Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Заполнение налоговой декларации по налогу на прибыль за 2011 год: все детали важны

Наталья Рощина, экономист

Приближается 20 марта – срок представления деклараций по налогу на прибыль за 2011 г. и налогу на недвижимость за 2012 г.
При этом отчетность по налогу на прибыль организации впервые представят в целом за истекший год.
Предлагаемая вашему вниманию подборка статей по данной теме поможет найти ответы на вопросы, возникшие у читателей при подготовке указанных деклараций. Отметим, что в этих материалах много конкретных ситуаций, а также учтены налоговая практика и новации законодательства 2012 г. Надеемся, что они облегчат вам работу.

 

Налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2011 г. надо представить по форме, действовавшей в 2011 г.
Форма налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд утверждена постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (приложение 3 к постановлению).
В эту форму налоговой декларации и порядок ее заполнения были внесены изменения постановлением МНС РБ от 02.01.2012 № 1 (далее – постановление № 1) (вступило в силу со 2 февраля 2012 г.).
Налоговые декларации (расчеты) по налогам и сборам, которые в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона РБ от 30.12.2011 № 330-З "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь", подлежат представлению за налоговый либо последний отчетный период 2011 г., необходимо представлять по формам и в соответствии с порядком их заполнения, установленными до вступления в силу постановления № 1. Такая норма приведена в п. 2 этого постановления.
Следовательно, налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд за 2011 г. организации должны представить в налоговые инспекции по форме, применявшейся до вступления в силу постановления № 1.
Льготируем стоимость объекта, по которому были превышены нормативные сроки строительства
Ситуация 1
Организация осуществляла строительство торгового центра собственными силами. Торговый центр начали строить в марте 2009  г. Нормативный срок строительства составляет 12 месяцев. Фактически строительство было закончено в октябре 2011 г. В январе 2012 г. у организации прошла проверка налоговой инспекции за 2006–2010 гг. До проверки организация не пользовалась льготой по налогу на прибыль в размере финансирования капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства (подп. 1.1 п. 1 Налогового кодекса РБ (далее – НК), в ред., применявшейся в 2011 г.).
Имеет ли организация право воспользоваться указанной льготой за 2009–2011 гг. после окончания проверки?
Капитальными вложениями производственного назначения признают в т.ч. капитальное строительство в форме нового строительства и (или) создание объектов основных средств.
При создании объектов основных средств, объектов незавершенного строительства, объектов жилищного строительства собственными силами освобождение от обложения налогом на прибыль производилось в суммах фактически произведенных затрат в налоговом периоде.
Льготу по налогу на прибыль, предусмотренную подп. 1.1 п. 1 ст. 140 НК, плательщики имели право применять при соблюдении ряда условий, в т.ч. при отсутствии в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объектов сверхнормативного незавершенного строительства производственного назначения, за исключением случаев завершения строительства таких объектов в сроки, установленные Советом Министров (п. 2 ст. 140 НК).
Объектами сверхнормативного незавершенного строительства производственного назначения признают объекты основных средств и объекты незавершенного строительства, по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией, включая объекты незавершенного строительства и объекты основных средств, находящиеся на реконструкции, модернизации.
В данном случае нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией, истекли в 2010 г. Таким образом, на конец 2009 г. у организации еще не было объекта сверхнормативного незавершенного строительства. Это значит, что в 2009 г. организация могла прольготировать прибыль, направленную на финансирование капитальных вложений, при соблюдении требований, установленных Законом РБ "О налогах на доходы и прибыль".
 
Справочно: в 2009 г. облагаемую налогом прибыль организации имели право уменьшить на суммы прибыли, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. Указанное уменьшение налогооблагаемой прибыли производилось при условии полного использования сумм начисленного амортизационного фонда на 1-е число месяца, в котором прибыль была направлена на такие цели (п. 2 ст. 5 Закона РБ "О налогах на доходы и прибыль").
Однако в 2009 г. организация своим правом прольготировать прибыль не воспользовалась. В настоящее время она хочет после проверки, проведенной налоговой инспекцией, представить в 2012 г. уточненную налоговую декларацию за 2009 г.
Действительно, при обнаружении в налоговой декларации (расчете), поданной за прошлый налоговый период, неполноты сведений или ошибок плательщик должен внести изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет) (п. 8 ст. 63 НК).
Вместе с тем налоговая декларация (расчет) по налогу, сбору (пошлине) с внесенными изменениями и (или) дополнениями не представляется в период проведения проверки за налоговый либо отчетный период, подвергаемый проверке, и за налоговый либо отчетный период, подвергнутый проверке, в случае, если такие изменения и (или) дополнения не связаны с отражением результатов проверки в бухгалтерском или налоговом учете либо с отражением в бухгалтерском или налоговом учете обстоятельств, которые наступили после начала проверки, но имеют отношение к периоду, подвергнутому проверке.
В данном случае после проверки никаких новых обстоятельств, имеющих отношение к проверенному периоду, не выявлено.
Таким образом, организация не имеет права в 2012 г. представить уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2009 г. и воспользоваться льготой по налогу на прибыль за тот период.
На конец 2010 г. у организации существовал объект сверхнормативного незавершенного строительства, поэтому она не имела в 2010 г. права на льготу по налогу на прибыль, предусмотренную подп. 1.1 п. 1 ст. 140 НК.
Бóльшую часть 2011 г. у организации также существовал объект сверхнормативного незавершенного строительства. Но так как этот объект был достроен в ноябре 2011 г., то на конец 2011 г. объект сверхнормативного незавершенного строительства отсутствовал.
Это дает право организации воспользоваться в 2011 г. льготой по налогу на прибыль, предусмотренной подп. 1.1 п. 1 ст. 140  НК, при соблюдении условий, установленных ст. 140 НК.
Деятельность организации в 2011 г. не была предметом проверки, проведенной в январе 2012 г., поэтому ограничения, установленные п. 8 ст. 63 НК, на нее не распространяются.
Это дает право организации в 2011 г. воспользоваться правом на льготу по налогу на прибыль, установленную подп. 1.1 п. 1 ст. 140  НК, в общеустановленном порядке.
Расчеты за капитальные вложения осуществлены путем проведения взаимозачетов, уступки требования и перевода долга
Ситуация 2
У организации в 2011 г. отсутствовали денежные средства для оплаты капитальных вложений. Она вынуждена была осуществлять расчеты путем проведения взаимозачетов, прибегать к переводу долга, уступке права требования.
Имела ли такая организация право в 2011 г. льготировать прибыль в размере финансирования капитальных вложений производственного назначения?
 
Имела.
Льготу по налогу на прибыль, установленную в 2011 г. подп. 1.1 п. 1 ст. 140 НК, организации могли применять в порядке и на условиях, установленных пп. 2–4 ст. 140 НК.
Данной льготой нельзя было воспользоваться при расчетах за приобретенные основные средства, выполненные работы по строительству или погашение кредитов банка, займов векселем или путем проведения товарообменных операций (подп. 3.2 п. 3 ст. 140 НК).
 
Справочно: товарообменными являются операции, осуществляемые в пределах исполнения договоров, в т.ч. внешнеэкономических, предусматривающих обмен продукции или товара (за исключением работ и услуг) на эквивалентное по стоимости количество другой продукции или другого товара по товарообменным (бартерным) договорам, предусматривающим полный или частичный расчет в товарной форме (п. 1 постановления Совета Министров РБ от 24.03.1999 № 405 "О вопросах ценообразования при проведении товарообменных операций").
Пример 1
Организация заключила с другой организацией товарообменный договор на обмен своей продукции на основные средства производственного назначения. В 2011 г. она получила эти основные средства и рассчиталась за них своей продукцией.
Организация не имеет права воспользоваться льготой, предусмотренной подп. 1.1 п. 1 ст. 140 НК, так как расчеты за приобретенные основные средства осуществлены путем проведения товарообменных операций.
 
В то же время запрет на получение льготы, установленный подп. 3.2 п. 3 ст. 140 НК, не распространяется на взаимозачеты или изменение лиц в обязательствах путем заключения договора перевода долга или уступки права требования.
Пример 2
Организация "А" отгрузила продукцию организации "Б". Согласно договору оплата должна быть произведена денежными средствами. Затем организация "Б" предложила организации "А" приобрести у нее бывшее в эксплуатации оборудование. Стороны заключили договор, по которому оплата за оборудование производится также денежными средствами. В дальнейшем по причине отсутствия у обеих организаций денежных средств и наличия в бухгалтерском учете взаимной задолженности организации провели зачет взаимных требований.
Расчет был произведен без использования товарообменных операций, поэтому организация имела право воспользоваться льготой, установленной подп. 1.1. п. 1 ст. 140 НК.
 
Справочно: право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) (п. 1 ст. 353 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК)). При этом для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласия должника, если иное не предусмотрено законодательством или договором.
Следует иметь в виду, что кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования.
Пример 3
Организация "С" отгрузила свою продукцию организации "А". Затем организация "С" заключила договор на приобретение основных средств производственного назначения с организацией "Б". Основные средства были получены, но у организации "С" отсутствовали средства для их оплаты, так как с ней еще не рассчиталась организация "А" за полученную продукцию. Организация "С" уступила организации "Б" свое право требования денежных средств с организации "А".
Таким образом, организация "С" в 2011 г. получила основные средства и рассчиталась за них. Расчеты были осуществлены без проведения товарообменных операций. Организация имеет право применить льготу, установленную подп. 1.1 п. 1 ст. 140 НК.
 
Справочно: перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора (п. 1 ст. 362 ГК).
Пример 4
В 2011 г. организация "С" заключила договор с организацией "А" о приобретении основных средств производственного назначения. Основные средства получены, но организация не может за них рассчитаться в связи с отсутствием денежных средств. В то же время организация "Б" является должником организации "С" за поставленную ей продукцию.
Стороны заключили между собой договор перевода долга, по которому организация "С" с согласия организации "А" переводит свой долг за полученные основные средства на организацию "Б" и условия которого были выполнены. Организация "С" также имеет право воспользоваться льготой по налогу на прибыль, так как основные средства были получены ею и расчет за них был осуществлен без проведения товарообменных операций.
Расчеты за капитальные вложения произведены за счет средств спонсоров и учредителей
Ситуация 3
Частное унитарное предприятие получило от организации-учредителя безвозмездно денежные средства для осуществления капитальных вложений. За эти средства ЧУП приобрело основные средства производственного назначения, которые были получены и оплачены в 2011 г.
Имело ли предприятие право на льготу по налогу на прибыль, если капитальные вложения произведены за счет средств учредителя?
 
Имело.
Предприятие выполнило требования, содержащиеся в п. 2 ст. 140 НК, в части фактической оплаты и получения капитальных вложений производственного назначения в 2011 г. В подп. 1.1 п. 1 ст. 140 НК не конкретизированы источники финансирования капитальных вложений. Поэтому в 2011 г. предприятие имело право прольготировать в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 140 НК капитальные вложения, осуществляемые за счет средств учредителя.
 
Важно! Денежные средства, полученные ЧУП безвозмездно от учредителя, были переданы в пределах одного собственника.
В состав внереализационных доходов не включались товары (работы, услуги), имущественные права, денежные средства, полученные при безвозмездной передаче в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа (подп. 4.9 п. 4 ст. 128 НК; приведенная норма сохранилась и в 2012 г.). Поэтому денежные средства, полученные от учредителя, предприятие не должно включать в состав внереализационных доходов, их не следует облагать налогом на прибыль.
Осуществление капитальных вложений с поэтапной оплатой
Ситуация 4
Организация на аукционе в декабре 2011 г. купила у райисполкома пустующее здание за 500 млн. руб. По условиям договора 30 % стоимости здания следовало оплатить в декабре 2011 г. после проведения аукциона. Остальные 70 % организация должна оплатить равными частями в течение 1-го полугодия 2012 г.
Имела ли организация право в 2011 г. воспользоваться льготой по налогу на прибыль в отношении всей стоимости здания?
 
Не имела.
Плательщики могли применить льготу при соблюдении следующих условий (п. 2 ст. 140 НК):
осуществление фактических затрат по оплате капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства или погашению кредитов банков, займов, использованных на эти цели;
фактическое получение объектов капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства.
В 2011 г. организация фактически получила объект капитальных вложений производственного назначения стоимостью 500 млн. руб. Однако фактические затраты по оплате капитальных вложений производственного назначения в 2011 г. составили только 30 % стоимости, или 150 млн. руб. Поэтому в 2011 г. организация могла применить льготу только в отношении 150 млн. руб. Если бы эта льгота по налогу на прибыль не была отменена с 2012 г., то организация смогла бы воспользоваться льготой в 2012 г. после оплаты оставшихся 70  % стоимости здания.
Так как в 2012 г. рассматриваемая льгота отменена, то организация не сможет прольготировать стоимость приобретенного здания в полном объеме.
Применяем льготы по налогу на прибыль, установленные Декретами Президента № 1* и № 9**
__________________________
 * Декрет Президента РБ от 28.01.2008 № 1 "О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)" (далее – Декрет № 1).
** Декрет Президента РБ от 20.12.2007 № 9 "О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности" (далее – Декрет № 9).
Ситуация 5
Организация расположена в Брестском районе и занимается изготовлением и установкой встроенной мебели по заказам населения. Ряд покупателей проживают в сельской местности, а некоторые – в г. Бресте.
Имеет ли организация право на льготу по налогу на прибыль, установленную Декретом № 1?
 
Не имеет.
Коммерческие организации, созданные с 1 апреля 2008 г., с местом нахождения и при осуществлении деятельности на территории Республики Беларусь, за исключением населенных пунктов с численностью населения свыше 50 тыс. человек по перечню, утверждаемому Советом Министров по согласованию с Президентом, вправе не исчислять и не уплачивать в течение 7 лет со дня их создания налог на прибыль в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства при наличии их раздельного учета (подп. 1.1 п. 1 Декрета № 1).
 
Справочно: перечень населенных пунктов с численностью населения свыше 50 тыс. человек утвержден постановлением Совета Министров РБ от 05.10.2008 № 1451 "О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1". В этот перечень вошли в Брестской области – города Барановичи, Брест и Пинск, в Витебской области – города Витебск, Новополоцк, Орша и Полоцк, в Гомельской области – города Гомель, Жлобин, Мозырь, Речица и Светлогорск, в Гродненской области – города Гродно и Лида, в Минской области – города Минск, Борисов, Жодино, Молодечно, Слуцк и Солигорск, в Могилевской области – города Бобруйск и Могилев.
 
Подпунктом 1.8 п. 1 Декрета № 1 предусмотрен ряд ограничений на применение норм этого Декрета.
В частности, положения, указанные в подп. 1.1 п. 1 Декрета № 1, не распространяются на коммерческие организации, осуществляющие производство товаров (работ, услуг) с использованием основных средств, находящихся в собственности или на ином вещном праве этой организации, и (или) труда работников данной организации в населенных пунктах с численностью населения свыше 50 тыс. человек.
Установку (монтаж) встроенной мебели собственного производства работниками организации на объектах в г. Бресте (населенном пункте с численностью населения свыше 50 тыс. человек) налоговые инспекции расценивают как деятельность с использованием труда работников данной организации в населенных пунктах с численностью населения свыше 50 тыс. человек. Поэтому организация не вправе применять льготу по налогу на прибыль, установленную Декретом № 1.
 
Важно! Следует учитывать, что кроме Декрета № 1 организация может воспользоваться нормами Декрета № 9, которым установлены следующие условия налогообложения.
Организации, находящиеся в сельской местности, при осуществлении в сельской местности деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) вправе применять особый порядок налогообложения.
Так, организации, имеющие право на применение особого порядка, с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г. освобождены от уплаты налога на прибыль в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) ими в сельской местности, за исключением прибыли и доходов, полученных от торговой посреднической деятельности (подп. 1.2 п. 1 Декрета № 9). При этом налог начислять не надо: поскольку целевое использование суммы налога на прибыль Декретом № 9 не предусмотрено, то налог на прибыль не начисляется.
 
Исходя из положений Декрета № 9 при изготовлении встроенной мебели в сельской местности, ее установке (монтаже) за пределами сельской местности и отдельном выделении в договорах и (или) актах выполненных работ стоимости мебели и стоимости услуг по ее монтажу особый порядок подлежит применению только в отношении прибыли, полученной от реализации встроенной мебели, при условии раздельного учета выручки от ее реализации.
Таким образом, если в первичных учетных документах выделена стоимость встроенной мебели, произведенной в сельской местности, и организация ведет раздельный учет выручки и затрат, связанных с производством и реализацией товаров (работ), произведенных (выполненных) в сельской местности, то она имеет право на освобождение от уплаты налога на прибыль в части прибыли, полученной от реализации встроенной мебели, произведенной в сельской местности, и работ по установке (монтажу), выполненных в сельской местности.
Пример 5
Организация производит встроенную мебель в сельской местности и устанавливает ее в сельской местности. Она имеет право на освобождение от уплаты налога на прибыль прибыли, полученной при изготовлении встроенной мебели, и прибыли, полученной от ее установки (монтажа).
Пример 6
Организация производит встроенную мебель в сельской местности и устанавливает ее в населенных пунктах с численностью населения свыше 50 тыс. человек. Она освобождается от уплаты налога на прибыль только в части прибыли, полученной от изготовления мебели. Прибыль, полученная от оказания услуг по установке (монтажу) мебели, следует облагать налогом в общем порядке.
Пример 7
Организация производит мебель в населенном пункте с численностью населения свыше 50 тыс. человек и устанавливает ее в сельской местности. В этом случае льгота по налогу на прибыль, установленная Декретом № 9, на организацию не распространяется. Вся прибыль организации, полученная как от изготовления мебели, так и от оказания услуг по ее установке (монтажу), облагается налогом в общем порядке.
Пример 8
Организация производит встроенную мебель в населенном пункте с численностью населения свыше 50 тыс. человек и устанавливает ее в этих населенных пунктах. В этом случае льгота по налогу на прибыль, установленная Декретом № 9, организации также не предоставляется. Вся прибыль организации, полученная от изготовления встроенной мебели и от оказания услуг по ее установке (монтажу), облагается налогом в общем порядке.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.