Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Государственные органы обязаны рассматривать обращения организаций, даже если эти обращения касаются клиентов этих организаций

(Комментарий к отдельным нормам Указа Президента РБ от 15.10.2007 № 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц")

Елена Соколова, юрист
Указом № 498 установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым государственные органы могут оставлять запросы без рассмотрения

Обращения (предложения, заявления, жалобы) юридических лиц независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению посуществу в соответствии с компетенцией:

– в местных исполнительных и распорядительных органах, подчиненных (подотчетных) им организациях, территориальных подразделениях (органах) и организациях, подчиненных (подотчетных) республиканским органам государственного управления и государственным организациям, подчиненным Правительству РБ, другим государственным органам, иным организациям, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях;

– в других государственных органах, иных организациях, если вопросы, изложенные в обращениях, относятся к исключительной компетенции этих органов или организаций.

Исчерпывающий перечень оснований, по которым государственные органы могут оставлять запросы без рассмотрения, приведен в п. 5 Указа Президента РБ от 15.10.2007 № 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц" (далее – Указ № 498):

1) обращение не соответствует требованиям, указанным в частях первой – третьей п. 3 Указа № 498 (обращения юридических лиц должны содержать наименование и (или) адрес организации, в которую направляется обращение; полное наименование юридического лица и его юридический адрес; изложение сути обращения; фамилию, собственное имя, отчество и подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица);

2) в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные слова или выражения;

3) текст обращения не поддается прочтению;

4) обращения подлежат рассмотрению только в порядке конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также в ином порядке, установленном законодательными актами РБ.

В Указе № 498 не сказано, что основанием для отказа в рассмотрении обращения по существу может быть тот факт, что обращение касается разъяснения законодательства в интересах других лиц.

Исходя из вышеизложенного все государственные органы обязаны в соответствии с Указом № 498 рассматривать обращения организаций (редакций средств массовой информации, аудиторских, юридических, консультационных организаций и др.) и физических лиц, даже если эти обращения касаются разъяснения законодательства по деятельности других организаций.

При этом государственные органы должны давать не формальные ответы, а рассматривать обращения по существу, т.е. в ответе должны быть решены все изложенные в обращении вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав и законных интересов автора обращения. В случае рассмотрения письменного обращения его автору обязательно дается письменный ответ.

Редакции средств массовой информации и аудиторские организации на свои письменные запросы в госорганы, как правило, получают ответы по формальному признаку

В последнее время организации обращаются за разъяснениями интересующих их вопросов финансово-хозяйственной деятельности в редакции средств массовой информации (журналы, газеты), а также аудиторские и иные организации.

Объясняется это тем, что редакции изданий экономической направленности, аудиторские организации могут проконсультировать не только по вопросам налогообложения, ценообразования и т.д., но и осветить вопрос в комплексе, увязав налоговое законодательство с бухгалтерским учетом, ценообразованием, внешнеэкономической деятельностью и т.п.

Кроме того, субъекты хозяйствования небезосновательно считают, что обращение организаций по вопросам не в соответствующие министерства и налоговые инспекции, а в указанные организации имеет ряд существенных преимуществ:

– во-первых, нередко организации получают формальные ответы, состоящие из выдержек из нормативных документов.

При этом не все плательщики при получении формального ответа решают добиваться конкретного ответа на волнующий их вопрос. И это несмотря на то, что все письма налоговых инспекций в адрес плательщиков заканчиваются одной и той же фразой: в случае несогласия с полученным ответом плательщик может обжаловать его в вышестоящую организацию или в суд.
 
Вниманию читателей: 1. Обращение считается рассмотренным по существу, если в результате его рассмотрения решены все изложенные в обращении вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав и законных интересов автора обращения и в случае рассмотрения письменного обращения его автору дан письменный ответ (п. 4 Указа № 498).

2. Копии всех запросов с полученными ответами хранятся в деле плательщика. Налоговый инспектор, готовясь к проверке, всегда знакомится с делом плательщика;
 
– во-вторых, редакции или аудиторской организации намного проще при получении формального ответа требовать от налоговой инспекции разобраться по существу поставленных вопросов или обжаловать этот ответ в вышестоящую налоговую инспекцию, это входит в их комплектацию.

Так, например, аудиторские организации в ряде случаев в соответствии с прямой обязанностью вступают в спор с налоговыми инспекциями. Это происходит, когда они консультируют плательщиков во время проведения налоговой проверки, помогают написать возражения на акт проверки, подготовить иск в суд и выступают в суде на стороне плательщика.

Поэтому неудивительно, что некоторые министерства и налоговые инспекции отказывают аудиторам и редакциям в ответе на том основании, что они могут задавать вопросы только в отношении налогообложения своих организаций и не могут интересоваться, как должны платить налоги их клиенты или читатели.

Не все организации готовы соглашаться с такими ответами. В последнее время многие министерства определились с порядком ответов на обращения организаций и граждан. Они приняли обоснованную, предусмотренную законодательством позицию:

1) исчерпывающий перечень оснований, по которым государственные органы могут оставлять запросы без рассмотрения, приведен в п. 5 Указа № 498;

2) в Указе № 498 не определено, что основанием для отказа в рассмотрении обращения по существу может быть тот факт, что обращение касается разъяснения законодательства в интересах других лиц.

Таким образом, налоговые органы обязаны в соответствии с Указом № 498 рассматривать обращения организаций (редакций средств массовой информации, аудиторских, юридических, консультационных организаций и др.), даже если эти обращения касаются разъяснения законодательства по деятельности других организаций.

 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.