Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1 (276). Организация (арендодатель) применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) с уплатой НДС. Основным видом деятельности этой организации является предоставление в аренду помещений. Кроме арендной платы арендаторы возмещают арендодателю коммунальные (эксплуатационные) расходы, которые в соответствии с законодательством подлежат включению в выручку, облагаемую налогом при УСН. При предъявлении к возмещению стоимости коммунальных (эксплуатационных) услуг арендодатель в счете выделяет сумму НДС.

Какая сумма возмещаемых расходов подлежит включению в выручку арендодателя для целей налогообложения (с НДС либо без НДС)?
 
Вся сумма возмещаемых расходов с НДС.

Налоговую базу для исчисления налога при УСН определяют как денежное выражение валовой выручки. Валовой выручкой для исчисления налога признают сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов (п. 2 ст. 288 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)).

В выручку для целей определения налоговой базы налога при УСН и валовой выручки при сдаче имущества в аренду включают сумму арендной платы, а также сумму возмещаемых арендодателю расходов, не включенных в арендную плату.

Таким образом, сумму возмещаемых расходов, не включенных в арендную плату (в т.ч. возмещение коммунальных платежей), включают в валовую выручку арендодателя и в налоговую базу налога при УСН.

В случае определения налоговой базы при применении УСН с уплатой НДС уменьшение валовой выручки возможно только на суммы НДС, исчисленного из полученной арендодателем суммы арендной платы. В рассматриваемой ситуации объектом обложения налогом при УСН будет являться вся поступившая сумма арендной платы (за минусом начисленного по ней НДС) и сумма возмещаемых расходов в полном объеме с учетом перевыставленного НДС.
 
Справочно: объектом для исчисления НДС не признают обороты по возмещению арендодателю арендатором стоимости приобретенных работ (услуг), связанных с арендой, не включенных в сумму арендной платы (подп. 2.12.2 п. 2 ст. 93 НК).

Ирина Жданович, экономист

2 (277). Организация применяет УСН и ведет учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН.

Для осуществления деятельности организация заключила с иностранной организацией, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, договор аренды на оборудование и договор на поставку этого оборудования.

По условиям договора аренды она должна ежеквартально перечислять нерезиденту арендные платежи, а по условиям договора на поставку оборудования – оплатить нерезиденту его доставку.

Как в данном случае правильно определить день начисления дохода (платежа) иностранной организации?
 
Как дату выплаты дохода иностранной организации.

Иностранные организации, которые не осуществляют деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекают из ее источников доходы, указанные в ст. 146 НК, признают плательщиками налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянное представительство (п. 1 ст. 145 НК). Налог на доходы должны исчислять, удерживать и перечислять в бюджет организации, начисляющие и (или) выплачивающие доход иностранной организации, не осуществляющей деятельность в республике через постоянное представительство. Такие организации признаются налоговыми агентами и имеют права, несут обязанности, установленные ст. 23 НК (п. 3 ст. 150 НК).

Организации, применяющие УСН, также исполняют обязанности налоговых агентов. Это определено подп. 4.3 п. 4 ст. 286 НК.

Таким образом, указанная в вопросе организация должна как налоговый агент исчислить налог на доходы с платы за оказанную нерезидентом международную перевозку, а также с арендных платежей, выплачиваемых иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь (подп. 1.1 и 1.3 п. 1 ст. 146 НК).

Как правило, днем начисления дохода (платежа) иностранной организации признают наиболее раннюю из следующих дат:

– дату отражения в бухгалтерском учете факта выполнения иностранной организацией работ, оказания услуг, приобретения у иностранной организации недвижимого имущества, приобретения предприятия как имущественного комплекса (его части), принадлежащего иностранной организации, приобретения доли (пая, акций), принадлежащей иностранной организации как участнику организации, либо ее части;

– дату отражения в бухгалтерском учете обязательств перед иностранной организацией по выплате доходов в виде дивидендов, доходов от долговых обязательств, роялти, операций по реализации (погашению) ценных бумаг (кроме акций), реализации товаров на условиях договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров;

– дату отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) факта выплаты налоговым агентом дохода иностранной организации (п. 2 ст. 148 НК).

Как видим, в НК установлен порядок определения дня начисления дохода (платежа) иностранной организации белорусскими организациями, ведущими бухгалтерский учет. Однако в НК не разъяснено, как должны определять день начисления дохода иностранной организации белорусские организации, применяющие УСН и не ведущие бухгалтерский учет.
 
Исходя из налоговой практики в данной ситуации рекомендуем организациям, применяющим УСН и ведущим учет в книге учета доходов и расходов, определять день начисления дохода (платежа) иностранной организации как наиболее раннюю из следующих дат:

– дату выполнения иностранной организацией работ, оказания услуг, возникновения обязательств перед нерезидентом по выплате доходов;

– дату выплаты налоговым агентом дохода иностранной организации.

Указанные даты можно определить на основании первичных документов, подтверждающих факт выполнения иностранной организацией работ, оказания услуг, возникновения обязательств перед нерезидентом по выплате доходов либо выплаты налоговым агентом дохода иностранной организации.

Иван Данилов, экономист
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

3 (278). Организация в 2013 г. уплачивает текущие платежи по налогу на прибыль по второму методу, т.е. исходя из планируемой суммы налога на прибыль за 2013 г. В бухгалтерском учете налог на прибыль она исчисляет ежемесячно.

При уплате текущего платежа за II квартал 2013 г. обнаружилось, что фактическая сумма налога на прибыль за апрель – май 2013 г. и планируемая сумма налога на прибыль за июнь 2013 г. превышают размер текущего платежа.

Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.

3.1. Должна ли организация изменить размер текущих платежей за II квартал 2013 г.?
 
Не должна.

Налоговым периодом налога на прибыль (кроме налога на прибыль с дивидендов, начисленных белорусскими организациями) признают календарный год (п. 1 ст. 143 НК).

Налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль по итогам истекшего налогового периода плательщик представляет в налоговые органы не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения. В указанной налоговой декларации отражают также суммы данного налога, подлежащие уплате текущими платежами.

Таким образом, организация не позднее 20 марта 2013 г. представила в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2012 г. и отразила в ней суммы данного налога, подлежащие уплате текущими платежами в 2013 г.

В изложенном вопросе организация исчисляет суммы налога на прибыль, подлежащие уплате текущими платежами, по второму методу, т.е. исходя из суммы налога на прибыль, предполагаемой по итогам текущего налогового периода, которая должна составлять не менее 80 % фактической суммыданного налога по итогам текущего налогового периода.

При этом методе организация должна произвести уплату сумм налога на прибыль, подлежащих уплате текущими платежами, не позднее 22 апреля, 22 июня, 22 сентября и 22 декабря текущего года (подп. 7.1 п. 7 ст. 143 НК).

По оставшимся 3 срокам уплаты налога организация не обязана изменять размер текущих платежей и представлять уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль. Она может дождаться окончания года, когда сможет определить фактическую сумму такого налога за год.

3.2. Может ли организация представить уточненную декларацию по налогу на прибыль?
 
Может.

Плательщики вправе внести изменения в налоговую декларацию (расчет) по суммам налога на прибыль, подлежащим уплате текущими платежами по каждому из установленных сроков, путем отражения новой предполагаемой суммы налога на прибыль равными долями по каждому из указанных сроков.

В НК не сказано, в какие сроки следует представлять уточненную налоговую декларацию в связи с изменением размера текущих платежей. Поэтому рекомендуем представлять ее до очередного срока уплаты текущих платежей, в данном случае – до 22 июня 2013 г.

При этом нужно учитывать, что придется доплатить текущий платеж по первому сроку уплаты (который был не позднее 22 апреля 2013 г.), так как при изменении предполагаемой суммы налога на прибыль она распределяется равными частями по всем срокам уплаты текущих платежей.

Доплатить налог на прибыль по первому сроку придется с пенями.

Поэтому в данном случае организации нецелесообразно представлять уточненную декларацию по налогу на прибыль, поскольку предполагаемая сумма налога может опять измениться в течение года, причем как в меньшую, так и в большую сторону.
 
Справочно: пенями признают денежные суммы, которые плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока неисполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога, сбора (пошлины) (пп. 1, 3 ст. 52 НК).

Иван Данилов, экономист

4 (279). Начисленная заработная плата работника с января по июнь 2013 г. составляла 3 200 000 руб. ежемесячно. Кроме того, ему ежемесячно выплачивалась материальная помощь в размере 2 000 000 руб.

Положен ли ему стандартный налоговый вычет в размере 550 000 руб. при исчислении подоходного налога с физических лиц?
 
Положен в январе - мае. В июне - нет.

При определении размера налоговой базы подоходного налога с физических лиц плательщик имеет право применить стандартный налоговый вычет в размере 550 000 руб. в месяц при получении дохода в сумме, не превышающей 3 350 000 руб. в месяц.

Следовательно, в январе работник имел право на получение стандартного налогового вычета в размере 550 000 руб., так как доход, подлежащий налогообложению, не превысил установленный предел 3 350 000 руб. и составил в январе 3 200 000 руб.

Материальная помощь в размере 2 000 000 руб. в январе не включается в налоговую базу, поскольку данная сумма не превышает предел, установленный подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК (далее – установленный предел).

В аналогичном порядке следовало определять доход, подлежащий налогообложению, за период февраль – май.
 
Справочно: освобождению от подоходного налога с физических лиц подлежат доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей (за исключением доходов, указанных в подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК), в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК), получаемые от организаций, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях, – в размере, не превышающем 10 000 000 руб. от каждого источника в течение налогового периода (подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК).
 
А вот в июне работник не имеет права на получение стандартного налогового вычета в связи с тем, что доход, подлежащий налогообложению, составил 5 200 000 руб. (3 200 000 + 2 000 000), поскольку материальная помощь за 5 месяцев достигла установленного предела в 10 000 000 руб. и не подлежит дальнейшему льготированию.

Николай Савельев, экономист

5 (280). Гаражному кооперативу выделен земельный участок для строительства и эксплуатации гаражей. В состав кооператива входят пенсионеры по возрасту, "чернобыльцы", ветераны Великой Отечественной войны, члены многодетной семьи.

Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.

5.1. Имеют ли перечисленные категории физических лиц льготу по земельному налогу?
 
Имеют.

От земельного налога освобождаются земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания гаражей в части площади земель, приходящейся на физических лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу в соответствии с подп. 1.24–1.27 п. 1 ст. 194 НК (подп. 1.23 п. 1 ст. 194 НК).

Под указанную льготу подпадают земельные участки, предоставленные:

– военнослужащим срочной военной службы, участникам Великой Отечественной войны и иным лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом РБ "О ветеранах";

– физическим лицам, являющимся пенсионерами по возрасту, инвалидами I и II группы, и другим нетрудоспособным физическим лицам при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц;

– физическим лицам, эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения (включая детей, находившихся во внутриутробном состоянии), а также постоянно (преимущественно) проживающим на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения или в зоне с правом на отселение.

Исключение составляют физические лица, прибывшие в указанные зоны после 1 января 1990 г., переселившиеся в сельские населенные пункты в первые 3 года после принятия решения о предоставлении им земельных участков;

– одному (нескольким) членам многодетной семьи (семьи, имеющей 3 и более несовершеннолетних детей) (подп. 1.24–1.27 п. 1 ст. 194 НК).

Таким образом, земельные участки, выделенные для строительства гаражей категории физических лиц, указанной в вопросе, освобождаются от налога на землю.

5.2. Как с учетом льготников правильно рассчитать и уплатить земельный налог?

Расчет площади земель, приходящейся на физических лиц, имеющих право на льготу по земельному налогу, производится пропорционально площади, занимаемой гаражами, принадлежащими указанным лицам, в общей площади земельного участка.

Суммы земельного налога за земельные участки, предоставленные для строительства и (или) эксплуатации гаражей, подлежащие уплате в бюджет гаражными кооперативами, возмещаются плательщикам членами гаражных кооперативов, являющимися пользователями либо собственниками гаражей, за исключением физических лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу в соответствии с подп. 1.24–1.27 п. 1 ст. 194 НК (п. 10 ст. 202 НК).

Светлана Новик, экономист

6 (281). УП "Жилищное районное эксплуатационное объединение" (далее – ЖРЭО) приняло на баланс жилые дома, расположенные на территории района и находящиеся в государственной собственности. В жилых домах проживает значительное количество физических лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу (500–1 000 человек).

Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.

6.1. Обязано ли ЖРЭО вместе с налоговой декларацией по земельному налогу представлять сведения о физических лицах, имеющих право на льготы по земельному налогу?
 
Обязано.
 
Плательщики-организации налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу представляют в налоговые органы ежегодно не позднее 20 февраля текущего года (п. 14 ст. 202 НК).
 
Суммы земельного налога за земельные участки, предоставленные для строительства и (или) обслуживания жилых домов, подлежащие уплате в бюджет организациями застройщиков, организациями, имеющими в собственности, владении либо пользовании объекты жилищного фонда, в т.ч. жилищными кооперативами, жилищно-эксплуатационными, коммунальными организациями (объединениями, предприятиями), товариществами собственников, возмещаются плательщикам нанимателями или собственниками жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест в этих домах, за исключением физических лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу в соответствии с подп. 1.24–1.27 п. 1 ст. 194 НК (п. 10 ст. 202 НК).

Плательщики обязаны представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы, в налоговый орган по месту постановки на учет по его требованию либо налоговому агенту, а по налогам, сборам (пошлинам), взимаемым другими государственными органами, иными организациями, должностными лицами, частными нотариусами, – этим государственным органам, организациям, должностным лицам, частным нотариусам (подп. 1.10 п. 1 ст. 22 НК).

Таким образом, вместе с налоговой декларацией (расчетом) по земельному налогу на текущий год плательщики-организации должны представлять в налоговые органы сведения о физических лицах, имеющих право на льготы по земельному налогу в соответствии с подп. 1.24–1.27 п. 1 ст. 194 НК. Форма таких сведений утверждена постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – постановление № 82) и содержится в приложении 2 к форме налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций.

В этих сведениях по каждому физическому лицу в отдельности организации должны указывать его фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, содержание льготы и документ, подтверждающий право на льготы.

6.2. Предусмотрена ли за непредставление сведений административная ответственность?

Да, предусмотрена нормами ст. 13.8 "Непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений" Кодекса РБ об административных правонарушениях.

Иван Данилов, экономист

7 (282). Российская организация заключила договор с белорусским РУП "Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении" на проведение экспертизы документации для государственной регистрации изделий медицинского назначения производства Российской Федерации. Предметом договора являются экспертиза документов и при необходимости внесение изменений и дополнений в регистрационное досье изделия.

Относятся ли услуги по проведению экспертизы документации для государственной регистрации изделий медицинского назначения к юридическим услугам для целей определения места реализации оказываемых услуг в целях исчисления НДС?
 
Не относятся.

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве – члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе, принятого решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 11.12.2009 № 26; далее – Протокол по услугам). Местореализации работ, услуг определяют, руководствуясь ст. 3 Протокола по услугам.

Определение понятия "юридические услуги" включает в себя оказание услуг правового характера, в т.ч. предоставление консультаций и разъяснений, подготовку и экспертизу документов, представление интересов заказчиков в судах (ст. 1 Протокола по услугам).

На территории Республики Беларусь оказание юридических услуг относится к лицензируемым видам деятельности. Расшифровка термина "юридические услуги" включает в себя проведение правовой экспертизы документов и деятельности юридического лица (п. 342 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450).

В данной ситуации оказание услуг по экспертизе документов осуществляется в рамках проведения государственной регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники (постановление Совета Министров РБ от 02.09.2008 № 1269 "Об утверждении Положения о государственной регистрации (перерегистрации) лекарственных средств и фармацевтических субстанций и Положения о государственной регистрации (перерегистрации) изделий медицинского назначения и медицинской техники") и представляет собой экспертизу данных, подтверждающих безопасность, эффективность и качество изделий медицинского назначения и медицинской техники. В связи с этим нет оснований для отнесения данных услуг к юридическим.

На основании изложенного местом реализации услуг по экспертизе документов в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола по услугам признают место деятельности исполнителя услуг, т.е. территорию Республики Беларусь, и исчисление НДС должен произвести исполнитель.

Ирина Ефимова, экономист

8 (283). Белорусская транспортная организация оказала услуги литовской организации по перевозке грузов на территории Литвы (перевозка из Клайпеды в Вильнюс).

Облагают ли оказанные транспортные услуги НДС?
 
Облагают по ставке 0 % при условии представления необходимых документов.
 
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 93 НК).

Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя осуществляется на ее территории и (или) местом их нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь и ими оказываются услуги, реализуются (передаются) имущественные права (за исключением имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности), не предусмотренные подп. 1.1–1.4 п. 1 НК (подп. 1.5 п. 1 ст. 33 НК).

Приведенная норма применяется, в частности, в отношении услуг по перевозке товаров, пассажиров и их багажа, аренды (финансовой аренды (лизинга)) транспортных средств, включая аренду (фрахт) транспортных средств с экипажем.

Следовательно, местом реализации транспортных услуг, оказанных на территории Литвы, признается Республика Беларусь.

К экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке 0 %, относятся услуги транспортной экспедиции, услуги по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железно-дорожным, морским, речным и другими видами транспорта (комбинацией этих видов транспорта) за пределы либо за пределами РБ, из-за ее пределов, а также транзитом через территорию Республики Беларусь, включая частичное оказание этих услуг на ее территории (п. 4 ст. 102 НК).

Экспортируемые транспортные услуги облагают НДС по ставке 0 % при оформлении их международными транспортными или товарно-транспортными документами либо иными международными документами. Данное положение распространяется и на оформленные бланками международного и межгосударственного сообщения услуги, оказываемые по перевозке грузов железнодорожным транспортом, следующим назначением на станции (порты) иностранных государств.

Основанием для применения нулевой ставки НДС при реализации экспортируемых транспортных услуг является представление плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет реестра международных транспортных или товарно-транспортных документов, экспедитором – реестра заявок (заданий или иных документов) с указанием номеров международных транспортных илитоварно-транспортных документов, подтверждающих оказание экспортируемых транспортных услуг.
 
Справочно: форма реестра международных транспортных или товарно-транспортных документов и заявок (заданий или иных документов) утверждена в приложении 3 к форме налоговой декларации (расчета) по НДС, утвержденной постановлением № 82.
 
При отсутствии или непредставлении вышеуказанных документов обороты по реализации транспортных услуг, оказанных на территории Литвы, облагают НДС по ставке 20 %.

Сергей Козырев, аудитор

9 (284). В рамках проведения рекламной акции оператором сотовой электросвязи абоненту предоставляется скидка в процентном соотношении от установочной платы либо в виде предоставления дополнительного количества трафика.

Уменьшается ли оборот по реализации услуг связи для целей исчисления НДС на сумму фактически предоставленной скидки и можно ли рассматривать ее предоставление как безвозмездное оказание услуг?
 
Оборот нужно уменьшить на предоставленную скидку.

Выручка от реализации товаров уменьшается на сумму скидок (премий, бонусов), предоставленных покупателю к цене, указанной в договоре, полученных после выполнения покупателем (заказчиком) условий (в т.ч. объема покупок или заказов), определенных в договоре в качестве обязательных для получения таких скидок (п. 21 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102).

Налоговую базу для исчисления НДС определяют как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленную исходя из цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них НДС (подп. 1.1 п. 1 ст. 98 НК).

Исходя из вышеизложенного в целях исчисления НДС при оказании услуг оператором с предоставлением скидки в процентном соотношении от установочной платы либо в виде предоставления дополнительного количества трафика выручку следует отражать с учетом фактически предоставленной скидки (независимо от ее размера). Безвозмездного оказания услуг в данном случае не происходит.

10 (285). Коммерческая организация – резидент РБ, зарегистрированная в 2009 г. на территории сельской местности, заключила инвестиционный договор, предусматривающий строительство на этой территории производственного объекта.

Какими видами налоговых льгот может воспользоваться организация?
 
Перечень льгот установлен декретами Президента № 6 и № 10.

После заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта инвестор и (или) организация, в установленном порядке созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, освобождаются:

– от внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка, перечисляемой в республиканский или местный бюджет или фонд развития соответствующей свободной экономической зоны;

– земельного налога или арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставленные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, на период проектирования и строительства таких объектов по 31 декабря года, следующего за годом, в котором завершено строительство указанных объектов;

– возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земельного участка;

– ввозных таможенных пошлин и НДС, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему) для использования его на белорусской территории в рамках реализации инвестиционного проекта. Подтверждающим документом для применения льгот является перечень товаров, ввозимых инвестором и (или) организацией, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, для реализации инвестиционных проектов. Данный перечень, если иное не установлено Президентом, должен быть согласован заключившим инвестиционный договор государственным органом или исполнительным комитетом либо уполномоченным Советом Министров на его согласование государственным органом (организацией). В случае нецелевого использования товаров, ввезенных с предоставлением указанных льгот, таможенные пошлины и НДС взыскиваются в соответствии с законодательством;

– уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а иностранные граждане и лица без гражданства, привлекаемые инвестором и (или) организацией, созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, для реализации инвестиционного проекта, – за выдачу разрешений на временное проживание в Республике Беларусь;

– НДС и налога на прибыль, обязанность по уплате которых возникает в связи с безвозмездной передачей капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, объектов незавершенного капитального строительства и иных объектов основных средств, передаваемых в установленном законодательством порядке для реализации инвестиционного проекта в собственность инвестора и (или) организации, созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием.

Вышеперечисленные налоговые льготы установлены подп. 2.2 Декрета Президента РБ от 06.08.2009 № 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь" (далее – Декрет № 10).

Коммерческие организации, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение 7 календарных лет со дня их государственной регистрации вправе не исчислять и не уплачивать налог на недвижимость (подп. 1.1 п. 1 Декрета Президента РБ от 07.05.2012 № 6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности"; далее – Декрет № 6).

Декрет № 6 не содержит ограничений по его применению коммерческой организацией, являющейся инвестором и заключившим инвестиционный договор с Республикой Беларусь.

Аналогичным образом Декретом № 10 не предусмотрены ограничения для коммерческих организаций по применению налоговых преференций, предусмотренных Декретом № 6.

Учитывая вышеизложенное, коммерческая организация, заключившая инвестиционный договор строительства на территории сельской местности производственного объекта, вправе одновременно применять налоговые льготы, установленные и Декретом № 10 (инвестиционным договором), и Декретом № 6 (в т.ч. по налогу на недвижимость).

Ирина Ефимова, экономист

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТОВОВАНИЯ

11 (286). Организация имеет сеть точек в областных городах республики, которые осуществляют ремонт часов. На каждой точке работало и продолжает работать по 1–2 человека. Данный вид деятельности относится к сфере бытовых услуг. До 16 июня 2013 г. с учетом того, что в организации работало до 3 работников, прием наличных денежных средств осуществлялся с оформлением квитанций.

Надо ли организации с 16 июня 2013 г. в каждой такой точке устанавливать кассовый суммирующий аппарат?
 
Надо.
 
С 16 июня 2013 г. сокращен перечень случаев, когда прием наличных денежных средств может осуществляться без использования кассового оборудования, а также расширен перечень объектов, подлежащих оснащению платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек. Такие нововведения внесены постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 11.12.2012 № 1139/16 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – постановление № 1139/16).

Так, с указанной даты объекты бытового обслуживания населения, не расположенные в сельских населенных пунктах, должны при приеме наличных денежных средств обязательно использовать кассовое оборудование. Кроме того, в соответствии с нормами постановления № 1139/16 такие объекты с 16 июня т.г. включены в перечень объектов, подлежащих оснащению платежными терминалами.

Таким образом, с 16 июня 2013 г. организация, осуществляющая в городах ремонт часов, должна принимать наличные денежные средства с использованием кассового оборудования. При этом количество работающих человек в данном случае значения уже не имеет.
 
Справочно: прием наличных денежных средств без кассового обрудования вправе осуществлять объекты бытового обслуживания населения, расположенные в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более 3 человек в одну смену (подп. 31.16 п. 31 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 "Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – постановление № 924/16)). Данное правило нераспространяется на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования, хранение автотранспортных средств.

12 (287). Организация занимается перевозкой пассажиров автомобилями-такси. Для приема наличных денежных средств она использует кассовые суммирующие аппараты, совмещенные с таксометрами, модели "ТАЭ-3Ф", которые были зарегистрированы в налоговом органе более 6 лет назад.

Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.

12.1. Подпадает ли организация под замену данного кассового оборудования с 1 июля 2013 г.?
 
Подпадает.

Норма об использовании кассового оборудования в течение 6 лет с даты первой регистрации в налоговом органе действует с 31 марта 2010 г. Она была установлена постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 27.03.2010 № 448/5 "О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 18/1".

Постановление № 924/16 приостановило действие данной нормы до 1 июля 2013 г.

Однако постановление № 1139/16 продлило мораторий по замене кассового оборудования для большинства видов кассового оборудования. Исключение – кассовые суммирующие аппараты, совмещенные с таксометрами.

В Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Государственный реестр), включено 2 модели кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометрами: "ТАЭ-3Ф" и "БелТАКС".

Среди кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометрами, замене будут подлежать главным образом аппараты модели "ТАЭ-3Ф".

12.2. Если аппараты модели "ТАЭ-3Ф" находятся в рабочем состоянии, то существуют ли какие-либо исключения (например, в виде доработки аппарата), чтобы можно было использовать их дальше без расходов на замену новых аппаратов?
 
Исключений нет.

Модель "ТАЭ-3Ф" включена в Государственный реестр 18 марта 2004 г. и в настоящее время не соответствует требованиям государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1364.4 "Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Дополнительные требования к кассовым суммирующим аппаратам,совмещенным с таксометрами" (далее – СТБ 1364.4), с учетом внесенных в него изменений. В частности, в данной модели:

1) отсутствуют возможность внешней световой сигнализации режимов работы (использования) автомобиля-такси на смене; указатель тарифов, который, в частности, отражает режим работы "свободен" и иные режимы работы таксометра; индикация режима работы "смена открыта/закрыта", в частности фонарь "TAXI" не отражает данный режим работы;

2) нет регистрации в фискальной памяти количества и даты рестартов (сбросов ОЗУ), что не обеспечивает в должной мере защиту от несанкционированного доступа в кассовое оборудование, связанного с изменением (уничтожением) данных о денежном обороте, проведенном по кассовому оборудованию;

3) не идентифицируются в процессе поездки следующие суммы: предоплаты, за заказ, за абонирование, а также текущие тарифы: километровый и часовой;

4) не обеспечивается формирование отчетов по отключению и блокировкам при несанкционированном отключении: датчика скорости, указателя тарифов и фонаря, что также не обеспечивает необходимый уровень контроля за использованием кассового оборудования, совмещенного с таксометром.

По информации заявителя в Государственный реестр модели "ТАЭ-3Ф", данная модель, как не соответствующая требованиям СТБ 1364.4, в 2007 г. снята с производства. Кроме того, микроконтроллер этой модели не имеет ресурса для дальнейшей модернизации программного обеспечения.

Согласно нормативным срокам службы основных средств, установленным постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161, нормативный срок службы кассового оборудования, в т.ч. кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометрами, составляет 6 лет. Следовательно, в течение 6-летнего срока использования кассового оборудования с даты первой регистрации в налоговом органе первоначальная стоимость его приобретения может быть полностью самортизирована.

Обращаем внимание, что постановление № 1139/16, предусматривающее возобновление с 1 июля 2013 г. действия нормы о замене кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометрами, по истечении 6 лет с даты их первой регистрации в налоговом органе, официально опубликовано на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 15 декабря 2012 г.

Таким образом:

– срок, предоставленный субъектам хозяйствования для принятия мер к замене кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометрами, по которым к 1 июля 2013 г. истекло 6 лет с даты их первой регистрации в налоговом органе, составил более полугода;

– модель "ТАЭ-3Ф" не соответствует действующим государственным стандартам, поэтому не может быть доработана, эта модель снята с производства 6 лет назад;

– разрешенной к применению является модель "БелТАКС".

Светлана Новик, экономист
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.