AA

Визы получены через визовый центр с курьерскими услугами: как это отразится на налоге на прибыль?

Организации стремятся к оптимизации расходов. Порой они несут не совсем стандартные расходы. В этом случае им нужно суметь доказать проверяющим правомочность отнесения таких расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли. В этом бухгалтеру нужно помочь. И помогаем. На конкретной ситуации.

Ситуация. Подготовка к зарубежной командировке

Организация регулярно направляет работников в командировку в Литву в производственных целях. Для оптимального использования рабочего времени сотрудников при получении шенгенских виз работники воспользовались с согласия нанимателя услугой визового центра, уплатив сервисный сбор (для этих целей организация направила работников в командировку в г. Минск). Также были оплачены курьерские услуги визового центра, поскольку организация находится в одном из райцентров Витебской области и для нее экономически более выгодно оплатить услуги курьера, чем направлять работника в г. Минск для получения паспортов с визами.

Возникает несколько вопросов.

1. На какие счета бухгалтерского учета относятся такие расходы?

При служебных командировках наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику следующие расходы:

1) по проезду к месту служебной командировки и обратно |*|;

2) по найму жилого помещения;

3) за проживание вне места жительства (суточные);

4) иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы (ст. 95 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК).

* Информация о расходах по проезду при командировках 

Командированному работнику возмещаются в т.ч. расходы по получению виз (п. 30 Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.07.2010 № 115; далее – Инструкция № 115) |**|.

** Информация о порядке выдачи и возврата аванса на командировочные расходы 

По мнению автора, перечисленные в Инструкции № 115 «расходы по получению… виз» не ограничиваются консульским сбором, а предполагают возмещение работнику всех понесенных расходов, связанных с получением виз, произведенных с разрешения нанимателя, в т.ч. и перечисленных в приведенной ситуации.

По мнению автора, указанные в вопросе расходы следует отражать в бухгалтерском учете организации записями:

Д-т 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» и др. – К-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

2. Можно ли данные расходы, произведенные с ведома нанимателя, учесть при налогообложении прибыли?

При налогообложении прибыли не учитываются затраты на командировки, произведенные сверх норм, установленных в порядке, определенном ТК (подп. 1.6 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК)).

По мнению автора, рассматриваемые расходы учитываются при налогообложении прибыли, поскольку перечислены в Инструкции № 115.

Отметим, что на официальном сайте МНС Республики Беларусь* содержится разъяснение: расходы плательщика, осуществленные как посредством возмещения работникам понесенных ими расходов на оплату услуг организаций, оказывающих услуги по приему документов на получение виз, так и посредством оплаты непосредственно оказывающим такие услуги организациям, могут быть включены в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли, в том случае, если:

– получение визы работниками является обязательным условием осуществления предпринимательской деятельности организации;

– работа сотрудников организации, получающих визы, связана с постоянным выездом за пределы Республики Беларусь при наличии соответствующих подтверждающих документов, в частности подтверждающих командировку работников.
__________________________
* www.nalog.gov.by/ru/vopr-otv-vitebsk/view/o-vkljuchenii-rasxodov-na-oplatu-uslug-organizatsij-okazyvajuschix-uslugi-po-priemu-dokumentovna-poluchenie-25540

3. Облагаются ли такие расходы организации обязательными страховыми взносами в ФСЗН и страховыми взносами по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белгосстрах?

По мнению автора, организации не следует уплачивать взносы в ФСЗН и Белгосстрах. Дело в том, что компенсации в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренных в гл. 9 ТК, указаны в п. 3 Перечня № 115*.
__________________________
* Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень № 115).

Глава 9 ТК включает в себя в т.ч. компенсации при служебных командировках (ст. 95 ТК).

Необходимо отметить, что в отдельных публикациях в СМИ расходы по получению виз не трактуются как командировочные, так как сводятся только к консульскому сбору.

По мнению автора, даже если указанные расходы не трактовать как командировочные |*|, их следует рассматривать как общехозяйственные расходы производственного характера, подлежащие возмещению (выдаче) работникам в общеустановленном порядке, предусмотренном в Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107, с отнесением в состав затрат для целей налогообложения прибыли.

* Информация о производимых расчетах по командировкам

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup