Top.Mail.Ru

Особенности проведения государственных закупок товаров (работ, услуг) в 2018 году и новации 2019 года

В редакции журнала «Главный Бухгалтер» 6 декабря 2018 г. состоялась «Прямая линия», в ходе которой читатели получили разъяснения вопросов по проведению государственных закупок товаров (работ, услуг) в 2018 г. и новаций в их проведении в 2019 г.

Гостьей «Прямой линии» была Ирина Владимировна Третьякова – начальник отдела координации контроля государственных закупок управления государственных закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. Предлагаем изучить наиболее злободневные вопросы, поступившие от читателей.


Организация выступила заказчиком процедуры государственной закупки |*| продуктов питания для учреждений образования. В аукционных документах заказчик не предусмотрел все предусмотренные законодательством о государственных закупках ограничительные требования к составу участников. По этой причине победителем процедуры государственной закупки была выбрана организация, которая внесена в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

Об изменениях сроков подготовки и подачи предложений при проведении госзакупок с 1 июля 2019 г.

Следует ли отменять процедуру государственной закупки в данной ситуации?

Да, следует.

Если заказчик (организатор) не предусмотрел в документах по процедуре государственной закупки установленное законодательством ограничительное требование к составу участников, то он допустил нарушение абз. 9 п. 1 ст. 21 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о госзакупках).

При выявлении такого нарушения заказчик (организатор) обязан отменить процедуру государственной закупки.

Законодательство о госзакупках предусматривает обязанность заказчика (организатора) процедуры государственной закупки предусмотреть в приглашении требования к составу участников. Отдельные заказчики (организаторы), устанавливая требования к составу участников процедуры государственной закупки, ограничиваются только ссылкой на ст. 14 Закона о госзакупках, что нарушает нормы Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее – Указ № 590).

Важно! К участию в процедурах государственных закупок не допускаются субъекты предпринимательской деятельности, включенные в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (подп. 1.18 п. 1 Указа № 590).

С учетом изложенного в случае, если заказчик (организатор) не предусмотрел в документах по процедуре государственной закупки установленное законодательством ограничительное требование к составу участников, следует отменить процедуру государственной закупки.

Организация приняла решение произвести государственную закупку холодильного оборудования с применением процедуры закупки из одного источника |*|.

* О системе госзакупок из одного источника 

Какие особенности в проведении данной процедуры закупки следует учитывать до заключения договора с поставщиком?

Заказчик выбирает поставщика, предложение которого наиболее экономически выгодно.

Порядок проведения процедуры закупки из одного источника предусматривает условие, что заказчик (организатор) на основании результатов изучения конъюнктуры рынка и предварительных переговоров с известными ему поставщиками (подрядчиками, исполнителями) определяет поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения договора. Если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), количество поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определяют количеством частей (лотов). Приведенный порядок оговорен в п. 3 ст. 50 Закона о госзакупках.

Справочно: законодательством о государственных закупках не закреплен конкретный алгоритм действий заказчика (организатора) по изучению конъюнктуры рынка. Заказчик (организатор) может направлять потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) приглашения, а затем изучать их предложения и выбирать наилучшее из представленных либо самостоятельно изучать конъюнктуру рынка и находить потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заказчик (организатор) вправе использовать различные источники информации, к которым возможно прибегнуть в ходе изучения конъюнктуры рынка. Ими могут быть Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), интернет-сайты, рекламные брошюры, бизнес-справочники и пр. Изучив данную информацию, заказчик (организатор) выбирает поставщика, предложение которого будет способствовать эффективному расходованию бюджетных средств и которое является наиболее экономически выгодным.

При проведении процедуры закупки из одного источника заказчик (организатор) направляет приглашение одновременно с проектом договора участнику, т.е. только тому потенциальному поставщику |*| (подрядчику, исполнителю), непосредственно с которым предполагается заключение договора (п. 4 ст. 50 Закона о госзакупках).

* О планируемых поправках в порядок заключения договоров по госзакупкам

Заказчик проводит государственную закупку компьютерного оборудования за счет средств республиканского бюджета. В описании предмета закупки указаны конкретная марка и модель оборудования без слов «или аналог».

Комиссия заказчика отклонила предложение участника с аналогичным оборудованием.

Допущено ли комиссией заказчика нарушение Закона о госзакупках?

Нет, если заказчиком применялся третий метод описания предмета закупки.

Требования к предмету государственной закупки заказчик (организатор) устанавливает на основании потребности в определенном товаре (работе, услуге). Для того чтобы участники процедуры государственной закупки могли сформировать свои предложения на поставку именно того товара (работы, услуги), который требуется заказчику (организатору), необходимо подробно и в полном объеме описать предмет закупки при соблюдении обязательных требований законодательства.

Справочно: описание потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки, включая при необходимости технические спецификации, планы, чертежи и эскизы, а также объем (количество), срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки, должно давать полное представление о предмете государственной закупки и быть изложено таким образом, чтобы исключить заведомый выбор товаров (работ, услуг), поставляемых или реализуемых иным способом (выполняемых, оказываемых) только одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При описании технических показателей (характеристик) предмета государственной закупки должны использоваться характеристики, требования, символы и термины в соответствии с техническими регламентами, техническими кодексами установившейся практики, стандартами, техническими условиями (пп. 1 и 2 ст. 20 Закона о госзакупках).

Законодательство о госзакупках не регулирует степень конкретизации таких характеристик, однако заказчику (организатору) следует принимать во внимание некоторые ограничения.

Так, п. 3 ст. 20 Закона о госзакупках устанавливает 3 метода описания предмета государственной закупки.

Первый метод. Описание потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета закупки без ссылок на конкретные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, конкретный источник происхождения товара (работы, услуги) и его производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя).

Данный метод не содержит нормы, которые ограничивают право заказчика (организатора) в соответствии со своими потребностями самостоятельно определять и указывать в документах по процедуре государственной закупки как альтернативные значения показателей приобретаемого товара, так и максимальные или минимальные показатели, а также при необходимости показатели, значения которых не могут изменяться.

Второй метод. Указание ссылок на конкретные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, конкретный источник происхождения товара (работы, услуги) и его производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя) со словами «или аналог».

Этот метод может быть применим, только если такие ссылки вызваны отсутствием конкретного способа описания требований к предмету государственной закупки. Если характеристик потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки, указанных заказчиком (организатором), достаточно, чтобы дать полное представление о нем, дополнительная ссылка на товарный знак, модель и т.п. представляется недопустимой.

Важно! При использовании этого метода полагаем, что заказчику (организатору) необходимо указать, по каким именно параметрам должен быть аналогичен товар (работа, услуга), какие критерии будут использоваться для определения аналогичности в целях последующего принятия решения о соответствии предложения требованиям документации по процедуре закупки.

Третий метод. Закупка товара (работы, услуги) конкретного производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя), конкретной модели без указания слов «или аналог».

Использование данного метода возможно только в целях обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (выполненными работами, оказанными услугами). При этом обоснование такой потребности входит в компетенцию заказчика.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 47 декабрь 2018
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

Почему нормы ТК не приведены в соответствие с положениями Декрета № 5?

7

НОВОСТИ

8

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

10

Особенности проведения государственных закупок товаров (работ, услуг) в 2018 году и новации 2019 года[Срочно и важно]

10

КОММЕНТАРИИ К НОРМАТИВНЫМ ДОКУМЕНТАМ

14

Зачет и возврат излишне перечисленных страховых взносов в Белгосстрах

14

Организации часто забывают, что с 10 августа 2018 года продлевать сроки завершения внешнеторговых операций надо по-новому

19

МНС РАЗЪЯСНЯЕТ

24

Поможем налоговому агенту разобраться в справке налогового резидента Великобритании[Срочно и важно]

24

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

25

ВОПРОС-ОТВЕТ

27

Реконструкция здания, полученного в качестве вклада в уставный фонд, и инвестиционный вычет

27

Истечение срока исковой давности по авансу, полученному от покупателя, и налог при УСН

27

Механизмы сокращения амортизационных отчислений в 2019 году

28

Комиссионная торговля и инвентаризация

29

Расходы, связанные с покупкой иностранной валюты

30

Списание курсовых разниц за 2017 год

32

Пособие по временной нетрудоспособности и выполнение работы по договору подряда

33

Использование личных автомобилей работников в служебных целях

35

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

36

Акт сверки расчетов: почему важно его составлять?

36

Перенос убытков в 2018 году

41

Как определить убыток к переносу в 2018 году по группам операций

47

У ВАС ПРОВЕРКА

54

Объект контроля – аренда недвижимости у нерезидента

54

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

60

Многие ошибки по НДС – неверное определение момента фактической реализации

60

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

66

Новогодние подарки для лиц, не работающих в организации: какие «зарплатные» налоги заплатим

66

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

69

Замена лизингополучателя в договоре лизинга может иметь негативные последствия: история одного судебного дела

69

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

72

С 1 января 2019 года необходимо вернуться к начислению амортизации[Срочно и важно]

72

Можно ли передать управленческие расходы филиалу?

79

Отгрузочная спецификация: что это за документ и где применяется?

82

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

86

Об индексе цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения за октябрь 2018 года

86

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

87

Банковская деятельность

87

Постановление Правления Нацбанка Республики Беларусь от 05.11.2018 № 511 «О перечне и допустимых сочетаниях банковских операций, осуществляемых небанковскими кредитно-финансовыми организациями»

87

Труд и социальная защита

88

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.12.2018 № 870 «Об установлении размера месячной минимальной заработной платы»

88

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

89

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств на 1 ноября 2018 года*

89

Об изменении потребительских цен в ноябре 2018 года

91

Комментарий о порядке индексации доходов населения за ноябрь 2018 года

91

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

92

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют с 8 по 14 декабря 2018 года

96