Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетных организаций

(Комментарий к постановлению Совета Министров РБ от 01.09.2010 № 1267)

Геннадий Прохорчик, начальник главного управления труда и заработной платы Минтруда и соцзащиты РБ
_________________________
 
* Постановление Совета Министров РБ от 01.09.2010 № 1267 опубликовано в "ГБ", 2010, № 34, с. 30.
 
Постановлением Совета Министров РБ от 01.09.2010 № 1267 "О повышении заработной платы отдельным категориям работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций" (далее – постановление) установлены повышения тарифных окладов (ставок) отдельным категориям работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
Постановление распространяется на поименованные в нем категории работников бюджетных организаций, а также на работников бюджетных организаций, которые содержатся за счет приносящей доходы деятельности, если оплата их труда осуществляется по условиям, определенным для бюджетных организаций.
При установлении повышений тарифных ставок (окладов) по основаниям, предусмотренным постановлением, другие повышения тарифных ставок (окладов), установленные в соответствии с законодательством, не отменяются
Тарифные ставки (оклады) рассчитываются согласно подп. 1.2 п. 1 приложения 1 к постановлению Минтруда РБ от 21.01.2000 № 6 (далее – постановление № 6).
 
Справочно: тарифные ставки (оклады) работников определяются путем умножения тарифной ставки 1-го разряда, устанавливаемой Советом Министров РБ, и тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС) с учетом корректирующих коэффициентов, коэффициентов повышений, учитывающих сложность выполняемых работ, или по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности.
При введении почасовой оплаты труда применяются часовые тарифные ставки (оклады), которые определяются путем деления тарифной ставки (оклада) на среднемесячное количество рабочих часов, установленное нормативными правовыми актами, с учетом годового баланса рабочего времени.
 
Размеры всех предусмотренных постановлением повышений следует определять от тарифных окладов (ставок) в порядке, предусмотренном в п. 4 приложения 1 к постановлению № 6.
Повышение тарифных окладов (ставок) устанавливает наниматель.
 
Справочно: работникам организаций, имеющим право на повышение тарифных ставок (окладов) по одному или нескольким основаниям, размер каждого повышения определяется от тарифной ставки (оклада), рассчитанной в соответствии с устанавливаемой Советом Министров РБ тарифной ставкой 1-го разряда и коэффициентами ЕТС, с учетом корректирующих коэффициентов, коэффициентов повышений, учитывающих сложность выполняемыхработ, или по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности (кроме повышений, установленных от тарифной ставки 1-го разряда).
Исчисленные размеры повышений тарифных ставок (окладов) и повышения, установленные от тарифной ставки 1-го разряда, суммируются с тарифной ставкой (окладом), рассчитанной в соответствии с устанавливаемой Советом Министров РБ тарифной ставкой 1-го разряда и коэффициентами ЕТС, с учетом корректирующих коэффициентов, коэффициентов повышений, учитывающих сложность выполняемых работ, или по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и формируют ставку (оклад).
Повышения молодым специалистам (подп. 1.2 п. 1 постановления)
Повышение тарифных окладов (ставок) на 10 % следует устанавливать всем молодым специалистам, получившим высшее и среднее специальное образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов либо на условиях оплаты и направленным на работу по распределению в бюджетные организации (далее – молодые специалисты).
Выпускники учреждений образования, получившие среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, направленные на работу по распределению, согласно законодательству считаются молодыми специалистами и обязаны отработать по распределению 2 года. Указанный срок исчисляется со дня заключения трудового договора (контракта) между молодым специалистом и нанимателем.
На выпускников, получивших среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования на условиях оплаты, направленных на работу по их желанию, распространяются гарантии, предусмотренные для молодых специалистов. Таким образом, на них распространяется повышение тарифных окладов (ставок) на 10 % при условии, что они направлены на работу по распределению в бюджетные организации.
Повышение следует устанавливать молодым специалистам – врачам, медицинским сестрам, фельдшерам, психологам, специалистам по социальной работе, педагогическим работникам, тренерам-преподавателям по спорту, инструкторам-методистам, спортсменам-инструкторам, заведующим сельскими клубами, библиотекарям, артистам, инженерам, техникам, экономистам, бухгалтерам, юристам, лаборантам и другим специалистам, работающим в бюджетных организациях.
Кроме того, повышение распространяется на молодых специалистов, направленных на работу по распределению в государственные органы (заисключением назначенных на должности государственных служащих), группы централизованного хозяйственного обслуживания организаций образования и организаций культуры, централизованные бухгалтерии и др.
В случае работы молодого специалиста в бюджетной организации, в которую он был направлен по распределению, по одной и той же должности по основному месту работы и на условиях внутреннего совместительства, повышение тарифных окладов (ставок), предусмотренное подп. 1.2. п. 1 постановления, надо устанавливать ему как по основной работе, так и по работе по совместительству.
Пример 1
Молодой специалист по распределению работает тренером – преподавателем по спорту, на условиях внутреннего совместительства – также тренером – преподавателем по спорту. Повышение по подп. 1.2 п. 1 постановления ему должно быть установлено и по основному месту работы, и по работе по совместительству.
 
Если молодой специалист на условиях внутреннего совместительства работает по другой должности, данное повышение ему не устанавливается, а устанавливается по должности по основному месту работы.
Пример 2
Молодой специалист по распределению работает учителем, на условиях внутреннего совместительства – воспитателем группы продленного дня. Повышение по подп. 1.2 п. 1 постановления ему положено только по основному месту работы.
 
Молодым специалистам, которые имеют право, кроме повышения тарифных окладов (ставок) в соответствии с подп. 1.2 п. 1 постановления, также и на повышение по одному из оснований, предусмотренных в подп. 1.3–1.6 п. 1, повышение тарифных окладов (ставок) производится по каждому из оснований.
Повышение тарифных окладов (ставок) молодым специалистам на 10 %, предусмотренное постановлением, не лишает их права на выплаты, установленные, например:
– Указом Президента РБ от 14.06.2007 № 273 "О повышении заработной платы отдельным категориям молодых специалистов" (повышение тарифных ставок (окладов) на 50 % молодым специалистам с высшим образованием, включенным в банки данных одаренной и талантливой молодежи, доплаты в размере одной тарифной ставки 1-го разряда молодым специалистам с высшим медицинским (фармацевтическим) образованием, работающим в государственных организациях здравоохранения, финансируемых из бюджета);
– постановлением Совета Министров РБ от 26.01.2009 № 86 "О некоторых вопросах оплаты труда работников учреждений образования" (доплаты в размере одной тарифной ставки 1-го разряда молодым специалистам с высшим и средним специальным образованием из числа педагогических работников);
– отдельными нормативными правовыми актами – повышение тарифных ставок (окладов) на10 % отдельным категориям молодых специалистов из числа выпускников ведущих высших учебных заведений и др.
Повышения педагогическим работникам (подп. 1.3 п. 1 постановления)
Подпунктом 1.3 п. 1 постановления с 1 сентября 2010 г. установлено повышение тарифных окладов (ставок) педагогическим работникам бюджетных организаций (за исключением профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и учреждений образования (подразделений учреждений образования), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров), на 25 %.
Указанное повышение следует устанавливать всем специалистам из числа педагогических работников бюджетных организаций. Так, оно устанавливается не только воспитателям учреждений образования, но и воспитателям детских больниц, детских хосписов, детских санаториев, воспитателям домов-интернатов для детей с особенностями физического развития системы Минтруда и соцзащиты РБ и др.
При определении должностей педагогических работников, на которых распространяется действие подп. 1.3 п. 1 постановления, рекомендуется руководствоваться подп. 3.1.1 и 3.1.3 п. 3 "Образование" Перечня специалистов бюджетных организаций здравоохранения, социальной защиты, образования, науки, физической культуры и спорта, культуры и искусства, радио и телевидения, архивов и архивных учреждений, редакций газет и журналов, прилагаемого к Положению о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли), утвержденному постановлением Минтруда РБ от 12.01.2000 № 4 (далее – Перечень). В подп. 3.1.1 п. 3 Перечня поименованы должности специалистов из числа педагогических работников, в подп. 3.1.3 п. 3 Перечня содержатся должности руководителей из числа педагогических работников.
Применение повышения тарифных окладов (ставок) педагогическим работникам на 25 % согласно подп. 1.3 п. 1 постановления не лишает их права на другие повышения, установленные педагогическим работникам в соответствии с законодательством РБ (например, на повышение тарифных окладов (ставок) мастерам производственного обучения и преподавателям предметов (дисциплин) профессионального компонента учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, на 10 % согласно постановлению Совета Министров РБ от 04.12.2008 № 1854 "О совершенствовании оплаты труда отдельных категорий педагогических работников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, финансируемых из бюджета"; повышение тарифных окладов (ставок) педагогическим работникам (за исключением мастеров производственного обучения и преподавателей предметов (дисциплин) профессионального компонента) отдельных учреждений образования на 5 % в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 26.01.2009 № 86).
Повышение тарифных окладов на 25 % согласно подп. 1.3 п. 1 постановления не распространяется на руководителей и специалистов из числа профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и учреждений образования (подразделений учреждений образования), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров.
При определении должностей профессорско-преподавательского состава, на которых не распространяется действие подп. 1.3 п. 1 постановления, рекомендуется руководствоваться подп. 3.1.2 и 3.1.4 п. 3 Перечня, в которых содержатся соответственно должности специалистов из числа профессорско-преподавательского состава и руководителей из числа профессорско-преподавательского состава. Его применение для принятия решения об отнесении должностей руководителей и специалистов к педагогическим работникам и профессорско-преподавательскому составу является рекомендательным.
Понятия "педагогические работники" и "профессорско-преподавательский состав" содержатся в законах РБ "Об образовании" (ст. 52), "Об общемсреднем образовании" (ст. 46), "О профессиональнотехническом образовании" (ст. 31), "О высшем образовании" (ст. 31) и др.
По вопросам отнесения отдельных руководителей и специалистов к педагогическим работникам, профессорско-преподавательскому составу, к категории молодых специалистов Минобразованием РБ дано разъяснение в письме от 15.11.2010№ 11-02-17/580дп, которое направлено управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома.
Повышения врачам (подп. 1.4 п. 1 постановления)
Подпунктом 1.4 п. 1 постановления устанавливается повышение на 25 % тарифных окладов врачам, работающим в бюджетных организациях (больницах, поликлиниках, диспансерах, учреждениях образования, социального обслуживания, физической культуры и спорта, театрально-зрелищных организациях и др.).
Норма названного подпункта распространяется на врачей всех специальностей, в т.ч. руководителей структурных подразделений, обособленных структурных подразделений и руководителей (заместителей руководителей) бюджетных организаций.
Разъяснения по применению подп. 1.4 п. 1 постановления содержатся в письме Минздрава РБ от 17.09.2010 № 03-2-07/2958, которое направлено в управления здравоохранения облисполкомов, комитет по здравоохранению Мингорисполкома.
 
Повышения работникам культурно-просветительных учреждений (подп. 1.6 п. 1 постановления)
1. Подпунктом 1.6 п. 1 постановления установлено, что тарифные оклады работников культурно-просветительных учреждений, трудовые функции которых соответствуют основному виду деятельности данных учреждений, повышаются на 15 %. Перечень должностей работников культурно-просветительных учреждений утвержден постановлением Минкультуры РБ от 29.09.2010 № 36 (далее – Перечень № 36).
В соответствии с Перечнем № 36 повышаются тарифные оклады работников учреждений, имеющих статус культурно-просветительного учреждения согласно Закону РБ от 04.06.1991 № 832-XII "Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь".
 
Справочно: на основании подп. 3-2 п. 3 ст. 21гл. 4 названного закона к культурно-просветительным учреждениям относятся организации культуры, которые осуществляют культурную деятельность через обеспечение доступа физических лиц к культурным ценностям, которые находятся в фондах указанных организаций, или через создание условий для занятия народным и художественным творчеством, самообразованием, а также для духовного и физического развития.
К культурно-просветительным учреждениям относятся музеи, библиотеки, клубные учреждения и другие типы учреждений культуры, которые осуществляют такую культурную деятельность.
 
Учитывая, что Перечень № 36 утвержден постановлением Минкультуры РБ, при возникновении неясностей, связанных с включением в него отдельных должностей либо с определением статуса культурно-просветительного учреждения, рекомендуется обращаться в данное министерство.
2. На основании подп. 1.6 п. 1 постановления повышаются также тарифные оклады работникам структурных подразделений бюджетных организаций, работа в которых соответствует характеру работы культурно-просветительного учреждения:
2.1. специалистам (главным специалистам) указанных структурных подразделений, не относящимся к категории педагогических работников, наименования базовых должностей которых содержатся в табл. 1 приложения 8 к постановлению № 6 (далее – табл. 1).
 
Справочно: квалификационные характеристики должностей указанных работников, как правило, включены в раздел "Квалификационные характеристики должностей служащих культурно-просветительных учреждений" 30-го выпуска Единого квалификационного справочника должностей служащих "Должности служащих, занятых в культуре и искусстве", утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 29.12.2001 № 25.
Например, повышение тарифного оклада устанавливается по должностям:
– библиотекаря общеобразовательной школы, воинской части;
– главного библиотекаря, ведущего библиотекаря библиотеки вуза, НИИ (наименование базовой должности включено в табл. 1);
– руководителя кружка (аккомпаниатора, концертмейстера, культорганизатора и др.), не относящегося к категории педагогических работников (по аналогичным должностям, отнесенным к категории педагогических работников, повышение тарифныхокладов устанавливается на основании подп. 1.3 п. 1 постановления);
– хормейстера хора студентов; режиссера непрофессионального театрального коллектива, имеющего наименование "народный", и т.д.;
2.2. руководителям (заместителям руководителей) названных структурных подразделений, наименования должностей которых однозначно указывают на характер деятельности структурного подразделения (заведующий библиотекой, заведующий клубом, художественный руководитель клуба, заведующий музеем и т.д.) вне зависимости от наличия в подчинении работников.
В отношении других должностей руководителей (заместителей руководителей) структурных подразделений бюджетных организаций при решении вопроса об установлении им повышения тарифного оклада можно использовать следующий критерий: указанное повышение устанавливается в том случае, если не менее 50 % штатной численности специалистов, находящихся в подчинении данного руководителя (заместителя руководителя), имеет право на установление повышения тарифного оклада на основании подп. 1.6 п. 1 постановления.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.