Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1 (263). Предприятием получены по накладной и оплачены полностью путевки в детский оздоровительный лагерь Республики Беларусь. На них имеются дотации профсоюзной вышестоящей организации в размере 40 %. Само предприятие дотирует путевки в размере 40 %. Остальные 20 % оплачивают сотрудники – родители детей, которые едут в лагерь.

Стоимость одной путевки – 3 240 000 руб.

С какой суммы стоимости путевки должен быть удержан подоходный налог?
 
Объект налогообложения отсутствует.

При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц следует учитывать все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (п. 1 ст. 156 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК). При этом к доходам, полученным плательщикомв натуральной форме, в частности, относят оплату (полностью или частично) за него (в его интересах) организациями или физическими лицами стоимости отдыха (подп. 2.1 п. 2 ст. 157 НК).
 
Вместе с тем при исчислении подоходного налога с указанных доходов следует учитывать льготу, установленную подп. 1.10-1 п. 1 ст. 163 НК: от подоходного налога с физических лиц освобождается стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь, приобретенных для детей в возрасте до 18 лети оплаченных за счет средств белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей в пределах 1 750 000 бел. руб. от каждого источника в течение налогового периода.
 
В рассматриваемом случае размер дотации от каждого источника составил 1 296 000 руб. (3 240 000 × 40 / 100).

Поскольку размеры дотации не превысили установленный подп. 1.10-1 п. 1 ст. 163 НК предел, стоимость путевки, оплаченной указанными в вопросе организациями, не подлежит обложению подоходным налогом.

2 (264). Организация создала сайт, на котором размещают объявления физические лица, желающие что-нибудь продать или купить (квартиру, трактор, ягоды и т.д.). При этом организация предлагает потенциальным продавцам и покупателям по договору поручения оказать услуги по аккумулированию и перечислению денежных средств (т.е получить от покупателя всю сумму, снять вознаграждение и перечислить продавцу).

Является ли организация – владелец сайта налоговым агентом со всеми вытекающими из этого обязанностями?
 
Нет.

Налоговым агентом признают юридическое или физическое лицо, хозяйственную группу, простое товарищество, доверительного управляющего, которые являются источником выплаты доходов плательщику и (или) на которые в силу НК и других актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин) (ст. 23 НК).

В ситуации, указанной в вопросе, организация действует по договору поручения, заключенному с физическим лицом.

Согласно этому договору одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия.
 
При этом права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя (ст. 861 Гражданского кодекса РБ).

С учетом того что права и обязанности по сделке, совершаемой организацией – владельцем сайта (поверенным), возникают непосредственно у физического лица (доверителя), ее не признают налоговым агентом.

Анна Павлова, экономист

3 (265). Работник предприятия, являясь нуждающимся в улучшении жилищных условий, в 2012 г. понес расходы на реконструкцию индивидуального жилого дома, осуществленную им самостоятельно (без привлечения застройщика или подрядчика).

Возможно ли данные расходы включить в имущественные налоговые вычеты по подоходному налогу?
 
Невозможно.

Это сделать нельзя. Работник имеет право на предоставление имущественного налогового вычета в случае, если он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами, и осуществил на основании договора строительного подряда реконструкцию индивидуального жилого дома или квартиры (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).

Для получения имущественного налогового вычета работник должен представить следующие документы:

– решение (его копию) местного исполнительного и распорядительного органа либо иного государственного органа, другой организации, принявших плательщика или члена его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, о снятии с такого учета в связи с осуществленной реконструкцией индивидуального жилого дома или квартиры;

– договор строительного подряда на реконструкцию индивидуального жилого дома;

– подтверждающие фактическую оплату товаров (работ, услуг) квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные инструкции о перечислении денежных средств со счета плательщика на счет продавца (подрядчика, исполнителя), товарные и кассовые чеки, акты о закупке товаров (выполнении работ, оказании услуг) у физических лиц и др.

Ирина Петрович, аудитор

4 (266). Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – УСН) с уплатой НДС, сдает имущество в аренду. Стоимость приобретенных коммунальных услуг, оказываемых специализированной организацией, не включена в сумму арендной платы. Арендаторы возмещают ее отдельно от арендной платы.

Следует ли арендодателю производить исчисление налога при УСН и НДС со стоимости возмещаемых арендатором услуг, невключаемой в сумму арендной платы?
 
НДС исчислять не нужно, а налог при УСН следует исчислить.

Налоговую базу налога при УСН организации определяют как денежное выражение валовой выручки. Валовой выручкой в целях гл. 34 НК (в ней рассмотрен порядок исчисления и уплаты налога при УСН) признают сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.

Выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и дату реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (день отгрузки или оплаты) следует определять в порядке, установленном п. 5 ст. 31 и п. 4 ст. 127 НК с учетом нормы части первой п. 4 ст. 288 НК.

В выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей определения налоговой базы и валовой выручки при сдаче имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)) организациям, применяющим УСН, необходимо включить сумму арендной платы (лизинговых платежей), а также сумму возмещаемых арендодателю (лизингодателю) расходов, не включенных в арендную плату (лизинговый платеж) (п. 2 ст. 288 НК).

Таким образом, арендодателю следует исчислять налог при УСН со стоимости возмещаемых арендатором приобретенных коммунальных услуг, невключаемой в сумму арендной платы.

Обороты по возмещению арендодателю(лизингодателю) арендатором (лизингополучателем) стоимости приобретенных работ (услуг), связанных с арендой (финансовой арендой (лизингом)), не включенной в сумму арендной платы (лизингового платежа), не признают объектами обложения НДС.

Данное положение распространяется на обороты по возмещению арендатору (лизингополучателю) арендодателем (лизингодателем) стоимости приобретенных работ (услуг), связанных с арендой (финансовой арендой (лизингом)) (подп. 2.12.2 п. 2 ст. 93 НК).

Соответственно арендодателю не следует исчислять НДС со стоимости возмещаемых арендатором приобретенных коммунальных услуг, невключаемой в арендную плату.

5 (267). Организация реализовала приобретенную многооборотную тару ниже цены ее приобретения.

Исходя из какого размера налоговой базы следует производить исчисление НДС?
 
Налоговая база отсутствует.

Налоговую базу НДС при реализации по регулируемым розничным ценам с учетом НДС приобретенных (ввезенных) товаров организации должны определять как положительную разницу между ценой реализации и ценой приобретения этих товаров. При этом цены приобретения и реализации определяют с учетом НДС (п. 3 ст. 98 НК).

Эти положения распространяются также на реализацию приобретенной многооборотной тары (часть вторая п. 3 ст. 98 НК).

При реализации приобретенной многооборотной тары по цене ниже цены ее приобретения налоговая база отсутствует, так как в этом случае образуется отрицательная разница и налоговая база будет равна нулю.

6 (268). Белорусская организация – перевозчик осуществила перевозку товаров из г. Бреста в г. Витебск, т.е. по территории Республики Беларусь, по заказу казахстанской организации.

Имеет ли право организация-перевозчик на применение нулевой ставки НДС, если в последующем эти товары были вывезены за пределы Республики Беларусь другой организацией?
 
Не имеет.

По ставке НДС 0 % облагают экспортируемые транспортные услуги, включая транзитные перевозки (подп. 1.1 п. 1 ст. 102 НК).

К экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке 0 %, относят услуги транспортной экспедиции, услуги по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, речным и другими видами транспорта (комбинацией этих видов транспорта) за пределы либо за пределами Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитом через территорию Республики Беларусь, включая частичное оказание этих услуг на ее территории.

В приведенной ситуации организация-перевозчик не имеет права на применение нулевой ставки НДС при реализации услуг по транспортировке товаров на территории Республики Беларусь несмотря на то, что эти товары в дальнейшем были вывезены за пределы Республики Беларусь другой организацией.

7 (269). Организация применяет УСН. В связи с ликвидацией кредитора она списывает кредиторскую задолженность.

Следует ли включать в состав налоговой базы при исчислении налога при УСН сумму такой кредиторской задолженности?
 
Следует.

Суммы кредиторской задолженности при ликвидации кредитора включают в налоговую базу при исчислении налога при УСН. Поясним такой вывод.

Налоговую базу налога при УСН организации определяют как денежное выражение валовой выручки. Валовой выручкой в целях применения УСН признают сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.

К внереализационным доходам в целях исчисления налога при УСН относят доходы, включаемые в соответствии с НК в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц, кроме указанных в подп. 3.17 п. 3 ст. 128, подп. 6.2 п. 6 ст. 176 НК (п. 2 ст. 288 НК).
 
Справочно: в подп. 3.17 п. 3 ст. 128 НК указаны положительные курсовые разницы, возникающие при переоценке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, определяемые в порядке, установленном законодательством; в подп. 6.2 п. 6 ст. 176 НК – положительные курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества, стоимость которого выражена в иностранной валюте, определяемые в порядке, установленном законодательством.
 
В состав внереализационных доходов, в частности, организации обязаны включить суммы кредиторской задолженности при ликвидации кредитора. Такие доходы необходимо отражать в том налоговом периоде, в котором плательщику стало известно об исключении кредитора из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) о факте смерти физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (подп. 3.10-2 п. 3 ст. 128 НК).

8 (270). Организация применяет УСН без уплаты НДС. Она выполнила ремонтные работы в Российской Федерации. При оплате этих работ российский заказчик в качестве налогового агента удержал из суммы оплаты сумму НДС, так как местом реализации этих ремонтных работ признается территория Российской Федерации.

Следует ли организации для исчисления налога при УСН включать в валовую выручку удержанные в Российской Федерации суммы НДС при исчислении налога при УСН?
 
Не следует.

Налоговую базу налога при УСН необходимо определять как денежное выражение валовой выручки. Валовой выручкой в целях исчисления налога приУСН признают сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.

В валовую выручку не включают суммы НДС, уплаченные (удержанные) в иностранных государствах по законодательству этих государств (п. 2 ст. 288 НК).

Таким образом, у организаций, применяющих УСН без уплаты НДС, суммы НДС, уплаченные (удержанные) в иностранных государствах в соответствии с законодательством этих государств, также не включаются в валовую выручку.

Андрей Недоступ, аудитор

УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

9 (271). Организация приобрела оборудование, для которого отсутствуют установленный законодательством шифр и нормативный срок службы.

Каким образом определить нормативный срок службы такого основного средства?
 
Начислять амортизацию следует, руководствуясь нормами Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009№ 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6). Ею предусмотрено, что объектами начисления амортизации являются числящиеся на бухгалтерском учете (кроме числящихся на забалансовых счетах) организации основные средства, как используемые, так и неиспользуемые в предпринимательской деятельности.

Вне зависимости от использования (неиспользования) объектов основных средств в предпринимательской деятельности организация должна определить нормативный срок их службы в соответствии с постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 (далее – постановление № 161) с учетом вида основных средств согласно их классификации (далее – классификация амортизируемых основных средств) (п. 17 Инструкции № 37/18/6).

Распределение амортизируемых объектов по видам, группам и позициям на основании классификации амортизируемых основных средств, а также выбор нормативных сроков службы этих объектов осуществляет комиссия по проведению амортизационной политики в организации (Перечень функций комиссии по проведению амортизационной политики, приведенный в приложении 1 к Инструкции № 37/18/6).

Нормативный срок службы по объектам основных средств, не включенным в классификацию амортизируемых основных средств, устанавливается комиссией на основании технической документации организаций-изготовителей, а в ее отсутствие – путем оценки комиссией технического состояния объекта. При этом объект основных средств по решению комиссии относится к одной из подгрупп классификации амортизируемых основных средств с присвоением локального шифра, соответствующего выбранной подгруппе (п. 17 Инструкции № 37/18/6).

Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"

ВОПРОСЫ ПРАВА

10 (272). На август 2012 г. в организации запланирована налоговая проверка. Согласно графику отпусков главный бухгалтер организации во второй половине октября 2012 г. идет в очередной отпуск.

Можно ли рассчитывать, что проверка будет завершена до начала отпуска главного бухгалтера?
 
Можно.

Плановая проверка может быть начата в любой день месяца, на который она запланирована в координационном плане контрольной (надзорной) деятельности.

Конкретный срок проведения проверки организации указан в предписании на проверку, но он не может превышать 30 рабочих дней (п. 26 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Положение № 510)). В установленных случаях и порядке такой срок может продлеваться. Кроме того, проверка может быть приостановлена.

Решение о продлении или приостановлении проверки, проводимой налоговым органом, может быть принято только министром по налогам и сборам или лицом, исполняющим его обязанности. Причем продлена проверка может быть только 1 раз и не более чем на 15 рабочих дней (п. 28 Положения № 510). Основанием для этого может быть наличие значительного объема документов, подлежащих проверке, а также необходимость проведения значительного количества инвентаризаций, исследований, встречных проверок и других контрольных мероприятий. Таким образом, время фактического нахождения проверяющих из налогового органа в организации не может превышать 45 рабочих дней.

Существует еще возможность приостановления проверки, но в период приостановления непосредственно контрольные мероприятия в проверяемой организации проводиться не должны. Приостановлена проверка может быть на срок не более 3 месяцев (при направлении запросов в компетентные органы других государств – не более 6 месяцев) (п. 27 Положения № 510). Основанием для приостановления может быть:

– проведение исследований (испытаний) или экспертизы, оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление фактов для целей проверки;

– необходимость восстановления проверяемым субъектом документов, необходимых для проведения проверки;

– направление запроса в компетентные органы, в т.ч. иностранных государств;

– необходимость получения проверяемым субъектом документов и сведений, истребованных контролирующим (надзорным) органом, за пределами Республики Беларусь;

– невозможность продолжения проверкииз-за отсутствия в силу временной нетрудоспособности проверяющего или в силу временной нетрудоспособности, а также по иной причине представителя проверяемого субъекта.

Решение о приостановлении проведения налоговой проверки может быть принято также только министром по налогам и сборам или лицом, исполняющим его обязанности.

Таким образом, организация может рассчитывать на завершение проверки до начала отпуска главного бухгалтера, если только в процессе проверки не возникнут основания, определенные п. 27 Положения № 510.

11 (273). В мае 2012 г. на денежные средства организации в сумме 150 млн. руб. по решению хозяйственного суда был наложен арест в связи с начатым рассмотрением иска к организации, поданного ее контрагентом. Через неделю после этого налоговый орган приостановил операции по счету организации и предъявил платежные требования на взыскание налогов на сумму 100 млн. руб. Требования не были исполнены из-за отсутствия средств на счете. Еще через несколько дней организация представила в банк платежное поручение на перечисление средств в погашение задолженности по заработной плате в сумме 80 млн. руб. (что соответствует 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих исходя из списочной численности работников и размеру оплаты отпусков, выплаты страховых взносов на эти суммы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в ФСЗН, пособий по государственному социальному страхованию, подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов, подлежащих налогообложению), а также платежное поручение на перечисление 60 млн. руб. в оплату электроэнергии. На осуществление расходных операций по обоим поручениям организацией было получено разрешение налогового органа, а также хозяйственного суда, наложившего арест.

Каким образом будут осуществляться расходные операции в данной ситуации в случае последующего поступления на счет выручки в размере 120 млн. руб.?

В ситуации, когда налоговый или иной уполномоченный на это орган (таможенный, финансовый, Комитет госконтроля) приостановил операции по счету, уже не имеет значения, наложен ли (до или после приостановления операций) арест на денежные средства на счете. Иными словами, и в случае, когда в банке имеется только решение о приостановлении операций по счету, и в случае, когда наряду с таким решением имеется постановление (определение) компетентного органа (правоохранительный орган, суд, прокурор) о наложении ареста на денежные средства, возможности владельца счета по распоряжению денежными средствами на счете определяются Указом Президента РБ от 15.05.2008 № 267 "О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359" (далее – Указ № 267).

Указ № 267 позволяет:

– без каких-либо условий осуществлять любые платежи в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды и государственные внебюджетные фонды, ФСЗН.

Отметим, что это не только налоги, сборы (пошлины) и пени, но и платежи во исполнение наложенных административных взысканий, отчисления в инновационные фонды, платежи части прибыли государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, платежи в уплату арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, платежи по возврату бюджетных ссуд и бюджетных займов и т.д.;

– осуществлять иные расходные операции по счету (т.е. не в бюджет и указанные фонды), но с разрешения всех органов (должностных лиц), принявших решение о приостановлении операций по счетам, и органов (должностных лиц), принявших постановление (определение) о наложении ареста.

С заявлением на получение разрешения в соответствующие органы (к должностным лицам) могут обратиться:

– владелец счета;

– иные лица (взыскатели), которым законодательными актами или договором предоставлено право бесспорного (безакцептного) списания средств со счета;

– банк – в целях возврата средств, зачисленных на счет ненадлежащего получателя в результате технической ошибки банка;

– налоговый орган – при взыскании средств со счета дебитора организации.

В период приостановления операций по счету очередность осуществления платежей, предусмотренная в Порядке расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденном Указом Президента РБ от 29.06.2000 № 359 "Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Порядок № 359), не применяется. В таких случаях действует особая очередность, установленная Указом № 267. Она заключается в том, что при наличии соответствующего разрешения, о котором мы сказали ранее:

– платежи в счет погашения задолженности по выплате заработной платы в суммах, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекспотребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих в установленном порядке исходя из списочной численности работников, и размеру оплаты отпусков, выплаты страховых взносов на эти суммы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в ФСЗН, выходных пособий, алиментов и платежей по возмещению расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, пособий по государственному социальному страхованию, подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов, подлежащих налогообложению, осуществляются вне очереди;

– платежи по возврату денежных средств, зачисленных на счет ненадлежащего получателя в результате технической ошибки банка, также осуществляются вне очереди;

– иные платежи осуществляются в календарной очередности поступления платежных инструкций в банк.

Последнее означает, что если в банке уже имеются ранее поступившие и неисполненные платежные инструкции на осуществление платежей в бюджет и ФСЗН (в нашей ситуации – платежное требование налогового органа на перечисление налогов), то даже при наличии необходимого разрешения провести иной платеж будет невозможно.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации банк сначала исполнит поручение плательщика на перечисление 80 млн. руб. (задолженность по заработной плате), затем – требование налогового органа о взыскании налогов (будет исполнено в части остатка средств на счете – 40 млн. руб.), поскольку оно поступило в банк ранее поручения плательщика на оплату электроэнергии. При последующем поступлении на счет денежных средств сначала будет исполняться в оставшейся части (60 млн. руб.) требование налогового органа, и лишь затем – поручение плательщика на оплату электроэнергии.

Обратим особое внимание, что в ситуации, когда операции по счету приостановлены и при этом в банке одновременно находится постановление (определение) компетентного органа о наложении ареста на денежные средства на нем, постановление (определение) о наложении ареста не препятствует проведению расходных операций по счету за счет арестованной суммы средств (в данной ситуации – 150 млн. руб.). По сути, банк просто не будет обращать внимания на такой арест. Однако, как отмечено выше, для большинства расходных операций (исключение составляют лишь платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды) потребуется разрешение соответствующих органов, в т.ч. и органа, наложившего арест, а он его может и не дать.

12 (274). Орган финансовых расследований 1 июня 2012 г. наложил арест на 175 млн. руб., находящихся на счете организации, в обеспечение уплаты штрафа по возбужденному им в отношении организации делу об административном правонарушении (1-я очередь согласно Порядку № 359). Остаток средств на счете на момент наложения ареста составляет 180 млн. руб. Затем 4 июня к счету предъявлены платежные поручения организации на перечисление денежных средств в сумме 40 млн. руб. в погашение банковского кредита, выданного организации на выплату задолженности по заработной плате (платеж укладывается в установленный Порядком № 359 норматив – 1,5 размера утвержденного бюджета прожиточного минимума – и согласно этому Порядку осуществляется вне очереди), а также на перечисление средств в сумме 25 млн. руб. в оплату аренды помещения для офиса (2-я очередь согласно Порядку № 359).

6 июня налоговый орган приостановил операции по счету. Одновременно им было предъявлено к счету платежное требование на взыскание налогов на сумму 275 млн. руб.

14 июня к счету предъявлено поручение плательщика на перечисление средств в счет задолженности по заработной плате в сумме 60 млн. руб. с разрешением как налогового органа, так и органа финансовых расследований на проведение расходной операции.

19 июня на счет поступило 90 млн. руб. выручки.

21 июня владелец счета представляет в банк полученное им разрешение на проведение расходной операции в оплату аренды помещения для офиса в сумме 25 млн. руб.

28 июня на счет поступило 60 млн. руб.

3 июля налоговым органом представлено платежное требование на взыскание налогов на сумму 210 млн. руб.

16 июля плательщик представил платежное поручение на перечисление средств в оплату транспортных услуг в сумме 175 млн. руб. с разрешениями налогового органа и органа финансовых расследований на проведение такой расходной операции, а также разрешения указанных органов на погашение банковского кредита в сумме 35 млн. руб. согласно платежному поручению, поступившему в банк 4 июня.

23 июля – на счет зачислено 190 млн. руб. выручки.

Каков порядок осуществления расходных операций в изложенной ситуации?

До тех пор, пока на денежные средства на счете наложен арест, но операции по счету не приостановлены, надо руководствоваться следующим:

– согласно Порядку № 359 установленная в нем очередность платежей, осуществляемых с текущих (расчетных) счетов юридических лиц в банках РБ, не распространяется на расчеты, осуществляемые при наличии в банке постановления (определения) о наложении ареста, в пределах суммы, на которую наложен арест;

– при наложении ареста на денежные средства и иное имущество юридического лица, находящиеся на счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банке, банк прекращает все расходные операции по счетам этого лица и возврат имущества этого лица в пределах имущества, на которое наложенарест, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь илисоответствующим решением уполномоченного государственного органа (должностного лица) о наложении ареста (ст. 127 Банковского кодекса РБ).

В силу этого арестованная сумма оказывается "заблокированной" и не может быть израсходована банком независимо от того, к какой очереди согласно Порядку № 359 относится предмет иска, в обеспечение которого наложен арест. А вот за счет средств на счете в сумме, превышающей арестованную сумму, расходные операции банк будет производить согласно установленной Порядком № 359 очередности.

С момента приостановления операций посчету расходные операции по нему осуществ-ляются в соответствии с требованиями Указа № 267, а именно:

– любые платежи в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды и государственные внебюджетные фонды, ФСЗН осуществляются без каких-либо ограничений;

– иные расходные операции по счету (т.е. не в бюджет и указанные фонды) возможны с разрешения всех органов (должностных лиц), принявших решение о приостановлении операций по счетам, и органов (должностных лиц), принявших постановление (определение) о наложении ареста.

При этом начинает работать специальная очередность платежей, предусмотренная Указом № 267 (приведена в ответе на предыдущий вопрос).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации действия банка будут следующими:

1) в связи с наложением ареста на средства на счете поступившее 4 июня поручение плательщика на перечисление средств в погашение банковского кредита должно быть исполнено банком частично за счет суммы средств на счете, превышающей арестованную.

То есть банк может провести один платеж на 5 млн. руб. (установленная Порядком № 359 очередность платежей со счета в пределах арестованной суммы не применяется). Платежные поручения на погашение кредита на сумму 35 млн. руб. и на оплату арендной платы за помещение для офиса на сумму 25 млн. руб. должны быть помещены банком в картотеку. Остаток средств на счете составляет 175 млн. руб.;

2) 6 июня банк должен частично исполнить требование налогового органа на сумму 175 млн. руб., поскольку в случае приостановления операций по счету платежи в бюджет осуществляются без каких-либо условий. Арест средств на счете в силу норм Указа № 267 не препятствует осуществлению допустимых расходных операций по счету, если по нему приостановлены операции, в т.ч. и за счет арестованной суммы. Требование в оставшейся сумме (100 млн. руб.) помещается в картотеку;

3) поручение на перечисление средств в счет задолженности по заработной плате, поступившее в банк 14 июня, банк также не исполнит и поместит в картотеку в сумме 60 млн. руб.;

4) 19 июня банк за счет поступивших на счет 90 млн. руб. выручки банк прежде всего исполнит поручение организации на перечисление 60 млн. руб. в счет задолженности по заработной плате, поскольку указанная сумма укладывается в установленный Указом № 267 лимит платежей, осуществляемых вне очереди.

Платежное требование налогового органа, поступившее 6 июня и не исполненное в части 100 млн. руб., исполняется частично на сумму 30 млн. руб. В сумме 70 млн. руб. требование налогового органа остается неисполненным;

5) за счет поступивших на счет 28 июня 60 млн. руб. выручки банк прежде всего должен произвести платеж по аренде помещения для офиса в сумме 25 млн. руб., поскольку поручение организации на его осуществление поступило в банк 4 июня (платеж стал возможен благодаря полученному разрешению от налогового органа и органа финансовых расследований). За счет оставшихся 35 млн. руб. банк частично исполнит требование налогового органа о взыскании налогов. В такой же сумме требование остается неисполненным;

6) за счет поступивших 23 июля 190 млн. руб. сначала будут исполняться платежные требования налогового органа, поступившие 6 июня (в оставшейся части – 35 млн. руб.) и 3 июля (частично). Поручение владельца счета на оплату транспортных услуг в сумме 175 млн. руб. (несмотря на наличие разрешения по нему) будет исполнено после перечисления 35 млн. руб. во исполнение поручения организации о перечислении средств в погашение банковского кредита (данное поручение поступило в банк ранее всех других неисполненных платежных инструкций, и его исполнение в оставшейся части стало возможных в силу полученных разрешений), а также полного исполнения требования налогового органа, поступившего 3 июля (так как это требование поступило в банк ранее поручения на оплату транспортных услуг).

Глеб Ростоцкий, юрист
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

13 (275). Организация – резидент РБ заключила импортный внешнеторговый договор с английской фирмой на поставку товара. По условиям договора предусмотрено перечисление залоговой суммы нерезиденту в обеспечение исполнения обязательств резидента.

Вправе ли белорусская организация осуществить перечисление залоговой суммы английской фирме авансовым платежом за счет купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты?
 
Не вправе, если нет разрешения Нацбанка.

Перечисление залоговой суммы или задатка в обеспечение исполнения обязательств по поставке товара, осуществляемое в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт товара, следует рассматривать в качестве расчетов в рамках текущей валютной операции (письмо Нацбанка РБ от 22.01.2010 № 31-14/30 "О применении норм отдельных актов валютного законодательства").

Такого рода расчеты регулирует постановление Правления Нацбанка РБ от 11.11.2008 № 165 "О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – постановление № 165).

Проведение импортером платежа(ей) в пользу нерезидента со счета, открытого в банке Республики Беларусь, по внешнеторговой(ым) операции(ям), осуществляемой(ым) в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт, до даты прекращения нерезидентом своих обязательств перед импортером по поставке товаров, запрещено, за исключением наличия у импортера разрешения Нацбанка (п. 1 постановления № 165).

Банк Республики Беларусь обязан отказать импортеру в исполнении представленной платежной инструкции, если условия проведения платежа импортера не соответствуют предписаниям п. 1 постановления № 165.

14 (276). Белорусская организация заключила импортный внешнеторговый договор с резидентом России на поставку товара. По условиям договора резидент обязан перечислить залоговую сумму нерезиденту в обеспечение исполнения своих обязательств.

Вправе ли белорусская организация приобрести на внутреннем валютном рынке иностранную валюту и перечислить ее резиденту России в обеспечение исполнения обязательств по поставке товара?
 
Вправе.

На перечисление импортером в пользу нерезидента залоговой суммы или задатка в обеспечение исполнения обязательств по поставке товара, осуществляемое в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт товара, распространяется действие постановления № 165. Такое разъяснение дано в письме Нацбанка РБ от 22.01.2010 № 31-14/30 "О применении норм отдельных актов валютного законодательства". Однако в данном случае белорусская организация может заплатить российскому контрагенту без учета ограничений постановления № 165, так как Нацбанк разрешает проведение импортерами авансовых платежей в пользу резидентов РФ (письмо Нацбанка РБ от 16.03.2011 № 31-16/75 "Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей в пользу резидентов Российской Федерации и Республики Казахстан").

Резидент РБ вправе купить иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь для осуществления расчетов по сделкам, предусматривающим импорт товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества). Основанием для покупки иностранной валюты будет служить документ, подтверждающий заключение с нерезидентом соответствующей гражданско-правовой сделки (подп. 20.1 п. 20 Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.07.2005 № 112).

Резиденту РБ придется учитывать ограничения, установленные постановлением Правления Нацбанка РБ от 07.09.2011 № 368 "О сделках купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке" (касаются возможности покупки иностранной валюты на внебиржевом валютном рынке).

15 (277). Организация – резидент РБ заключила импортный внешнеторговый договор с нерезидентом на условиях предоплаты. Свой долг по оплате нерезиденту резидент перевел на другую белорусскую организацию, которая в свою очередь должна резиденту по договору строительного подряда.

Правомерен ли данный перевод долга?
 
Перевод долга правомерен.

При импорте расчеты по внешнеторговым договорам осуществляются только со счетов импортеров (в т.ч. со специального счета аккредитива) (подп. 1.10 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 178)). Одним из исключений из данного правила являются расчеты по внешнеторговым договорам со счета другого резидента в соответствии с условиями договора перевода долга, заключенного между импортером и данным резидентом. При этом новый должник становится импортером в соответствии с подп. 1.1 п. 1 Указа № 178.

В письме Нацбанка РБ от 25.10.2010 № 53-14/11922 "О внешнеторговых операциях" разъяснено, что подп. 1.10 п. 1 Указа № 178 содержит указание о том, что после заключения между импортером и иным резидентом договора перевода долга резидент (новый должник) становится импортером в соответствии с подп. 1.1 п. 1 Указа № 178 и соответственно требования Указа № 178 о завершении внешнеторговой операции (в т.ч. требования к срокам ее завершения) возлагаются на лицо, ставшее импортером.

Денис Сафаревич, юрист
 
 
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.