Транспортно-логистические возможности Беларуси: оnline конференция

02 октября 2014

Беларусь имеет большой потенциал в качестве транспортного коридора, связывающего Запад и Восток. Поэтому в стране делается серьезная ставка на развитие логистики, совершенствование системы грузоперевозок. С 2008 года, когда была принята Программа развития логистической системы Беларуси на период до 2015 года, активно наращиваются объемы логистического сервиса, особенно в области построения современных транспортно-логистических центров (ТЛЦ). О том, что удалось сделать для повышения транзитной привлекательности страны, о внедрении современных технических средств и методов перевозок грузов, о важном интеграционном логистическом проекте государств Единого экономического пространства рассказал во время онлайн-конференции первый замминистра транспорта и коммуникаций Евгений Рогачев. На вопросы также отвечает начальник управления развития транспорта и логистики Иван Герловский.

 

ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ

 

Достаточно ли в Беларуси складских площадей? Сколько в белорусских центрах будет предоставлено клиентам складских площадей по итогам реализации Программы развития логистической системы?

Евгений Рогачев: Общая площадь складов класса А и В логистических центров сегодня составляет более 350 тыс. кв.м. К концу 2015 года их площадь должна составить более 700 тыс. кв.м. Однако необходимо понимать, что цель - не количество логистических центров, а набор качественных, конкурентоспособных и доступных услуг в этих центрах. Сегодня у нас есть такие логистические центры, которые "заточены" под определенный объем, многие торговые предприятия обслуживают только свою продукцию. Это тоже своего рода участник логистической деятельности, но он, как правило, не предназначен для обслуживания сторонних клиентов. В то же время, к примеру, логистические центры Белорусской железной дороги или "Белтаможсервиса" - это структуры, которые направлены на широкий круг потребителей, они предоставляют широкий комплекс транспорнто-логистических услуг, которые на сегодня, как по нашим оценкам, так и по оценкам наших зарубежных партнеров, в большинстве своем отвечают требованиям. Да, нам еще есть к чем стремиться, есть над чем работать - как совместно с Министерством торговли, Таможенным комитетом, так и структурами контроля на границе и внутри страны.

Если говорить о том, какие объекты могут быть введены до конца текущего года, то, к примеру, в активной стадии строительства новых объектов или реконструкции старых находятся объекты Белорусской железной дороги, постоянно работает над своими активами "Белтаможсервис". Думаю, что до конца года мы будем вводить в действие уже полностью в комплексе транспорно-логистический центр БЖД в Колядичах, "Белтаможсервис" также заявляет о введении своих объектов. Есть еще определенные объекты бизнеса, которые тоже будут введены в этом году.

 

В этом году должна завершиться реализация Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года. Каковы на данный момент результаты этой работы? Сколько инвестиций вложено в строительство и развитие логистических центров, транспортно-логистической инфраструктуры?

Евгений Рогачев: Главной целью программы является эффективная интеграция национальной логистической системы в международную систему распределения финансовых и трудовых ресурсов, повышение транзитной привлекательности нашего государства, увеличение доходности от экспорта логистических услуг.

Уже функционируют 17 логистических центров различной функциональности (из 36 по программе) общей площадью более 350 тыс. кв.м. Планируется, что до конца 2015 года общий объем инвестиций в строительство и развитие существующей логистической инфраструктуры составит более $900 млн.

 

Успеете ли возвести до конца 2015 года оставшиеся объекты? Объем немалый.

Евгений Рогачев: Многие, кто плохо сработал по программе, вносили свои корректировки, появились новые участники программы. Нет большой уверенности в том, что все, что запланировано, будет выполнено. Но то, что будет выполнен большой объем работы, - это факт. Мы сейчас работаем над программой на следующие годы. По моему мнению, для логистической деятельности и для программы не является основной целью построить определенное количество логистических центров. Цель - чтобы наши центры, наши предприятия, инфраструктура Беларуси, которая в этом задействована, отвечали потребностям рынка, покрывали спрос. Сейчас потребности обеспечиваются. Мы совершенствуем качество работы, привлекаем дополнительные объемы, грузопотоки. Неправильно говорить, что нам нужно построить 60 логистических центров и тогда у нас появятся объемы на эти 60 логистических центров. Это не совсем верный подход.

Логистическая деятельность - это бизнес, и им нельзя управлять с точки зрения администрирования. Принимаемые программы показывают направления движения, основные критерии. Но жизнь каждый день вносит свои корректировки. Какой-то объем транзитных или экспортно-импортных перевозок появляется, под него мы строим свои логистические центры.

 

Не секрет, что бизнес стремится строить склады и комплексы ближе к Минску. Но теперь очень строго с выведением земель сельхозназначения, даже под жилищное строительство их не отводят, а других свободных практически и нет. Не значит ли это, что в среднесрочный период новых проектов по строительству современных складов и логистических комплексов в Минском районе, а также сопредельных с ним больше не будет? И на ваш взгляд, не логично ли было бы по мере возведения участков второй МКАД "садить" на ней участки не только под придорожный сервис, а и под транспортно-логистические центры, особенно в местах развязок с радиальными автомагистралями. Такая перспектива прорабатывалась?

Евгений Рогачев: Думаю, этот вопрос является проблемным не только для Беларуси - бизнес всегда хочет находиться как можно ближе к мегаполисам (у нас это Минск). В то же время граждане хотят, чтобы они были как можно дальше. Это понятно. И в той программе, которая будет разрабатываться, и в той, которая действует сегодня, мы ведем проработку вопросов, в том числе с Минторгом, для обозначения новых возможных мест застройки. Но вопрос не стоит таким образом, что на второй МКАД мы зарезервировали какое-то место под логистические центры. Еще раз повторюсь: Министерство транспорта не придерживается такой позиции, согласно которой в Беларуси должно быть какое-то определенное количество логистических центров. Мы постоянно ведем глубокий анализ с учетом потребностей грузовладельцев, экспедиторских компаний, перевозчиков, которые говорят о том, что у них есть определенная потребность в той или иной обработке груза на ТЛЦ или в совершении каких-либо операций. Но с точки зрения Минтранса хотелось бы отметить - для транспортников и клиентов всегда важна скорость доставки.

 

Через несколько дней в Минске начинается Белорусская транспортная неделя. Какие важные мероприятия, касающиеся транспортно-логистической деятельности, пройдут в это время? Каких результатов ожидает Минтранс от проведения форума?

Евгений Рогачев: Проведена серьезная работа по подготовке этого мероприятия. Оно организовывается уже не первый раз. Его уровень и качество постоянно повышаются. Программа недели сформирована и включает в себя в том числе мероприятия международного уровня. Заявлено участие министров транспорта Литвы и Латвии, будут представлены Россия, Украина, Казахстан, Польша, Китай. Причем, если в прошлые годы из Польши приезжали 1-2 участника, то сейчас будет довольно внушительная делегация. Что касается КНР, то мы сейчас плотно работаем в направлении Китай-Европа, используются все виды транспорта, которые могут работать в Беларуси: железнодорожный, воздушный, автомобильный. На выходе - серьезные коммерческие контракты. Будут подписаны и важные меморандумы, в частности, ожидается подписание документов с литовской и латвийской сторонами.

Иван Герловский: Эти документы улучшат отношения между перевозчиками в области транспортно-логистической деятельности. Но вообще мы еще корректируем программу и состав участников. Причем больше половины участников - из-за рубежа.

Евгений Рогачев: Изменения связаны с тем, что повышается статус делегаций и количество участников.

Иван Герловский: Во время недели впервые будет круглый стол по транспортно-логистической деятельности в авиации. Это связано с новыми стандартами ИКАО по электронному декларированию грузов. Кроме того, впервые подали заявку представители двух китайских логистических компаний. С ними тоже планируется подписать соответствующий меморандум, касающийся авиации. Уже выпущено около 20 тыс. пригласительных на транспортную неделю. Будут представители и государственного, и частного сектора, а также практически всех отраслей транспортной сферы.

 

Как сегодня обстоит ситуация с перевозками (а также транзитом) белорусских пассажиров и грузов в украинском направлении? Насколько велики экономические потери БЖД в результате складывающейся в сопредельной стране ситуации?

Евгений Рогачев: Белорусская железная дорога ведет серьезную работу в сложившихся условиях. Перевозки в направлении Крыма, внутрь Украины и транзит пассажиров через Беларусь были обеспечены. Все заявки, которые были с той или иной стороны для транзита, сняты.

За январь-август текущего года пассажиропоток на железной дороге в сообщении Беларусь-Украина-Беларусь сократился на 50,1% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и составил более 338,1 тыс. человек. Экспорт услуг по пассажирским перевозкам в сообщении с Украиной снизился на 36,2%.

Транзитные перевозки через Беларусь в сообщении Россия-Украина-Россия уменьшились на почти на 215,9 тыс. человек, или на 59%, в сообщении Россия-Молдова-Россия - более чем на 34,4 тыс. человек, или на 50,7% к прошлому году.

Что касается грузоперевозок, то по итогам января-августа 2014 года в железнодорожном сообщении Беларусь-Украина было перевезено 9,2 млн. т грузов, что на 1,5% больше, чем за восемь месяцев прошлого года.

Ситуация в сопредельной стране постоянно меняется, и сказать, что будет дальше, сложно.

 

Какие направления деятельности транспортно-логистических компаний перспективны в Беларуси и пользуются наибольшим спросом?

Евгений Рогачев: Мы сейчас говорим о том, что нужно развивать транзитную привлекательность, сокращать документооборот, переходить на электронные документы. Мы работаем в этом направлении. Нужно также совершенствовать работу пунктов пропуска - и железнодорожных, и автомобильных. При этом необходимо действовать комплексно, всем вместе, кто работает на границе: и транспортникам, и таможенникам, и другим органам, выполняющим функции контроля как на границе, так и по территории страны. Нужно совместно отрабатывать механизм сокращения документооборота, ненужных функций контроля. Это нужно для того, чтобы повышалась транзитная привлекательность.

 

В СМИ звучат мнения, что пока наши транспортно-логистические центры - обычные усовершенствованные склады. Так ли это? Насколько работа белорусских ТЛЦ соответствует мировым стандартам многофункциональности, и когда в нашей стране появятся принципиально новые виды логистических услуг?

Евгений Рогачев: А что следует понимать под принципиально новыми транспортными услугами? В моем понимании транспортный рынок страны должен предоставлять те услуги, которые нужны заказчику. Если ему нужна просто перевалка и хранение на складе, то транспортно-логистический центр должен предоставить ему такую возможность. Например, вы приезжаете на станцию техобслуживания, у вас есть обязательный перечень работ, которые нужно выполнить. Но вы можете заказать дополнительные услуги - заменить резину или что-то еще. У нас есть обязательный перечень услуг, но если клиент хочет получить что-то еще, у него есть такая возможность. Сейчас в стране работают как национальные, так и интернациональные транспортно-логистические компании. Их работа полностью отвечает международным требованиям.

 

Планируется ли строительство логистических центров вдоль автомобильной дороги - обхода территории национального парка "Беловежская пуща", которая связывает погранпереходы "Пещатка" и "Большая Берестовица" и имеет прекрасное дорожное покрытие?

Евгений Рогачев: Что касается Министерства транспорта и коммуникаций, то у нас таких планов пока нет. Но решение по данному вопросу могут принимать и местные органы власти.

 

Как вы оцениваете привлекательность отечественного рынка транспортной логистики для иностранных компаний? Какова доля иностранных инвестиций в объеме средств, направляемых на создание соответствующей инфраструктуры?

Евгений Рогачев: Привлекательность отечественного рынка транспортной логистики для иностранных компаний оцениваю положительно. Но мы не останавливаемся на достигнутом, постоянно идет модернизация.

Например, в сфере автомобильного транспорта повышается категорийность автомобильных дорог. Сейчас с Российской Федерацией прорабатываем вопрос о принятии программы совместных действий в области развития автомобильных дорог. Если мы, например, делаем до Могилева дорогу первой категории, то разумно, чтобы с российской стороны тоже продлевали этот коридор дальше. Сейчас обсуждается вопрос такой преемственности по дороге М5 Минск-Гомель, чтобы дальше по Югу России сохранялось качество этой дороги. В планах - повышение категорийности дороги М6 Минск - Гродно.

В сфере железнодорожного транспорта проводится электрофикация, что позволит, по нашим оценкам, сократить расходы БЖД на топливо. Ведь идет строительство АЭС, и в перспективе электроэнергия и тяга должны быть дешевле. Например, БЖД ведет диалог с коллегами из соседних стран, чтобы развивать электрификацию участков железных дорог.

В авиации постоянно повышается качество средств навигации. Наше предприятие "Белаэронавигация" ведет в этом направлении постоянную работу, мониторинги. Мы являемся членами ИКАО (Международная организация гражданской авиации), находимся под постоянным контролем. Это не пустые заявления о том, что мы качественно работаем. Наша территория находится под постоянным контролем - это связано с безопасностью полетов. Сейчас мы отвечаем всем требованиям.

Что касается вопроса о доле иностранного капитала в средствах, направляемых на сооружение ТЛЦ, то точную цифру назвать сложно.

Иван Герловский: Сегодня у нас 17 транспортно-логистических центров, из них только 4 являются собственностью Республики Беларусь, в том числе предприятия "Белтаможсервиса" и Белорусской железной дороги. Во время реализации программы развития логистической системы с 2010 года и по настоящее время привлечено Br3,6 трлн. Из них Br2,5 трлн освоено в Минской области. Ведь больше всего ТЛЦ именно здесь - 14 из 17. Создано около полутора тысяч рабочих мест.

 

По окончании первого полугодия, по данным Белстата, грузоперевозки всеми видами транспорта в Беларуси сократились на 2,4%. С чем это связано, и какие меры принимаются, чтобы изменить ситуацию? Какова динамика сейчас и прогноз по итогам года?

Евгений Рогачев: Здесь можно приводить разные причины, в том числе ту ситуацию, которая происходит в соседней Украине, проблемы Черноморского бассейна.

Что касается транзита сухопутного - автомобильного и железнодорожного - из Европы в Россию, Казахстан и Китай, то важно отметить, что между Европой и Китаем есть рост. Мы прогнозируем рост по контейнерным перевозкам, в том числе это касается направления Китая и Монголии. У нас сформирован качественный сервис, откатаны поезда, которые начинают движение по графику.

Прорабатываем вопрос доставки калийных удобрений в Китай по суше. Мы активно над этим вопросом работаем, чтобы задействовать возможности Белорусской железной дороги, и дать толчок для развития этого коридора.

Нужно отметить, что мы готовы обеспечить все заявленные грузоперевозки и нацелены на то, чтобы выйти на прошлогодний и более высокий уровень. Хотя транспортник не может придумать груз, это не говорит о том, что мы сидим сложа руки. Маркетинговые службы активно работают в соответствующем направлении. Результаты говорят сами за себя: объемы, которые мы потеряли, получили замещение, в том числе за счет перевозки китайских грузов.

 

По вашему экспертному мнению, достаточно ли используется транзитный потенциал Беларуси в сфере логистических услуг?

Евгений Рогачев: По оценкам специалистов, у нас есть свободные мощности для наращивания объемов грузоперевозок. Например, железнодорожное направление из Беларуси в страны Европы, Россию, Казахстан модернизировано, закуплены современные локомотивы. Мы даже на 50% не загружаем это направление, там много свободного потенциала. Мы готовы обслуживать еще грузы.

Перевозки по автомобильным дорогам тоже постоянно развиваются. Есть некоторые проблемы на границе, мы их видим. Но это не только белорусские проблемы. Существуют определенные барьеры с польской стороны. В ближайшее время мы намерены эти проблемы решать.

 

Руководство БЖД несколько месяцев назад выразило уверенность, что в текущем году Объединенная транспортно-логистическая компания Беларуси, России и Казахстана начнет предлагать полноценные услуги. На какой стадии сейчас этот проект?

Евгений Рогачев: Это очень серьезный проект, в котором принимают участие три государства. Сейчас происходит процесс согласования и регистрации учредительных документов формирования компании. БЖД со своей стороны придерживается всех намеченных планов.

Белорусская железная дорога направила пакет документов по ОТЛК для согласования всех процедур в Минтранс. Мы их отрабатываем и в ближайшее время направим на рассмотрение в правительство. Проволочек по данному проекту нет.

 

Как вы считаете, как отразится ввод санкций против России и ее ответных мер на логистическую отрасль Беларуси? Какие у нее перспективы?

Евгений Рогачев: Это не могло не отразиться на логистической отрасли нашей страны. Пострадали наши автоперевозчики. Оценить последствия нам пока тяжело, поскольку осталось мало подведомственных автомобильных предприятий, которые обязаны предоставлять статистическую отчетность. Рынок автомобильных перевозчиков в Беларуси самый либерализированный. Практически все автомобильные перевозчики - частные компании, менее 15% их общего числа контролирует Министерство транспорта и коммуникаций.

Но мы ведем плотную работу с ассоциацией БАМАП и БАМЭ. Конечно, количество грузов, которые шли из других стран, снижается. Мы стараемся переориентировать наших перевозчиков, в первую очередь, больше заниматься экспортом-импортом своих товаров. Это определенный сегмент рынка, который нужно охватывать.

 

Сколько, по прогнозам, смогут логистические центры и операторы Беларуси по итогам 2014 года обработать грузов, следующих транзитом через страну автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом? Сколько они могут на этом заработать?

Евгений Рогачев: Такой рынок очень тяжело предсказать. Это зависит от того, как складываются отношения между Евросоюзом, Россией, Украиной. Если завтра пойдет потепление между ними, сразу увеличится грузопоток, пойдет похолодание - начнет снижаться. Мы можем сказать, что готовы к всплескам перевозок.

Существующие инфраструктура и число перевозчиков позволяют обрабатывать большее количество грузов. Транспортно-логистические центры в стране загружены на 60-70%, но это не говорит о том, что их построили и они простаивают. Нет. Во-первых, неполная загрузка рождает между ними определенную конкуренцию, а это всегда плюс. В-вторых, инфраструктура должна быть готова к увеличению перевозок. Если появится необходимость перевезти через республику какой-то груз с обработкой на логистических терминалах, то никто же не будет ждать, пока их построят. Если логистический центр сейчас загружен на 100% и произойдет увеличение грузопотока, то получится задержка, а это всегда плохо. Поэтому определенный запас прочности должен быть. В данном случае он, по нашим оценкам, 30-35%.

 

Скажите пожалуйста, когда на границе с РБ, а также в приграничных зонах будет размещена информация о платных дорогах? На самом деле иностранцы при въезде в Беларусь просто не знают, что у нас есть платные дороги и как вообще ими пользоваться! Никакой информации на границах, до границ, либо сразу после их пересечения просто нет! Никаких брошюр, карточек, материалов с информацией о стоимости, местах оплаты, протяженности платных дорог никто не раздает! BelToll в этом направлении практически ничего не делает.

Евгений Рогачев: В Беларуси действует круглосуточная телефонная инфолиния по платным дорогам, создан специальный сайт в сети интернет, где размещена необходимая информация.

Вся работа по установке знаков на автомобильных дорогах была проведена еще в 2013 году. Знаки 2х2,4 м установлены на территории Беларуси на автодорогах, вблизи от автомобильных пунктов пропуска. Начало каждой платной дороги также обозначено дорожным знаком 5.42 "Платная автомобильная дорога".

В настоящее время ведутся работы по установке информационных щитов размером 3х6 м для указания движения к ближайшему пункту обслуживания вблизи от основных автомобильных пунктов пропуска. Также дополнительно ведется установка информационных щитов размером 3х2 м для ориентирования пользователя по маршруту движения к пункту продаж.

В последнее время обновлена информация на 83 информационных стендах, установленных на 25 наиболее крупных автомобильных переходах - заменены карты платных дорог на самих стендах и заменены печатные раздаточные материалы в них.

У нас в стране и в сопредельных государствах устанавливаются рекламные конструкции на русском и иностранных языках о действующей системе платных дорог.

На наиболее популярных белорусских и иностранных сайтах в сети интернет, посвященных автомобильной тематике, размещается информация о системе BelToll.

Источник: БелТА

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup