Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Оказывая спонсорскую помощь некоторым организациям, можно применить льготу по налогу на прибыль

Владимир Васильев, экономист

Расчет налога на прибыль с применением установленных льгот производят по окончании года. Однако спонсорскую помощь оказывают в течение года, и поэтому необходимо знать в период ее оказания, возможно ли в принципе применить льготу при перечислении средств или передаче товаров (работ, услуг) определенным организациям, какие документы необходимо иметь для ее применения. Автор на практических ситуациях разъясняет данные вопросы.

Прежде всего напомним, что от обложения налогом на прибыль освобождают прибыль организаций (в размере не более 10 % валовой прибыли), переданную зарегистрированным на территории Республики Беларусь бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта, религиозным организациям, а также общественным объединениям "Белорусское общество инвалидов", "Белорусское общество глухих" и "Белорусское товарищество инвалидов по зрению", унитарным предприятиям, собственниками имущества которых являются эти объединения, или использованную на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права (подп. 1.2 п. 1 ст. 140 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).

Сразу обратим внимание, что до 2012 г. данная льгота ограничивалась 5 % валовой прибыли, т.е. в этом году она увеличена в 2 раза.
Кроме того, с 2012 г. льгота дополнительно распространена на случаи передачи прибыли (использования прибыли на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права) зарегистрированным на территории Республики Беларусь религиозным организациям, а также общественным объединениям "Белорусское общество инвалидов", "Белорусское общество глухих" и "Белорусское товарищество инвалидов по зрению", унитарным предприятиям, собственниками имущества которых являются эти объединения.
В Республике Беларусь предоставление и использование безвозмездной (спонсорской) помощи регулирует Указ Президента РБ от 01.07.2005 № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи" (далее – Указ № 300).
Так, юридические лица РБ вправе оказывать организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам республики безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств на условиях, определяемых Указом № 300 (п. 1 Указа № 300).
 
Справочно: примерная форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи утверждена постановлением Совета Министров РБ от 13.07.2005 № 779 "Об утверждении примерной формы договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи".
 
Для того чтобы установить, какие организации являются бюджетными, обратимся к нормам НК.
Бюджетной организацией признают организацию, созданную (образованную) Президентом, государственными органами, в т.ч. местным Советом депутатов, местным исполнительным и распорядительным органом или иной уполномоченной на то Президентом государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, которая финансируется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, имеет текущий (расчетный) счет в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, либо учет активов и обязательств которой ведется в соответствии с законодательством для государственных органов, имеющих воинские формирования и военизированные организации, а также подчиненные им воинские части, организации и подразделения.
При этом не относят к бюджетным организации:
1) получающие субсидию за счет средств бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности и содержание основных фондов;
2) получающие из бюджета средства для осуществления предпринимательской деятельности организации (п. 1 ст. 16 НК).
Определение религиозной организации дано в ст. 13 Закона РБ от 17.12.1992 № 2054-XII "О свободе совести и религиозных организациях".
Так, религиозными организациями в Республике Беларусь признают добровольные объединения граждан РБ (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения.
Следует обратить внимание, что освобождению подлежит прибыль, переданная не любым зарегистрированным на территории Республики Беларусь бюджетным организациям, а только бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта.
 
Ситуация 1
Организация оказала безвозмездную (спонсорскую) помощь воинской части, являющейся бюджетной организацией, перечислив на ее счет денежные средства на цели, соответствующие требованиям Указа № 300.
Организация-спонсор не вправе воспользоваться освобождением, предусмотренным подп. 1.2 п. 1 ст. 140 НК, поскольку воинская часть не относится к бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта.
 
Еще одно ограничение применения рассматриваемой льготы по налогу на прибыль: размер льготируемой прибыли не может быть более 10 % валовой прибыли.
Обращаем внимание, что валовая прибыль для целей применения освобождения от налога – это прибыль для целей налогообложения, исчисленная в соответствии с нормами НК, а не отраженная по счетам бухгалтерского учета.
 
Справочно: валовой прибылью в целях НК признают для белорусских организаций сумму прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов (п. 2 ст. 126 НК).
 
В налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд сумму валовой прибыли отражают по стр. 10 разд. I части I, а сумму льготы по нормам подп. 1.2 п. 1 ст. 140 НК указывают по стр. 12 "Льготируемая прибыль, которая не зависит от характера реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав".
Форма налоговой декларации (расчета) утверждена в приложении 3 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82.
 
Ситуация 2
Организация оказала безвозмездную (спонсорскую) помощь религиозной организации, перечислив на ее счет денежные средства на цели, соответствующие требованиям Указа № 300, в сумме 5 млн. руб. Сумма валовой прибыли, отраженная по стр. 10 разд. I части I налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль за 2012 г., составила 45 млн. руб.
Поскольку сумма безвозмездной (спонсорской) помощи превышает 10 % валовой прибыли, сумма льготы составит 4,5 млн. руб. (45 млн. руб. × 10 %).
Льготу в соответствии с подп. 1.2 п. 1 ст. 140 НК можно применить не только при перечислении денежных средств, но и в отношении сумм прибыли, использованных на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права.
 
Ситуация 3
Организация приобрела и оплатила товары, которые были переданы бюджетной организации образования, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, на общую сумму 10 млн. руб. Валовая прибыль организации составила 300 млн. руб.
Поскольку сумма безвозмездной (спонсорской) помощи не превышает 10 % валовой прибыли (300 млн. руб. × 10 % = 30 млн. руб.), льготу можно применить на всю сумму направленной на оказание безвозмездной (спонсорской) помощи прибыли – 10 млн. руб.
При необходимости правомерность применения льготы надо подтвердить
С 2012 г. при использовании налоговых льгот плательщиками отменена обязанность представлять в налоговые органы вместе с декларациями (расчетами) документы, подтверждающие право на налоговые льготы. Ранее такая обязанность содержалась в п. 6 ст. 43 НК.
 
Справочно: до 2012 г. при использовании налоговых льгот плательщик должен был представлять в налоговый орган по месту постановки на учет документы, подтверждающие право на льготы, вместе с налоговой декларацией (расчетом) по соответствующему налогу, сбору (пошлине), представляемой по итогам налогового либо отчетного периода, в котором налоговые льготы были первоначально использованы, а также не позднее 20 июля календарного года, в котором использовались налоговые льготы, и 20 января календарного года, следующего за годом, в котором использовались такие налоговые льготы, если иное не установлено НК или иными актами налогового законодательства (п. 6 ст. 43 НК).
Вместе с тем налоговые органы в ходе проведения камеральных проверок плательщика вправе истребовать данные документы, а плательщик в свою очередь обязан их представить. В случае непредставления документов, обосновывающих применение налоговых льгот или если представленными документами не подтверждено право плательщика на налоговую льготу, налоговый орган исчисляет подлежащие уплате суммы налогов, сборов (пошлин) без учета данных налоговых льгот (подп. 1.10 п. 1 ст. 22, пп. 3, 4 ст. 70 НК).
Таким образом, несмотря на вышеуказанные изменения в НК, плательщику, как и ранее, придется в случае необходимости доказывать обоснованность применения льгот.
Следует отметить, что НК не содержит никаких требований в отношении первичных учетных документов либо их копий, которые должны представлять организации в налоговые органы вместе с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд для подтверждения льготирования сумм прибыли.
Тем не менее исходя из сложившейся практики в качестве основания для применения льготы по подп. 1.2 п. 1 ст. 140 НК налоговыми органами могут быть истребованы:
1) договор оказания безвозмездной (спонсорской) помощи;
2) платежная инструкция, подтверждающая перечисление средств, – при оказании спонсорской помощи путем перечисления денежных средств;
3) товарные либо товарно-транспортные накладные, подтверждающие факт передачи товарно-материальных ценностей (ТМЦ); счета-фактуры, предъявленные для оплаты этих ценностей, работ, услуг; платежная инструкция, подтверждающая оплату ТМЦ, – при оказании спонсорской помощи путем оплаты счетов за приобретенные и переданные вышеуказанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права;
4) информационное письмо компетентного органа об отнесении организаций к бюджетным.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.