Средства, высвободившиеся в результате использования льгот, – объект налогового контроля

Анна Тихонова, экономист
Ситуация

Организация включена в Перечень организаций, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в малых и средних городских поселениях, утвержденный Указом Президента РБ от 07.06.2007 № 265 "О Государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 годы" (далее – Указ № 265), которым в 2007–2010 гг. предоставляются льготы по налогам.
В ноябре в организации состоится плановая тематическая налоговая проверка за период 2007 г. – октябрь 2010 г. включительно.
В ходе данного мероприятия будут проверяться следующие вопросы:

1) отражение в учете целевых средств, высвободившихся в результате применения льгот, и использование этих средств;

2) целевое использование высвободившихся средств и правомерность применения льготы по налогу на прибыль, направленную на финансирование капитальных вложений производственного назначения;

3) правильность вычета уплаченного НДС при расчете за приобретаемые товары средствами целевого назначения.
 
Проверка субъекта хозяйствования должна проводиться за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года. Такие нормы приведены в п. 13 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь". Однако встречаются случаи, когда период, за который проводится проверка, 3 годами не ограничивается. К таким случаям, в частности, относится проведение проверки соблюдения бюджетного и налогового законодательства, использования мер государственной поддержки.

Учитывая изложенное, специалисты контролирующих органов вправе проверять вопросы, связанные с применением льгот по Указу № 265, и при проведении проверок по истечении 3 лет с момента окончания их применения.
 
Справочно: с момента вступления в силу Указа № 265 (с 1 июня 2007 г.) организации, поименованные в Перечне, приведенном в приложении к нему, уплачивают налог на прибыль в размере 50 % ставки, установленной законодательством. Кроме того, организации освобождались от уплаты налога с пользователей автомобильных дорог (налог отменен с 1 января 2009 г.) и сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (сбор отменен с 1 января 2010 г.).

Последние изменения в Указ № 265 внесены Указом Президента РБ от 30.04.2010 № 208: уточнены перечень и названия организаций, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в малых и средних городских поселениях, которым до 2011 г. предоставляются льготы по налогу на прибыль.

Высвобождаемые в соответствии с Указом № 265 средства имеют целевое назначение

Налоговые органы проверят порядок отражения высвободившихся средств в бухгалтерском учете, а также источники финансирования, предусмотренные бизнес-планами организаций для тех или иных мероприятий.

Проверяющие будут руководствоваться:

– Указом № 265;

– совместным письмом МНС и Минфина РБ от 01.08.2007 № 2-2-27/505 и № 05-1-24/8296 (далее – совместное письмо);

– Инструкцией о порядке отражения в бухгалтерском учете средств, высвобождаемых в результате предоставления налоговых льгот, утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.03.2008 № 38 (далее – Инструкция № 38);

– бизнес-планами организаций.

Специалисты налоговых органов проверят:

– исчисление налога с пользователей автомобильных дорог и сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

– отражение высвободившихся средств в бухгалтерском учете;

– направления использования данных средств в соответствии с бизнес-планами.

Высвободившиеся средства и операции по их направлению необходимо отражать в учете одновременно

Высвобождаемые в соответствии с Указом № 265 средства остаются в распоряжении организаций и должны направляться ими на выполнение основных показателей, предусмотренных бизнес-планами и программами социально-экономического развития малых и средних городских поселений, в которых они расположены (п. 3 Указа № 265, в ред. Указа от 23.01.2009 № 51).

МНС и Минфин РБ совместным письмом установили порядок отражения высвобождаемых средств в бухгалтерском учете.

Выход совместного письма был обусловлен следующими обстоятельствами:

– несмотря на вступление в силу Указа № 51 с 1 февраля 2009 г., в первоначальной редакции Указа № 265 не было прямой нормы, указывающей на необходимость целевого использования высвобождаемых средств;

– такая норма изначально вытекала из п. 5 Указа № 265.

В совместном письме сказано, что налог с пользователей автомобильных дорог и сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки организации должны были исчислять, но в бюджет не уплачивать.

Высвобождаемые средства в бухгалтерском учете должны отражаться записью:

Д-т 68 (по соответствующим субсчетам по учету налогов) – К-т 86.

Использование сумм налоговых льгот по целевому назначению в бухгалтерском учете необходимо отражать так:

Д-т 86 – К-т 83.

Позднее общий порядок отражения в бухгалтерском учете организациями начисления и использования средств, высвобождаемых в результате предоставления льгот по уплате налогов, сборов (пошлин) в соответствии с законами и (или) актами Президента РБ, установлен Инструкцией № 38.

В бухгалтерском учете хозяйственные операции, связанные с направлением средств целевого финансирования на приобретение (создание) и модернизацию основных средств и нематериальных активов, на приобретение сырья и материалов (пополнение производственных запасов), товаров, увеличение объемов конкурентоспособной продукции и другие аналогичные направления, принятием на бухгалтерский учет объектов в качестве основных средств и нематериальных активов, списанием стоимости материальных ценностей, использованных на производство продукции, товаров, работ и услуг, отражаются на соответствующих счетах с одновременным отражением использования средств целевого финансирования (п. 38 Инструкции № 38).

Таким образом, в бухгалтерском учете использование высвободившихся средств необходимо показывать одновременно с отражением хозяйственных операций по конкретному направлению этих средств на те или иные цели.

Пример

Средства целевого финансирования в соответствии с бизнес-планом направляются на приобретение сырья и материалов (пополнение производственных запасов).

В учете необходимо сделать записи (цифры условные):

Д-т 68 – К-т 86 – 30 000 тыс. руб.

– на сумму средств, высвободившихся в результате льготы;

Д-т 10 – К-т 60 – 25 000 тыс. руб.

– на стоимость приобретенного сырья за счет средств целевого назначения;

Д-т 18 – К-т 60 – 4 500 тыс. руб.

– на сумму НДС, предъявленного поставщиком сырья;

Д-т 20 – К-т 10 – 25 000 тыс. руб.

– на стоимость сырья, использованного в процессе производства продукции

и одновременно:

Д-т 86 – К-т 18 – 4 500 тыс. руб.

– списывается за счет целевых средств сумма уплаченного НДС;

Д-т 86 – К-т 83 – 25 000 тыс. руб.

– на сумму использованных средств целевого назначения.

Высвободившиеся средства должны направляться на выполнение основных показателей, предусмотренных бизнес-планом развития организации

Высвобождаемые в соответствии с Указом № 265 средства остаются в распоряжении организаций и направляются на выполнение основных показателей, предусмотренных бизнес-планами и программами социально-экономического развития малых и средних городских поселений, в которых они расположены.

Необходимость наличия у коммерческих организаций бизнес-планов их развития установлена постановлением Совета Министров РБ от 08.08.2005 № 873, которым утверждено Положение о разработке, утверждении, экспертизе, согласовании и реализации прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов и возложена персональная ответственность за их отсутствие на руководителей коммерческих организаций.

Одним из основных разделов бизнес-плана является раздел "Инвестиционный и инновационный план". В нем приводятся краткая характеристика инвестиционных проектов, реализация которых будет продолжена или начата в планируемом периоде, результаты реализации проекта (выпуск новой продукции, повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, увеличение объемов производства, улучшение условий труда, снижение энерго- и материалоемкости продукции, замена активной части основных производственных фондов, внедрение новых и высоких технологий и иные результаты), описание основных средств, планируемых к приобретению.

Важным моментом в этом разделе являются определение и обоснование источников финансирования всех намеченных инвестиционных мероприятий. Использование источников финансирования и считается объектом налогового контроля.

При привлечении в качестве источников финансирования кредитов банков, мер государственной поддержки указываются имеющиеся кредитные соглашения, решения органов государственного управления, Правительства и Президента РБ.

Состав основных показателей бизнес-плана определен п. 23 Рекомендаций по разработке бизнес-планов развития коммерческой организации на год, утвержденных постановлением Минэкономики РБ от 30.10.2006 № 186 (в ред. постановления от 30.10.2007 № 190).

Среди основных показателей, в частности, предусматриваются:

– среднемесячная заработная плата одного работающего;

– коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на планируемый период;

– инвестиции в основной капитал (в т.ч. в создание основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности);

– источники инвестиций в основной капитал (собственные средства, заемные средства, бюджетные средства и пр.).

Таким образом, высвободившиеся по Указу № 265 средства могут быть направлены организацией на любые цели, связанные с выполнением основных показателей, предусмотренных бизнес-планом ее развития.

Использованные высвободившиеся средства должны быть отражены в учете в соответствии с совместном письмом и Инструкцией № 38.
 
(Окончание следует.)

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 39 октябрь 2010
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Как поступать организациям в случае необходимости проведения деловой встречи с представителями белорусских партнеров и как списать возникшие расходы?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Налоги

9

Об установлении форм деклараций об объемах производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий, балансов производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и их оборота на внутреннем рынке, баланса производства и оборота табачного сырья и табачных изделий, нарядов на отпуск этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья, и некоторых вопросах их представления

9

Комментарий (Табак и алкоголь: заинтересованные организации должны с 21 января 2011 года применять новые формы деклараций и балансов)

23

Труд и социальная защита

27

Об установлении расчетной нормы рабочего времени на 2011 год

27

Комментарии

28

Сняты ограничения по выбору метода переоценки имущества

28

При переоценке на 1 января 2011 года можно будет использовать все методы без ограничений

29

Надо ли вносить изменения в декларации?

30

Земельный налог: порядок его исчисления с 1 сентября 2010 года

32

Кто должен получать разрешение на захоронение отходов производства при арендных отношениях: арендатор или арендодатель?

37

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

39

Обзор повестки дня Совета МСФО: проекты новых стандартов

39

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

40

МНС РБ разъясняет

40

О представлении образцов бланков товаро­сопроводительных документов

40

О принятии заявлений налоговыми органами России

40

О направлении информации

42

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

48

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

50

Безвозмездно полученные организацией от физического лица основные средства принимаются на учет по рыночной стоимости

50

ВОПРОС – ОТВЕТ

52

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

63

Хозяйственные операции в корреспонденции счетов

63

Учет безвозмездной (спонсорской) помощи, оказанной резидентами, не должен подвести под штрафы

63

РЕКЛАМА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

66

мнения специалистов

71

Оплата труда работников, направленных для выполнения сельскохозяйственных работ, может производиться двумя способами

71

У ВАС ПРОВЕРКА

75

Средства, высвободившиеся в результате использования льгот, – объект налогового контроля

75

типичные нарушения

78

Ошибочные отчисления в ФСЗН отвлекут денежные средства из оборота

78

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

81

Кредит на уплату лизинговых платежей: расходы в части контрактной стоимости и лизинговой ставки учитываются по-разному

81

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

85

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ

85

Изменения в формы налоговых деклараций должны вноситься заблаговременно и не очень часто

85

Об установлении расчетной нормы рабочего времени на 2011 год

86

статистическая информация

91

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 октября 2010 года*

91

Об индексе потребительских цен за сентябрь 2010 года

93

Об индексе цен производителей промышленной продукции производственно-техни­ческого назначения за сентябрь 2010 года

93

Комментарий о порядке индексации доходов населения за сентябрь 2010 года

93

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

93

РЕКЛАМА

94

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 9 по 15 октября 2010 года

96