Некоторые аспекты определения вреда (ущерба) контролирующими органами и юридическими лицами

Некоторые аспекты определения вреда (ущерба) контролирующими органами и юридичес

Гостем «Прямой линии», которая прошла в редакции журнала «Главный Бухгалтер» 13 февраля текущего года, был Кременецкий Максим Григорьевич, заместитель начальника Главного контрольно-ревизионного управления – начальник управления проведения проверок по поручениям органов уголовного преследования и судов Минфина Республики Беларусь.

Предлагаем вниманию читателей ответы на поступившие вопросы, которые касаются порядка определения вреда (ущерба) контролирующими органами. Ответы на вопросы по определению ущерба юридическими лицами будут опубликованы в ближайших номерах.

Организации принадлежит здание, которое расположено в сельской местности и не используется в хозяйственном обороте.

В связи с тяжелым финансовым положением принято решение его продать.

С учетом того что спрос на это здание фактически отсутствовал, его продали ниже оценочной стоимости.

Подпадает ли организация под нормы Положения № 1001*?
__________________________
* Положение о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2016 № 1001 (далее – Положение № 1001 и постановление № 1001).

При наличии проверки и факта противоправных действий должностных лиц организаций.

Действительно, п. 4 Положения № 1001 предусмотрено, что при отчуждении имущества ниже стоимости, определенной в соответствии с актами законодательства, определяется размер вреда (как разница между стоимостью, определенной в соответствии с актами законодательства, и стоимостью, по которой имущество реализовано).

Однако нормы Положения № 1001 применяются к организациям только при наличии 2 аспектов:

– если в организации проводится проверка в соответствии с Положением № 510**;
__________________________
** Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Положение № 510 и Указ № 510).

– если по результатам проверки установлены противоправные действия должностных лиц организаций, выражающиеся в нарушении актов законодательства Республики Беларусь (при противоправном бездействии нормы Положения не применяются).

Именно наличие последнего обстоятельства является основанием для расчета сумм вреда |*| по итогам проверки по Положению № 1001. Это требование определено п. 60 Положения № 510.

* Меры, применяемые для обеспечения исполнения исполнительного документа (в отношении лиц, нанесших ущерб), доступны для подписчиков электронного «ГБ»: www.gb.by/2017-27-11

Справочно: требования к содержанию акта проверки определены в гл. 8 Положения № 510.

В частности, акт проверки должен содержать размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений, а также:

– описание факта нарушения законодательства, место и время его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такое нарушение;

– должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения проверяемым субъектом законодательства, и т.д. (п. 60 Положения № 510).

То есть, если материалы проверки не будут свидетельствовать о наличии противоправности в действиях должностных лиц организаций, оснований для расчета сумм вреда по итогам проверки по Положению № 1001 не будет.

Отметим, что ответственность за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях, а также установленных сумм вреда, указанных в акте проверки, несет проверяющий (часть первая п. 61 Положения № 510).

Вправе ли проверяющие применять нормы Положения № 1001 в отношении хозяйственных обществ?

Вправе.

Нормы Положения № 1001 применяются в отношении юридических лиц всех форм собственности, в т.ч. хозяйственных обществ.

Справочно: нормы Положения № 1001 применяются и в отношении индивидуальных предпринимателей.

Как определяются дата или период причинения вреда?

Размер вреда, причиненного имуществу организации (далее – вред), определяется на дату причинения вреда исходя из денежной оценки имущества, числящегося в бухгалтерском учете, и (или) документов, отражающих денежную оценку имущества (уменьшенную на сумму амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам, рассчитанных в соответствии с законодательством).

Даты порчи, восстановления имущества, их стоимостную оценку следует определять исходя из дат оформления первичных учетных документов, сводных учетных регистров, отражающих соответствующие хозяйственные операции, в рамках законодательства о бухгалтерском учете и налогообложении.

Аналогичные подходы закладывались и при подготовке Положения № 1001.

В случае, когда невозможно установить дату (период) причинения вреда, размер вреда можно определять на последний день периода, в котором имели место противоправные действия. Этим днем может быть как день прекращения совершения лицом противоправных действий, так и день наступления событий, препятствующих дальнейшему их совершению (например, день составления акта проверки). |*|

* Информация о том, что следует учитывать организациям в случаях выявления недостач при инвентаризации, доступна всем на портале GB.BY: www.gb.by/2015-43-23

Организация по результатам проверки получила предписание об устранении выявленных нарушений, по которому она должна взыскать вред с работника, причинившего его.

Каков порядок взыскания вреда в данном случае?

Положение № 1001 не устанавливает порядок возмещения вреда или его «осовременивания».

Удержания из заработной платы ущерба, причиненного нанимателю по вине работника, регулируются следующими законодательными актами:

– Трудовым кодексом Республики Беларусь;

– Гражданским кодексом Республики Беларусь;

– Декретом Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5);

– Декретом Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»;

– постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде»;

– постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.03.2002 № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей» (далее – постановление Пленума о материальной ответственности) и т.д.

Вместе с тем предписание об устранении выявленных нарушений может содержать указание организации на то, что определенный в соответствии с Положением № 1001 вред должен быть взыскан данной организацией в порядке, установленном законодательством.

Справочно: Положение № 1001 устанавливает порядок определения размера вреда (в т.ч. реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями, если иной порядок не установлен законодательными актами (часть первая п. 1 Положения № 1001) (аналогичная норма содержится в п. 19 Указа № 510).

Например, законодательными актами, устанавливающими иной порядок (не связанный с квалификацией каких-либо противоправных действий как вред), являются Налоговый и Бюджетный кодексы Республики Беларусь. Они предусматривают как меры принудительного взыскания сумм налогов и средств бюджетов, так и иные аспекты данных отношений. В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях определена соответствующая административная ответственность за нарушения в данных сферах.

То есть порядок взыскания вреда не является предметом правового регулирования Положения № 1001. На это также указывает содержащаяся в п. 5 Положения № 1001 отсылочная норма о том, что определенный в соответствии с настоящим Положением вред взыскивается в порядке, установленном законодательством.

Термины «вред», «ущерб», «определение (расчет) вреда (ущерба)» содержатся во многих документах.

Вправе ли Минфин разъяснять вопросы определения вреда, ущерба, содержащиеся в таких документах?

Не вправе.

Минфин вправе разъяснять вопросы применения лишь Положения № 1001 (п. 3 постановления № 1001). Иными полномочиями в части разъяснений вопросов определения размера вреда (ущерба) |*|, выходящих за пределы Положения № 1001, Минфин не наделен.

* Отдельные изменения в сфере привлечения к ответственности за административные правонарушения (в т.ч. в случае причинения вреда) доступны для подписчиков электронного «ГБ»: www.gb.by/2018-06-24

Что следует понимать под денежной оценкой для целей Положения № 1001?

Под денежной оценкой имущества следует понимать для организаций:

ведущих бухгалтерский учет, – стоимостную оценку активов в бухгалтерском учете исходя из вида учетной оценки, применяемого организацией;

освобожденных от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, – стоимостную оценку имущества на основании информации, полученной из других источников (данных книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, исходя из регулируемых цен, сведений, полученных от продавцов идентичных товаров или из их информационных материалов, справочников, каталогов и др.).

Вправе ли организация для определения вреда, нанесенного действиями своего работника, воспользоваться нормами Положения № 1001*?
__________________________
* Положение о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2016 № 1001 (далее – Положение № 1001).

Не вправе.

Положение № 1001 применяется исключительно проверяющими при осуществлении контроля (надзора) в форме проверок в соответствии с Положением № 510** (часть вторая п. 1 Положения № 1001).
__________________________
** Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Положение № 510).

Исключение составляют вопросы использования норм Положения № 1001 при подготовке возражений по актам проверок либо жалоб на действия (бездействие) проверяющих, решения, требования, предписания.

На складе установлена недостача. За складом закреплено материально ответственное лицо.

Должна ли организация в данном случае доказывать факт причинения работником вреда?

Наниматель обязан доказать факт причинения работником вреда, а также наличие других условий материальной ответственности (часть четвертая ст. 400 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК)).

При наличии доказательств наниматель вправе взыскать ущерб, нанесенный действиями работника.

Поскольку такие случаи не редкость, организациям следует:

– определить порядок проведения служебных расследований, особенности определения размера ущерба, причиненного работником нанимателю, порядок его возмещения, формы документов, отражающих результаты этих расследований, и иные вопросы;

– утвердить этот порядок локальным нормативным правовым актом (далее – ЛНПА) (коллективным договором, соглашением, правилами внутреннего трудового распорядка и иными актами, регулирующими трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя) (абз. 3 части первой ст. 1 ТК);

– предусмотреть в учетной политике организации порядок отражения в учете недостач, потерь, порчи, возмещения ущерба, перечень первичных учетных документов, используемых для данных целей (абз. 22 ст. 1 и ст. 9 Закона № 57-З*).
__________________________
* Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).

Справочно: при подготовке соответствующих ЛНПА рекомендуем организациям использовать такие акты законодательства, как:

– ТК и Гражданский кодекс Республики Беларусь;

– Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;

– Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»;

– постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.03.2002 № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей» (далее – постановление № 2);

– ст. 10 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»: государственные органы и иные организации обязаны передавать государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции;

– п. 3 примечания к гл. 24 «Преступления против собственности» Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Значительным размером (ущербом в значительном размере) в статьях указанной главы признается размер (ущерб) на сумму, в 40 и более раз превышающую размер базовой величины (далее – БВ), установленный на день совершения преступления, крупным размером (ущербом в крупном размере) – в 250 и более раз, особо крупным размером (ущербом в особо крупном размере) – в 1 000 и более раз превышающую размер такой БВ;

– Закон № 57-З;

– Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50);

– Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180);

– Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26);

– Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25 (далее – Инструкция № 25);

– Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133), и др. |*|.

* Информация о том, что следует учитывать организациям в случаях выявления недостач при инвентаризации, доступна всем на портале GB.BY: www.gb.by/2015-43-23

Каковы условия привлечения работника к материальной ответственности?

Работник может быть привлечен к материальной ответственности при одновременном наличии следующих условий:

1) ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей;

2) противоправности поведения (действия или бездействия) работника;

3) прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом;

4) вины работника в причинении ущерба.

Необходимо отметить, что от формы вины работника нередко зависит размер материальной ответственности. В п. 15 постановления № 2 разъяснено, что при рассмотрении дел о материальной ответственности за порчу или уничтожение материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных нанимателем работнику в пользование для осуществления трудового процесса, законодательство предусматривает 2 вида материальной ответственности в зависимости от формы вины – неосторожной или умышленной. Если ущерб причинен в результате умысла, работник несет полную материальную ответственность (п. 5 ст. 404 ТК). За ущерб, причиненный по небрежности, предусмотрена ограниченная материальная ответственность в размере не свыше среднего месячного заработка (п. 1 ст. 403 ТК). Полная материальная ответственность наступает также в случае недостачи ценностей, перечисленных в абз. 1 п. 15 постановления № 2, независимо от формы вины работника (п. 5 ст. 404 ТК).

Справочно: при определении размера ущерба учитывается только реальный ущерб. Упущенная выгода не учитывается.

Каков порядок возмещения ущерба работником, причинившим его?

Законодательство предусматривает добровольный и принудительный порядок возмещения ущерба.

Работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его полностью или частично (ст. 401 ТК).

Принудительно ущерб может быть возмещен:

– путем удержания по распоряжению нанимателя из заработной платы работника;

– в судебном порядке;

– в бесспорном порядке – на основании исполнительных надписей.

Как видим, принудительный порядок возмещения ущерба можно разделить на судебный и внесудебный (см. табл. 1):

Справочно: в судебном порядке рассматриваются споры работников к нанимателям, не согласных с удержанием, произведенным нанимателем в возмещение ущерба, или с его размером после соблюдения порядка внесудебного рассмотрения, или если комиссия по трудовым спорам не создана или не рассмотрела их заявления в установленный 10-дневный срок, в т.ч. работников, не являющихся членами профсоюза, если они не обратились в комиссию по трудовым спорам (п. 6 постановления № 2).

Можно ли привести пример типовых бухгалтерских проводок, которыми отражается недостача имущества?

Да. При этом необходимо учитывать особенности ведения бухгалтерского учета у каждого конкретного субъекта хозяйствования. Но в целом ниже приведен обобщенный типовой перечень проводок, которые, по моему мнению, могли бы использоваться на практике в учетной работе по недостачам (утрате) имущества (товаров) (см. табл. 2):

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Рубрики
Наверх
http://www.gb.by/prjamaja-linija/gosudarstvennoe-regulirovanie/nekotorye-aspekty-opredeleniya-vreda-ush

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.