заработной платы текущего месяца, что ежедневно отражается в "Ведомости отпуска питания" в счет заработной платы, либо на предприятии организовывают горячие обеды для сотрудников за счет собственных средств организации. В последнем случае, как правило, в конце месяца рассчитывают фактическую среднедневную стоимость питания и стоимость питания для каждого работника согласно количеству отработанных дней по табелю учета рабочего времени.

Руководители юридических лиц всех форм собственности должны создавать условия для обеспечения своих сотрудников питанием. Сделать это можно следующими способами:

– выдачей продуктов питания;

– компенсацией работникам их расходов на питание (полностью или частично);

– оплатой услуг специализированных организаций по предоставлению питания работникам, в т.ч. по доставке питания в офис нанимателя.

Рассмотрим ситуацию, когда руководитель в рамках предоставленных ему полномочий принимает решение об обеспечении сотрудников организации бесплатным питанием путем заключения договора с кафе.

БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной форме носят характер социальных льгот, дополнительно предоставляемых по решению нанимателя и (или) трудового коллектива сверх льгот, предусмотренных законодательством. Следовательно, понесенные расходы со стороны организации на оплату бесплатного питания не будут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (ст. 131 Налогового кодекса РБ; далее – НК).

Поскольку организация оплачивает услуги объекта общественного питания по обеспечению горячими обедами своих сотрудников, такие расходы сразу отражают в составе прочих расходов по текущей деятельности.

Подоходный налог

Наниматель для обеспечения налогообложения данного вида дохода должен обеспечить учет обеспечения питанием своих работников таким образом, чтобы можно было определить доход, полученный каждым работником.

При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц учитывают все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (п. 1 ст. 156 НК).

К доходам, полученным в натуральной форме, относят оплату за физическое лицо организациями товаров (работ, услуг), иного имущества или имущественных прав, в т.ч. коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения, в его интересах (подп. 2.1 п. 2 ст. 157 НК).

Следовательно, НК содержит норму, прямо указывающую на то, что оплата питания организации за физическое лицо является доходом, полученным в натуральной форме.

Такие доходы работников в совокупности с другими социальными выплатами и доходами, не являющимися вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей (кроме путевок, указанных в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК), освобождают от обложения подоходным налогом (ч. 1 подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК):

– в размере, не превышающем 8 000 000 руб. от каждого источника в течение календарного года, если их выдает наниматель, являющийся местом основной работы (службы, учебы) (в т.ч. пенсионерам, ранее работавшим у этого нанимателя, с которыми трудовой договор был прекращен в связи с выходом на пенсию);

– в размере, не превышающем 530 000 руб. от каждого источника, в течение календарного года – если их выдает иной наниматель.

В части превышения указанных размеров эти доходы подлежат налогообложению в общем порядке.

Обязательные отчисления в ФСЗН и страховые взносы в Белгосстрах

Для работодателей и работающих граждан объектом начисления обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения (далее – ФСЗН) являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования (далее – выплаты).
 
Справочно: объект для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН ограничен 4-кратной величиной средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачивают обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII).
 
Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержден постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень № 115).

Выплаты в виде обеспечения работников бесплатным питанием в случаях, не предусмотренных законодательством, по своему характеру не соответствуют ни одному из видов выплат, перечисленных в Перечне № 115. На стоимость бесплатно предоставленного питания необходимо начислить взносы в ФСЗН и Белгосстрах.

Налог на добавленную стоимость

Обороты по передаче приобретенных для своих работников обедов относят к безвозмездной передаче товаров.

Обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав признают объектами обложения НДС (подп. 1.1.3 п. 1 ст. 93 НК), так как объектами обложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 93 НК).

Реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признают отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передачу имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок.

Безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав признают передачу товаров (работ, услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты (п. 1 ст. 31 НК).

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ В ПРИМЕРАХ

Выдача питания работникам, как любой другой факт совершения хозяйственной операции, должна подтверждаться первичным учетным документом, имеющим юридическую силу.

При отсутствии утвержденных типовых форм или недостатке содержащейся в них информации организация принимает к учету самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты:

– наименование, номер документа, дату и место его составления;

– содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях;

– должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.

В зависимости от характера хозяйственных операций и системы обработки данных в первичные учетные документы могут включать дополнительные реквизиты (ст. 9 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности", с изменениями и дополнениями).

Пример 1

Руководитель ООО "ХХХ" своим приказом принял решение за счет собственных средств организации обеспечить сотрудников бесплатным питанием в виде горячих обедов в ближайшем кафе.

Между кафе и ООО "ХХХ" был заключен договор на корпоративное обслуживание горячими обедами. В конце недели кафе представило товарную накладную (далее – ТН) от 05.11.2012, в которой перечислены потребленные за неделю блюда на общую сумму 375 000 руб., в т.ч. НДС – 45 313 руб.
 
__________________________
* C 1 января 2013 г. освобождению от подоходного налога подлежат доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, доходы (за исключением доходов, указанных в подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК), в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК), получаемые от (подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК):

– организаций, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях, – в размере, не превышающем 10 000 000 руб. от каждого источника в течение налогового периода;

– иных организаций, за исключением указанных в подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК, – в размере, не превышающем 660 000 руб. от каждого источника в течение налогового периода.
 
Пример 2

На основании данных примера 1 рассмотрим ситуацию, когда невозможно определить, какие конкретно продукты были потреблены работником.

В этом случае, как правило, в конце месяца рассчитывают фактическую среднедневную стоимость питания и стоимость питания для каждого работника согласно количеству отработанных дней по табелю учета рабочего времени.
 
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 2 январь 2013
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Если организация в 2012 году сдала в аренду одно помещение в здании, как надо восстанавливать амортизационную премию: полностью или в части сданного в аренду помещения?

9

ГЛАВНОЕ НА БУХГАЛТЕРСКОМ  ПОРТАЛЕ GB.BY

10

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

10

Налоговое законодательство Беларуси нуждается в стабилизации

10

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

11

Государственное регулирование

11

Об утверждении перечня контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы), определении требований к форме контрольного списка вопросов (чек-листа) и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2010 г. № 489 

11

Комментарий (Новации в проверках: с 15 января 2013 года расширилась сфера применения чек-листа*)

16

Ценные бумаги

20

Об утверждении Инструкции о порядке выпуска, обращения и погашения государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте

20

Комментарии

27

Изменения в Налоговый кодекс уже вступили в силу 

27

Вычеты по НДС в 2013 году

30

С 24 января 2013 года организации, осуществляющие обращение только с коммунальными отходами, вправе оформлять инструкции по обращению с отходами производства в упрощенном порядке  [Срочно и важно]

34

Статистика труда: разъяснения по самым проблемным вопросам 

38

Бюджет-2013: задачи серьезные, но реальные

40

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

44

ВОПРОС – ОТВЕТ

46

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Условие о возврате товара может быть включено в договор купли-продажи

50

Возврат товаров в Таможенном союзе: исчисление и вычет НДС

51

Реализация высокотехнологичных товаров: в порядке налогообложения прибыли произошли изменения

57

Экологический налог: практика применения в 2012–2013 годах

61

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

73

Обеспечение сотрудников горячими обедами

73

Назначение пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам: практические ситуации в 2012 году

77

У ВАС ПРОВЕРКА

82

Проверьте правильность применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров

82

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

90

По итогам 2012 года необходимо представить отчетность по форме 4-стра­хо­вание (Белгосстрах)

90

В формах государственных статистических наблюдений по статистике труда, утвержденных на 2013 год, произошли изменения

103

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

107

Гарантийные сроки на работы по текущему ремонту: чем пользоваться при их определении?

107

РЕКЛАМА   

111

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 29 декабря 2012 года по 5 января 2013 года

112