Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (9). Согласно решению суда с организации 15 января 2013 г. в связи с нарушением порядка увольнения в пользу бывшего работника взысканы невыплаченная заработная плата по прежнему месту работы за период с августа по ноябрь 2012 г., индексация несвоевременно выплаченных сумм заработной платы, а также средний заработок за дни задержки при увольнении, индексация несвоевременно выплаченных сумм среднего заработка за дни задержки расчета при увольнении.
Рассмотрим вопросы, возникшие в данной ситуации.
1.1. Являются ли вышеперечисленные выплаты доходом, подлежащим обложению подоходным налогом?
 
Являются.
При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц следует учитывать все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 156 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)).
В отношении указанных в вопросе доходов не применима ни одна из льгот, предусмотренных НК. В связи с этим они подлежат обложению подоходным налогом.
 
1.2. В каком порядке надо производить их налогообложение?
 
Со всех доходов исчислить налог и перечислить его в бюджет не позднее 15 января 2013 г.
Порядок налогообложения доходов, полученных физическими лицами от налоговых агентов, изложен в ст. 175 НК.
Так, доходы, выплачиваемые по решению суда (за исключением доходов, указанных в подп. 3.1 п. 3 ст. 175 НК), а также доходы, выплачиваемые в виде индексации заработной платы и денежного довольствия в связи с повышением цен на товары (работы, услуги), в виде премий и вознаграждений любого характера и периодичности, по договорам гражданско-правового характера, следует включать в доходы того месяца, в котором осуществляется их начисление, независимо от того, за какие периоды времени такие суммы выплачиваются (подп. 3.3 п. 3 ст. 175 НК).
Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате и перечислить ее в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату доходов в виде оплаты труда в расчете за месяц и (или) дня перечисления таких доходов со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках (пп. 8 и 9 ст. 175 НК).
Таким образом, организация как налоговый агент должна была удержать с указанных в вопросе доходов подоходный налог и перечислить его в бюджет не позднее 15 января 2013 г.
При налогообложении указанных доходов организации следует учитывать, что при отсутствии места основной работы (службы, учебы) плательщику по его письменному заявлению при предъявлении трудовой книжки (при ее отсутствии – по письменному заявлению плательщика с указанием причины ее отсутствия) налоговым агентом должны быть предоставлены стандартные налоговые вычеты (п. 3 ст. 164 НК).
 
Справочно: в 2012 г. применялся аналогичный порядок налогообложения указанных доходов.
2 (10). В организацию в январе 2013 г. в качестве основного работника принят новый сотрудник. Им в бухгалтерию организации для получения стандартного налогового вычета представлены документы, подтверждающие, что он один воспитывает несовершеннолетнего ребенка (его мать умерла).
В каком размере организация вправе предоставить данному сотруднику стандартный налоговый вычет, если мать ребенка умерла после расторжения с ним брака?
 
В размере 310 000 руб. как одинокому родителю.
Физические лица, у которых есть ребенок в возрасте до 18 лет, вправе при исчислении подоходного налога получить стандартный налоговый вычет из полученных доходов в размере 155 000 руб. в месяц (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК).
Указанный вычет осуществляется на основании имеющихся у налогового агента сведений о наличии у плательщика ребенка (детей), а при отсутствии таких сведений – копии свидетельства о рождении ребенка (детей), либо исполнительного листа на взыскание средств на содержание ребенка (детей), либо заявления плательщика на удержание алиментов в добровольном порядке.
В свою очередь, вдовы (вдовцы), одинокие родители, приемные родители, опекуны или попечители, а также родители, имеющие 2 и более детей в возрасте до 18 лет или такого же возраста детей-инвалидов, имеют право на стандартный налоговый вычет в двойном размере – 310 000 руб. на каждого такого ребенка и (или) иждивенца.
При этом одинокими родителями признают:
– мать, не состоящую в браке, имеющую ребенка, сведения об отце которого записаны в книге записей актов о рождении по указанию матери или другого лица, подавшего заявление о регистрации рождения;
– родителя, если второй родитель ребенка умер или лишен родительских прав.
Таким образом, плательщик, имеющий несовершеннолетнего ребенка, признается одиноким родителем независимо от того, когда умер второй родитель этого ребенка (в браке либо после его расторжения).
С учетом изложенного в рассматриваемой ситуации сотрудник имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 310 000 руб. как одинокий родитель.
Вместе с тем необходимо отметить, что предоставление стандартного налогового вычета в двойном размере вдове (вдовцу), одинокому родителю при их вступлении в брак прекращается с месяца, следующего за месяцем усыновления (удочерения) ребенка.
 
Справочно: в 2012 г. применялся аналогичный порядок предоставления стандартных налоговых вычетов.
От редакции:
С 1 января 2013 г. отцы, не состоящие в браке, имеющие детей, сведения о матери которых записаны в книге записей актов о рождении по указанию отца, исключены из категории одиноких родителей (ст. 164 НК).
Также отметим, что перечень оснований для признания матери одиноким родителем дополнен новой позицией. Теперь во внимание будут принимать и сведения об отце, которые записаны в книге записей актов о рождении по указанию другого лица, подавшего заявление о регистрации рождения.
3 (11). Сотрудник организации в феврале 2013 г. представил в бухгалтерию документы, подтверждающие, что он платно учится на заочном отделении в БГЭУ. Для него это первое высшее образование.
Имеет ли данный сотрудник право на социальный налоговый вычет, если до этого он окончил финансово-экономический колледж также заочно и на платной основе?
 
Имеет при соблюдении определенных условий.
Физические лица имеют право на получение социального налогового вычета в размере сумм, уплаченных ими в течение налогового периода за свое обучение в учреждениях образования РБ при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, а также на погашение кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на эти цели (подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК).
При этом форма обучения (дневная или заочная) для представления данного налогового вычета не имеет значения.
Таким образом, плательщик имеет право на социальный налоговый вычет в размере расходов на обучение и при получении высшего, и при получении среднего специального, и при получении профессионально-технического образования, но только при условии, что каждая форма образования является для него первой.
Анна Павлова, экономист
4 (12). В январе 2012 г. организации-арендодателю, применяющей упрощенную систему налогообложения (УСН), были предъявлены к оплате коммунальные услуги за декабрь 2011 г. В этом же месяце они были предъявлены к возмещению организациям-арендаторам.
Следовало ли включать арендодателю, применяющему УСН, в выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей определения налоговой базы и валовой выручки возмещаемые ему арендаторами в 2012 г. коммунальные услуги и другие возмещаемые расходы 2011 г., не включенные в арендную плату?
 
Следовало при соблюдении определенных условий.
Налоговую базу налога при УСН организации определяют как денежное выражение валовой выручки. Валовая выручка в целях исчисления налога при УСН – это сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов (п. 2 ст. 288 НК).
Выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и дату реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (день отгрузки или оплаты) следует определять в порядке, установленном п. 5 ст. 31, п. 4 ст. 127 НК, с учетом положения части первой п. 4 ст. 288 НК.
Валовую выручку организации, ведущие учет доходов и расходов в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее – книга учета), определяют по мере оплаты (в т.ч. в натуральной форме) отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав (п. 4 ст. 288 НК).
С 1 января 2012 г. в выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей определения налоговой базы и валовой выручки при сдаче имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)) следовало включать сумму арендной платы (лизинговых платежей), а также сумму возмещаемых арендодателю (лизингодателю) расходов, не включенных в арендную плату (лизинговый платеж) (абз. 3 части шестой п. 2 ст. 288 НК).
В рассматриваемой ситуации арендодателю надо было исчислить налог при УСН со стоимости возмещаемых арендаторами услуг, невключаемых в сумму арендной платы, если его учетной политикой в 2012 г. было установлено определение выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав "по оплате" либо он вел книгу учета, поскольку выручка в данном случае была отражена в учете в момент ее поступления, т.е. в 2012 г., когда начала действовать норма, установленная абз. 3 части шестой п. 2 ст. 288 НК.
В случае если арендодатель в 2011 г. выручку от реализации определял методом"по отгрузке", коммунальные платежи за декабрь 2011 г., предъявленные в январе 2012 г., в выручку от реализации для исчисления налога при УСН включать не следовало, поскольку в этом случае выручка была отражена в 2011 г., когда норма о налогообложении возмещаемых коммунальных платежей отсутствовала в НК.
Анна Уралова, экономист
5 (13). В 2012 г. резидент РБ (комиссионер) на основании заключенного с резидентом РФ (комитентом) договора комиссии за вознаграждение передает на территории Республики Беларусь по неисключительной лицензии имущественные права на компьютерную программу.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
5.1. Должен ли белорусский комиссионер исчислять НДС при осуществлении такой операции?
 
Должен.
Для обоснования ответа приведем нормы НК в редакции, которая применялась в 2012 г.
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, на основе договоров поручения, ко-миссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе таких договоров с иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ (п. 3 ст. 92 НК).
В таких ситуациях налоговую базу нужно определять как стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 12 ст. 98 НК).
Место реализации в приведенной ситуации определяют в соответствии со ст. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе (далее – Протокол): местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена Таможенного союза, если налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются патенты, лицензии, иные документы, удостоверяющие права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, авторские, смежные права или иные аналогичные права.
Следовательно, комиссионер должен выступить плательщиком НДС и исчислить налог из стоимости передаваемых покупателю по договору комиссии имущественных прав на компьютерную программу, указанной в договоре.
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, моментом их фактической реализации такими организациями признается день оплаты либо иного прекращения обязательств покупателями этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 5 ст. 100 НК).
Вместе с тем днем зачисления денежных средств на счет комитента (доверителя) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров признается дата зачисления денежных средств на счет комиссионера (поверенного), а в случае если договором предусмотрено, что денежные средства за реализованные комиссионером (поверенным) товары (работы, услуги), имущественные права зачисляются на счет комитента (доверителя), – дата зачисления денежных средств на счет комитента (доверителя) (п. 2 ст. 100 НК).
Учитывая изложенное, комиссионер должен был исчислить НДС по ст. 92 НК в момент получения денежных средств от покупателя имущественных прав на компьютерную программу. Данный оборот следует отразить в стр. 13 налоговой декларации по НДС.
Кроме того, местом реализации при оказании посреднических услуг признается территория Республики Беларусь, если услуги оказываются плательщиком РБ (п. 5 ст. 3 Протокола).
Налоговая база НДС при осуществлении посреднической деятельности определяется как сумма, полученная в виде вознаграждений по договорам поручения, комиссии и иным аналогичным гражданско-правовым договорам (п. 5 ст. 98 НК).
Таким образом, комиссионер облагает НДС по ставке 20 % и свое вознаграждение при наступлении момента фактической реализации, определяемого согласно пп. 1 и 2 ст. 100 НК в зависимости от метода определения выручки, установленного учетной политикой комиссионера.
5.2. Изменился ли порядок исчисления НДС в 2013 г. в ситуации, приведенной в предыдущем вопросе?
 
Изменился.
В 2013 г. моментом фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Респуб-лики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, на основе договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров с состоящими на учете в налоговых органах РБ организациями и индивидуальными предпринимателями признается день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав покупателям (заказчикам) этих товаров (работ, услуг), имущественных прав независимоот даты проведения расчетов по ним (п. 5 ст. 100 НК).
Следовательно, в 2013 г. комиссионер исчисляет НДС в момент передачи имущественных прав резиденту РБ.
Кроме того, в отношении посреднических услуг комиссионер должен исчислить НДС по моменту их оказания с учетом норм п. 10 ст. 103 НК в связи с переходом на определение момента фактической реализации по методу начисления.
Наталья Нехай, экономист
БУХУЧЕТ-2013
6 (14). Организация в течение 2012 г. применяла метод отражения выручки "по оплате". В 2013 г. этот метод не применяется. На 1 января 2013 г. в учете числится дебиторская задолженность по товарам, отгруженным в 2012 г.
Имеет ли право организация осуществить по отгрузкам 2012 г. переход на метод отражения выручки по методу начисления в течение I квартала 2013 г.?
 
Такого права нет.
Порядок, о котором спрашивает автор вопроса, был изложен в части второй п. 19 Инструкции по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.04.2002 № 62. В нем сказано, что если изменения в учетной политике организации влияют на метод признания выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (метод признания выручки "по оплате" меняется на метод "по начислению"), то списание на счета учета реализации товаров, продукции, работ, услуг, отгруженных до начала отчетного года, производится "по оплате" в течение I квартала отчетного года.
В настоящий момент этой нормой воспользоваться нельзя, поскольку часть вторая п. 19 названной Инструкции исключена с 1 января 2013 г. (п. 1 постановления Минфина РБ от 14.12.2012 № 74 "О внесении изменений и дополнений в отдельные постановления Министерства финансов Республики Беларусь", далее – постановление № 74).
В п. 4 постановления № 74 сказано, что "выручка от реализации отгруженной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг, не оплаченных до 1 января 2013 г., другие доходы, причитавшиеся к получению и не полученные до этой даты, подлежат отражению по мере поступления оплаты за отгруженную продукцию, товары, выполненные работы, оказанные услуги, фактического получения других доходов, но не позднее 31 декабря 2013 г. организациями, отражавшими до 1 января 2013 г. доходы по мере оплаты отгруженной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг, других доходов".
Аналогичные разъяснения по порядку осуществления такого перехода в целях налогового учета изложены в ст. 2 Закона РБ от 26.10.2012 № 431-З "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь": "В целях определения налоговой базы по налогу на прибыль, единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции и налогу при упрощенной системе налогообложения выручка (валовая выручка) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных и не оплаченных до 1 января 2013 года, внереализационные доходы, причитавшиеся к получению и не полученные до этой даты, отражение которых в соответствии со статьей 128 Налогового кодекса Республики Беларусь не приходится на указанную дату либо после нее, подлежат отражению по мере поступления оплаты (фактического получения доходов), но не позднее 31 декабря 2013 года организациями, отражавшими до 1 января 2013 года выручку по оплате отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав (за исключением организаций, являющихся плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения, продолжающих отражать в 2013 году выручку по мере оплаты отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав)".
Галина Сафонова, экономист
7 (15). Организация приобрела основное средство, однако по нему числится кредиторская задолженность и возникают курсовые разницы при ее переоценке.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
1.1. Каким образом в 2013 г. необходимо учитывать курсовые разницы, возникающие при переоценке кредиторской задолженности по обязательствам, связанным с приобретением основных средств по договорам купли-продажи, после ввода основных средств в эксплуатацию?
Первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению, кроме случаев:
– реконструкции (модернизации, реставрации) основных средств, проведения иных аналогичных работ;
– переоценки основных средств в соответствии с законодательством;
– иных случаев, установленных законодательством.
Такая норма приведена в п. 14 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 26), которая вступила в силу с 1 января 2013 г.
Как видим, Инструкцией № 26 прямо не предусмотрено учитывать в качестве расходов, изменяющих первоначальную стоимость основных средств, курсовые разницы, возникающие при переоценке кредиторской задолженности по обязательствам, связанным с приобретением основных средств.
Однако в 2013 г. продолжает действовать Декрет Президента РБ от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц" (далее – Декрет № 15). Обратимся к норме подп. 1.2.3 п. 1 Декрета № 15: возникающие при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте разницы относятся коммерческими организациями по кредиторской задолженности (в т.ч. по полученным кредитам, займам и процентам по ним), дебиторской задолженности по выданным авансам на выполнение работ и приобретение оборудования и материалов, возникшим при осуществлении капитальных вложений в не завершенные строительством объекты, основные средства и нематериальные активы до ввода (передачи) их в эксплуатацию, – на стоимость капитальных вложений, после ввода (передачи) основных средств и нематериальных активов в эксплуатацию, – в конце отчетного квартала и (или) года на стоимость основных средств и нематериальных активов (за исключением процентов по полученным займам и кредитам).
Таким образом, как и ранее, курсовые разницы, возникающие при переоценке кредиторской задолженности по обязательствам, связанным с приобретением основных средств, изменяют после ввода основных средств в эксплуатацию первоначальную стоимость основных средств.
7.2. Можно ли оговорить в учетной политике отнесение данных курсовых разниц на счет 91 "Прочие доходы и расходы", поскольку они не перечислены в Инструкции № 26 в качестве расходов, изменяющих первоначальную стоимость основных средств?
Организация не может предусмотреть иное в учетной политике, поскольку это будет противоречить законодательству. Дело в том, что при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета необходимо осуществить выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (п. 12 Инструкции по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.04.2002 № 62 (с изменениями и дополнениями)).
Исходя же из ответа на предыдущий вопрос, в бухгалтерском учете курсовые разницы, накопленные на счете 08 "Вложения в долгосрочные активы" после ввода (передачи) объектов основных средств в эксплуатацию, в конце отчетного квартала и (или) года следует отражать записью:
Д-т (К-т) 01 "Основные средства" – К-т (Д-т) 08 "Вложения в долгосрочные активы".
Данная норма также прописана в п. 7 Инструкции по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденной постановлением Минфина РБ от 27.12.2007 № 199 (с изменениями и дополнениями), с учетом норм Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50.
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
8 (16). Организация "С" зарегистрирована на территории д. Тарасово Минского района. Одним из ее учредителей является организация "А" – резидент Польши. В качестве вклада в уставный фонд организация "А" будет ввозить трактор. Причем ввоз будет осуществлен до государственной регистрации организации "С".
В каком порядке организация "С" может воспользоваться нормой подп. 1.9 п. 1 Декрета Президента РБ от 07.05.2012 № 6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности" (далее – Декрет № 6)?
В подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6 определено, что коммерческие организации, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и НДС, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, классифицируемых согласно Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в товарных позициях, поименованных в указанном подпункте, в качестве вклада в уставный фонд этих организаций в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования такого фонда.
Создаваемая организация "С", для вклада в уставный фонд которой иностранным учредителем будут ввозиться товары, сможет выступить в их отношении декларантом после возникновения у нее права владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами, т.е. после государственной регистрации ее учредительных документов, в которых ввезенный товар будет указан в качестве неденежного вклада иностранного учредителя в уставный фонд этого общества.
До государственной регистрации учредительных документов и выпуска ввезенных товаров для внутреннего потребления такие товары могут быть:
– размещены иностранным учредителем на временное хранение (хранение иностранных товаров под таможенным контролем на складах временного хранения или иных местах в соответствии с законодательством без уплаты таможенных пошлин, налогов) сроком до 2 месяцев;
– помещены под таможенную процедуру таможенного склада (допускается размещение товаров сроком до 3 лет).
По общему правилу освобождение в соответствии с подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6 может применяться в отношении товаров при представлении при их таможенном декларировании документов, подтверждающих право на льготы. К их числу относятся:
– подтверждения определенного согласно законодательству регистрирующего органа о том, что место нахождения создаваемого общества, для вклада в уставный фонд которого ввозятся товары, расположено на территории средних, малых городских поселений, сельской местности;
– зарегистрированные в установленном порядке учредительные документы, в которых определен размер уставного фонда общества и ввозимые товары определены в качестве неденежного вклада иностранного учредителя (участника) в его уставный фонд, а также указана их оценочная стоимость.
Целесообразно указать в транспортных и иных сопроводительных документах, подтверждающих совершение иностранным учредителем внешнеэкономической сделки, сведения о совместном обществе с ограниченной ответственностью, в уставный фонд которого ввозятся товары.
Ответ подготовлен на основании письма ГТК РБ от 26.11.2012 № 09-1-12/10703.
Анна Шевцова, юрист
ВОПРОСЫ ПРАВА
9 (17). В ноябре 2012 г. специалистами налоговых органов проведена проверка организации по вопросам соблюдения законодательства в части ведения кассовых операций. При проверке установлен факт расчета наличными денежными средствами в сумме 11 000 000 руб., что на момент совершения правонарушения (октябрь 2011 г.) составляло свыше 300 базовых величин (БВ).
Применяется ли в данной ситуации административная ответственность к виновным лицам?
 
Нет, не применяется.
Юридическое лицо, его обособленное подразделение осуществляют расчеты наличными деньгами с другими юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь, в т.ч. путем внесения наличных денег непосредственно в кассы банков с последующим зачислением их на текущие (расчетные) банковские счета получателей, в общей сумме не более 300 БВ на протяжении одного дня (п. 67 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2011 № 107 (далее – Инструкция)).
Административная ответственность за осуществление платежей наличными денежными средствами с нарушением требований законодательства предусмотрена ч. 1 ст. 12.19 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП).
На момент выявления правонарушения сумма 11 000 000 руб. составляет менее 300 БВ, так как с 1 апреля 2012 г. постановлением Совета Министров РБ от 30.12.2011 № 1785 базовая величина установлена в размере 100 000 руб.
Акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено. Со дня вступления в силу акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением (ч. 2 ст. 1.5 КоАП).
Глава 12 КоАП не содержит каких-либо примечаний о том, что в случаях, не связанных с определением размера штрафа, применяется размер БВ, действующий на день совершения административного правонарушения. В приведенной ситуации лицо не подлежит привлечению к административной ответственности, поскольку на момент выявления правонарушения расчет организацией наличными денежными средствами в сумме 11 000 000 руб. не превышает 300 БВ и не является административным правонарушением.
Аналогичная позиция по данному вопросу изложена в письме МНС РБ от 10.12.2012 № 10-15/85-1.
Ирина Петрович, аудитор
10 (18). Организация зарегистрирована 15 мая 2011 г. В декабре 2012 г. она реорганизована путем выделения из нее новой организации.
Как правильно определить период, в течение которого организация имеет право на 2-летнее освобождение от плановых проверок?
По общему правилу организации имеют право на освобождение от плановых проверок (мораторий) в течение 2 лет со дня их государственной регистрации. Однако такого права лишены организации, созданные в порядке реорганизации. В рассматриваемой ситуации реорганизованная организация не является вновь созданной, а продолжает свою деятельность. Следовательно, она сохраняет право на мораторий вплоть до 14 мая 2013 г.
Отметим, что этот подход применяют и для случаев реорганизации организации, находящейся в моратории, путем присоединения к ней других организаций.
11 (19). В Указе Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510) предусмотрено право руководителей Департамента ценовой политики Минэкономики, облисполкомов (Минского горисполкома) назначать внеплановые проверки для оперативного выявления и пресечения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании. В то же время указанные органы не наделены правом проведения внеплановых тематических оперативных проверок (п. 10 Указа № 510).
В каком порядке должны проводиться указанные проверки?
Такие проверки формально не являются внеплановыми тематическими оперативными проверками. Однако на них распространен ряд правил, установленных для таких видов проверок.
Во-первых, проверка может проводиться одновременно во всех торговых объектах и иных местах, производственных и складских помещениях, принадлежащих проверяемому субъекту, в т.ч. расположенных на территориях разных административно-территориальных единиц.
Во-вторых, проверяющие вправе требовать у проверяемого субъекта представления необходимых документов (их копий) по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании. Если такие документы (их копии) в соответствии с требованиями законодательства не должны находиться в месте проверки, они должны быть представлены не позднее следующего рабочего дня со дня предъявления требования о представлении документов (их копий). В отношении документов (их копий), которые должны быть представлены проверяемым субъектом не позднее следующего рабочего дня, проверяющими должно быть оформлено письменное требование о представлении документов (их копий).
В-третьих, по результатам проверки, в ходе которой установлены нарушения законодательства, проверяющие обязаны составить акт проверки (в 2 экземплярах), за исключениемслучая, о котором говорится ниже, а при неустановлении таких нарушений – справку проверки. В акте проверки указываются, в частности:
– сведения о лицах, проводивших проверку;
– даты начала и окончания проверки;
– факты нарушений законодательства, место и время (если они установлены) их совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такие нарушения;
– должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства.
В-четвертых, акт проверки может не составляться, если в ходе проверки выявлено административное правонарушение и составлен протокол об административном правонарушении либо вынесено постановление о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с законодательством протокол об административном правонарушении не составляется.
12 (20). Последняя плановая проверка организации проведена в ноябре 2008 г., и нарушений по ее результатам не установлено. С того периода и по настоящее время нарушения в деятельности организации также отсутствовали. Организация относится к низкой группе риска.
Когда может быть назначена ее очередная плановая проверка?
 
В любое время.
Плановые проверки в отношении добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом и не имеющих фактов нарушений законодательства субъектов предпринимательской деятельности должны проводиться не чаще 1 раза в 5 лет. Данная норма определена Директивой Президента РБ от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь".
В то же время Указ Президента РБ от 26.07.2012 № 332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" уточнил, что право на указанный 5-летний мораторий для добросовестных субъектов имеют те субъекты, у которых проведена хотя бы 1 плановая проверка в период после 1 января 2010 г. Если же плановая проверка в этот период не проводилась (как в нашем случае), запланировать следующую плановую проверку контролирующий (надзорный) орган может в любое время.
Глеб Ростоцкий, юрист
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.