ГОССТАНДАРТ РБ РАЗЪЯСНЯЕТ: О некоторых вопросах оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза

25 июля 2012

В связи со вступлением в силу технических регламентов Таможенного союза Госстандартом подготовлены разъяснения по актуальным вопросам в области сертификации и декларирования соответствия продукции.

Предлагаемое вашему вниманию письмо Госстандарта адресовано органам по сертификации продукции, но в нем найдут ответы на свои вопросы организации – изготовители продукции, импортеры, экспортеры.

Опубликовано 20.07.2012  на  сайте Госстандарта РБ

 

Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь

 

18.07.2012 № 04-09/1121

 

Органам по сертификации продукции

 

О некоторых вопросах
оценки соответствия
продукции требованиям технических
регламентов Таможенного союза

 

В связи с поступающими запросами изготовителей, импортеров, органов государственного управления, органов по сертификации по поводу подтверждения соответствия производимой и импортируемой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза Госстандарт разъясняет следующее.

1. Органы по сертификации вправе принимать решения о выдаче импортерам в обоснованных случаях (если предполагаемые процедуры подтверждения соответствия, включая испытания, превышают нормативные сроки таможенного оформления товаров) временных сертификатов на ввозимые партии товаров по правилам Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь для последующего проведения импортером работ по подтверждению соответствия товаров требованиям технических регламентов Таможенного союза (далее – ТР ТС). При этом должны быть предоставлены гарантии, что ввезенный товар будет предъявлен для сертификации, либо в отношении его будут выполнены процедуры декларирования соответствия, предусмотренные ТР ТС. Эти условия предлагается оговаривать в договоре на выдачу временного сертификата.

В заявлении на выдачу временного сертификата импортеры должны указывать соответствие продукции взаимосвязанным с техническими регламентами стандартам либо государственным стандартам Республики Беларусь.

В случае не представления импортером в оговоренные сроки заявки на сертификацию продукции, регистрацию декларации о соответствии орган по сертификации должен информировать соответствующие надзорные (контрольные) органы для привлечения импортера к материальной ответственности в случае реализации товара без обязательных сертификатов соответствия и деклараций о соответствии.

При обращении импортеров за временным сертификатом органы по сертификации должны информировать заявителя о том, что они имеют право обращаться в таможенные органы за назначением таможенной процедуры условного выпуска товара для внутреннего потребления в соответствии со статьей 200 Таможенного кодекса Таможенного союза. В рамках этой процедуры товар выпускается на склад импортера и находится под таможенным контролем в определенный период, необходимый для выполнения процедур оценки (подтверждения) соответствия продукции. В течение этого периода импортер должен представить таможенному органу сертификат соответствия либо декларацию о соответствии либо иной документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный ТР ТС. После представления указанных документов товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

2. До принятия в рамках Таможенного союза общих решений о применении заключенных ранее государствами – членами Таможенного союза международных договоров с третьими странами в различных сферах деятельности при выдаче сертификатов соответствия или оформлении изготовителями и импортерами деклараций о соответствии в рамках ТР ТС все действующие международные договоры Республики Беларусь со странами СНГ и другими странами в области признания сертификатов соответствия и протоколов испытаний взаимопоставляемой продукции, а также принятые решения в Республике Беларусь по признанию зарубежных документов в области подтверждения соответствия применяются.

В частности, для подтверждения соответствия требованиям ТР ТС средств индивидуальной защиты, произведенных в ЕС, могут применяться протоколы их испытаний в нотифицированных европейских органах на условиях, установленных в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 7 июля 2011 г. № 925.

3. Для обеспечения экспорта продукции в государства СНГ по заявке экспортеров органы по сертификации вправе выдавать в добровольном порядке сертификаты соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь на продукцию, на которую распространяются требования ТР ТС, которые могут использоваться в странах назначения товара для проведения процедур их признания и переоформления на национальные сертификаты, а также для повышения конкурентоспособности белорусской продукции. При этом в сертификатах соответствия должны указываться ТНПА Республики Беларусь и других стран, но не должны указываться ТР ТС.

При их выдаче органы по сертификации должны предупреждать заявителей о невозможности применения таких сертификатов на территории Таможенного союза и отражать эти условия в договорах на выполнение работ.

Указанные сертификаты могут быть выданы только после того, как изготовители будут иметь документы о подтверждении соответствия продукции требованиям ТР ТС и промаркируют продукцию Единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза (кроме случаев, когда решения по введению ТР ТС допускают на определенный период применение ранее выданных документов о подтверждении соответствии либо обращение продукции без документов о подтверждении соответствия).

4. Вопрос о продлении изготовителям Республики Беларусь сроков реализации продукции (свыше 6 месяцев) без документов о подтверждении соответствия продукции требованиям ТР ТС, которая до введения ТР ТС не подлежала в Республике Беларусь обязательному подтверждению соответствия, будет решаться Госстандартом по обращению конкретных предприятий при наличии у них утвержденных мероприятий по проведению процедур подтверждения соответствия конкретных изделий требованиям ТР ТС с обоснованием сроков их выполнения.

5. Органам по сертификации продукции следует разъяснять организациям бизнеса о необходимости скорейшего перехода на выполнение требований ТР ТС и маркировки продукции Единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза, независимо от того, что решениями ЕЭК (КТС) по введению ТР ТС предусмотрены сроки, в течение которых продукция может выпускаться в обращение по ранее полученным документам о подтверждении соответствия либо без них.

Это существенно повысит конкурентоспособность белорусских товаров и защитит предприятия от рисков потери контрактов на поставку в связи с установлением заказчиками и потребителями товаров с любого момента после введения ТР ТС требований об их соответствии ТР ТС, наличии соответствующих подтверждающих документов у изготовителя и маркировки продукции Единым знаком. Право изготовителей продукции использовать решения ЕЭК (КТС) о выпуске в переходный период продукции с ранее выданными документами о подтверждении соответствия либо без них не исключает право заказчиков и потребителей на приобретение товаров после введения ТР ТС только соответствующих требованиям ТР ТС.

Необходимо рекомендовать предприятиям определить сроки поставки товаров по ранее выданным документам об оценке (подтверждении) в контрактах на поставку со своими торговыми партнерами в Республике Беларусь, Российской Федерации и Казахстане.

6. При проведении сертификации на соответствие требованиям ТР ТС органы по сертификации вправе использовать протоколы испытаний продукции, проведенных в аккредитованных испытательных лабораториях, включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, если они были выданы после включения испытательной лаборатории в Единый реестр и с даты их выдачи не прошло более 2 лет. Это положение также распространяется на протоколы испытаний, выданные заявителям для проведения оценки соответствия продукции требованиям Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

7. В случае ввоза комплектующих и материалов предприятиями для переработки их в готовую продукцию без последующего выпуска в обращение указанных материалов и комплектующих на территории Таможенного союза, их подтверждение соответствия требованиям ТР ТС может не проводиться.

8. Не требуется подтверждение соответствия продукции требованиям ТР ТС, изготовленной предприятием для внутреннего использования без выпуска ее в обращение на территории Таможенного союза.

9. Копирование сертификатов соответствия, выданных в рамках ТР ТС органами по сертификации Республики Беларусь, осуществляется по правилам Национальной системы подтверждения соответствия и нормативными правовыми актами Республики Беларусь. В случае обращения в органы по сертификации Республики Беларусь заявителей для получения копий сертификатов соответствия, выданных органами по сертификации Российской Федерации и Казахстана, органы по сертификации вправе проверить подлинность их выдачи и правильность получения копий в указанных странах, и при положительных результатах, производить их ксерокопирование, в том числе с правильно выданных копий, и заверение органом по сертификации в установленном порядке.

10. Организации Республики Беларусь, выполняющие заказы (услуги) для организаций Российской Федерации, Республики Казахстан и третьих стран по изготовлению продукции, в том числе из давальческого сырья, не являющиеся владельцами изготовленной продукции, и тем самым не имеющие право выпуска ее в обращение, не обязаны проводить процедуры оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза. В процессе производства может быть нанесен на изделия Единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза, если в контракте на оказание услуг владельцем продукции будет такое условие оговорено.

11. При ввозе для реализации в Республике Беларусь продукции, изготовленной в Российской Федерации или Казахстане, которая выпускается по национальным документам об оценке соответствия, которые позволяют в соответствии с решениями КТС (ЕЭК) определенное время не применять в отношении ее технические регламенты Таможенного на территории этих стран, но на которую в Республике Беларусь отсутствуют национальные документы об оценке соответствия, заявителем на оценку соответствия указанной продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза вправе выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие приобретение указанной продукции для дальнейшей ее реализации на территории Республики Беларусь.

12. При наличии у изготовителей Республики Беларусь сертификатов соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь на продукцию, полученных в добровольном порядке и подтверждающих соответствие продукции обязательным требованиям по безопасности, изготовители могут применять эти сертификаты на территории Республики Беларусь без проведения процедур оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза в течение сроков, установленных в решениях КТС (ЕЭК) для применения документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, выданным или принятым до дня вступления в силу технических регламентов.

Председатель комитета В.В. Назаренко

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup