Рынок коммерческой недвижимости 2015 - руководство к действию

04 февраля 2015

На рынках торговой и офисной недвижимости за 2014 г. кардинальных изменений не произошло. Несмотря на то, что покупатели и арендаторы все еще недовольны высокими ценами и ставками, положительные сдвиги в этом направлении на рынке уже есть.

Чем же характеризовался 2014 г. для рынка торговой недвижимости г. Минска? Не рассматривая абсолютно все торговые площади, а лишь торговые центры, площадью более 5,0 тыс. кв. м., как самые востребованные среди потребителей, по итогам года можно говорить о 34% приросте рынка. К концу 2015 г. рынок должен увеличиться еще как минимум на 50% от текущего объема.

С одной стороны, за белорусскую столицу можно только порадоваться, а с другой, такие впечатляющие темпы роста грозят рынку в лучшем случае, значительным увеличением пустующих площадей в торговых центрах, а в худшем, обвалом цен на торговые площади. Такие неутешительные прогнозы объясняются тем, что столице уже не хватает торговых операторов. Для того чтобы заполнить постоянно увеличивающиеся объемы торговых площадей, необходимо чтобы имеющиеся торговые операторы расширяли свои сети, и конечно же, чтобы в Беларусь приходили новые операторы из числа крупных международных. А с учетом сложившейся неоднозначной экономической ситуации, наблюдающейся как в республике, так и в странах ближнего зарубежья, сетевые операторы – резиденты приостановили свое расширение, а международные пусть временно, но все же отказались от выхода на белорусский рынок.

На первый взгляд можно подумать, что на рынке торговой недвижимости инвестиционная доходность становиться сомнительной, но это не совсем так. Рынок недвижимости, как и все вокруг, не стоит на месте и развивается в рамках общей экономической ситуации в стране. И то, что мы наблюдаем сейчас, всего лишь явные признаки того, что участникам рынка необходимо пересмотреть свои подходы и приоритеты в дальнейшем развитии. В частности, крупным инвесторам и сетевым операторам обратить внимание на регионы, где в настоящее время чувствуется явная нехватка качественных торговых площадей. А главная задача мелких арендодателей сводится к удержанию текущих арендаторов любой ценой, потому как поиск новых потребует значительных временных и финансовых затрат.

Что касается рынка современных офисных площадей, то на нем ситуация похожая. Однако в отличие от рынка торговой недвижимости, в сегменте офисной недвижимости можно уже говорить о некотором перенасыщении рынка. И поэтому здесь уже с конца 2014 г. наблюдается снижение ставок аренды. Большинство арендаторов после поднятия курса валют сразу инициировали пересмотр стоимости аренды. А вот вторичный рынок офисов пока держится – собственники не спешат снижать цены, оставляя офисные помещения для последующей сдачи в аренду.

Так что же ждет бизнес-общественность в ближайшем будущем и как себя вести участникам рынка? На этот вопрос эксперты рынка недвижимости отвечают по-разному. Одни, ориентируясь на потребности определенной группы участников рынка, скажем арендодателей, настаивают на единственно верном с их точки зрения пути – максимально возможном удержании прежнего уровня арендных ставок. А другие, в частности отдел консалтинга и аналитики группы компаний "Твоя столица", пытаются посмотреть на ситуацию с обеих сторон "баррикад" – как продавца (арендодателя), так и покупателя (арендатора), и тем самым найти обоюдно выгодную точку взаимопонимания. В готовящихся к выходу аналитических материалах по рынкам торговой и офисной недвижимости, аналитики наравне с сухой статистикой и прогнозами развития рынка, постарались дать бизнес-общественности и практические рекомендации по извлечению из наблюдаемой на рынке сложной ситуации максимальной экономической выгоды.

В любом случае, и те и другие эксперты сходятся в одном – для того чтобы рынок даже в сложных ситуациях имел положительное развитие, все участники рынка должны уметь слушать и слышать друг друга.

 

 

 

Источник: БелТА

 

 

 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup