Налоговая реформа в стране завершена, но совершенствование налоговой системы продолжается


– Элла Александровна, судя по всему, структурная налоговая реформа в нашей стране уже завершена.

По каким направлениям происходит изменение законодательства в наступившем году?

– Действительно, в 2015 г. налоговое законодательство не предусматривает изменение качественного состава налогов, сборов, пошлин и обеспечивает сохранение стабильности налоговой системы. Изменения в нем можно разделить на следующие основные направления:
1) реализация отдельных фискальных мер для устойчивости бюджета;

2) упрощение порядка взимания налогов, совершенствование налогового администрирования;

3) введение дополнительных инструментов налогового контроля в целях противодействия лжепредпринимательству и теневой экономике;

4) приведение НК в соответствие с договором о создании Евразийского экономического союза, а также актами национального законодательства.

Что касается первого направления, то предусмотрено увеличение ставки налога на прибыль для банков и страховых организаций с 18 % до 25 %, а также ставки подоходного налога с 12 % до 13 %. Суммы от последнего увеличения, как известно, будут направлены на финансирование государственной поддержки семей, воспитывающих детей.

Предусмотрена индексация ставок земельного и экологического налогов, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, подоходного налога в фиксированных суммах, налога на игорный бизнес на 13,8 %.

Местным Советам депутатов предоставлено право увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость и земельного налога до 2,5 раз вместо 2 раз в 2014 г.

– В чем заключаются упрощение порядка взимания налогов и совершенствование налогового администрирования?

– Я бы назвала их мерами общего и специального характера.

К общим относятся:

– предоставление плательщикам права исполнять свои налоговые обязательства в иностранной валюте;

– исключение возможности взыскания налоговыми органами налогов, сборов (пошлин), пени за счет денежных средств, используемых для осуществления расчетов в форме аккредитивов за счет средств бюджета;

– урегулирование вопросов налогообложения доходов, полученных в рамках договоров по доверительному управлению денежными средствами и от участия в фондах банковского управления.

Что касается мер специального характера… В НК упразднена льгота по НДС на средства индивидуализации (товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и др.).

Как известно, сейчас получают распространение операции по договорам лизинга с физическими лицами, например передача в лизинг жилья, объектов недвижимости, товаров длительного пользования. Льготированию по НДС будут подлежать суммы лизинговых платежей в части вознаграждения лизингодателя и его инвестиционных расходов, за исключением инвестиционных расходов, возмещающих стоимость предмета лизинга.

Установлена нулевая ставка по НДС в отношении услуг по техническому обслуживанию и ремонту грузовых автотранспортных средств нерезидентов РБ.

При исчислении налога на прибыль дано право применения инвестиционного вычета организациям торговли.

При исчислении подоходного налога предусмотрены следующие меры:

– увеличены размер освобождаемых доходов в виде оплаты страховых услуг и размер социального налогового вычета по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, а также добровольного страхования медицинских расходов с 12 до 16 млн. руб.;

– предоставлено право физическим лицам на имущественный налоговый вычет в случае приобретения одноквартирного жилого дома или квартиры по договору лизинга, предусматривающего выкуп жилья. Вычет будут предоставлять в размере стоимости предмета лизинга;

– проиндексированы размеры налоговых вычетов на прогнозируемый темп роста реальной заработной платы в 2015 г.

В отношении УСН предусмотрена индексация пределов выручки, при которых плательщики вправе применять налог при УСН, в т.ч. без НДС. Индексация критериев произведена на 13,8 %. В частности, критерий:

– дающий право на применение УСН, – увеличен с 9 до 10,3 млрд. руб.;

– позволяющий не уплачивать НДС при применении УСН, – увеличен с 8,2 до 9,4 млрд. руб.;

– при достижении которого право на УСН прекращается, – увеличен с 12 до 13,7 млрд. руб.

– Элла Александровна, давайте перейдем к животрепещущему вопросу: какие новые меры приняты для осуществления налогового контроля в целях противодействия лжепредпринимательству и теневой экономике?

– Для начала я бы выделила 3 следующих момента:

1) налоговые органы теперь наделены правом получения из информационных систем государственных органов сведений, составляющих банковскую тайну;

2) налоговое регулирование трансфертного ценообразования распространено на работы и услуги. Напомню, в прошлом году такие нормы касались исключительно товарных сделок;

3) снижено пороговое значение, при котором налоговые органы вправе проверять соответствие налоговой базы по налогу на прибыль, определенной плательщиком на основании примененных им цен, налоговой базе по налогу на прибыль, определенной налоговым органом с учетом рыночных цен, – с 60 до 1 млрд. руб.

Кроме того, с 2015 г. предусмотрена реализация следующих мероприятий:

1) по налогу на прибыль введено ограничение по списанию на затраты расходов на ряд услуг (инжиниринговые, консультационные, маркетинговые, управленческие, по предоставлению информации), амортизационных отчислений по объектам права промышленной собственности, затрат по приобретению в собственность (пользование) товарных знаков и знаков обслуживания по сделкам между взаимозависимыми лицами (по аналогии с действующим ограничением списания процентов по долговым обязательствам);

2) по налогу при УСН введен запрет на применение УСН:

– с 1 апреля 2015 г. – организациями, предоставляющими в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, не находящиеся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.

Как показала практика, некоторые владельцы недвижимости, применявшие общий порядок налогообложения, заключали договоры аренды с установлением минимального размера арендной платы с последующим заключением арендатором, применяющим УСН, договоров субаренды, в которых размер платы в разы превышает арендную плату, установленную для первого арендатора. Для предотвращения такой умышленной минимизации налоговых платежей и принята данная поправка в НК;

– с 1 июля 2015 г. – организациями, доля участия других организаций в которых составляет 25 %.
Понятно, что указанная мера направлена на пресечение схем умышленной минимизации налогообложения путем перераспределения выручки и затрат между организациями, применяющими различные режимы налогообложения, собственником которых является одно лицо;

– с 1 января 2015 г. установлена обязанность индивидуальных предпринимателей уплачивать подоходный налог (вместо уплаты налога при УСН) по доходам от коммерческих организаций, если индивидуальный предприниматель является одновременно как физическое лицо учредителем (участником), собственником этих коммерческих организаций или состоит в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства с учредителями (участниками), собственниками имущества этих же организаций.

Поясню данный момент. В последнее время широкое распространение получила практика заключения организациями договоров с индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, на оказание различного рода услуг (услуги по управлению предприятием, маркетинговые, консультационные и т.п.). При этом индивидуальные предприниматели, получающие вознаграждение за оказываемые организациям услуги, как правило, одновременно являются их учредителями, а размеры таких вознаграждений достигают сумм, величина которых существенно уменьшает прибыль организаций.

Таким образом происходила умышленная минимизация налоговых платежей путем занижения организацией прибыли за счет включения в состав затрат, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, стоимости оказываемых индивидуальным предпринимателем услуг. В свою очередь, индивидуальный предприниматель применял УСН с уплатой налога по льготной ставке в размере 5 %.

Предлагаемая мера направлена на пресечение подобных схем уклонения от налогообложения. При этом индивидуальные предприниматели не утратят право на применение УСН в целом. Подоходный налог необходимо будет исчислять только в отношении сделок с организациями, в отношении которых индивидуальный предприниматель является собственником либо близким родственником собственника.

В отношении доходов от оказания услуг остальным организациям индивидуальные предприниматели, как и прежде, будут продолжать уплачивать налог при УСН;

– с 1 января 2015 г. установлена обязанность по уплате земельного налога плательщиками налога при УСН независимо от площади земельных участков.

В прошлом году плательщики налога при УСН не уплачивали земельный налог (арендную плату за землю) в случае, когда общая площадь земельных участков не превышала 0,5 га. Замечу, что в Российской Федерации и Республике Казахстан упрощенная система не освобождает от уплаты земельного налога (арендной платы за землю) и обязанность уплаты платежей за землю не зависит от площади земельных участков;

– с 1 января 2016 г. будет упразднена ставка налога при УСН для розничной торговли в размере 3 % без НДС.

Отмечу, что в настоящее время УСН в силу простоты администрирования и низкой налоговой нагрузки является самым востребованным налоговым режимом в стране, что подтверждается ежегодным ростом количества применяющих его субъектов. Упразднение пониженной ставки направлено на выравнивание налоговой нагрузки и не снизит привлекательность указанного режима налогообложения.

– Спасибо за интервью!

Интервью провел Михаил Щербаков,
редактор журнала "Главный Бухгалтер"

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup