AA

С 1 августа увеличены размеры государственных пособий на детей

Ежегодно с 1 августа устанавливаются новые размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ). При его росте повышаются размеры пособий, выплачиваемых семьям, в которых воспитываются дети. Размеры отдельных пособий зависят от размера среднемесячной заработной платы работников в республике (СЗП). Их величина также пересматривается с 1 августа. В каком размере пособия установлены с 1 августа 2019 г.? От чего зависит их размер? Автор отвечает на эти вопросы в комментарии.

С 1 августа 2019 г. размеры государственных пособий на детей, исчисляемые из величины БПМ, составляют:

– пособие в связи с рождением ребенка:

при рождении первого ребенка (10 БПМ) – 2 309,10 руб.;

при рождении второго и последующих детей (14 БПМ) – 3 232,74 руб.;

– пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности (100 % БПМ), – 230,91 руб.;

– пособие семьям на детей от 3 до 18 лет на период воспитания ребенка до 3 лет (50 % БПМ) – 115,46 руб.;

– пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей |*|:

* Кому положено и как получить пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей

на ребенка-инвалида от 3 до 18 лет (70 % БПМ) – 161,64 руб.;

на других детей старше 3 лет (50 % БПМ) – 115,46 руб.;

– пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет:

с I и II степенью утраты здоровья (100 % БПМ) – 230,91 руб.;

с III и IV степенью утраты здоровья (120 % БПМ) – 277,09 руб.;

– пособие на ребенка, инфицированного вирусом иммунодефицита человека, – 161,64 руб.

 

Справочно: на период с 1 августа по 31 октября 2019 г. БПМ установлен в размере 230,91 руб.

 

С 1 августа 2019 г. также увеличены размеры пособия по уходу за ребенком до 3 лет, исчисляемые из среднемесячной заработной платы работников в республике.

Размеры пособия по уходу за ребенком до 3 лет пересматриваются дважды в год – с 1 февраля и с 1 августа в связи с ростом СЗП (п. 2 ст. 27 Закона № 7-З [1]). По данным Белстата, СЗП за II квартал 2019 г. составила 1 074,60 руб.

В период с 1 августа 2019 г. по 31 января 2020 г. пособие по уходу за ребенком до 3 лет назначается и выплачивается в следующих размерах:

– на первого ребенка (35 % СЗП) – 376,11 руб.;

– на второго и последующих детей (40 % СЗП) – 429,84 руб.;

– на ребенка-инвалида до 3 лет (45 % СЗП) – 483,57 руб.

 

Возможны ли удержания из пособия?

Для ответа на поставленный вопрос рассмотрим такую ситуацию.

 

Ситуация

Работница просит производить удержания из пособия

Работница организации, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, обратилась с заявлением об удержании из выплачиваемого ей пособия по уходу за ребенком до 3 лет платы за проживание в ведомственном общежитии.

Правомерно ли такое удержание?

Не допускаются удержания из предусмотренных законодательством сумм выходного пособия, компенсационных и иных выплат, на которые согласно законодательству не обращается взыскание (ст. 109 ТК [2]).

Обращение взыскания на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до 3 лет, выплачиваемые должнику-гражданину, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, производится только по судебному постановлению:

– о взыскании алиментов;

– взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

– возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 104 Закона № 439-З [3]).

Данный перечень является исчерпывающим.

Взыскание не может быть обращено на денежные средства, причитающиеся должнику-гражданину в качестве:

– государственных пособий семьям, воспитывающим детей |*|, за исключением случаев, предусмотренных ст. 104 Закона № 439-З и иными законодательными актами;

* Условия назначения пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей

– пособий и выплат гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий (ст. 109 Закона № 439-З).

Из государственных пособий могут производиться удержания излишне выплаченных сумм таких пособий (ст. 25 Закона № 7-З).

Так, излишне выплаченные суммы государственных пособий (вследствие представления документов с заведомо недостоверными сведениями, непредставления либо несвоевременного представления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера государственного пособия или прекращение его выплаты, других изменений, влияющих на право получения государственного пособия, а также вследствие иных переплат) подлежат возврату получателем государственного пособия.

В случае отказа получателя пособия от возврата излишне выплаченных сумм пособий в добровольном порядке их удержание производится из сумм государственных пособий, заработной платы, денежного довольствия, стипендии или иного дохода на основании решения комиссии по назначению пособий в размере не более 20 % от действующего размера государственного пособия, установленного Законом № 7-З, ежемесячно до полного погашения задолженности.

При прекращении выплаты государственного пособия, заработной платы, денежного довольствия, стипендии или иного дохода оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

Иных норм, предоставляющих право осуществления удержаний из государственных пособий, в т.ч. по заявлениям граждан (в целях осуществления погашения задолженности по кредитам, оплате коммунальных платежей и др.), законодательство не содержит.

Таким образом, удержание платы за проживание в ведомственном общежитии из выплачиваемого работнице пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет |*| неправомерно.

* От чего зависит право на пособия на детей

Документы к статье

[1] Закон Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон № 7-З)

[2] Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК)

[3] Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 439-З)

 

 

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup