Новации в Правилах автомобильных перевозок с 11 марта 2016 года


(Комментарий к постановлению Совета Министров от 05.02.2016 № 102)

В Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила), внесены изменения постановлением от 05.02.2016 № 102. Новации касаются оформления документов при выполнении автомобильных перевозок грузов как во внутриреспубликанском, так и международном сообщении (вступают в силу с 11 марта 2016 г.).

В Правилах четко определены документы:

  • которые должен оформлять грузоотправитель (грузосопроводительные документы);
  •  за наличие которых будет отвечать перевозчик (транспортные документы).

Какие документы перевозчик передает водителю?

 Перечень транспортных документов, которые автомобильный перевозчик должен передать (при необходимости) водителю, будет зависеть от вида осуществляемой перевозки – внутри республики или за ее пределы (см. таблицу).

 

Документы, которые должны быть у водителя при перевозке груза внутри республики

Документы, которые должны быть у водителя при перевозке груза за пределы Беларуси

Путевой лист

Технический паспорт и технический талон

Сертификат о прохождении техосмотра

Полис обязательного страхования

Документ на право пользования транспортным средством (например, договор аренды)

Разрешения на проезд по автомобильным дорогам Республики Беларусь

 

Пакет документов для перевозки внутри республики, а также:

- разрешения на проезд по территории иностранных государств;

- сертификаты об экологической и другой безопасности транспортного средства;

- сертификаты соответствия транспортного средства Европейской конференции министров транспорта;

- книжку МДП (Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП);

- международный сертификат техосмотра;

- свидетельство о соответствии транспортного средства нормам СПС (Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок);

- термограммы,

- тахограммы

 

Какие документы грузоотправитель передает водителю перевозчика?

С 11 марта 2016 г. грузоотправитель не должен при выполнении международной автомобильной перевозки грузов с территории Беларуси или транзитом по ее территории оформлять на груз ТТН-1.

В этом случае роль грузосопроводительного документа будут выполнять CMR и первый экземпляр товарной накладной (форма ТН-2).

Однако все остальные документы на груз обязательны. В различных ситуациях такими документами могут быть:

  • ветеринарный сертификат;
  • фитосанитарный сертификат;
  • сертификат соответствия качества;
  • разрешения на вывоз груза;
  • первый экземпляр товарной накладной.

Теперь грузоотправитель будет отвечать за полноту и достоверность документов, которые сопровождают груз и которые он передает водителю перевозчика (п. 22 Правил).

В свою очередь, с перевозчика требуется наличие действительных транспортных документов (п. 15 Правил).

Какие еще документы должен иметь водитель?

Помимо товарных и транспортных документов у водителя должны быть:

  • документы на управление транспортным средством соответствующей категории;
  • карточка водителя (если транспорт оборудован тахографом);
  • свидетельство водителя-международника;
  • другие документы, предусмотренные в т.ч. и международными договорами Республики Беларусь.

Когда перевозчик может отказаться от перевозки груза?

В Правилах есть норма о том, что автомобильный перевозчик имеет право не принимать груз к автомобильной перевозке, если:

  • груз находится в ненадлежащей таре или упаковке;
  • груз не соответствует принятому к исполнению заказу;
  • масса предъявленной партии груза превышает грузоподъемность грузового транспортного средства;
  • движение по автомобильным дорогам маршрута автомобильной перевозки временно прекращено или ограничено (п. 21 Правил).

Также перевозчик может отказаться принимать груз и тогда, когда ему не представлены оформленные надлежащим образом транспортные и грузосопроводительные документы. В п. 357 Правил указано, что перевозчик не обязан проверять полноту и правильность заполнения таких документов.

Однако если грузы перевозятся в международном сообщении, то перевозчик зачастую выступает лицом, которое обязано задекларировать товар на границе.

Исходя из этого можно сделать следующий вывод: если перевозка начата, а документы на груз не в порядке, то возможность перевозчику сослаться на «чужую» ответственность ставится под сомнение.

 

Анна Шинкевич, юрист, эксперт журнала «Главный Бухгалтер»

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup