Госкомимущество разработало проект Закона «Об изменении законов по вопросам регулирования земельных отношений».
Что планируется изменить в земельных отношениях?
1. Закрепляется право исполкомов:
· предоставлять рассрочку внесения платы за право легализации на срок до 5 лет;
· предоставлять в рамках легализации (до 01.01.2028) земельные участки в размерах, превышающих предельные размеры, установленные Кодексом о земле (по фактическому пользованию с учетом площади, необходимой для обслуживания самовольных построек);
· при выявлении имевших место до 01.09.2022 случаев самовольного занятия земельных участков, используемых для размещения 10 и более гаражей, расположенных в непосредственной близости, сформировать гаражный кооператив из числа граждан, которые самовольно заняли земельные участки для строительства и обслуживания таких гаражей, и предоставить земельный участок гаражному кооперативу для соответствующей цели при соблюдении всех условий легализации (в т.ч. внесения платы за право легализации);
· при выявлении имевших место до 01.09.2022 случаев самовольного занятия гражданами земельных участков, используемых в целях выращивания сельхозкультур (в т.ч. многолетних), древесно-кустарниковых растений сельскохозяйственного назначения или ведения личного подсобного хозяйства, без наличия на них строений (зданий, сооружений), имеющих признаки капитальных, предоставить гражданам такие земельные участки для огородничества либо ведения личного подсобного хозяйства без внесения платы за право легализации. При этом, если земельный участок ранее уже был предоставлен землепользователю (в т.ч. прежнему) во временное пользование или аренду для указанных целей и срок землепользования истек, такой участок может быть предоставлен гражданину без необходимости сноса находящихся на нем сооружений, имеющих признаки капитальных и назначение которых не противоречит целевому назначению земельного участка (заборы, иные ограждения, теплицы с фундаментом и т.п.);
· при выявлении имевших место до 01.09.2022 случаев самовольного занятия земель с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования, а также случаев самовольного размещения (установки) на земельных участках нестационарных объектов легализовывать такие факты при соблюдении всех условий легализации (в т.ч. внесения платы за право легализации).
2. Плата за право легализации устанавливается по кадастровой стоимости земельного участка, действующей на дату подачи заявления о принятии соответствующего решения.
3. Установленная ранее возможность до 01.09.2027 льготного приобретения земельных участков (с понижающими коэффициентами) в частную собственность или аренду распространяется не только на лиц, являющихся непосредственными землепользователями, но и на их правопреемников (граждан-наследников и юридических лиц, созданных в результате реорганизации), причем независимо от времени наступления правопреемства (до или после начала действия института легализации).
4. Расширяются основания предоставления земельных участков, в частности, гражданам без аукциона для строительства и обслуживания капитального строения (здания, сооружения) при приобретении ими права собственности на незавершенное незаконсервированное капитальное строение, материалы и другое имущество, из которых оно создается, в результате раздела совместно нажитого имущества.
5. Закрепляется возможность ипотеки земельных участков и залога права их аренды в качестве способа обеспечения исполнения обязательств перед банками по любым договорам, а не только по кредитным.
6. Предусматривается возможность повторного предоставления земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, добровольно отказавшимся в силу уважительных причин от ранее предоставленного им земельного участка.
7. Устанавливается возможность предоставления земельного участка одному из членов семьи, в составе которой имеются дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, вне очереди в порядке последовательности включения в список лиц, желающих получить земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома.
8. Существенно изменяется порядок приобретения прав на земельный участок лиц, у которых возникли права на расположенные на нем объекты недвижимого имущества (по заявлению правообладателя капитального строения осуществляется госрегистрация перехода к нему соответствующего права на земельный участок (доли в праве на него) независимо от согласия прежнего землепользователя, с выплатой прежнему землепользователю денежной компенсации за переход права частной собственности, права аренды на указанный земельный участок (доли в праве на него), если иное не установлено соглашением сторон).
9. Прямо закрепляется право гражданина выращивать на предоставленном ему во временное пользование для огородничества земельном участке в т.ч. многолетние сельскохозяйственные культуры и древесные растения сельскохозяйственного назначения, а также размещать (возводить) временные строения, в т.ч. имеющие признаки капитальных, назначение которых не противоречит целевому назначению такого земельного участка.
10. Устанавливается возможность приобретения прав на земельный участок в силу приобретательной давности не только гражданами, но и юридическими лицами.
11. Закрепляется перечень объектов, запрещенных к размещению на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, при осуществлении на таких участках предпринимательской деятельности.
12. Устанавливается срок (3 года) на обжалование решений государственных органов, действий (бездействия) их должностных лиц в сфере земельных отношений в вышестоящие государственные органы и (или) в суд (сегодня установлен срок 1 месяц, причем только для обжалования в суд). Одновременно устанавливается срок (1 месяц) на обжалование в вышестоящий исполком решений, принимаемых по земельным спорам (сегодня такой срок вообще не установлен).
13. Закрепляется возможность признания земельного участка делимым в случае, если таковой принадлежит землепользователю не только на праве собственности, но и на иных видах прав (аренда, постоянное или временное пользование, пожизненное наследуемое владение и др.).
14. Закрепляется возможность принадлежности земельного участка на общем долевом или общем совместном праве в случае, если таковой принадлежит землепользователям не только на праве собственности, но и на иных видах прав.
15. Изменяется правовое последствие несоблюдения требования о госрегистрации сделок с земельными участками – вместо недействительных (ничтожных) таковые будут считаться незаключенными.
По информации пресс-службы Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь