Как учесть особенности и последствия непроведения инвентаризации расчетов с нерезидентами

Статья 15 из 21

Чем обоснована необходимость проведения такой инвентаризации 

Провести инвентаризацию расчетов с нерезидентами надо не ранее 1 декабря (п. 7 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180; далее – Инструкция № 180).

Инвентаризация расчетов проводится путем сверки с контрагентом отраженных в бухгалтерском учете и отчетности сумм. Поэтому работники бухгалтерских служб часто такую процедуру называют сверкой расчетов, а не проведением инвентаризации.

Для чего нужна инвентаризация расчетов

Инвентаризация расчетов с нерезидентами позволяет:

    1) не допустить нарушений норм валютного законодательства.

Наибольший удельный вес по операциям с нерезидентами занимают внешнеторговые договоры купли-продажи, поставки и др. Законодательство Республики Беларусь в области внешнеэкономических отношений содержит особые требования к исполнению внешнеторговых договоров. К наиболее значимому документу, регулирующему сроки проведения внешнеторговых операций, следует отнести Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (с изменениями и дополнениями; далее – Указ № 178);

    2) контролировать выполнение партнерских отношений.

Партнерские отношения с нерезидентами зачастую приводят к разрыву по срокам между выполнением сторонами обязательств. Это значит, что один партнер осуществил выполнение (частично или полностью) своих обязательств по договору, а другой либо не приступил к их выполнению, либо выполняет их с разрывом во времени с первым. Иногда такие разрывы во времени превышают договорные сроки, что приводит к несоблюдению (нарушению) условий договоров и валютного законодательства, в т.ч. по расчетам в соответствующей валюте. Указанные действия чреваты штрафами. Поэтому проведение сверки расчетов с нерезидентом позволяет контролировать не только реальность отраженных сумм, но и учесть требования нормативных правовых актов, за нарушение которых предусмотрены меры ответственности;

    3) определить состояние задолженности с учетом сроков и возможности ее взыскания.

При инвентаризации расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами определяется сумма дебиторской и кредиторской задолженности, не погашенная на 1 ноября отчетного года, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, и составляется акт сверки расчетов с должниками (п. 63 Инструкции № 180).

Справочно: в практической деятельности различают текущую, спорную, просроченную задолженность, задолженность с истекшим сроком исковой давности, реальную ко взысканию и безнадежную задолженность.

Текущей считается такая задолженность, которая вытекает из установленных форм расчетов организации и является неизбежной в процессе хозяйственной деятельности. Например, расчеты по плановым поставкам готовой продукции нерезиденту должны быть произведены до 5-го числа месяца, следующего за отчетным. В этом случае задолженность нерезидента является текущей задолженностью до указанной даты. Наличие такой задолженности не считается нарушением финансовой дисциплины.

Спорной является задолженность по претензиям, предъявленным поставщикам и подрядчикам, транспортным и другим организациям или переданным в хозяйственный суд. Подтверждением спорной задолженности являются копии исковых заявлений и расписки о приеме дел на рассмотрение хозяйственным судом.

Просроченная задолженность (задолженность, не оплаченная в срок) – это задолженность с истекшим сроком оплаты, которая должна быть погашена.

Задолженность с истекшим сроком исковой давности определяется путем сопоставления сроков возникновения права на иск и сроков иска, установленных законодательством.

Если у организации есть основания считать, что имеющаяся задолженность будет погашена, то такая задолженность признается реальной ко взысканию.

Безнадежной принято считать задолженность при условии:
– истечения срока исковой давности по задолженности;
– ликвидации организации-должника;
– недостаточности средств от заложенного имущества должника;
– банкротства должника;
– исчезновения должника;
– форс-мажорных обстоятельств;
– смерти физического лица, признания физического лица без вести отсутствующим, недееспособным или умершим, осужденным.

<...>

Полный текст материалов пособия "Инвентаризация" доступен подписчикам электронного "Главного Бухгалтера".

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также

Рубрики
Наверх
http://www.gb.by/aktual/bukhgalterskii-uchet/kak-uchest-osobennosti-i-posledstviya-ne

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.