Top.Mail.Ru

Отгрузочная спецификация: что это за документ и где применяется?

Александр Шатсков, юрист

Отгрузочная спецификация используется при выполнении грузоперевозок, в т.ч. международных. При широком применении данного документа в странах-соседках национальное законодательство содержит о нем мало информации.

В связи с этим белорусских грузоотправителей и перевозчиков волнуют следующие вопросы: обязан ли грузоотправитель представлять отгрузочную спецификацию перевозчику для выполнения международной грузоперевозки? могут ли перевозчика привлечь к административной ответственности за выполнение перевозки груза без спецификации? для каких целей она необходима? и т.д.

Давайте разберемся с этими вопросами.


Могут ли перевозчика привлечь к административной ответственности за отсутствие отгрузочной спецификации при выполнении автомобильной перевозки груза?

Чтобы правильно ответить на поставленный вопрос, надо определить, является ли данная спецификация обязательным документом при выполнении международной автомобильной перевозки.

Для этого обратимся к международным и национальным документам, регулирующим порядок осуществления международных автомобильных перевозок. Таковыми являются:

– КДПГ [1];

– Закон № 278-З [2];

– Правила № 970 [3].

Грузоотправитель для целей выполнения таможенных или иных официальных процедур обязан до доставки груза:

– приложить необходимые документы к накладной или предоставить их в распоряжение перевозчика;

– снабдить перевозчика всей необходимой информацией.

Перевозчик не обязан проверять правильность или полноту таких документов и информации.

Ответственность перед перевозчиком за всякий ущерб, причиненный отсутствием, недостаточностью или неправильностью таких документов и информации, за исключением случаев противоправного деяния или халатности со стороны перевозчика, несет грузоотправитель (пп. 1 и 2 ст. 11 КДПГ).

Такие положения содержит и ст. 41 Закона № 278-З, согласно которой грузоотправитель:

1) обязан обеспечить автомобильного перевозчика грузосопроводительными документами, оформленными надлежащим образом;

2) несет ответственность за их непредставление в полном объеме.

Перечень документов, необходимых для выполнения международных автомобильных перевозок грузов, приведен в гл. 3 Правил № 970. Он не содержит такой документ, как отгрузочная спецификация.

Таким образом, можно сделать вывод, что отгрузочная спецификация не является грузосопроводительным документом, который в обязательном порядке должен сопровождать груз при автомобильной перевозке.

Следовательно, перевозчик не подлежит привлечению к административной ответственности за выполнение перевозки груза при отсутствии такой спецификации.

Справочно: в России отгрузочная спецификация является одним из основных товаросопроводительных документов, так как по нему принимаются комплектность и качество поставленного товара.

 

При ввозе товаров на территорию ЕАЭС таможенное оформление груза производится с участием отгрузочной спецификации

Отгрузочная спецификация – это коммерческий документ, который содержит подробную информацию о перевозимом грузе, которой нет в СМR-накладной |*|, счете-фактуре (инвойсе), а именно информацию:

* Разъяснение БАМАП о правилах заполнения CMR-накладной

– о перечне поставляемых товаров с указанием количества (веса) по каждому сорту, марке, артикулу;

– коде товара по ТН ВЭД;

– качественных показателях товаров и ценах (в необходимых случаях).

Данный документ необходим перевозчику при выполнении международной автомобильной перевозки груза, связанной с пересечением таможенной границы ЕАЭС.

Чтобы иностранный груз мог следовать по территории государств – членов ЕАЭС, он должен быть помещен перевозчиком под таможенную процедуру таможенного транзита. В связи с этим декларант должен представить таможенному органу отправления транзитную декларацию. Подача такой декларации сопровождается представлением ряда документов, определенных п. 3 Решения КТС № 438 [4], который включает такую позицию, как коммерческие документы. К ним относится в т.ч. отгрузочная спецификация.

Справочно: в странах Европейского союза вместо отгрузочной спецификации используют Упаковочный лист или Packing list. Упаковочный лист не имеет стандартизированной формы и зачастую составляется в свободной форме. Однако он, как и отгрузочная спецификация, должен содержать всю необходимую для таможенного оформления груза информацию.

Вот почему грузоотправитель, несмотря на то что национальное законодательство не определило данный документ как обязательный грузосопроводительный документ, зачастую укладывает спецификацию в грузовой отсек транспортного средства, перевозящего груз (передает перевозчику), либо предусматривает ее представление на основании взаимной договоренности сторон (грузоотправителя, заказчика автомобильной перевозки груза и перевозчика), либо оговаривает необходимость ее оформления и передачи во внешнеторговом договоре или договоре перевозки |*|.

* Информацию о новых правилах работы транспортных экспедиторов

Справочно: о том, что перевозчику представлена отгрузочная спецификация, необходимо указать в гр. 5 СМR-накладной (п. 9 Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «СМR», утвержденной постановлением № 11 [5]).

Так для чего нужен этот документ?

Отгрузочная спецификация содержит все необходимые для таможенной декларации сведения о товаре (о количестве (весе) по каждому сорту, марке, артикулу товаров). Поэтому таможенное оформление груза, перевозимого автомобильным транспортом, производится с участием данного документа (например, при таможенной процедуре таможенного транзита, экспорта и др.).

Перевозчик, выступая декларантом, например, таможенной процедуры таможенного транзита, несет перед таможенным органом ответственность по законодательству государств – членов ЕАЭС за неисполнение обязанностей, за заявление в таможенной декларации недостоверных (ложных) сведений о перевозимом товаре (ст. 84 Таможенного кодекса ЕАЭС).

Факт наличия отгрузочной спецификации важен и для таможенных органов.

Объясним почему. В транзитной декларации (далее – ТД) имеется гр. 4, которую заполняет декларант таможенной процедуры таможенного транзита в случаях использования отгрузочных спецификаций, перечней и иных подобных документов при декларировании товаров. В графе указывается общее количество представляемых одновременно с ТД отгрузочных спецификаций, перечней и иных подобных документов, а через знак «/» – общее количество листов (п. 14 Инструкции № 289 [6]).

Поскольку отгрузочная спецификация является коммерческим документом, таможенные органы, затребовав ее, могут проконтролировать достоверность сведений, заявленных в ТД, путем их сравнения со сведениями, содержащимися в спецификации.

Справочно: отгрузочная спецификация также широко используется грузополучателями при приемке у перевозчика груза.

 

Какие сведения должна содержать отгрузочная спецификация?

На уровне национального законодательства Республики Беларусь не определены нормы, содержащие требования к отгрузочной спецификации.
Учитывая сложившуюся таможенную практику, а также законодательство наших ближайших соседей, полагаем, что для таможенных и иных целей данный документ должен содержать следующие сведения:

– дату составления и номер отгрузочной спецификации;

– номер договора поставки (заявки, контракта и др.);

– полную информацию о продавце и покупателе (реквизиты);

– полный перечень товарных позиций с описанием (торговым, коммерческим наименованием) и информацией о количестве груза на товарном месте (штук в коробке, на поддоне, в контейнере и т.д.);

– наименование производителя, сведения о товарных знаках, марки, модели, артикулы, сорт, стандарт, иные технические и коммерческие характеристики, дату выпуска (изготовления);

– номер упаковки или места в транспорте;

– габаритные и весовые (брутто, нетто) характеристики каждого товарного места (коробки, паллеты и т.д.), общий вес и объем груза;

– вид упаковки;

– фактурную стоимость товаров (при необходимости) |*|.

* Информацию об оформлении ТН-2 при международной грузоперевозке 

Справочно: в Российской Федерации форма спецификации утверждена постановлением Госкомитета РФ от 25.12.1998 № 132 (унифицированная форма ТОРГ-10).

 

Как придать грузовой спецификации статус документа, имеющего юридическую силу?

Отгрузочная спецификация необходима не только для выполнения автомобильных перевозок, связанных с ввозом и принятием груза на территории Республики Беларусь, но и для автомобильных перевозок, связанных с вывозом товаров за пределы территории республики. Например, она может потребоваться декларанту при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта, перевозчику при оформлении документов, необходимых для выполнения транзитных перевозок за пределами ЕАЭС (книжки МДП, транзитной декларации), либо для сдачи груза получателю за пределами республики.

Полагаем, что в случае, когда форма и содержание какого-либо документа не определены гражданским и иным законодательством, необходимо обратиться к нормам Инструкции № 4 [7].

Ею, в частности, установлены общие требования к оформлению документов (реквизитов, текстов), а также определено, что реквизит «подпись» является обязательным для придания документу юридической силы.

Форма отгрузочной спецификации может быть утверждена приказом руководителя организации с соблюдением требований Инструкции № 4.

Приказом должны быть также определены уполномоченные лица, в обязанности которых входит оформление и подписание акта загрузки товаров в транспортное средство.

Документы к статье

[1] Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (далее – КДПГ)

[2] Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 278-З)

[3] Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила № 970)

[4] Решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438 «О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита» (далее – Решение КТС № 438)

[5] постановление Минтранса Республики Беларусь от 20.02.2012 № 11 (далее – постановление № 11)

[6] Инструкция о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденная Решением КТС от 18.06.2010 № 289 (далее – Инструкция № 289)

[7] Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Минюста Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция № 4)

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 47 декабрь 2018
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

Почему нормы ТК не приведены в соответствие с положениями Декрета № 5?

7

НОВОСТИ

8

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

10

Особенности проведения государственных закупок товаров (работ, услуг) в 2018 году и новации 2019 года[Срочно и важно]

10

КОММЕНТАРИИ К НОРМАТИВНЫМ ДОКУМЕНТАМ

14

Зачет и возврат излишне перечисленных страховых взносов в Белгосстрах

14

Организации часто забывают, что с 10 августа 2018 года продлевать сроки завершения внешнеторговых операций надо по-новому

19

МНС РАЗЪЯСНЯЕТ

24

Поможем налоговому агенту разобраться в справке налогового резидента Великобритании[Срочно и важно]

24

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

25

ВОПРОС-ОТВЕТ

27

Реконструкция здания, полученного в качестве вклада в уставный фонд, и инвестиционный вычет

27

Истечение срока исковой давности по авансу, полученному от покупателя, и налог при УСН

27

Механизмы сокращения амортизационных отчислений в 2019 году

28

Комиссионная торговля и инвентаризация

29

Расходы, связанные с покупкой иностранной валюты

30

Списание курсовых разниц за 2017 год

32

Пособие по временной нетрудоспособности и выполнение работы по договору подряда

33

Использование личных автомобилей работников в служебных целях

35

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

36

Акт сверки расчетов: почему важно его составлять?

36

Перенос убытков в 2018 году

41

Как определить убыток к переносу в 2018 году по группам операций

47

У ВАС ПРОВЕРКА

54

Объект контроля – аренда недвижимости у нерезидента

54

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

60

Многие ошибки по НДС – неверное определение момента фактической реализации

60

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

66

Новогодние подарки для лиц, не работающих в организации: какие «зарплатные» налоги заплатим

66

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

69

Замена лизингополучателя в договоре лизинга может иметь негативные последствия: история одного судебного дела

69

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

72

С 1 января 2019 года необходимо вернуться к начислению амортизации[Срочно и важно]

72

Можно ли передать управленческие расходы филиалу?

79

Отгрузочная спецификация: что это за документ и где применяется?

82

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

86

Об индексе цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения за октябрь 2018 года

86

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

87

Банковская деятельность

87

Постановление Правления Нацбанка Республики Беларусь от 05.11.2018 № 511 «О перечне и допустимых сочетаниях банковских операций, осуществляемых небанковскими кредитно-финансовыми организациями»

87

Труд и социальная защита

88

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.12.2018 № 870 «Об установлении размера месячной минимальной заработной платы»

88

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

89

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств на 1 ноября 2018 года*

89

Об изменении потребительских цен в ноябре 2018 года

91

Комментарий о порядке индексации доходов населения за ноябрь 2018 года

91

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

92

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют с 8 по 14 декабря 2018 года

96
Назад
Документы к статье

[1] Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (далее – КДПГ)

[2] Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 278-З)

[3] Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила № 970)

[4] Решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438 «О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита» (далее – Решение КТС № 438)

[5] постановление Минтранса Республики Беларусь от 20.02.2012 № 11 (далее – постановление № 11)

[6] Инструкция о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденная Решением КТС от 18.06.2010 № 289 (далее – Инструкция № 289)

[7] Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Минюста Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция № 4)