Государственные органы обязаны рассматривать обращения организаций, даже если эти обращения касаются клиентов этих организаций

(Комментарий к отдельным нормам Указа Президента РБ от 15.10.2007 № 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц")

Елена Соколова, юрист
Указом № 498 установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым государственные органы могут оставлять запросы без рассмотрения

Обращения (предложения, заявления, жалобы) юридических лиц независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению посуществу в соответствии с компетенцией:

– в местных исполнительных и распорядительных органах, подчиненных (подотчетных) им организациях, территориальных подразделениях (органах) и организациях, подчиненных (подотчетных) республиканским органам государственного управления и государственным организациям, подчиненным Правительству РБ, другим государственным органам, иным организациям, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях;

– в других государственных органах, иных организациях, если вопросы, изложенные в обращениях, относятся к исключительной компетенции этих органов или организаций.

Исчерпывающий перечень оснований, по которым государственные органы могут оставлять запросы без рассмотрения, приведен в п. 5 Указа Президента РБ от 15.10.2007 № 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц" (далее – Указ № 498):

1) обращение не соответствует требованиям, указанным в частях первой – третьей п. 3 Указа № 498 (обращения юридических лиц должны содержать наименование и (или) адрес организации, в которую направляется обращение; полное наименование юридического лица и его юридический адрес; изложение сути обращения; фамилию, собственное имя, отчество и подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица);

2) в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные слова или выражения;

3) текст обращения не поддается прочтению;

4) обращения подлежат рассмотрению только в порядке конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также в ином порядке, установленном законодательными актами РБ.

В Указе № 498 не сказано, что основанием для отказа в рассмотрении обращения по существу может быть тот факт, что обращение касается разъяснения законодательства в интересах других лиц.

Исходя из вышеизложенного все государственные органы обязаны в соответствии с Указом № 498 рассматривать обращения организаций (редакций средств массовой информации, аудиторских, юридических, консультационных организаций и др.) и физических лиц, даже если эти обращения касаются разъяснения законодательства по деятельности других организаций.

При этом государственные органы должны давать не формальные ответы, а рассматривать обращения по существу, т.е. в ответе должны быть решены все изложенные в обращении вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав и законных интересов автора обращения. В случае рассмотрения письменного обращения его автору обязательно дается письменный ответ.

Редакции средств массовой информации и аудиторские организации на свои письменные запросы в госорганы, как правило, получают ответы по формальному признаку

В последнее время организации обращаются за разъяснениями интересующих их вопросов финансово-хозяйственной деятельности в редакции средств массовой информации (журналы, газеты), а также аудиторские и иные организации.

Объясняется это тем, что редакции изданий экономической направленности, аудиторские организации могут проконсультировать не только по вопросам налогообложения, ценообразования и т.д., но и осветить вопрос в комплексе, увязав налоговое законодательство с бухгалтерским учетом, ценообразованием, внешнеэкономической деятельностью и т.п.

Кроме того, субъекты хозяйствования небезосновательно считают, что обращение организаций по вопросам не в соответствующие министерства и налоговые инспекции, а в указанные организации имеет ряд существенных преимуществ:

– во-первых, нередко организации получают формальные ответы, состоящие из выдержек из нормативных документов.

При этом не все плательщики при получении формального ответа решают добиваться конкретного ответа на волнующий их вопрос. И это несмотря на то, что все письма налоговых инспекций в адрес плательщиков заканчиваются одной и той же фразой: в случае несогласия с полученным ответом плательщик может обжаловать его в вышестоящую организацию или в суд.
 
Вниманию читателей: 1. Обращение считается рассмотренным по существу, если в результате его рассмотрения решены все изложенные в обращении вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав и законных интересов автора обращения и в случае рассмотрения письменного обращения его автору дан письменный ответ (п. 4 Указа № 498).

2. Копии всех запросов с полученными ответами хранятся в деле плательщика. Налоговый инспектор, готовясь к проверке, всегда знакомится с делом плательщика;
 
– во-вторых, редакции или аудиторской организации намного проще при получении формального ответа требовать от налоговой инспекции разобраться по существу поставленных вопросов или обжаловать этот ответ в вышестоящую налоговую инспекцию, это входит в их комплектацию.

Так, например, аудиторские организации в ряде случаев в соответствии с прямой обязанностью вступают в спор с налоговыми инспекциями. Это происходит, когда они консультируют плательщиков во время проведения налоговой проверки, помогают написать возражения на акт проверки, подготовить иск в суд и выступают в суде на стороне плательщика.

Поэтому неудивительно, что некоторые министерства и налоговые инспекции отказывают аудиторам и редакциям в ответе на том основании, что они могут задавать вопросы только в отношении налогообложения своих организаций и не могут интересоваться, как должны платить налоги их клиенты или читатели.

Не все организации готовы соглашаться с такими ответами. В последнее время многие министерства определились с порядком ответов на обращения организаций и граждан. Они приняли обоснованную, предусмотренную законодательством позицию:

1) исчерпывающий перечень оснований, по которым государственные органы могут оставлять запросы без рассмотрения, приведен в п. 5 Указа № 498;

2) в Указе № 498 не определено, что основанием для отказа в рассмотрении обращения по существу может быть тот факт, что обращение касается разъяснения законодательства в интересах других лиц.

Таким образом, налоговые органы обязаны в соответствии с Указом № 498 рассматривать обращения организаций (редакций средств массовой информации, аудиторских, юридических, консультационных организаций и др.), даже если эти обращения касаются разъяснения законодательства по деятельности других организаций.

 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 47 январь 2010
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Будут ли учитываться в целях бухгалтерского учета и при налогообложении прибыли затраты предприятия, не поименованные дословно в статье 131 НК?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Бухгалтерский учет

9

О внесении изменений и дополнения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 12 июля 2007 г. № 132

9

Об установлении типовой формы первично­го учетного документа ЗН-1 "Заказ-наряд" и признании утратившим силу приказа Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 1999 г. № 267

10

О некоторых вопросах порядка реализации образовавшихся остатков алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов

12

Труд и социальная защита

15

О внесении изменений в постановление правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июня 2009 г. № 10

15

Комментарии

17

Учащиеся проходят оплачиваемую производственную практику: правильно начисляйте взносы в ФСЗН

17

Отдельные пособия для работников субъектов малого бизнеса с 2011 года будут назначаться органами по труду, занятости и социальной защите

19

Повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетных организаций

22

Часть дохода, исчисляемая в соответствии с Указом Президента РБ от 28.12.2005 № 637, является минимальной обязательной суммой дивидендов

27

Отчетность по налогу на прибыль в 2011 году будет представляться один раз в год

28

Не все товары, ввозимые из Российской Федерации и Республики Казахстан, подлежат статистическому декларированию

32

Государственные органы обязаны рассматривать обращения организаций, даже если эти обращения касаются клиентов этих организаций

35

МНС РБ разъясняет

37

Об упрощенной системе налогообложения

37

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

39

перечень документов,  посвященных одному вопросу

41

Затраты, учитываемые для целей на­логообложения прибыли в 2010–2011 го­дах

41

ВОПРОС – ОТВЕТ

45

Прямая линия

55

Учет расходов в 2010 году в условиях изменения законодательства, связанных со сближением национального законодательства с МСФО

55

Размер страхового тарифа по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний действует на постоянной основе

58

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

63

Организация сдает в наем квартиры: соблюдаем налоговое законодательство

63

РЕКЛАМА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

64

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

66

Реформация баланса, соз­дание и использование фондов организации

66

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

75

Акт не подписан, а работа счи­тается выполненной

75

У ВАС ПРОВЕРКА

77

Инновационный фонд: налоговые органы вправе начислять пени только на суммы отчислений, неуплаченные или не полностью уплаченные за 2007 и 2010 годы

77

типичные нарушения

79

Ошибки в исчислении акцизов

79

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

82

При реализации материалов, приобретенных для собственного производства, пониженную ставку налога при УСН применять нельзя

82

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

84

Порядок налогообложения выручки при переходе с упрощенной системы налогообложения на общую с 1 января 2011 года

84

к сведению читателей

89

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

90

Налогом на прибыль облагается вся сумма возмещения по недостаче, а не доход: правильно ли это?

90

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

93

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

93

С 1 января 2011 года вводится обязательное требование о предварительном информировании таможенных органов европейского союза о ввозимых грузах

93

РЕКЛАМА

94

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 4 по 10 декабря 2010 года

96